РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33-7102
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Хабаровск 16 сентября 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего И.И.Хуснутдиновой
судей В.А.Галенко, Г.И.Федоровой
при секретаре М.С.Арабаджи
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Советско-Гаванского городского прокурора в интересах ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Советско-Гаванском районе Хабаровского края о признании начисления пенсии незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет и выплату пенсии по апелляционной жалобе Золотаревой З.А. и апелляционному представлению Советско-Гаванского городского прокурора Демидовского В.В. на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 21 июля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Федоровой Г.И., пояснения представителя Золотаревой З.А. – Золотаревой С.А., прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Лазаревой Н.А., представителей Управления Пенсионного фонда РФ в Советско-Гаванском районе Ростовой Р.Г. и Щепеткиной М.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Советско-Гаванский городской прокурор Демидовский В.В. обратился в суд иском в интересах ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Советско-Гаванском районе Хабаровского края о признании начисления пенсии незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет и выплату пенсии. В исковом заявлении указал, что согласно протоколу заседания комиссии по назначению пенсии при исполкоме Совгаванского горсовета от 12.10.1994г. пенсия Золотаревой З.А. назначена в соответствии со ст. 14 Закона № 340-1 по специальному стажу в календарном порядке в связи с осуществлением трудовой деятельности в районах Крайнего Севера, а также в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Согласно представлению о назначении пенсии, имеющемуся в пенсионном деле заявителя, общий трудовой стаж Золотаревой З.А. составляет 42 года 0 месяцев 6 дней, льготный стаж - 28 лет 0 месяцев 2 дня. Требуемый стаж для назначения пенсии - 20 лет. При расчете заработка для исчисления пенсии применен коэффициент 1,5, заработок, принятый для расчета пенсии, указан в размере <данные изъяты>, с учетом 75 % - <данные изъяты>, максимальный размер пенсии - <данные изъяты>, общий размер пенсии - <данные изъяты>, пенсия подлежит выплате с 05.10.1994г. Согласно расчету стажа Золотаревой З.А. в стаж вошел период обучения заявителя в высшем учебном заведении с 01.09.1962 по 29.06.1966, в связи с чем трудовой стаж заявителя увеличился на 3 года 9 месяцев 29 дней и составил 46 лет 1 месяц 5 дней, календарный - 28 лет 2 месяца 5 дней (лист пенсионного дела 32). Однако, согласно ответу УПФР в Советско-Гаванском районе Хабаровского края от 07.02.2014 № размер пенсии заявителя исчислен исходя из 42 лет общего трудового стажа и среднемесячного заработка за период с 01.10.1993 по 30.09.1994 в размере <данные изъяты>. Осовремененный средний заработок на 05.10.1994 составил <данные изъяты>. По заявлению Золотаревой З.А. от 07.12.1994 на нетрудоспособных иждивенцев ФИО1 и ФИО2 установлена надбавка в размере <данные изъяты>, в связи с чем размер пенсии Золотаревой З.А. с 01.01.1995 составил <данные изъяты>. В ответах пенсионного фонда за разные периоды имеются противоречия во включении в общий трудовой стаж периода учебы заявителя в высшем учебном заведении. Однако, несмотря на разницу в 4 года в трудовом стаже заявителя, размер пенсии Золотаревой З.А. исходя из 42 лет стажа и 46 лет составляет <данные изъяты>. Кроме того, в представлении о назначении пенсии среди периодов, засчитанных в трудовой стаж, период обучения отсутствует, что свидетельствует о невключении указанного периода в общий трудовой стаж при назначении пенсии. Также в ходе проведенной проверки установлено, что в пенсионном деле Золотаревой З.А. отсутствуют документы по начислению и расчету пенсии за период с 1994 года по 1998 год. Согласно ответу на обращение, в УПФР имеется информация за период с 01.11.1998, которая направлена заявителю. В ответе от 31.12.2013 № УПФР в Советско-Гаванском районе Хабаровского края указывает на отсутствие возможности предоставить заявителю по запросу документы о перерасчете пенсии, поскольку соответствующие документы являются внутренними документами УПФР. Полагает, что до 30.09.1998 перерасчет пенсии Золотаревой З.А. не производился, поскольку подтверждающие данное обстоятельство документы в материалах пенсионного дела отсутствуют. Как следует из ответа ОПФР по Хабаровскому краю от 14.05.2015, пенсия Золотаревой З.А. по состоянию на 05.12.1994 рассчитана следующим образом: <данные изъяты>, где 28 700 (минимальный размер пенсии по состоянию на 05.10.1994 - Федеральный закон от 31.10.1994 № 31-ФЗ "О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации, 3 - ограничение для максимального размера пенсии; 1,2 - повышение размера пенсии на 20 % за стаж выше установленного; 1,5 - районный коэффициент. Однако, в соответствии со ст. 1 Закона № 31 минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, установлен в сумме 34 440 рублей в месяц, что не было учтено. В нарушение п. "б" ч. 1 ст. 21 Закона № 340-1 надбавка, предусмотренная законом на двух нетрудоспособных иждивенцев, при назначении Золотаревой З.А. пенсии не учтена. Соответствующая выплата назначена Золотаревой З.А. лишь с 01.01.1995, т.е. за октябрь- декабрь 1994 года выплата на нетрудоспособных иждивенцев Золотаревой З.А. не произведена. Кроме того, расчет пенсии произведен в том числе и без учета компенсационной выплаты, которая, как следует из ответа ОПФР по Хабаровскому краю от 14.05.2015 №, на дату назначения пенсии составила 29 550 руб. Полагает, что расчет пенсии Золотаревой З.А. по состоянию на 01.11.1994 должен выглядеть следующим образом:
<данные изъяты>. С 01.12.1994 размер пенсии Золотаревой З.А. должен составлять <данные изъяты>.
Кроме того, в соответствии с Федеральными законами о повышении минимального размера пенсии пенсия Золотаревой З.А. подлежала индексации и с мая 1995 года.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 15.04.1996г. № 550 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения граждан РФ» в целях повышения жизненного уровня пенсионеров для лиц, размер пенсии которых превышает 128 250 рублей в месяц, компенсационная выплата увеличена с 75 тыс. рублей до 85 тыс. рублей в месяц. Согласно материалам пенсионного дела соответствующая компенсационная выплата Золотаревой З А. не производилась.
С 01.02.1998 вступил в силу Федеральный закон от 21.07.1997 № 113- ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий". С момента вступления в силу указанного закона государственные пенсии, исчисленные по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в связи с ростом заработной платы в стране исчислялись и подлежали расчету путем применения индивидуального коэффициента пенсионера. Ссылаясь на ст. 7 Закона № ПЗ-ФЗ, прокурор полагает, что индивидуальный коэффициент Золотаревой З.А. составил бы <данные изъяты> из расчета: за период работы с 1974 года по 1978 год включительно среднемесячная заработная плата заявителя составила <данные изъяты>, среднемесячная заработная плата в стране за соответствующий период составляла 153,92.
Согласно материалам пенсионного дела, с 1998 года по 20.06.2000 при начислении и перерасчете пенсии Золотаревой З.А. применялся районный коэффициент 1,5, однако с 27.10.2000 по настоящее время применяется коэффициент 1,4. Решением Хабаровского крайисполкома от 18.07.1991 N 154 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих" по Советско-Гаванскому району к заработной плате установлен районный коэффициент 1,5. Данное постановление действует с 18.07.1991 по настоящее время. Следовательно, при расчете пенсии Золотаревой З.А. должен быть применен коэффициент 1,5.
01 декабря 1997 г. первым заместителем Министра труда и социального развития Российской Федерации и 4 декабря 1997 г. председателем правления Пенсионного фонда Российской Федерации утверждены Рекомендации по реализации Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 113-Ф3 "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий". Пункт 8.4 Рекомендаций предписывает ограничивать в размере 1,2 общую сумму пенсий, включая все предусмотренные пенсионным законодательством надбавки, повышения, а в соответствующих случаях и компенсационную выплату, устанавливаемые к пенсии. Решением Верховного Суда РФ от 18.06.1998 пункт 8.4 Рекомендаций по реализации Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", направленные письмом Минтруда РФ от 01.12.1997 N 5981-ЮЛ, ПФ РФ от 04.12.1997 N ВБ-06-28/8681, признан незаконным. Таким образом, индивидуальный коэффициент в размере 0,7, который, как следует из материалов пенсионного деда, применен при расчете пенсии Золотаревой З.А., применению не подлежал.
Базовая часть установленной 01.01.2002 Золотаревой З.А. пенсии в размере <данные изъяты> не умножена на районный коэффициент 1,5, установленный по г. Советская Гавань решением исполкома Краевого Совета народных депутатов от 18.07.1991 № 154. Согласно ст. 1 Федерального закона от 29.11.2003 № 154-ФЗ "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" размер базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях). В соответствии с данным законом размер базовой части пенсии Золотаревой З.А. должен быть увеличен на коэффициент 1,5 вместо 1,4.
В нарушение ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-Ф3 фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 330 рублей 60 копеек в месяц. Соответствующий размер базовой пенсии Золотаревой З.А. с 01.01.2010 не установлен. Таким образом, в нарушение требований Закона № 340-1 при назначении пенсии Золотаревой З.А. допущены нарушения порядка расчета пенсии, что повлекло ее существенное уменьшение.
Просит признать действии по начислению Золотаревой З.А. пенсии с 05.10.1994 с учетом установленного минимального размера пенсии на 01.10.1994 в размере <данные изъяты> без учета компенсации в размере <данные изъяты>, без учета надбавки за двух иждивенцев в размере <данные изъяты> незаконными,
обязатъ Управление Пенсионного Фонда РФ в Советско-Гаванском районе произвести Золотаревой З.А. перерасчет и выплату неполученной части пенсии с 01.11.1994 с учетом установленного на 01.11.1994 минимального размера пенсии в размере <данные изъяты>, компенсации в размере <данные изъяты>, надбавки на двух иждивенцев в размере <данные изъяты>,
признать действия Управлении Пенсионного фонда РФ в Советско-Гаванским районе по начислению Золотаревой З.А. пенсии с 01.01.2002 без учета районного коэффициента 1,5, индивидуального коэффициента Золотаревой З.А. в размере 2,15 незаконными,
обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Советско-Гаванским районе произвести перерасчет и выплату пенсии за период с 01.01.2002 с учетом районного коэффициента к заработной плате в размере 1,5, индивидуального коэффициента Золотаревой З.А. в размере 2,15;
признать действия Управлении пенсионного Фонда РФ в Советско- Гаванском районе по применению при расчете пенсии Золотаревой 3.А. индивидуального коэффициента 0,7 незаконными.
обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Советско-Гаванском районе произвести перерасчет и выплату пенсии Золотаревой З.А. с 01.02.1998 с учетом индивидуального коэффициента 1,2.
обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Советско-Гаванском районе включить в общий трудовой стаж Золотаревой З.А. период обучения а <данные изъяты> с 01.09.1962 по 29.06.1966.
обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Советско-Гаванском районе восстановить документы пенсионного дела о начислении и перерасчете пенсии Золотаревой З.А. за период с 05.10.1994 по 01.10.1998.
Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 21 июля 2016 года в удовлетворении искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Золотарева З.А. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что гражданское дело неправомерно было передано председателем суда из производства судьи Юманова Д.К. судье Манушенковой Н.Б., в деле отсутствуют протоколы судебных заседаний, УПФР г. Советская Гавань не предоставило ей всей нормативно-правовой базы при расчете ее пенсии, чтобы она могла сама рассчитать свою пенсию. Просит потребовать от Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советско-Гаванском районе Хабаровского края расчетные и выплатные листы за 1994-1998 годы и рассчитать ее пенсию с ноября 1994 года по 2016 год со всеми компенсациями, индексациями, районным коэффициентом 1,5.
В апелляционном представлении Советско-Гаванский городской прокурор Демидовский В.В. просит решение суда отменить, исковое заявление удовлетворить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает на то, что Золотарева З.А. с заявлением о назначении пенсии обратилась 05.10.1994г., а пенсия назначена только 01.11.1994г., минимальный размер пенсии должен был составлять <данные изъяты>, при расчете пенсии необоснованно не применен районный коэффициент 1,5, индивидуальный коэффициент 0,7 применялся неправомерно, в пенсионном деле отсутствуют перерасчеты пенсии в связи с индексацией, отсутствуют документы о выплате Золотаревой З.А. компенсаций. Доводов, изложенных в решении суда, считает недостаточными для отказа в удовлетворении искового заявления.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. начальника УПФР в Советско-Гаванском районе Гераськина Н.С. просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что назначение и выплата пенсии Золотаревой З.А. производилась в соответствии с пенсионным законодательством, оснований для перерасчета пенсии не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Согласно ст. 16 Закона № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (в редакции на 05.10.1994г.), размер пенсии устанавливался в размере 55 процентов заработка (раздел VII Закона) и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудовою стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии при назначении пенсии по основаниям, предусмотренным статьями 10-12 Закона, а при назначении пенсии в соответствии со статьями 12 и 14 Закона увеличение размера пенсии на один процент заработка производилось также за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии. Размер пенсии, исчисленной в указанном выше порядке, не мог превышать 75 процентов заработка. Максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливался на уровне трех минимальных размеров пенсии (часть первая статьи 17 Закона). Размер пенсии (часть первая настоящей статьи) повышался на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов (ст.18).
К пенсии устанавливались надбавки, в том числе на нетрудоспособных иждивенцев (статьи 50 - 53 Закона), если они сами не получали какой-либо пенсии.
Надбавка на нетрудоспособных иждивенцев выплачивалась неработающим пенсионерам (ст. 21).
Пенсия назначалась со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 119 Закона. Днем обращения за пенсией считался день подачи заявления со всеми необходимыми документами. При направлении заявления и документов по почте днем обращения считалась дата их отправления (ст. 118).
Размер назначенной пенсии изменялся при возникновении права на ее повышение с первого числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер обратился с заявлением о повышении пенсии со всеми необходимыми документами; при наступлении обстоятельств, влекущих уменьшение пенсии, - с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили соответствующие обстоятельства (ст. 121).
Судом установлено, что Золотарева З.А. обратилась за назначением пенсии 05.10.1994г.
Согласно протоколу заседания комиссии по назначению пенсии при исполкоме Совгаванского горсовета от 12.10.1994г., пенсия ФИО1 назначена с 05.10.1994г. в соответствии со ст. 14 Закона № 340-1 в связи с наличием специального стажа и осуществлением трудовой деятельности в районах Крайнего Севера, а также в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Федеральным законом от 31.10.1994 N 30-Ф3 «О повышении минимального размера пенсии» с 1.10.1994г. минимальный размер пенсии установлен 28700 рублей.
Размер пенсии <данные изъяты> рассчитан исходя из минимального размера, установленного на дату расчета 05.10.1994г. - 28 700 рублей следующим образом: <данные изъяты>.
Федеральным законом № 31-ФЗ от 31.10.1994г. «О повышении минимального размера пенсии» с 1 ноября 1994 года минимальный размер пенсии установлен 34440 рублей в месяц.
В дальнейшем минимальный размер пенсии повышался в соответствии с ФЗ от 20.04.1995 г. N 44-ФЗ, ФЗ от 28.06.1995 г. N 99-ФЗ, ФЗ от 27.07.1995 г. N 117-ФЗ, ФЗ от 01.11.1995 г. N 160-ФЗ, ФЗ от 27.05.1996 г. N 55-ФЗ.
В силу ст. 7 Закона 340-1 (в ред. Федерального закона от 05.05.94 N 2-ФЗ), пенсии подлежали индексации или компенсации в связи с повышением стоимости жизни.
Согласно распоряжению ПФР от 08.12.1994г. размер пенсии истицы составил <данные изъяты>:
<данные изъяты>, а с учетом надбавки на двух иждивенцев <данные изъяты>, выплачиваемой с 01.01.1995г. составил <данные изъяты>.
Согласно пенсионному удостоверению истицы, размер пенсии на 01.11.1994г. составил <данные изъяты>.
Таким образом судом установлено, что с 01.11.1994г. истице пенсия правильно рассчитана исходя из установленного законом минимального размера пенсии <данные изъяты>.
Компенсационные выплаты устанавливались Указами Президента РФ и выплачивались к пенсии. Постановлением Правительства РФ от 08.02.1994г. N 86 "О компенсационных выплатах пенсионерам" с 1 февраля 1994 г. установлен размер компенсационной выплаты в сумме 19700 рублей. Пенсионерам, проживающим в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, компенсационные выплаты, предусмотренные настоящим постановлением, увеличиваются с учетом этого коэффициента. Компенсационная выплата Золотаревой З.А. на 05.10.1994г. с учетом районного коэффициента составила <данные изъяты>. Последующими Указами Президента РФ размеры компенсационных выплат пенсионерам повышались.
В пенсионном деле имеются сведения о перерасчете пенсии на 25.09.1998г., из которого видно, что истице выплачивалась компенсационная выплата к пенсии <данные изъяты> - пункт 7 расчета. О наличии компенсационных выплат свидетельствуют и иные расчеты и распоряжения 1999-2000г.г. (155,156,161,165), компенсационные выплаты начислялись и выплачивались. Согласно расчету на 27.10.2000г. пенсия истице начислялась с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Согласно действовавшему на тот период законодательству при исчислении пенсии с применением ИКП компенсационные выплаты не выплачивались (ст.1 ФЗ от 21.07.1997 № 113-Ф3 "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий").
Судом установлено, что в пенсионном деле не должны храниться документы об осуществлении компенсационных выплат к пенсии. В период с 1994г. по 1998г. пенсии выплачивались Центром по выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в Хабаровском крае (г. Хабаровск), выдавались в почтовых отделениях, лицевые счета велись до 01.10.1998г. на бумажном носителе. В соответствии с Инструкцией по выплате пенсий и пособий предприятиями почтовой связи № 235 от 23.12.1986г. на основании лицевых счетов оформлялись поручения и передавались в отделения почтовой связи, где пенсионер получат пенсию. Документы о размере выплаченной истице пенсии в указанный период в УФСП Хабаровского края - филиал ФГУП «Почта России» не сохранены за истечением срока хранения.
Согласно пояснениям представителя истца, размер пенсии до 2013г. истицу полностью устраивал, положенную пенсию она получала, в 2013г. обратилась в в ПФР для проверки пенсионного стажа и выяснила, что в пенсионном деле отсутствуют документы о выплатах за 1994 - 1998г. С заявлениями о неначислении или невыплате компенсационной выплаты или надбавки на иждивенцев истец в период с 1994г. по 1998г. в орган по выплате пенсии не обращалась.
Доводы о том, что истице незаконно не выплачивалась надбавка на двух иждивенцев с 01.11.1994г. в размере <данные изъяты> суд обоснованно признал несостоятельными. Из копии пенсионного дела видно, что 07.12.1994г. истец обратилась за назначением надбавки на двух иждивенцев. Распоряжением органа, осуществляющего назначение и выплату пенсии от 08.12.1994г. истице с 01.01.1995г. установлена надбавка на двух иждивенцев по <данные изъяты> на каждого. Надбавка установлена с 01.01.1995г. в соответствии с требованиями ст. 121 Закона 340-1 с первого числа месяца, следующего тем, в котором пенсионер обратился с заявлением о повышении пенсии со всеми необходимыми документами и в соответствии с требованиями ст. 21 Закона 340-1: надбавка на нетрудоспособных иждивенцев выплачивается неработающим пенсионерам. Согласно трудовой книжке, истец уволена 05.12.1994г. Изложенное подтверждает обоснованность назначения и выплаты надбавки на двух иждивенцев с 01.01.1995г. в размере <данные изъяты>.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона РФ № 340-1 "О государственных пенсиях в РФ" минимальные и максимальные размеры трудовых и социальных пенсий определяются для граждан, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, с применением соответствующего коэффициента на весь период их проживания в указанных местностях. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Пунктом 55 постановления Совмина РСФСР от 20.03.1991 N 162 установлено, что в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, стипендии, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей.
В соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964г. № 380/11-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных в районам Крайнего Севера", в Советско-Гаванском районе такой коэффициент установлен в размере 1,4, следовательно, к пенсиям подлежал применению районный коэффициент в размере 1,4.
Согласно копии пенсионного дела, до 27.10.2000г. при расчете пенсии истице применялся районный коэффициент 1,5. В расчете от 27.10.2000г. имеется указание на районный коэффициент 1,4. При этом общий размер пенсии не уменьшился по сравнению с предыдущими данными о начислениях (<данные изъяты>) и составил <данные изъяты>.
С 01.01.2002г. введен в действие Федеральный закон N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ".
В соответствии со статьей 30 Федерального закона N 173-Ф3 от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ", определение размера пенсии не устанавливается в процентном отношении к заработку пенсионера. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется по формуле: ПК = (РП - БЧ) х Т, где ПК - это величина расчетного пенсионного капитала; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с пунктом 2 этой статьи; БЧ - размер базовой части трудовой пенсии; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости. Согласно пункту 2 статьи 30 этого же закона расчетный период трудовой пенсии определяется для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет по формуле: РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП, где ЗР - это среднемесячный заработок застрахованного лица по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующим работодателем либо государственными (муниципальными) органами; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за этот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограниченные способности к трудовой деятельности 1 степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в данном пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается не свыше 1,4 в районах, в которых к заработной плате установлен районный коэффициент в размере 1,5.
Таким образом, с введением в действие Федерального закона N 173-Ф3 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», законодатель отказался от применения районного коэффициента для определения размера трудовых пенсий и его повышения лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в том виде, как это было предусмотрено ранее действовавшим законодательством. Однако государственные гарантии, связанные с проживанием в этих климатически неблагоприятных районах, учитываются законодателем путем установления более высокого отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсия которым была назначена в соответствии с ранее действующим законодательством и преобразуется с введением в действие Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ" (статья 30).
С 01.02.1998г. действовали два порядка исчисления пенсии: с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) в соответствии с ФЗ от 21.07.1997г № ПЗ-ФЗ, и без применения ИКП в соответствии с Законом РФ № 340-1.
С 01.01.2002 года и до 01.01.2015г. пенсия рассчитывалась на основании Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а с 01.01.2015г. - Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Как изложено в исковом заявлении, истицей индивидуальный коэффициент пенсионера понимается как отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, однако такое понимание данной величины противоречит законодательству. Так, истица указывает, что за период работы с 1974 года по 1978 год включительно ее среднемесячная заработная плата составила <данные изъяты>. Среднемесячная заработная плата в стране за соответствующий период составляла 153,92, следовательно, индивидуальный коэффициент Золотаревой З. А. должен был составить <данные изъяты>, который она и просит применить с 01.01.2002г. и взыскать недоначисленную пенсию.
Согласно ответу ПФР от 12.03.2013г. №, органы ПФР выбирают наиболее выгодный для пенсионера вариант оценки его пенсионных прав в целях недопущения снижения уровня пенсионного обеспечения. Исчисление пенсии Золотаревой З.А. осуществлено пенсионным фондом по наиболее выгодному для нее варианту, размер трудовой пенсии Золотаревой З.А. исчислен по отношению среднемесячной заработной платы заявителя к среднемесячной заработной плате по стране за период с 1971 по 1975 годы, равного 1,902 и учтен в предельно возможном повышенном размере 1,4, установленном в Хабаровском крае.
Федеральным законом от 21.07.1997г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" установлено, что государственные пенсии, исчисленные по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"" подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера. В тех случаях, когда размер пенсии, исчисленный в соответствии с данным законом, не достигает размера, предусмотренного другими нормами Закона, пенсионер вправе выбрать исчисление пенсии без применения индивидуального коэффициента. Увеличение пенсий, исчисленных по нормам Закона без применения индивидуального коэффициента, производится в сроки, предусмотренные пунктом "в" настоящей статьи, путем индексации в соответствии с ростом среднемесячной заработной платы в стране.
Индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости ог продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.
Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране устанавливается путем деления среднемесячного заработка пенсионера за соответствующий период на среднемесячную заработную плату в стране за тот же период.
При определении индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии.
При этом индивидуальный коэффициент пенсионера, определенный частью четвертой статьи 1 настоящего Федерального закона, ограничивающий отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, устанавливается в размере 0,7.
Указом Президента РФ от 15.04.2000г. N 680 установлено, что с 01.05.2000г. отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране при исчислении пенсий с применением ИКП не должно превышать 0,8. (Указом Президента РФ от 10.07.2000 N 1272 с 01.08.2000г. – 0,95, Указом Президента РФ от 17.10.2000г. N 1762 - с 01.11.2000г. - 1,2, Указом Президента РФ от 17.04.2001г. N 437 - с 1 мая 2001 - 1,2.
Федеральным закон № 112-ФЗ от 08.08.2001г. внесены дополнения в статью 7 Закона РФ № 340-1, которым отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной зарплате в стране для МКС было ограничено коэффициентом 1,4 для районов, в которых применялся районный коэффициент 1,5.
Индивидуальный коэффициент пенсионера определялся в соответствии с частью второй статьи 1 Закона № 113-ФЗ и рассчитывался через отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, и не мог ограничиваться величиной 0,7 либо 1,2, на что также указано в разъяснениях Минтруда России от 29.12.1999г. № 54.
Как следует из пенсионного дела, пояснений ответчика, индивидуальный коэффициент пенсионера рассчитывался путем умножения размера пенсии, полагающейся в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.
Согласно расчетному листу от 27.10.2000г., отношение среднемесячного заработка истицы к среднемесячной заработной плате в стране – 1,178. Индивидуальный коэффициент выведен следующим образом: 0,63 (стажевый коэффициент, рассчитан исходя из 20 лет льготного стажа и отработанного сверх 8 лет льготного стажа) х 1,178 = 0,742 (ИКП). Таким образом, истцом ошибочно рассчитан ИКП в размере 2,15.
Индивидуальный коэффициент 0,7 при расчете пенсии Золотаревой З.А. не применялся. Величина 0,7, понимаемая истцом как ИКП, указана в расчетных листах как величина соотношения среднемесячного заработка истицы к среднемесячной заработной плате в стране, а не как индивидуальный коэффициент.
Судом установлено, что с даты назначения пенсии размер пенсии Золотаревой З.А. исчислен с учетом всех пенсионных льгот, предусмотренных законом для жителей местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (исчислена заработная плата с применением районного коэффициента, базовая часть пенсии установлена с применением районного коэффициента 1,5).
Федеральный закон от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает иной порядок расчета пенсии. Согласно ст. 34 указанного закона для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потерн кормильца и накопительной части трудовой пенсии), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 0I января 2015 года, указанную в части 10 статьи 15 настоящего Федерального закона. Для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена доля страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года определяется на основании документов выплатною дела исходя из размера доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), установленного по состоянию на 31 декабря 2014 года, деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, указанную в части 10 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Требование о возложении на ответчика обязанности включить период учебы в высшем учебном заведении в общий трудовой стаж суд обоснованно посчитал не подлежащим удовлетворению.
Статьей 91 Закона №340-1 обучение в высших учебных заведениях включалось в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", со дня вступления его в силу 01.01.2002г. утратил силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Статьей 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период обучения в учебном заведении в общий трудовой стаж не засчитывается.
Статьей 12 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в действие с 01.01.2015г., период обучения в учебном заведении не засчитывается в страховой стаж. Кроме того, включение либо не включение периода обучения в высшем учебном заведении не влияет па размер пенсии истицы, поскольку пенсия ей назначена на основании льготного стажа с увеличением размера за период свыше 20 лет (ст. 14 Закона 340-1).
Судебная коллегия считает, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права допущено не было. Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления основаниями к отмене решения суда служить не могут, так как основаны на неправильном применении норм пенсионного законодательства.
При таком положении решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба и апелляционное представление – без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 21 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Золотаревой З.А. и апелляционное представление Советско-Гаванского городского прокурора Демидовского В.В. – без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в силу со дня принятия и может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: И.И.Хуснутдинова
Судьи: В.А.Галенко
Г.И.Федорова