Дело №33-266/2018 город Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Кустовой С.В.
судей: Тарасовой А.А., Дорожко С.И.
при секретаре: Борзуновой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 января 2018 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», учесть награждение «Почетной грамотой министерства здравоохранения Российской Федерации» ведомственным знаком отличия в труде, признании права на присвоение звания «Ветеран труда», обязать присвоить звание «Ветеран труда», выдать соответствующее удостоверение, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 5 сентября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Тарасовой А.А., объяснения представителя истца ФИО2, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», учесть награждение «Почетной грамотой министерства здравоохранения Российской Федерации» ведомственным знаком отличия в труде, признании права на присвоение звания «Ветеран труда», обязать присвоить звание «Ветеран труда», выдать соответствующее удостоверение.
В обоснование заявленных требований указала, что она работает в системе здравоохранения 34 года 7 месяцев, из них, 33 года работает в одном учреждении - Краевом Государственном учреждении здравоохранения «Ванинская центральная районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края (далее по тексту КГБУЗ «Ванинская ЦРБ»). С 2006 года является пенсионером, получает пенсию по старости. 11.01.2017 обратилась к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветерана труда», в чем ей было отказано по тем основаниям, что в Положении о Почетной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации отсутствует условие о награждении за продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). С этим решением истец не согласна. Истцом к заявлению о рассмотрении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» направленного ответчику, были приложены все копии утверждающих документов о награждении и подтверждающих стаж трудовой деятельности, копия Почетной грамоты Министерства здравоохранения Российской Федерации (приказ о награждении от 28.10.2016 №). Получив письменный отказ, истец обратилась к Президенту Российской Федерации, обращение было переадресовано ответчику для рассмотрения. По результатам рассмотрения обращения был получен отказ в повторном рассмотрении комиссией по присвоению звания «Ветеран труда» в связи с тем, что в период времени с 01.07.2016 по 20.03.2017, ведомственным знаком отличия за заслуги в труде и продолжительную работу не менее 15 лет в сфере здравоохранения, учитываемом при присвоении звания «Ветеран труда» являлся нагрудный знак «Отличник здравоохранения». Тем не менее, ее стаж на момент получения почетной грамоты был значительно больше, как в отрасли здравоохранения (34 года 3 месяца), так и в данной организации (более 33-х лет). Почетной грамотой была награждена за заслуги в области здравоохранении и многолетний добросовестный труд. Кроме того в Положение о Почетной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации были внесены следующие изменения и дополнения от 15.02.2017: лица, представляемые к награждению Почетной грамотой, должны одновременно соответствовать следующим требованиям: стаж работы в сфере здравоохранения не менее 15 лет, в том числе в органе (организации), представляющем ходатайство, не менее 3-х лет. Добавлен п. 10, согласно которому, повторное награждение Почетной грамотой не производится. В связи с тем, что нормативный правовой акт о ведомственных наградах министерства здравоохранения Российской Федерации не был в установленный срок приведен в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 № 578, работники здравоохранения, получившие Почетные грамоты в период времени с 01.07.2016 по 20.03.2017 фактически были лишены законного права на присвоение звания «Ветеран труда».
Просит суд признать незаконным отказ в присвоении звания «Ветеран труда», учесть награждение «Почетной грамотой министерства здравоохранения Российской Федерации» как ведомственным знаком отличия в труде, признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать ответчика присвоить звание «Ветеран труда», выдать соответствующее удостоверение, взыскать с ответчика судебные расходы в размере 300 руб. за оплату государственной пошлины.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 5 сентября 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении требований. Указывает на то, что решение суда является незаконным и необоснованным. Ставит под сомнение вывод суда том, что наличие на момент награждения почетной грамотой у истицы фактического трудового стажа в системе здравоохранения более 34 лет не имеет юридического значения для присвоения звания «ветеран труда», поскольку указанный знак отличия был присвоен истице по такому нормативному основанию как наличие стажа в системе здравоохранения не менее 10 лет, считает такой вывод суда противоречащим нормам материального права. Полагает, что нарушение Министерством здравоохранения РФ срока для принятия нормативных правовых актов не должно ограничивать права и законные интересы граждан, претендующих на получение Почетной грамоты Министерства здравоохранения РФ как знака отличия, дающего право на присвоение звания «Ветеран труда». Ссылается на то, что трудовой стаж истицы в системе здравоохранения составляет 34 года, при этом в Приказе Минздрава России от 28.10.2016 № «О награждении» и в соответствующей Почетной грамоте Министерства здравоохранения отсутствует указание на то, что истица была награждена соответствующей грамотой в связи с наличием у нее трудового стажа не менее 10 лет. Полагает, что при награждении истицы почетной грамотой непосредственно применялся пункт 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 № 578.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, ФИО1 телефонограммой уведомила суд о рассмотрении дела в ее отсутствие, представитель ответчика так же ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. На основании ч.5 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав ФИО2, проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, и подтверждается материалами дела:
ФИО1 на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.10.2016 № награждена Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд, в связи с чем, на нее распространяется новый Порядок присвоения звания «Ветеран труда», действующий с 01.07.2016.
31.01.2017 Министерством социальной защиты населения Хабаровского края ФИО1 отказано в присвоении звания «Ветеран труда» (решение комиссии по присвоению звания «Ветеран труда» и «Ветеран труда Хабаровского края №), по тем основаниям, что Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации (приказ о награждении от 28.10.2016 №) не относится к государственным наградам либо ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе), учрежденным федеральными органами исполнительной власти, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». Согласно Положению о Почетной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 78 н от 10.08.2012, Почетной грамотой награждаются работники организаций здравоохранения, независимо от форм собственности, за многолетний добросовестный труд, имеющие стаж работы в отрасли здравоохранения не менее 10 лет, в том числе в данной организации не менее 3 лет. В Положении о Почетной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации отсутствует условие о награждении за продолжительную работу (службу) не менее 15 лет.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 23.05.2016), ст. 9 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», п.п. 1.1, 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 19.12.2016), Постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 № 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия», Приказом Минздрава России от 15.02.2017 № 54-н «О ведомственном знаке отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда», и о внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2012 № 78 н «О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации», исходил из того, что истцу для присвоения указанного звания необходимо было представить документы, подтверждающие факт награждения ведомственными знаками отличия за заслуги в труде и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.
Установив, что Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.10.2016 не отвечает требованиям, предъявляемым статьей 7 Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в сфере здравоохранения, так как ею награждались лица, имеющие стаж работы в области здравоохранения не менее 10 лет, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При награждении истца Почетной грамотой работодателем не были учтены изменения в Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», требования указанного Федерального закона не исполнены.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права и исследованных доказательствах, которым в решении суда дана должная правовая оценка, и оснований считать их неправильными судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, судебной коллегией отклоняются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", а также лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.( ч.4 ст. 7 закона).
В соответствии со ст. 5 Закона Хабаровского края от 26 января 2005 года № 254 (в редакции от 19.02.2016г) «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей имеющих детей и иных категорий граждан» основанием для присвоения звания «Ветеран труда» являются документы подтверждающие: награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики); трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.06.2012 N 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" Министерство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 6, п. п. 6.2. указанного Постановления, Министерство здравоохранения Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", и иные ведомственные награды и награждать ими работников Министерства, подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" (введен в действие Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ) порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение названного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 г. N 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия утверждено "Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия" (далее - Положение).
Согласно пунктам 2, 4, 25, 28 Положения, знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Знак отличия учреждается нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в соответствии с Положением.
Решение о награждении кандидата знаком отличия оформляется приказом федерального органа исполнительной власти.
В соответствии с названным Положением федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия, который определяется им самостоятельно и является видом награждения за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Для принятия указанного решения федеральными органами исполнительной власти Правительством Российской Федерации дан трехмесячный срок, начиная с 01.07.2016г.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.02.2017 года N 54н о ведомственном знаке отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающем право на присвоение звания "Ветеран труда" установлена Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации. Также приложением к приказу утверждено положение о почетной грамоте и требования, которым должны соответствовать лица, представляемые к награждению, в том числе по стажу не менее 15 лет в сфере здравоохранения, в том числе в органе (организации), представляющем ходатайство, не менее 3 лет.
ФИО1 награждена почетной грамотой на основании приказа от 28.10.2016г., до принятии соответствующего положения.
По действующему на момент издания приказа о награждении ФИО1 почетной грамотой положению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2012 года N 78н почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации относилась к ведомственной награде, не относилась к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания ветеран труда. К лицам, представляемым к награждению по положению 2012 года, предъявлялись иные, не столь значительные требования, касающиеся лишь стажа работы (не менее 10 лет в отрасли здравоохранения, в том числе в данной организации не менее 3 лет.)
Таким образом, учитывая, что ФИО1 награждена почетной грамотой «За заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд» 28.10.2016г. и на момент её награждения действовал лишь Приказ и Положение о почетной грамоте 2012г., не смотря на наличие стажа работы в области здравоохранения более 30 лет, судебная коллегия находит доводы жалобы о признании за ФИО1 права на присвоение звания «Ветеран труда» основанном на ошибочном толковании норм материального права, поскольку до вступления в законную силу приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.02.2017 г. №54н почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации не относилась к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право для присвоения звания "Ветеран труда".
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и выражают несогласие с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
Судебная коллегия полагает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, его выводы соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушения или неправильного применения норм материального права либо норм процессуального права не установлено, поэтому решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований к его отмене не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 5 сентября 2017 года по делу по иску ФИО1 к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», учесть награждение «Почетной грамотой министерства здравоохранения Российской Федерации» ведомственным знаком отличия в труде, признании права на присвоение звания «Ветеран труда», обязать присвоить звание «Ветеран труда», выдать соответствующее удостоверение -оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 -без удовлетворения.
Председательствующий: С.В. Кустова
Судьи: А.А. Тарасова
С.И. Дорожко