Дело № 33-5375/2020
в суде первой инстанции № 2-2925/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 сентября 2020 года г. Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Галенко В.А.,
судей Серёгиной А.А., Хуснутдиновой И.И.,
при секретаре Шитовой И.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Замятина Д. Ю. на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 23 июня 2020 года по гражданскому делу по иску Замятина Д. Ю. к Государственной инспекции труда в Хабаровском крае о взыскании невыплаченной премии, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Галенко В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Замятин Д.Ю. обратился в суд с иском к Государственной инспекции труда в Хабаровском крае о взыскании невыплаченной премии, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных исковых требований Замятин Д.Ю. указал, что 05 декабря 2019 года назначен на должность старшего специалиста 1 разряда Государственной инспекции труда в Хабаровском крае на основании приказа от 04.12.2019г. № 121/лс и служебного контракта от 05.12.2019г. № 269 до выхода основного сотрудника из декретного отпуска. Уволен с занимаемой должности 13.02.2020г. на основании приказа от 10.02.2020г. №14-к/лс по собственному желанию. Ссылаясь приказ Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) №93-рк от 02.03.2020г. о премировании за выполнение особо важных и сложных заданий, достигнутые результаты работы по выполнению возложенных на государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации функций и задач, учитывая надзорно-контрольную, финансово хозяйственную деятельность и исполнительную дисциплину в январе 2020 года, протокол №3 от 02.03.2020г. заседания бюджетной комиссии Федеральной службы по труду и занятости, приказ врио руководителя Государственной инспекции труда в Хабаровском крае №20/ок от 16.03.2020г. о премировании работников Гострудинспекции за январь 2020 года за выполнение особо важных и сложных задач, возложенных на Государственную инспекцию труда функций и задач, учитывая надзорно-контрольную, финансово-хозяйственную деятельность и исполнительную дисциплину в январе 2020 года, истец считает незаконными и необоснованными действия руководителя Государственной инспекции труда в Хабаровском крае в лишении его премии в полном объеме за январь 2020 года, поскольку в январе 2020 года отработал полный месяц, не имел никаких взысканий и нарушений трудовой дисциплины, приказов о дисциплинарных взысканиях. При этом, указанная премия носит постоянный характер, выплачивается ежемесячно и доводится дополнительными лимитами по целевой статье расходов именно на оплату труда работников. Расчетная сумма премии для категории старших специалистов 1 разряда устанавливается руководителем в размере 10 000 руб.
Просит взыскать с ответчика невыплаченную премию за январь 2020 года в размере 10000 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 23 июня 2020 года в удовлетворении исковых требований Замятина Д.Ю. отказано.
В апелляционной жалобе Замятин Д.Ю., ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного постановления, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что премия является частью системы оплаты труда, факт увольнения не лишает уволенного сотрудника права на получение премии, начисленной ему после увольнения, но за период его работы у работодателя.
Письменных возражений на доводы апелляционной жалобы не поступило.
В судебном заседании представитель ответчика Милев Р.В. возражал против доводов апелляционной жалобы.
Замятин Д.Ю., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах изложенных в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что приказом врио руководителя Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от 04.12.2019г. № 121/лс Замятин Д.Ю. с 05.12.2019г. назначен на должность старшего специалиста 1 разряда отдела информационно-аналитического и организационного обеспечения, на основании указанного приказа с Замятиным Д.Ю. заключен служебный контракт от 05.12.2019г. № 269.
Приказом врио руководителя Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от 10.02.2019г. № 14-к/лс Замятину Д.Ю. предоставлен отпуск без сохранения заработной платы с 10.02.2019г. по 12.02.2019г.; прекращено действие служебного контракта и Замятин Д.Ю. освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы 13.02.2020г. на основании пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии с протоколом заседания бюджетной комиссии Федеральной службы по труду и занятости от 02.03.2020г. № 2 по результатам работы территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости в субъектах Российской Федерации в январе 2020 года утверждены дополнительные лимиты бюджетных обязательств государственным инспекциям труда в субъектах Российской Федерации на «расходы на выплаты по оплате труда работников территориальных органов», «фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов», «взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов».
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», исходил из того, что премия за выполнение особо важных и сложных задач является мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, регулируются специальным законодательством, в том числе Федеральным законом от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Действие трудового законодательства распространяется на указанные отношения в части неурегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения гражданской службы Российской Федерации (статья 73 данного Федерального закона).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Статьи 50, 51 названного Федерального закона устанавливают систему оплаты труда государственных гражданских служащих.
Оплата труда государственных гражданских служащих производится в виде денежного содержания, которое состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания, федеральный законодатель отнес ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада, ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячное денежное поощрение, единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальную помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
В соответствии с положениями статьи 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», абзаца 7 статьи 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется только в части неурегулированной специальным законодательством.
В силу статьи 3 Трудового кодекса РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
По смыслу положений статьи 191 Трудового кодекса РФ поощрение за труд является правом, а не обязанностью работодателя и зависит от его усмотрения.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» премия за выполнение особо важных и сложных заданий как часть денежного содержания гражданского служащего отнесена к числу дополнительных выплат, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.
Периодичность выплаты данной премии федеральным законодателем не установлена.
Исходя из вышеприведенных правовых положений, данная премия выплачивается по результатам выполнения особо важных и сложных заданий, носит характер дополнительного поощрения, а не обязательного вознаграждения, и право определять порядок выплаты данного вида премий в соответствии с установленными федеральным законом критериями - обеспечение задач и функций государственного органа и исполнение должностного регламента делегировано представителю нанимателя, которым в силу статьи 1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации.
Представитель нанимателя, к исключительной компетенции которого относится разрешение вопроса о выплате указанной премии, не усмотрел оснований для выплаты истцу премии за январь 2020 года.
Изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что они по существу повторяют мотивы, изложенные в обоснование исковых требований, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка, а также сводятся к переоценке доказательств, основаны на неправильном толковании норм материального права, что не является в силу положений ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены постановленного судом решения, не содержат фактов, которые влияют на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией необоснованными.
Ссылка в апелляционной жалобе на судебную практику по аналогичным делам, судебной коллегией не может быть принята во внимание, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства конкретного дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств и их оценки применительно к рассматриваемому спору. Судебный прецедент к источникам права не отнесен. Судебная практика не является формой права и высказанная в ней позиция конкретного суда не является обязательной для применения при разрешении внешне тождественных дел.
Судом первой инстанции полно и правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушений судом норм процессуального права и неправильного применения норм материального права судебной коллегией не установлено.
Постановленное по делу судебное решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 23 июня 2020 года по иску Замятина Д. Ю. к Государственной инспекции труда в Хабаровском крае о взыскании невыплаченной премии, компенсации морального вреда - оставить без изменения, апелляционную жалобу Замятина Д. Ю. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий В.А. Галенко
Судьи А.А. Серёгина
И.И. Хуснутдинова