НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда (Хабаровский край) от 17.05.2019 № 33-3058/19

Дело № 33-3058/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 мая 2019 года город Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего С.В. Кустовой

судей Ю.А. Королёва, А.А. Тарасовой

при секретаре А.Д. Беляниновой

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крюкова Д. Н., Крюковой Е. А., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 к Некоммерческой организации " Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" о признании незаконными действий по начислению взносов на капитальный ремонт жилого дома, возложении обязанности отменить начисление взносов на капитальный ремонт жилого дома, по апелляционной жалобе Крюковой Е. А., Крюкова Д. Н. на решение Центрального районного суд г.Хабаровска от 27 декабря 2018 года.

Заслушав доклад судьи С.В. Кустовой, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Крюков Д.Н., Крюкова Е.А., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, обратились в суд с иском к Некоммерческой организации "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" о признании незаконными действий по начислению взносов на капитальный ремонт жилого дома, возложении обязанности отменить начисление взносов на капитальный ремонт жилого дома.

В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками квартиры по <адрес> на основании свидетельств о регистрации права от 23.12.2015 года. С декабря 2015 года Некоммерческая организация «Хабаровский краевой фонд капитального ремонта» начисляет им взносы на капитальный ремонт общего имущества и присылает квитанции для оплаты. Долг на 26.09.2018 года составил 16 679 рублей 63 копейки. Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014-2043 годы утверждена постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2013 года -пр. В программу включен дом по <адрес>. Из приложения к Краткосрочному плану реализации в 2016 году Программы (утв. Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.12.2015 года № 472-пр) следует, что в Программу включен дом по <адрес>, введенный в эксплуатацию в 2008 году, состоящий из трех подъездов. Вместе с тем, объект капитального строительства «Жилой дом <адрес>», в котором находится квартира истцов, на дату утверждения Программы еще не был построен и не мог быть включен в Программу. Объекту капитального строительства «Жилой дом <адрес> не присваивался отдельный адрес, вместе с тем, его строительство привело к изменению технического состояния дома (изменилась площадь дома, количество подъездов), что является основанием для внесения изменений в сроки и объемы проведения капитального ремонта. Указанные сведения являются основанием для актуализации программы. При актуализации Программы не вносились сведения об актуализации данного адреса, с учетом той части дома, которая введена в эксплуатацию 30.10.2015 года, то есть именно та часть дома, в которой находится квартира истцов, в связи с чем, у них отсутствует обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества, а у Некоммерческой организации «Хабаровский краевой фонд капитального ремонта» отсутствует право требовать с истцов оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме до актуализации Программы и включении в нее произошедших изменений в техническом состоянии дома. Отсутствие в действующем законодательстве правового регулирования по вопросу уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в случае, когда часть многоквартирного дома вводится в эксплуатацию после того как первоначально введенная часть дома уже включена в программу не является основанием для начисления взносов с момента ввода в эксплуатацию достроенных подъездов. Начисление взносов за капитальный ремонт собственникам квартир без учета введения в эксплуатацию жилого дома очередями приводит к тому, что обязанность по уплате у граждан, чьи квартиры построены после первоначального введения в эксплуатацию части дома, возникает ранее 3-х летнего срока, установленного Законом Хабаровского края от 24.07.2013 года , что противоречит федеральному законодательству. Истцы считают, что у Некоммерческой организации «Хабаровский краевой фонд капитального ремонта» отсутствуют законные основания по начислению им взносов на капитальный ремонт общего имущества и выставлению счетов для их оплаты. Просят признать незаконными действия Некоммерческой организации «Хабаровский краевой фонд капитального ремонта» по начислению взносов на капитальный ремонт жилого дома; отменить начисление взносов.

Согласно заявлению об уточнении исковых требований, истцы просили признать незаконными действия Некоммерческой организации "Хабаровский краевой фонд капитального ремонта" по начислению взносов на капитальный ремонт жилого дома Крюковой Е.А., Крюкову Д.Н., ФИО1, Крюкову К.Д.. с первого месяца их начисления, с декабря 2015 года, отменить начисление взносов на капитальный ремонт жилого дома Крюковой Е.А., Крюкову Д.Н., ФИО1, ФИО2 с первого месяца их начисления, с декабря 2015 года.

Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 27 декабря 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Крюкова Е.А., Крюков Д.Н. с вынесенным решением не согласны, считают его незаконным и подлежащим отмене. Поскольку судом первой инстанции не дана оценка доводу, изложенному в иске о нарушении в отношении истцов конституционного принципа равенства всех перед законом и не применена при разрешении спора норма ст. 19 Конституции РФ. Полагает, что выводы суда, о том, что при определении времени возникновения у собственников помещений обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт в случаях, когда многоквартирный дом вводится в эксплуатацию секциями с различными сроками ввода, необходимо исходить из первоначального включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не основаны на нормах материального права. Ни Жилищный кодекс РФ, ни региональное законодательство не регулирует сроки начала уплаты взносов на капитальный ремонт в случае введения в эксплуатацию многоквартирного дома по частям. Полагает, что поскольку блок-секции 1-7, 1-8, не включены в Программу и сведения по дому, расположенному по <адрес>, не актуализированы, у ответчика отсутствуют основания для начисления взносов на капитальный ремонт. Данная обязанность у собственников жилых помещений, находящихся в этих блока-секциях должна возникнуть после актуализации Программы, в порядке ч.3 ст. 169, ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ и с учетом положений ст. 6.2 Закона Хабаровского края от 24.07.2013 г. Судом сделан вывод о том, что после утверждения Программы, были введены в эксплуатацию блок-секция 1-7, 1-8 которые не подлежат самостоятельному включению в Программу. Вместе с тем, в деле имеется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.10.2015 г., выданное администрацией города Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края, в соответствии с которым в эксплуатацию введен объект капитального строительства «Жилой дом <адрес>», расположенный по <адрес>, а не отдельные блок-секции. Просят решение суда отменить, по делу вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.

Письменных возражений не поступило.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Крюковой Е.А., Крюкову Д.Н., а также их несовершеннолетним детям ФИО1, ФИО2 на праве общей долевой собственности принадлежит квартира площадью 79 кв.м., расположенная по <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права , , , от 23.12.2015 года.

Многоквартирный дом <адрес> на основании заявки администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 15.10.2013 г. включен в краевую программу капитального ремонта, утвержденную Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2013 N 479-пр "Об утверждении Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014 - 2043 годы", опубликованную 31.12.2013 г.

Постановлением Администрации г. Комсомольска-на-Амуре № 1847-па от 30.05.2014 года «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов» принято решение о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома <адрес> на счете некоммерческой организации «Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае».

В соответствии с постановлением Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 26.09.2018 года «О внесении изменений в постановление администрации города Комсомольска-на-Амуре от 30.05.2014 года № 1847-па «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов» в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых Фонд капитального ремонта формируется на счете некоммерческой организации «Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» вошел <адрес>.

В этой связи, в соответствии с ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, Региональным оператором по указанному многоквартирному дому предоставляются платежные документы по оплате взносов на капитальный ремонт.

Истцы, являясь собственниками квартиры по <адрес>, должны нести обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

Данные взносы должны уплачиваться ими ежемесячно на основании платежных документов, представляемых Некоммерческой организацией "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае".

В соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2013 года № 479-пр "Об утверждении Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014-2043 годы", дом <адрес> включен в региональную программу в целом, без выделения подъездов.

Многоквартирный дом, расположенный по <адрес>, был введен в эксплуатацию в 1989 году, то есть до утверждения региональной программы капитального ремонта.

Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 30.10.2015 года Администрация г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края разрешает ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства "Жилой дом <адрес>", расположенного по <адрес>, строительный <адрес>.

В соответствии с актом приема-передачи жилого помещения от 03.12.2015 года, истцы произвели приемку жилого помещения: трехкомнатная квартира <адрес> на 7 этаже, общей площадью 83,83 кв. м., в многоквартирном жилом доме, расположенном по <адрес>.

После утверждения Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014 - 2043 годы, были введены в эксплуатацию блок-секции1-7, 1-8, которые не подлежат самостоятельному включению в программу капитального ремонта, на помещения данных блок-секций распространяется общее правило о начале обязанности по уплате за капитальный ремонт, с учетом положений п. 5 ч. 2 ст. 153, ч. 3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, ст. 158, 168, 169, 170, 171, 175, 181 ЖК РФ, Закона Хабаровского края от 24.07.2013 № 296 «О регулировании отношении в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Хабаровского края» исходил из того, что многоквартирный дом, расположенный по <адрес>, является одним целым объектом капитального строительства, которому присвоен один порядковый номер. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений, расположенных в блок-секциях, введенных в эксплуатацию 30.10.2015 года, возникла не ранее возникновения права собственности на помещениях в этих секциях. Согласно представленным истцами документам, право собственности на квартиру в спорном доме возникло 23.12.2015 года, взносы на капитальный ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома начисляются с декабря 2015 года. Таким образом, ответчик производит начисления взносов на капитальный ремонт собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по <адрес>, в соответствии с ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Доводы о том, что блок-секции 1-7, 1-8 не включены в Программу и сведения по дому, расположенному по <адрес>, не актуализированы, у ответчика отсутствуют основания для начисления взносов на капитальный ремонт, судебной коллегией отклоняется.

Как правильно указал суд первой инстанции, из системного толкования положений ст. 48, ч. 12 ст. 51, ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, Приказа Минстроя России от 19.02.2015 №N117/пр. "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", следует, что разрешение на строительство и последующее разрешения на ввод объекта в эксплуатацию могут быть выданы на отдельный этап строительства (Определение Верховного Суда РФ от 18.07.2007 № 59-Г07-10).

Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, к отдельному этапу строительства относит, в том числе, строительство части объекта капитального строительства.

Согласно п. 1.9. СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» многосекционные жилые дома, состоящие из четырех секций и более, могут приниматься в эксплуатацию отдельными секциями.

Часть 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" также предполагает возможность ввода в эксплуатацию в разное время отдельных блок-секций, как частей одного многоквартирного жилого дома.

Доказательств того, что блок-секция, в которой расположена квартира истцов, является самостоятельным многоквартирным домом, суду не представлено. Своего отдельного адреса эта блок-секция не имеет.

При определении времени возникновения у собственников помещений обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт в случаях, когда многоквартирный дом вводится в эксплуатацию блок-секциями с различными сроками ввода, необходимо исходить из первоначального включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.

Входящие в состав дома блок-секции в соответствии с Программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014 - 2043 годы, не включены в региональную программу отдельно. Капитальный ремонт части многоквартирного дома законодательством не предусмотрен.

При таких обстоятельствах действия Некоммерческой организации " Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" соответствуют требованиям закона, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.

Кроме того, сам факт включения жилого дома в указанную программу истцами не оспаривается.

Довод апелляционной жалобы о нарушении в отношении истцов конституционного принципа равенства всех перед законом, не принимается коллегией. Поскольку взносы на капитальный ремонт единого объекта недвижимости многоквартирного дома, вне зависимости от ввода в эксплуатацию каждой очереди многоквартирного дома, расходуются на проведение работ по капитальному ремонту в равной степени в отношении всех коммуникаций дома, обеспечивающих возможность использования каждого жилого помещения. Кроме того, срок капитального ремонта дома определяется в отношении всего дома с момента его строительства, а не с момента введения в эксплуатацию отдельных блок-секций.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования суда, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.

Судебная коллегия полагает, что постановленное по делу решение суда отвечает требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ о законности и обоснованности. Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Центрального районного суд г.Хабаровска от 27 декабря 2018 года по гражданскому дело по исковому заявлению Крюкова Д. Н., Крюковой Е. А., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 к Некоммерческой организации " Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" о признании незаконными действий по начислению взносов на капитальный ремонт жилого дома, возложении обязанности отменить начисления взносов на капитальный ремонт жилого дома- оставить без изменения, апелляционную жалобу Крюковой Е. А., Крюкова Д. Н. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в Президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий С.В. Кустова

Судьи Ю.А. Королёв

А.А. Тарасова