дело № 33а-5199/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего судьи: Коноплевой И.А.,
судей: Герасимовой О.В., Поздняковой О.Ю.
при секретаре: Наседкиной А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 июля 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Хабаровского края к УМВД России по Хабаровскому краю о признании незаконными приказов УМВД России по Хабаровскому краю от 14.03.2018 №110 «Об организационно-штатных вопросах», от 25.08.2017 №410 «Об организационно-штатных вопросах», от 12.10.2017 № 468 «Об организационно-штатных вопросах», согласно которым произошло переподчинение сотрудников ЭКЦ начальникам территориальных отделов,
по апелляционному представлению прокурора Хабаровского края на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 08 мая 2019 года,
заслушав доклад судьи Коноплевой И.А.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с административным иском к УМВД России по Хабаровскому краю в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой края проведена проверка состояния законности в деятельности экспертно-криминалистического центра УМВД России по Хабаровскому краю, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о государственной судебно-экспертной деятельности.
При проведении проверки дана оценка законности издания приказов УМВД России по Хабаровскому краю: от 29.09.2016 № 416 «О внесении изменений в штатное расписание УМВД России по Хабаровскому краю, УМВД России по г. Хабаровску, Вяземскому и им. Лазо районам» согласно которому произошло переподчинение сотрудников ЭКЦ начальнику ОМВД России по району им. Лазо; от 14.03.2018 № 110 «Об организационно-штатных вопросах», согласно которому произошло переподчинение сотрудников ЭКЦ начальнику ОМВД России по Вяземскому району; от 25.08.2017 № 410 «Об организационно-штатных вопросах», согласно которому произошло переподчинение сотрудников ЭКЦ начальнику УМВД России по г. Хабаровску; от 12.10.2017 № 468 «Об организационно-штатных вопросах», согласно которому произошло переподчинение сотрудников ЭКЦ начальнику УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре.
Установлено, что внесенные изменения в штатное расписание влекут ряд нарушений законодательства в организации работы экспертов.
Просил признать незаконными приказы УМВД России по Хабаровскому краю от 29.09.2016 №416 «О внесении изменений в штатное расписание УМВД России по Хабаровскому краю, УМВД России по г.Хабаровску, Вяземскому и им.Лазо районам, от 14.03.2018 №110 «Об организационно-штатных вопросах», от 25.08.2017 №410 «Об организационно-штатных вопросах», от 12.10.2017 №468 «Об организационно-штатных вопросах», согласно которым произошло переподчинение сотрудников ЭКЦ начальникам территориальных отделов.
В ходе рассмотрения дела административный истец изменил исковые требования, просил признать незаконными приказы УМВД России по Хабаровскому краю от 14.03.2018 №110 «Об организационно-штатных вопросах», от 25.08.2017 №410 «Об организационно-штатных вопросах», от 12.10.2017 №468 «Об организационно-штатных вопросах», согласно которым произошло переподчинение сотрудников ЭКЦ начальникам территориальных отделов.
Отказался от административного иска в части оспаривания приказа УМВД России по Хабаровскому краю от 29.09.2016 №416 «О внесении изменений в штатное расписание УМВД России по Хабаровскому краю, УМВД России по г.Хабаровску, Вяземскому и им.Лазо районам; производство по административному делу в указанной части прекращено.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 08 мая 2019 года в удовлетворении требований административного искового заявления отказано в полном объеме.
В апелляционном представлении прокурор края просит решение суда отменить, административное исковое заявление удовлетворить.
Указывает, что отказывая в удовлетворении требований, суд не принял во внимание требования федерального законодательства, императивно устанавливающие невозможность участия эксперта в случае, если он находился или находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей.
По мнению суда, эксперт в территориальном органе МВД на районном уровне находится в непосредственном подчинении начальника экспертно-криминалистического подразделения (отдела, отделения, группы), прямом подчинении заместителя начальника полиции, то есть лиц, не относящихся ни к стороне обвинения, ни к стороне защиты, ни к лицам, заинтересованным в исходе дела.
Однако, вывод суда о том, что руководитель территориального органа внутренних дел не является в силу ст. 40, 40.2 УПК РФ руководителем органа дознания не соответствует требованиям УПК РФ. При этом эксперт не вправе находиться в подчинении руководителя органа дознания.
Административным истцом обращалось внимание суда на положения приказа МВД России от 30.05.2003 № 366 «О вопросах организации деятельности экспертно-криминалистических центров органов внутренних дел», которым также не предусматривается подчинение экспертов начальникам органов внутренних дел на уровне приема и увольнения на работу.
Полагает, что экспертно-криминалистические подразделения могут надлежащим образом функционировать без подчинения начальникам территориальных органов внутренних дел, находясь в структуре экспертно-криминалистического центра УМВД России по Хабаровскому краю.
Как следует из возражений УМВД России по Хабаровскому краю на апелляционное представление, решение суда является законным и обоснованным. Указано, что начальник УМВД России по Хабаровскому краю, в силу предоставленных Положением об УМВД России по Хабаровскому краю, утвержденным приказом МВД России от 28.07.2017 № 556 прав, уполномочен утверждать штатное расписание подчиненных территориальных органов МВД России.
Гарантия независимости эксперта при осуществлении судебно-экспертной деятельности выступают: предусмотренная процедура назначения и производства экспертизы, процессуальная самостоятельность, возможность отвода эксперта, установленная законом ответственность за оказание воздействия на эксперта.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Ивановой Н.С., представителя УМВД России по Хабаровскому краю Тишкова И.Л., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из Указа Президента РФ от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»: территориальными органами МВД России на региональном уровне являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации.
Территориальные органы входят в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняются МВД России.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации территориальный орган осуществляет следующие полномочия: организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертно-криминалистическую деятельность.
Как следует из подпункта 19 пункта 10 Приказа МВД России от 05.06.2017 № 355 территориальный орган, реализуя на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел, осуществляет в пределах компетенции экспертно-криминалистическую деятельность.
Аналогичные положения содержатся в Приказе МВД России от 28.07.2017 № 556 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю», которое осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности УМВД России по Хабаровскому краю.
В соответствии с подпунктами 9, 20 пункта 19 Типового положения руководитель территориального органа утверждает штатные расписания территориального органа, подчиненных органов и организаций; издает в пределах своей компетенции правовые акты по вопросам организации деятельности территориального органа, подчиненных органов и организаций, обеспечивает контроль за их исполнением; отменяет противоречащие законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам МВД России приказы и другие правовые акты, изданные руководителями (начальниками) подчиненных органов и организаций.
Начальник УМВД России по Хабаровскому краю наделен полномочиями по утверждению штатных расписаний УМВД России по Хабаровскому краю, подчиненных органов и организаций (п.п.9 п. 18 Положения).
Прокуратурой края проведена проверка состояния законности в деятельности экспертно-криминалистического центра УМВД России по Хабаровскому краю, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о государственной судебно-экспертной деятельности.
Как следует из материалов дела, прокурор оспаривает приказ УМВД России по Хабаровскому краю от 14.03.2017 № 110 «Об организационно-штатных вопросах», вступившим в силу с 01.04.2017, которым утверждено штатное расписание ОМВД России по Вяземскому району и определены следующие наименования структурных подразделений, должностей и профессий: руководство, помощники, подразделения управления и обеспечения, в том числе, штаба, подразделений полиции по оперативно-розыскной деятельности, по охране общественного порядка, прочие подразделения, в которые, в том числе, вошла экспертно-криминалистическая группа, состоящая из начальника группы и экспертов.
Оспариваемым приказом УМВД России по Хабаровскому краю от 25.08.2017 № 410 «Об организационно-штатных вопросах», вступившим в силу с 01.11.2017, утверждено штатное расписание УМВД России по г.Хабаровску, согласно которому утверждены следующие наименования структурных подразделений, должностей и профессий: руководство, помощники, подразделения управления и обеспечения, в том числе, штаба, подразделений полиции по оперативно-розыскной деятельности, по охране общественного порядка, прочие подразделения, в которые, в том числе, вошел экспертно-криминалистический отдел, состоящий из начальника отдела, его заместителей, отделений по территории обслуживаемой отделами полиции, отделения транспортно-трассологических экспертиз, отделения бухгалтерских экспертиз, отделения технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений, в которые включены должности начальников отделений, старших экспертов, ведущих экспертов, экспертов.
Оспариваемым приказом УМВД России по Хабаровскому краю от 12.10.2017 № 468 «Об организационно-штатных вопросах», вступившим в силу с 01.12.2017, утверждено штатное расписание УМВД России по г.Комсомольск-на-Амуре, согласно которому утверждены следующие наименования структурных подразделений, должностей и профессий: руководство, помощники, подразделения управления и обеспечения, в том числе, штаба, тыловых подразделений, подразделений полиции по оперативно-розыскной деятельности, по охране общественного порядка, прочие подразделения, в которые, в том числе, вошел экспертно-криминалистический отдел по обслуживанию г.Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района, состоящий из начальника отдела, его заместителей, отделений по территории обслуживаемой отделами полиции, отделения специальных экспертиз, в которые включены должности начальников отделений, старших экспертов, ведущего эксперта, экспертов.
Пунктом 41 Инструкции приказа МВД России от 29 декабря 2012 года №1155 «Об утверждении Инструкции по организационно-штатной работе в органах внутренних дел Российской Федерации» определено, что при разработке проекта организационно-штатного построения необходимо руководствоваться Типовыми структурами, утвержденными МВД России.
Приказом МВД России от 30 апреля 2011 года № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» утверждены типовые структуры, в том числе, территориальных органов МВД России на районном уровне, которыми определено наличие экспертно-криминалистического подразделения при отсутствии межрайонного подразделения территориального органа МВД России на региональном уровне, осуществляющего обслуживание территории территориального органа МВД России на районном уровне.
Приказом УМВД России № 366 от 30 мая 2003 года «О вопросах организации деятельности экспертно-криминалистических центров органов внутренних дел» регламентировано создание экспертно-криминалистических подразделений.
Приказом№ 366 предусмотрена примерная модель структуры экспертно-криминалистического центра по субъекту РФ, структура и штатное расписание утверждается начальником управления МВД России по субъекту РФ (п.3.2).
В соответствии с типовыми структурами, утвержденными указанным приказом, эксперт в территориальном органе МВД России на районном уровне находится в непосредственном подчинении начальника экспертно-криминалистического подразделения (отдела, отделения, группы), прямом подчинении заместителя начальника полиции, данные должностные лица не назначают судебные экспертизы, не относятся ни к стороне обвинения, ни к стороне защиты, ни к лицам, заинтересованным в исходе дела.
Суд первой инстанции, проанализировав положения ч.1 ст.7 Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам», пункт 2 части второй статьи 70 УПК Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о том, что требования прокурора Хабаровского края не подлежат удовлетворению, оспариваемые приказы УМВД России по Хабаровскому краю не подлежат отмене по доводам административного искового заявления, вынесены в пределах компетенции должностного лица, не создают возможность отвода эксперта или исключения экспертизы из числа доказательств, не противоречат установленной Приказом УМВД России № 366 Типовой структуре экспертно-криминалистического подразделения.
Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации при проверке конституционности пункта 2 части второй статьи 70 УПК РФ, в силу которой эксперт не может принимать участие в производстве по уголовному делу, если он находился или находится в служебной или иной зависимости от сторон их представителей, независимость эксперта при проведении экспертиз обеспечивается иными механизмами.
Гарантиями независимости эксперта при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности являются предусмотренная процедура назначения и производства экспертизы, процессуальная самостоятельность, возможность отвода эксперта, установленная законом ответственность за оказание воздействия на эксперта, ответственность самого эксперта за дачу ложного (ненадлежащего) заключения.
Судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции постановлено в строгом соответствии с нормами материального и процессуального права.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 84 КАС РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционных жалоб уже являлись предметом исследования в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, направлены на переоценку выводов суда, не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалоб не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 08 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Хабаровского края – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий: И.А. Коноплева
Судьи: О.В. Герасимова
О.Ю. Позднякова