Дело № 33а-3118/2022
(в суде первой инстанции дело № 2а-5752/2021)
УИД - 27RS0004-01-2021-007009-90
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 10 июня 2022 года.
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Казариковой О.В.
судей Хасановой Н.В., Савченко Е.А.
при секретаре Серченко И.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Хабаровске 3 июня 2022 года административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г.Хабаровска к Киселеву В.В. о взыскании недоимки по страховым взносам, налогу на имущество физических лиц, пени,
по апелляционной жалобе административного ответчика Киселева В.В. на решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 13 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Савченко Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска (далее – ИФНС России по Индустриальному району г. Хабаровска, Инспекция) обратилась в Индустриальный районный суд г.Хабаровска с административным иском к Киселеву В.В. о взыскании недоимки по страховым взносам, налогу на имущество физических лиц, пени.
В обоснование административного иска указано, что Киселев В.В. в период с 20.09.2005 по 28.12.2020 состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов в фиксированном размере.
Налогоплательщику были произведены начисления страховых взносов за 2019 год на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354,00 руб. и на обязательное медицинское страхование в размере 6 884,00 руб. со сроком уплаты до 31.12.2019. В связи с неуплатой страховых взносов, Киселеву В.В направлено требование № 1868 по состоянию на 10.01.2020 со сроком уплаты до 17.02.2020. Задолженность по страховым взносам оплачена не была.
25.02.2020 налоговым органом вынесено решение № 1693 о принудительном взыскании с Киселева В.В. задолженности по страховым взносам в фиксированном размере на обязательное медицинское и пенсионное страхование в общем размере 36 238 руб. и пени в общем размере 67,95 руб. за счет денежных средств на счетах в банке, а также электронных денежных средств; 06.03.2020 вынесены решение № 1554 и постановление № 1500 о взыскании задолженности по страховым взносам за счет имущества Киселева В.В., данное постановление направлено для принудительного исполнения в ОСП по Индустриальному району г.Хабаровска.
Кроме того, административный истец указал, что в собственности административного ответчика с 2015 по 2018 год находилось имущество (недвижимость – квартира), признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Налогоплательщику начислен налог на имущество физических лиц, и направлены уведомления с указанием налогового периода, объекта налогообложения, порядка расчета налога, суммы налога и срока уплаты. В установленный срок налогоплательщиком налог на имущество физических лиц не уплачен, на сумму налога начислена пеня. Административным истцом в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога по состоянию на 27.11.2017 № 7969, по состоянию на 17.01.2018 № 10544, по состоянию на 14.11.2019 № 72972, по состоянию на 26.06.2020 № 267753.
Судебный приказ от 08.04.2021 N 2а-680/12-2021 отменен определением мирового судьи судебного участка №12 судебного района «Индустриальный район г. Хабаровска» 27.04.2021 в связи с поступлением возражений
Административный истец, ссылаясь на положения статей 45, 48 НК РФ, просил суд взыскать с административного ответчика недоимку по страховым взносам в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в сумме 29 354 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в сумме 55,04 руб., по страховым взносам в фиксированном размере на обязательное медицинское страхование за 2019 год в сумме 6 884 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в сумме 12,91 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015-2018 годы в сумме 1 698 руб., пени на налогу на имущество за 2015-2018 годы в размере 89,34 руб.
Определением Индустриального районного суда г.Хабаровска от 13 декабря 2021 года принят отказ ИФНС России по Индустриальному району г.Хабаровска от административного иска к Киселеву В.В. в части требований о взыскании недоимки за 2019 год по страховым взносам в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование в сумме 29 354 руб., пени за неуплату страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование в сумме 55,04 руб., по страховым взносам в фиксированном размере на обязательное медицинское страхование в размере 6 884 руб., пени за неуплату страховых взносов в фиксированном размере на обязательное медицинское страхование в сумме 12,91 руб.; производство по делу в данной части требований прекращено на основании п.3 ч.1 ст.194 КАС РФ.
Решением Индустриального районного суда г.Хабаровска от 13 декабря 2021 года административные исковые требования ИФНС России по Индустриальному району г.Хабаровска удовлетворены. Судом постановлено взыскать с Киселева В.В., <данные изъяты>, в пользу ИФНС России по Индустриальному району г.Хабаровска задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 259 руб., за 2016 год в размере 601 руб., за 2017 год в размере 419 руб., за 2018 год в размере 419 руб.; пени за неуплату налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 28,93 руб., за 2016 год в размере 07,30 руб., за 2017 год в размере 36,04 руб., за 2018 год в размере 17,07 руб. Всего взыскать 1 787, 34 руб. С Киселева В.В. в доход бюджета городского округа «Город Хабаровск» взыскана государственная пошлина в размере 400 руб..
В апелляционной жалобе административный ответчик Киселев В.В. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на пропуск административным истцом срока обращения в суд по заявленным требованиям, дополнительно указав, что судом первой инстанции применен НК РФ в редакции, не действовавшей на момент правоотношений.
Письменные возражения на доводы апелляционной жалобы не поступали.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец и административный ответчик, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте суда, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, уважительность причин неявки в судебное заседание не представили, о намерении лично участвовать в судебном разбирательстве не заявляли, в связи с чем, в соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 НК РФ, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Статья 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Подпунктом 9 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено право налогового органа взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п.6 ст.45 НК РФ).
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которым налогоплательщик извещается о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт статьи 69 НК РФ).
Пункт 1 статьи 70 НК РФ предусматривает, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 1 статьи 48 НК РФ).
В силу пункта 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Таким образом, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.
Порядок и основания исчисления налога на имущество физических лиц регулируется главой 32 НК РФ.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года (статья 404 НК РФ).
В силу части 1 и 2 статьи 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Из материалов дела установлено, что Киселев В.В. с 2015 по 2018 годы являлся собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: г.Хабаровск, ул. Ворошилова, д.48А, кв.6, в связи с чем он является плательщиком налога на имущество физических лиц.
В адрес Киселева В.В. направлены налоговые уведомления (№ 110804946 от 06.08.2016 об уплате налога на имущество за 2015 год в размере 259,00 рублей, со сроком уплаты не позднее 01.12.2016; № 35398569 от 06.08.2017 об уплате налога на имущество за 2016 год в размере 601,00 рубль, со сроком уплаты не позднее 01.12.2017; № 19245612 от 21.08.2018 об уплате налога на имущество за 2017 год в размере 419,00 рублей, со сроком уплаты не позднее 03.12.2018; № 23079658 от 10.07.2019 об уплате налога на имущество за 2018 год в размере 419,00 рублей, со сроком уплаты не позднее 02.12.2019).
Киселев В.В. не исполнил установленную законом обязанность по уплате указанных налогов на имущество за 2015 - 2018 года, исчисленных налоговым органом на основании уведомлений.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 № 321-ФЗ, от 23.07.2013 № 248-ФЗ)).
В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (в ред. Федеральных законов от 29.09.2019 № 325-Ф3, от 01.04.2020 № 102-ФЗ, от 23.11.2020 № 374-ФЭ).
Таким образом, в связи с неисполнением обязанностей по уплате налогов на имущество физических лиц в адрес Киселева В.В. налоговым органом направлены требования с соблюдением установленного законом срока: (недоимка по налогу за 2015 год образовалась с 02.12.2016, т.е. требование об уплате недоимки подлежало направлению Киселеву В.В. в срок не позднее 02.12.2017) № 7969 по состоянию на 27.11.2017 об уплате налога за 2015 год и пени в общем размере 287,93 рублей с указанием срока для добровольной уплаты до 22.01.2018; (недоимка по налогу за 2016 год образовалась с 02.12.2017 т.е. требование об уплате недоимки подлежало направлению Киселеву В.В. в срок не позднее 02.03.2018) № 10544 по состоянию на 17.01.2018 об уплате налога за 2016 год и пени в общем размере 608,30 рублей со сроком уплаты до 15.03.2018; (недоимка по налогу за 2017 год образовалась с 03.12.2018 т.е. требование об уплате недоимки подлежало направлению Киселеву В.В. в срок не позднее 03.12.2019) № 72972 по состоянию на 14.11.2019 об уплате налога за 2017 год и пени в общем размере 455,04 рублей со сроком уплаты до 24.12.2019; (недоимка по налогу за 2018 год образовалась с 02.12.2019 т.е. требование об уплате недоимки подлежало направлению Киселеву В.В. в срок не позднее 02.12.2020) № 26753 по состоянию на 26.06.2020 об уплате налога за 2018 год и пени в общем размере 436,07 рублей со сроком уплаты до 01.12,2020.
Направление указанных требований подтверждается списком почтовых отправлений, содержащихся в материалах дела.
Суд первой инстанции, проанализировав положения Налогового кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, удовлетворяя заявленные требования, указал в решении, что расчет налоговым органом налога на имущество физических лиц за 2015-2018 года соответствует требованиям НК РФ, расчет пени основан на положениях статьи 75 НК РФ, процедура направления плательщику налога на имущество физических лиц требования о необходимости погасить имевшуюся задолженность, порядок и сроки обращения в суд административным истцом соблюдены, установленная налоговым законодательством обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за спорные периоды и пени Киселевым В.В. не исполнена.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
В соответствии с частями 4 - 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд.
В соответствии с п. 6. ст. 69 НК РФ требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Поскольку требования направлялись заказной почтой они считаются врученными налогоплательщику.
В соответствии с п. 4. ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Как обращено внимание Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 30.01.2020 № 12-О и № 20-О, установленные шестимесячные сроки и моменты начала их исчисления относятся к дискреционным полномочиям федерального законодателя и обусловлены необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений.
Согласно определению Конституционный Суд Российской Федерации от 08.02.2007 № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Из изложенного следует, что принудительное взыскание налога с физического лица допускается исключительно в судебном порядке в течение установленных законом сроков, а также при наличии к тому оснований (установленный факт наличия задолженности и др.); произвольное и бессрочное взыскание с налогоплательщика сумм налоговой задолженности, обращение налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа, действующим правопорядком не допускаются.
При принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены, о чем указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.10.2017 № 2465-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ефимова Павла Павловича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации», с акцентом на то, что установление указанных обстоятельств в силу части 6 статьи 289 КАС РФ относится к числу юридически значимых по административному делу, рассматриваемому в порядке главы 32 названного процессуального закона.
Как разъяснено в абзацах 1, 3 п.50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - ПостановлениЕ Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57) при применении статьи 70 НК РФ судам необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа). С учетом изложенного в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 70 НК РФ направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента наступления срока уплаты суммы недоимки.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, являющийся пресекательным, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (статья 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 3 статьи 48 НК РФ).
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57.
Как следует из положений статьи 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, пеней, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
В соответствии с абзацем 2 и 3 ч. 2 ст. 48 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 № 243-ФЭ) если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, Пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
При таких обстоятельствах, суду первой инстанции надлежало проверить соблюдение всех последовательных сроков, предусмотренных НК РФ, в частности трехмесячного срока обращения налогового органа с требованием об оплате недоимки, шестимесячного срока на обращение в мировой суд и шестимесячного срока после обращения в суд общей юрисдикции с иском после отмены судебного приказа.
Судом первой инстанции установлено, и подтверждается материалами дела, что Киселевым В.В. обязанности по уплате налога на имущество физических лиц и пени за 2015-2018 года не исполнена, общая сумма задолженности составила 1 787,34 руб.
Задолженность по требованиям № 7969 по состоянию на 27.11.2017, № 10544 по состоянию на 17.01.2018, № 72972 по состоянию на 14.11.2019, № 26753 по состоянию на 26.06.2020 не была ранее взыскана Инспекцией в судебном порядке, так как не отвечала условиям абзаца 3 и 4 пункта 1 статьи 48 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 № 243-ФЗ), а именно сумма задолженности была менее 3 000 рублей.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что срок для обращения в суд с административным искм о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц не пропущен, поскольку общая сумма задолженности по налогу с момента выставления самого первого требования № 7969 по состоянию на 27.11.2017 со сроком уплаты до 22.01.2018 в течение трех лет не превысила в 3000 рублей, то есть предельный срок обращения в суд по взысканию налогов истекал 22.07.2021 (22.01.2018 + 3 года + 6 месяцев).
В связи с неисполнением административным ответчиком данного требования налогового органа, 08.04.2021 мировым судьей судебного участка N 12 судебного района "Индустриальный район города Хабаровска" выдавался судебный приказ N 2а-680/12-2021 на взыскание имевшейся задолженности с Киселева В.В., который 27.04.2021 был отменен определением мирового судьи в связи с поступившими от административного ответчика возражениями относительно его исполнения.
20.09.2021 ИФНС России по Индустриальному району обратилась в Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением о взыскании с Киселева В.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени
Таким образом, срок на обращение в суд о принудительном взыскании недоимки по налогам и пени с Киселева В.В. не нарушен.
Доводы жалобы о пропуске административным истцом срока на обращение в суд являются необоснованными по указанным выше основаниям.
Расчет взыскиваемых сумм, в том числе пени, судебной коллегией проверен, он произведен в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах, регулирующего порядок исчисления налога на имущество физических лиц, а также порядок начисления пени, расчет является арифметически верным, расчет пени по налогу на имущество физических лиц приложен к административному иску и имеется в материалах дела.
Судом первой инстанции проверена процедура взыскания недоимки по платежам, нарушений порядка обращения в суд с настоящим требованием не установлено.
Иные доводы апелляционной жалобы административного ответчика основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права и не содержат правовых оснований для отмены решения правильного по существу.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, а также на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют правовую позицию административного ответчика, которая являлась предметом рассмотрения суда первой инстанции и получила надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 13 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Киселева В.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: