Дело № 33а-4147/2022
в суде первой инстанции дело № 2а-533/2022
УИД № 27RS0005-01-2022-000197-22
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Карбовского С.Р.,
судей: Чуешковой В.В., Хасановой Н.В.,
при секретаре: Пациора Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июля 2022 года в г. Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 6 по Хабаровскому краю к Самкову А.А. о взыскании обязательных налоговых платежей,
по апелляционной жалобе Самкова А.А. на решение Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 21 марта 2022 года.
заслушав доклад судьи Чуешковой В.В., пояснения представителя административного истца - МИФНС России № 6 по Хабаровскому краю Космач Е.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России № 6 по Хабаровскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Самкову А.А., мотивируя свои требования тем, что в соответствии с пунктом 3.4 статьи 23, п. 9 ст. 45 Налогового кодекса РФ Самков А.А., ИНН 272549116760, является плательщиком страховых взносов и обязан уплачивать их в установленные законом сроки, поскольку с 24.08.2010г. и по настоящее время зарегистрирован в качестве адвоката. Кроме того, ответчик является собственником транспортного средства и недвижимого имущества, согласно приложенному списку, являющихся объектами налогообложения по транспортному налогу и по налогу на имущество физических лиц, соответственно и плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц. Поскольку плательщиком страховых взносов, в установленные законом сроки, не исполнена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, в соответствии со ст. 69 НК РФ Инспекцией в адрес плательщика было выставлено требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, транспортного налога, налога на имущество физических лиц, которое ответчиком до настоящего времени не исполнено.
На основании изложенного, административный истец МИФНС России № 6 по Хабаровскому краю просил суд взыскать с административного ответчика Самкова А.А. задолженность: по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 32 448,00 руб., пеню 795,98 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 8 426,00 руб., пеню 29,84 руб., по уплате транспортного налога - 4 890,00 руб., пеню 38,10 руб., по уплате налога на имущество физических лиц - 1 187,00 руб., пеню 9,25 руб.
Решением Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 21 марта 2022 года требования МИФНС № 6 по Хабаровскому краю удовлетворены частично.
Суд решил: «Взыскать с Самкова А.А. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Хабаровскому краю задолженность по страховым взносам и налогам: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 32 448, руб., пени в размере 114,92 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 8 426 руб., пени в размере 29,84 руб., по уплате транспортного налога в сумме 4 890 руб., пени в размере 38,10 руб., по уплате налога на имущество физических лиц в сумме 1 187 руб., пени в размере 9,25 руб.
В остальной части иска административному истцу отказать.
Взыскать с Самкова А.А. в доход городского округа «Город Хабаровск» государственную пошлину в размере 1 614 руб.».
В апелляционной жалобе административный ответчик Самков А.А. не согласен с решением суда первой инстанции, считает его незаконным и необоснованным в части взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Поскольку, по мнению административного ответчика, он не является плательщиком налога по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере, так как с 2016 года его статус адвоката является приостановленным, а с мая 2019 года он является госслужащим и налог на страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за него отчисляет работодатель. В части взыскания транспортного налога и налога на имущество физических лиц Самков А.А. исковые требования признает и решение суда первой инстанции в указанной части не оспаривает.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу налоговый орган просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу Самкова А.А. - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился административный ответчик Самков А.А. О дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, об отложении судебного заседания – не ходатайствовал.
На основании изложенного и ст. ст. 306-307, 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившегося лица.
В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав в судебном заседании суда апелляционной инстанции представителя административного истца, не согласившейся с доводами апелляционной жалобы и просившей решение суда первой инстанции оставить без изменения, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы административного ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции судебная коллегия приходит к следующему.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362, пунктами 1, 3 статьи 363 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
На территории Хабаровского края транспортный налог установлен и введен в действие, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу Законом Хабаровского края от 10.11.2005 N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае"
С 01 января 2015 года обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена в главе 32 НК РФ.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 408, пунктам 1, 2 статьи 409 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Из материалов дела следует, что Самков А.А. является собственником имущества: транспортного средства Mazda-MPV, 2003 года, г.р.з. № и 1/2 доли квартиры с кадастровым номером №, расположенной по адресу: .
В адрес налогоплательщика Самкова А.А. было направлено налоговое уведомление от 03.08.2020г. № 23405916, согласно которому исчислен транспортный налог за 2019 год на сумму 4 890 руб. и налог на имущество за 2019 год на сумму 1 187 руб.
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц и транспортного налога административным ответчиком не исполнена.
Согласно сведений официального сайта Адвокатской Палаты Хабаровского края, Самкову А.А. 28.04.2010г. присвоен статус адвоката. 30.11.2016г. решением совета адвокатской палаты статус адвоката Самкова А.А. приостановлен.
На основании распоряжения территориального органа Минюста России от 07.12.2016г. № 125-А в реестр адвокатов внесены сведения о приостановлении статуса адвоката Самкова А.А.
Согласно норм Федерального закона от 03.07.2016г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», с 01.01.2017г. полномочия по администрированию страховых взносов осуществляют налоговые органы.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.
Согласно п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000,00 руб. - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
В соответствии с п. 1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в п.п. 2 п.1 ст.419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 2 ст. 432 НК РФ установлено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в п.п. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абз. 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Исполнение обязанности по уплате налогов, согласно ст.ст. 72, 75 НК РФ, обеспечивается начислением пени.
Поскольку административным ответчиком не были уплачены страховые взносы и налоги, подлежащие уплате за заявленный по настоящему делу расчетный период и не были уплачены транспортный налог и налог на имущество физических лиц, административным истцом в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ в адрес ответчика направлено требование от 26.01.2021г. № 1855 со сроком уплаты до 09.03.2021г., в котором исчислена задолженность: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 32 448,00 руб., пени - 114,92 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 8 426,00 руб., пени - 29,84 руб., по уплате транспортного налога - 4 890,00 руб., пени - 38,10 руб., по уплате налога на имущество физических лиц - 1 187,00 руб., пени - 9,25 руб.
Кроме того, ранее 06.07.2018г. ответчику было выставлено требование № 94097 со сроком уплаты до 18.07.2018г. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 5 402,69 руб., пени в размере 963,64 руб.; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 0 рубля, пени в размере 188,77 руб.
Требования налогового органа административным ответчиком в добровольном порядке не исполнены, что послужило основанием для обращения в суд с административным иском.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пени, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пени, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Межрайонная ИФНС России № 6 по Хабаровскому краю 31.05.2021г., то есть до истечения шестимесячного срока для взыскания, по требованию об оплате налога от 26.01.2021г. № 1855 со сроком уплаты до 09.03.2022г. и после истечения шестимесячного срока, указанного в требовании, обратилась к мировому судье судебного участка № 20 Краснофлотского района г. Хабаровска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности. Определением мирового судьи от 07.06.2021г. по административному делу № 2а-1450/2021 МИФНС России № 6 по Хабаровскому краю вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика указанной задолженности. 02.08.2021г. Судебный приказ отменен на основании письменных возражений ответчика.
Согласно материалам дела в Краснофлотский районный суд г. Хабаровска административный иск налогового органа о взыскании с ответчика вышеперечисленных сборов и налогов поступил 26.01.2022г.
Исследовав предоставленные сторонами доказательства и материалы дела, установив, что обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2020 год ответчиком не исполнена в полном объеме и не оплачены транспортный налог и налог на имущество физических лиц за 2019 год, порядок и процедура принудительного взыскания, а также сроки обращения в суд с настоящим административным иском Инспекцией соблюдены, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований налоговой инспекции о взыскании с Самкова А.А. задолженности: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 32 448,00 руб., пени - 114,92 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 8 426,00 руб., пени - 29,84 руб., по уплате транспортного налога - 4 890,00 руб., пени - 38,10 руб., по уплате налога на имущество физических лиц - 1 187,00 руб., пени - 9,25 руб., и об отказе в удовлетворении остальной части иска. Поскольку по требованиям о взыскании с Самкова А.А. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 795,98 рублей в налоговом требовании № 1855 от 26.01.2021г. размер такой пени указан налоговым органом в сумме 114,92 рубля.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они обоснованы, мотивированы в обжалуемом решении и согласуются с установленными по делу обстоятельствами и нормами действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Самков А.А. не является плательщиком налога по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере, так как с 2016 года его статус адвоката является приостановленным, а с мая 2019 года он является госслужащим, судебной коллегией не принимаются по следующим основаниям.
В силу пункта 7 статьи 430 НК РФ (действовавшей на момент спорных правоотношений) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов (в ред. Федерального закона от 27 ноября 2017 года N 335-ФЗ).
Таким образом, обязательным условием освобождения от уплаты страховых взносов является представление в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.
В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" решение о приостановлении статуса адвоката принимает совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате.
Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.
Доказательств обращения Самкова А.А. в налоговый орган с заявлением о предоставлении льготы в связи с приостановлением его деятельности в 2016 году, суду не представлено, как и доказательств оплаты указанных взносов работодателем Самкова А.А. в связи с осуществлением им трудовой деятельности в Правительстве Хабаровского края.
Учитывая установленные обстоятельства, начисление налоговым органом Самкову А.А. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32 448 рублей 00 копеек и пени по указанным страховым взносам в размере 114 рублей 92 копейки, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8 426 рублей 00 копеек и пени по указанным страховым взносам в размере 29 рублей 84 копейки, судебная коллегия признает обоснованным.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и все представленные доказательства оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, направлены на переоценку исследованных судом доказательств по делу, и не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 21 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Самкова А.А. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: