НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда (Хабаровский край) от 15.03.2019 № 33А-2020/18ГОРОД

Дело № 33а-2020/2018 город Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Коноплевой И.А.,

судей Романовой И.А., Герасимовой О.В.,

при секретаре Павловой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 15 марта 2019 года административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Ульчского района Хабаровского края к Краевому государственному специализированному автономному учреждению «Восточное лесное хозяйство» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

по апелляционному представлению прокурора Ульчского района Хабаровского края на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 8 ноября 2018 года,

заслушав доклад судьи Романовой И.А., пояснения прокурора Доськовой Т.Ю., представителя КГСАУ «Восточное лесное хозяйство» - ФИО1,

УСТАНОВИЛА:

Исполняющий обязанности прокурора Ульчского района Хабаровского края обратился в суд с административным исковым заявлением к Краевому государственному специализированному автономному учреждению «Восточное лесное хозяйство» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к тушению лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, возложении обязанности тушить лесные пожары на территории Ульчского лесничества в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.

В обоснование требований и.о.прокурора указал, что на основании проведенной прокуратурой района проверки соблюдения законодательства при регистрации и тушении лесных пожаров установлено, что в КГСАУ «Восточное лесное хозяйство» тушение лесных пожаров в темное время суток должностными лицами не о осуществляется, искусственное освещение не ведется. Причинной прекращения тушения пожаров в темное время суток являлось соблюдение техники безопасности, однако данный довод не является основанием от освобождения от указанной обязанности, поскольку Правилами тушения лесных пожаров, утверждёнными приказом Минприроды России от 08.07.2014 № 33, определена необходимость круглосуточного тушения действующего лесного пожара до момента ликвидации, в том числе и в тёмное время суток с использованием искусственного освещения. Исключений о необходимости тушения лесного пожара в темное время суток (прекращение, приостановление) в зависимости от наличия у подразделений по тушению пожаров необходимого оборудования по созданию искусственного освещения, фактической оснащенности лесопожарных формирований, не установлено. Просил обратить решение к немедленному исполнению.

Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 8 ноября 2018 в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционном представлении прокурор Ульчского района Хабаровского края просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым требования удовлетворить, ссылаясь в представлении на доводы, аналогичные изложенным основаниям административного искового заявления. Кроме того, прокурор дополнительно ссылается на то, что применение судом норм Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производстве и при проведении лесохозяйственных работ, утверждённых приказом Минтруда России от 02.11.2015 № 835н, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, Краевое государственное специализированное автономное учреждение «Восточное лесное хозяйство» (КГСАУ «Восточное лесное хозяйство») является некоммерческой организацией, созданной на неопределенный срок для осуществления мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов (п.1.3 Устава КГСАУ «Восточное лесное хозяйство», утверждённого начальником управления лесами Правительства Хабаровского края 08.04.2016, с учетом изменений, утверждённых 23.09.2016).

Основными целями деятельности Учреждения, помимо прочего, является выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществление отдельных мер пожарной безопасности в лесах (п.2.3 Устава).

Прокуратурой Ульчского района Хабаровского края проведена проверка соблюдения законодательства при регистрации и тушении лесных пожаров в отношении КГСАУ « Восточное лесное хозяйство».

В рамках проверки прокурором 06.06.2018 была истребована соответствующая информация у административного ответчика.

Как следует из информации, представленной прокурору КГСАУ « Восточное лесное хозяйство» от 13.06.2018, в учреждении должностными лицами не осуществляется тушение лесных пожаров в темное время суток, ни с использованием искусственного освещения, ни другим любым способом. При этом учреждение сослалось на п.2.3 Инструкции по охране труда «Тушения лесного пожара ТОИ Р-07-010-98», п.п.8.8.237 «Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревоперерабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, утверждённых постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 марта 1997 года № 15.

Разрешая требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что тушение лесных пожаров в темное время суток возможно только на основании решения руководителя тушения лесного пожара, с учетом обеспечения безопасных условий выполнения работ по тушению пожаров в темное время суток.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается.

Согласно п.1, 4 ч.1 ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от пожаров; охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.1 п.5,7 ст.51 Лесного кодекса РФ).

Согласно ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Часть 1 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

К обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров отнесено приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов (ч.5 ст.53.1 Лесного кодекса РФ).

Аналогичные положения содержатся в п.3 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417.

В соответствии со статьей 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара; осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.

В целях организации руководства работами по тушению лесных пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, организации межведомственного взаимодействия при выполнении работ по тушению лесных пожаров приказом Минприроды России от 08.07.2014 N 313 утверждены Правила тушения лесных пожаров.

Пунктом 31 Правил установлено, что действия работников лесопожарной организации по тушению лесного пожара начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными после возвращения сил и средств пожаротушения на места их постоянной дислокации.

Согласно требованиям пункта 67 Правил, ликвидация лесного пожара является завершающим действием, когда устанавливается, что отсутствуют условия для возобновления лесного пожара, после завершения работ по дотушиванию и окарауливанию.

Из пункта 68 Правил следует, что наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание заключается в ликвидации очагов горения, оставшихся на пройденной пожаром площади после его локализации. Проводится дотушивание всех очагов горения в полосе шириной до 50 - 70 метров (на расстоянии двойной высоты древостоя) от локализованной кромки лесного пожара в целях исключения возможного переброса огня за границы локализованной кромки.

Особенности тушения пожаров установлены главой 4 Правил.

Пунктом 73 Правил тушения лесных пожаров в редакции приказа Минприроды России от 16.02.2017 N 64 установлена особенность тушения лесных пожаров в темное время суток - работы по тушению лесных пожаров производятся при условии наличия искусственного освещения, обеспечивающего безопасные условия выполнения работ, на основании решения руководителя тушения лесного пожара.

В прежней редакции пункт 73 Правил предусматривал проведение работ в темное время суток по тушению лесных пожаров только при условии обеспечения искусственного освещения.

Вопреки доводам апелляционного представления, одним из условий проведения работ по тушению лесных пожаров в темное время суток является наличие искусственного освещения, обеспечивающего безопасные условия выполнения работ на основании решения руководителя тушения лесного пожара, как следует из буквального толкования указанной правовой нормы в действующей редакции, а не обеспечение искусственного освещения, согласно прежней редакции п.73 Правил.

Обращаясь с требованиями о возложении обязанности по тушению лесных пожаров в темное время суток на КГСАУ «Восточное лесное хозяйство» с обеспечением искусственного освещения и, ссылаясь на положения п.31, 73, 67 Правил, административным истцом не учтено, что положения п.73 Правил содержат условия, без соблюдения которых тушение лесных пожаров в темное время суток не может производиться, а наличие искусственного освещения при тушении лесных пожаров, обеспечивающего безопасные условия работ, является обязательным.

Ссылаясь на п.31 и п.67 Правил, прокурор в представлении указывает, что пожар подлежит непрерывному тушению вне зависимости от времени суток, не учитывая, что указанные пункты Правил подлежат применению в их системной взаимосвязи и единстве с другими нормами Правил, в частности п.73 этих Правил.

Пунктом 31 Правил определен период начала и окончания действий работников лесопожарных организаций; положениями п.67 Правил, определены условия наступления ликвидации пожара. Обязанности тушения пожара в темное время суток, вне зависимости от наличия либо отсутствия искусственного освещения у лесопожарной организации, обеспечивающего безопасные условия выполнения работ, указанными нормами не предусмотрено. Эти положения содержатся в п.73 Правил, которые требований по тушению пожара в темное время суток без наличия у организации, к полномочиям которой отнесено тушение лесных пожаров, искусственного освещения, не возлагают.

Иных оснований, которые, по мнению прокурора, возлагают на административного ответчика обязанность по тушению лесных пожаров в темное время суток вне зависимости от наличия либо отсутствия искусственного освещения, в представлении не содержится.

В этой связи, доводы представления о том, что применение судом норм Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производстве и при проведении лесохозяйственных работ, утверждённых приказом Минтруда России от 02.11.2015 № 835н (далее – Правила) не может служить основанием отказа в удовлетворении требований, судебной коллегией не принимаются.

Согласно указанным Правилам, доставка лесопожарных групп (команд) на лесные пожары должна производиться в светлое время суток (п.651 Правил).

Пунктом 663 Правил запрещается направлять работников на тушение ручными орудиями быстро распространяющейся кромки пожара, у которой высота пламени превышает 1,5 - 2 м. Тушение такой кромки переносится на вечерние или утренние часы, когда интенсивность горения снижается.

Отжиг для локализации беглых верховых пожаров следует проводить, в основном, в вечерние и утренние часы, когда снижается интенсивность и скорость распространения горения (п.676 Правил).

Вопреки доводам представления, требования Правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами при организации и осуществлении ими лесозаготовительных, лесохозяйственных работ и работ по обработке древесины (п.2 Правил).

Приказом Рослесхоза от 19.12.1997 г. N 167 "Об утверждении положения о пожарно-химических станциях" установлен примерный перечень пожарной техники, оборудования инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за пожарно-химическими станциями.

В соответствии с п. 1 раздела VI Положения о Пожарно-химических станциях, утвержденных приказом Рослесхоза № 167 от 19.12.1997 (далее – ПХС), пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.

В приложении 2 к п. 1 данного раздела приведен Примерный перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС, который является минимально необходимым и позволяющим решать поставленные перед ПХС задачи по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров.

В приведённом в Приложении 2 перечне противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС отсутствует оборудование, необходимое для искусственного освещения при тушении пожаров в темное время суток.

Обязательных требований по укомплектованию и оснащенности пожарно-химических станций на территории Хабаровского края оборудованием для искусственного освещения, наличие которого позволяет лесопожарным организациям тушить лесные пожары в темное время суток, в материалах дела не содержится и на них не ссылался прокурор в административном иске и в представлении.

Учитывая то обстоятельство, что п.73 Правил предусмотрена возможность тушения лесных пожаров в темное время суток лишь при условии наличия искусственного освещения, обеспечивающего безопасные условия выполнения работ, и только на основании решения руководителя тушения лесного пожара, а также, учитывая прямой запрет, установленный приведёнными выше Правилами по охране труда, на тушение пожаров в темное время суток, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований прокурора.

Доводы апелляционного представления прокурора аналогичны доводам, приведенным в суде первой инстанции, по существу сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции и направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований, для переоценки которых у судебной коллегии не имеется, оснований для отмены решения суда первой инстанции не содержат и признаются судебной коллегией несостоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 8 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Ульчского района Хабаровского края – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий И.А.Коноплева

Судьи О.В.Герасимова

И.А.Романова