Х А Б А Р О В С К И Й К Р А Е В О Й СУД
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
от 11 сентября 2020 года по делу № 33-5376/2020
(в суде первой инстанции дело № 2-2083/2020, 27RS0004-01-2020-001291-59)
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Галенко В.А.,
судей Серёгиной А.А., Хуснутдиновой И.И.,
при секретаре Шитовой И.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Замятина Д. Ю. на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 29 июня 2020 года по иску Замятина Д. Ю. к Государственной инспекции труда в Хабаровском крае о взыскании невыплаченной премии, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Серёгиной А.А., пояснения представителя ответчика Милева Р.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Замятин Д.Ю. обратился в суд с названным иском, ссылаясь на то, что он состоял в трудовых отношениях с ответчиком в должности старшего специалиста 1 разряда, до выхода из декретного отпуска основного сотрудника. Уволен с 13.02.2020 года на основании приказа № 14-к/лс от 10.02.2020 года.
Работодателем издан приказ № 23/лс от 14.02.2020 о премировании работников Гострудинспекции за декабрь 2019 год за выполнение особо важных и сложных заданий, возложенных на Государственную инспекцию труда функций и задач, учитывая надзорно-контрольную, финансово-хозяйственную деятельность и исполнительную дисциплину в декабре 2019 года.
Согласно Положению об оплате труда госслужащих Гострудинспекции от 16.10.2019 премия не выплачивается, если работник находился полный месяц на больничном, в отпуске, как ежегодном, так и по уходу за ребенком, и имеет дисциплинарные взыскания. Истец отработал полный месяц (декабрь 2019 года), не имеет приказов о дисциплинарном взыскании, но премия начислена ему не была. Указанная премия выплачивается ежемесячно и доводится дополнительными лимитами по целевой статье расходов именно на выплату оплаты труда работников. Расчетная сумма премии для категории старших специалистов 1 разряда устанавливается руководителем в сумме 10 000 рублей.
Замятин Д.Ю. просит суд взыскать невыплаченную премию в сумме 10 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 29 июня 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Замятин Д.Ю. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов указывает, что суд не принял во внимание нормативные акты, на основании которых выделены дополнительные лимиты бюджетных обязательств государственным инспекциям труда в субъектах РФ, предназначенные, в том числе, для премирования работников за выполнения особо важных и сложных заданий. Оснований для невыплаты указанной премии, у работодателя не имелось.
Письменные возражения относительно доводов жалобы не поступили.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдаёт премию, награждает ценным подарком, почётной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
В соответствии с нормами статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации премия является одним из видов поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, размер и условия выплаты которого работодатель определяет с учётом совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, и иных условий, влияющих на размер премии, в том числе результатов экономической деятельности самой организации. Трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем стимулирующих выплат, а лишь предусматривает, что такие выплаты входят в систему оплаты труда, а условия их назначения устанавливаются локальными нормативными актами работодателя.
Из материалов дела следует, что Замятин Д.Ю. состоял в трудовых отношениях с Государственной инспекцией труда в Хабаровском крае в должности старшего специалиста отдела информационно-аналитического и организационного обслуживания в период с 04.12.2019 по 13.02.2020.
Указанное обстоятельство подтверждается служебным контрактом № 269 от 05.12.2019, приказом о приеме на работу № 121/лс от 04.12.2019 и приказом об увольнении № 14-к/лс от 10.02.2020.
Согласно разделу IV трудового договора государственному гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью государственной гражданской службы РФ (должностного оклада) в размере 4 196 рублей в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин) в размере 0 рублей в месяц; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ в размере 30%; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия труда государственной гражданской службе РФ в размере 90%; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 0%; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух окладов месячного денежного содержания и материальной помощи в размере одного оклада месячного денежного содержания; ежемесячного районного коэффициента к должностному окладу за проживание в Южных районах Дальнего Востока и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в размере 20% этого оклада; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за непрерывный стаж работы в Южных районах Дальнего Востока и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 30% этого оклада; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно расчетному листку за декабрь 2019 года Замятину Д.Ю. начислена и перечислена на банковский счет для выплаты премии за особо сложные и важные задания в размере 2 000 рублей, 10 000 рублей, 10 000 рублей, 5 000 рублей.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и исходил из того, что при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключённого между работником и работодателем.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд принимал во внимание то, что разделом IV трудового договора, заключенного с истцом, государственному гражданскому служащему также могут быть выплачены премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным представителем нанимателя; таким образом, премирование гражданских служащих Государственной инспекции труда в Хабаровском крае является правом представителя нанимателя и производится по его решению при наличии определенных критериев; при этом в Положении о премировании отсутствует указание о том, что ежемесячная премия является обязательной частью заработной платы и гарантированной выплатой.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, постановленными в соответствии с нормами материального права.
Приказом Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от 16.10.2019 № 54/од утверждено Положение о порядке оплаты и стимулирования труда федеральных государственных служащих Государственной инспекции труда в Хабаровском крае, согласно п. 2.4.1 которого премии выплачиваются гражданским служащим дифференцированно с учетом отработанного времени в премируемом периоде и личного вклада задач и функций, возложенных на Гострудинспекцию, а также выполнение обязанностей, предусмотренных должностным регламентом и квалификационными требованиями.
Размер премии, выплачиваемый конкретному гражданскому служащему, определяется в фиксированной сумме. Сумма премии конкретному гражданскому служащему максимальным размером не ограничивается.
Основными показателями премирования гражданских служащих Гострудинспекции являются: осуществление надлежащего государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; своевременное и качественное выполнение плана работы Гострудинспекции; результаты финансово-хозяйственной деятельности Гострудинспекции; обеспечение сохранности федеральной собственности; соблюдение требований охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности; своевременное, добросовестное и качественное выполнение обязанностей, предусмотренных должностным регламентом и квалификационными требованиями; соблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка (п. 2.4.2 Положения).
В силу п. 2.4.4. Положения решение о выплате и размере премии в отношении сотрудников определяется приказом руководителя Гострудинспекции и согласовывается с главным бухгалтером Гострудинспекции.
Исходя из анализа приведенных правовых норм и учитывая фактические обстоятельства, премия за выполнение особо важных и сложных заданий является формой материального стимулирования конкретного вклада гражданского служащего в выполнение особо важных и сложных заданий, носит характер дополнительного поощрения, а не обязательного вознаграждения, право определять порядок выплаты данного вида премии в соответствии с установленными критериями - обеспечение задач и функций государственного органа и исполнение должностного регламента делегировано представителю нанимателя, которым в силу ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя.
Вывод суда первой инстанции о том, что спорная премия не является обязательной частью заработной платы истца, гарантированной к выплате в каком-либо размере, не противоречит приведенным нормам закона, и соотносится с положениями служебного контракта, заключенного между сторонами спора.
Как верно установлено судом, выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий производится в порядке и размере, определяемых представителем нанимателя, к которому отнесен руководитель Государственной инспекции труда в Хабаровском крае, принявший решение о не назначении истцу указанного вида премии за спорный период
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке выводов суда, оснований для чего судебная коллегия не находит, в связи с чем они не влекут отмену постановленного в соответствии с законом судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 29 июня 2020 года по иску Замятина Д. Ю. к Государственной инспекции труда в Хабаровском крае о взыскании невыплаченной премии, компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу Замятина Д. Ю. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий В.А. Галенко
Судьи А.А. Серёгина
И.И. Хуснутдинова