НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда (Хабаровский край) от 11.09.2020 № 2-1947/20

Х А Б А Р О В С К И Й К Р А Е В О Й СУД

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

от 11 сентября 2020 года по делу № 33-5414/2020

(в суде первой инстанции дело № 2-1947/2020, 27RS0004-01-2020-001292-56)

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Галенко В.А.,

судей Серёгиной А.А., Хуснутдиновой И.И.,

при секретаре Шитовой И.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Замятиной Е. Г. на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 13 июля 2020 года по иску Замятиной Е. Г. к Государственной инспекции труда в Хабаровском крае о взыскании невыплаченной премии, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Серёгиной А.А., пояснения представителя ответчика – Милева Р.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Замятина Е.Г. обратилась в суд с названным иском, ссылаясь на то, что с 04.10.2019 года она назначена на должность начальника отдела бухгалтерского учета, кадровой работы и хозяйственного обеспечения на время отсутствия основного работника в соответствии с ч. 6 ст. 24 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» до проведения конкурса. С 20.11.2019 года назначена на должность начальника отдела бухгалтерского учета, кадровой работы и хозяйственного обеспечения на основании приказа № 117/лс от 25.11.2019, служебного контракта № 267 от 20.11.2019, как прошедшая конкурсный отбор.

На основании приказа Федеральной службы по труду и занятости № 36-рк от 28.01.2020 издан приказ врио руководителя Государственной инспекции труда в Хабаровском крае № 23/лс от 14.02.2020 о премировании работников Гострудинспекции за декабрь 2019 год за выполнение особо важных и сложных заданий, возложенных на Государственную инспекцию труда функций и задач, учитывая надзорно-контрольную, финансово-хозяйственную деятельность и исполнительную дисциплину в декабре 2019 года.

Согласно Положению об оплате труда госслужащих Гострудинспекции от 16.10.2019 премия не выплачивается, если работник находился полный месяц на больничном, в отпуске, как ежегодном, так и по уходу за ребенком, и имеет дисциплинарные взыскания. Истец отработала полный месяц (декабрь 2019 года), не имеет приказов о дисциплинарном взыскании, но премия ей не выплачена. Указанная премия выплачивается ежемесячно и доводится дополнительными лимитами по целевой статье расходов именно на выплату оплаты труда работников. Расчетная сумма премии для категории начальников отделов устанавливается руководителем в сумме 25 000 рублей.

Замятина Е.Г. просит суд взыскать невыплаченную премию в сумме 25 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 13 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Замятина Е.Г. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов указывает, что суд не принял во внимание нормативные акты, на основании которых выделены дополнительные лимиты бюджетных обязательств государственным инспекциям труда в субъектах РФ, предназначенные, в том числе, для премирования работников за выполнения особо важных и сложных заданий. Оснований для невыплаты истцу указанной премии, входящей, по мнению истца, в состав заработной платы, у работодателя не имелось.

Письменные возражения относительно доводов жалобы не поступили.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения участвующего в деле лица, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ).

Статья 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно статье 191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдаёт премию, награждает ценным подарком, почётной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

В соответствии с нормами статьи 191 Трудового кодекса РФ премия является одним из видов поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, размер и условия выплаты которого работодатель определяет с учётом совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, и иных условий, влияющих на размер премии, в том числе результатов экономической деятельности самой организации. Трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем стимулирующих выплат, а лишь предусматривает, что такие выплаты входят в систему оплаты труда, а условия их назначения устанавливаются локальными нормативными актами работодателя.

Из материалов дела следует, что Замятина Е.Г. состояла в трудовых отношениях с Государственной инспекцией труда в Хабаровском крае в должности начальника отдела бухгалтерского учета, кадровой работы и хозяйственного обеспечения в период с 04.10.2019 по 30.03.2020.

Указанное обстоятельство подтверждается приказом о приеме на работу № 83/лс от 04.10.2019, приказом о приеме на работу № 117/лс от 25.11.2019 и приказом об освобождении от замещаемой должности гражданской службы № 37/лс от 30.03.2020.

Согласно расчетному листку за декабрь 2019 года истцу начислена и перечислена на банковский счет премия за особо сложные и важные задания в размере 40 000 рублей, 31 000 рублей, 60 000 рублей, 50 000 рублей, 22 700 рублей, 67 500 рублей и 60 000 рублей.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и исходил из того, что при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключённого между работником и работодателем.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд принимал во внимание то, что государственному гражданскому служащему могут быть выплачены премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным представителем нанимателя, премирование гражданских служащих Государственной инспекции труда в Хабаровском крае является правом представителя нанимателя и производится по его решению при наличии определенных критериев, при этом в Положении о премировании отсутствует указание о том, что ежемесячная премия является обязательной частью заработной платы и гарантированной выплатой.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, постановленными в соответствии с нормами материального права на основании письменных доказательств по делу, оцененных в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Приказом Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от 16.10.2019 № 54/од утверждено Положение о порядке оплаты и стимулирования труда федеральных государственных служащих Государственной инспекции труда в Хабаровском крае.

Пунктом 1.1 данного Положения предусмотрено, что денежное содержание государственных гражданских служащих Государственной инспекции труда в Хабаровском крае состоит из месячного оклада государственного гражданского служащего в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной гражданской службы и месячного оклада федерального гражданского служащего в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы РФ, а также ежемесячных и иных дополнительных доплат.

К дополнительным выплатам относятся: надбавка к должностному окладу за выслугу лет; надбавка к должностному окладу за особые условия труда; ежемесячное денежное поощрение; премирование; материальная помощь; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно п. 2.4.1 Положения премии выплачиваются гражданским служащим дифференцированно с учетом отработанного времени в премируемом периоде и личного вклада задач и функций, возложенных на Гострудинспекцию, а также выполнение обязанностей, предусмотренных должностным регламентом и квалификационными требованиями.

Размер премии, выплачиваемый конкретному гражданскому служащему, определяется в фиксированной сумме. Сумма премии конкретному гражданскому служащему максимальным размером не ограничивается.

Основными показателями премирования гражданских служащих Гострудинспекции являются: осуществление надлежащего государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; своевременное и качественное выполнение плана работы Гострудинспекции; результаты финансово-хозяйственной деятельности Гострудинспекции; обеспечение сохранности федеральной собственности; соблюдение требований охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности; своевременное, добросовестное и качественное выполнение обязанностей, предусмотренных должностным регламентом и квалификационными требованиями; соблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка (п.2.4.2 Положения).

В соответствии с п. 2.4.4. Положения решение о выплате и размере премии в отношении сотрудников определяется приказом руководителя Гострудинспекции и согласовывается с главным бухгалтером Гострудинспекции.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий является формой материального стимулирования конкретного вклада гражданского служащего в выполнение особо важных и сложных заданий, носит характер дополнительного поощрения, а не обязательного вознаграждения, право определять порядок выплаты данного вида премии в соответствии с установленными критериями - обеспечение задач и функций государственного органа и исполнение должностного регламента делегировано представителю нанимателя, которым в силу ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя.

Вывод суда первой инстанции о том, что спорная премия не является обязательной частью заработной платы истца, гарантированной к выплате в каком-либо размере, не противоречит приведенным нормам закона, и соотносится с положениями служебного контракта, заключенного между сторонами спора.

Как верно установлено судом, выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий производится в порядке и размере, определяемых представителем нанимателя, к которому отнесен руководитель Государственной инспекции труда в Хабаровском крае.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, поэтому подлежат отклонению.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта, проверенного в пределах доводов апелляционной жалобы истца, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 13 июля 2020 года по иску Замятиной Е. Г. к Государственной инспекции труда в Хабаровском крае о взыскании невыплаченной премии, компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу Замятиной Е. Г. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий В.А. Галенко

Судьи А.А. Серёгина

И.И. Хуснутдинова