НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда (Хабаровский край) от 08.09.2023 № 270012-01-2023-000163-60

Дело № 33а-6047/2023

в суде первой инстанции дело № 2а-226/2023

УИД № 27RS0012-01-2023-000163-60

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Казариковой О.В.,

судей: Чуешковой В.В., Хасановой Н.В.,

при секретаре: Кан И.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 08 сентября 2023 года в г. Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю к Кузьменко Ю.В. о взыскании задолженности по налогам и пени,

по апелляционной жалобе административного ответчика - Кузьменко Ю.В. на решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 30 мая 2023 года.

Заслушав доклад судьи Чуешковой В.В., представителя административного истца - Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю Мелентьевой Ю.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому края обратилось в Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края с административным исковым заявлением к Кузьменко Ю.В. о взыскании задолженности на общую сумму 21 883,99 руб., в обоснование которого указала, что согласно сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Кузьменко Ю.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 30.05.2013г. и прекратил свою деятельность 14.09.2021г. За указанный период Кузьменко Ю.В. являлся плательщиком налога, уплачиваемого с применением упрощенной системы налогообложения (далее УСН). 14.03.2020г. и 22.04.2022г. Кузьменко Ю.В. были предоставлены налоговые декларация по УСН за 2019 и 2021 годы, и исчислен налог к уплате в бюджет, однако в установленный законом срок налог в полном объеме административный ответчик не уплатил. Налоговым органом, в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ, в адрес плательщика направлены требования об уплате страховых взносов, УСН и пени от 27.10.2021г. № 30503 в срок до 08.12.2021г., от 16.12.2021г. № 36064 - в срок до 01.02.2022г., от 11.05.2022г. № 3322 - в срок до 17.06.2022г., которые должником не исполнены. Налоговый орган в сроки, установленные ст. 48 НК РФ, обратился с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Кузьменко Ю.В. задолженности по налогам и пени на общую сумму 21 884,56 руб. Определением мирового судьи от 08.09.2022г. судебный приказ от 31.08.2022г. был отменен.

На основании изложенного и заявления об уточнении заявленных ранее административных исковых требований, административный истец просил суд взыскать с административного ответчика Кузьменко Ю.Ф. задолженность в размере 17 510,78 руб., которая включает: налог за 2021 год, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в сумме 15 802,00 руб., пеню за 2021-2022 годы - 1 201,00 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года) за 2019 год - 502, 52 руб., пеню за 2021 год - 5,26 руб.

Решением суда первой инстанции административные исковые требования удовлетворены.

Суд решил: «Взыскать с Кузьменко Ю.В. (ИНН ), проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (ИНН/ОГРН 2721121446/1042700168961), задолженность по налогам и пени в общем размере 17 510 руб. 78 коп., в том числе:

- по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2021 год в размере 15 802 руб., пени за 2021-2022 гг. в размере 1 201 руб.;

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), за 2019 год в размере 502 руб. 52 коп., пени за 2021 год в размере 5 руб. 26 коп.

Взыскать с Кузьменко Ю.В. (ИНН ) в бюджет Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину, от уплаты которой административный истец был освобожден, в размере 700 руб. 73 коп.».

В апелляционной жалобе и письменном ходатайстве о приобщении к материалам административного дела дополнительных доказательств, административный ответчик решение суда первой инстанции просит отменить и принять по делу новое решение – об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований. Поскольку суд первой инстанции не полно исследовал доказательства и нарушил нормы процессуального права, неправильно определил обстоятельств, имеющие значение для дела. Кроме того, Кузьменко Ю.В. считает, что административным истцом пропущен срок исковой давности на подачу административного иска и не представлено в материалы дела доказательств, подтверждающих направление Кузьменко Ю.В. требований об уплате задолженности по УСН и пени. Полагает, что решение вынесено с нарушением правил о тайне совещания судей при принятии решения

В письменных возражениях на апелляционную жалобу административного ответчика административный истец просит решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Поскольку вывод суда о наличии оснований для взыскания задолженности обоснован, материалами дела подтвержден факт наличия обязанности по уплате задолженности административным ответчиком. Судом первой инстанции всесторонне изучены обстоятельства и нормы, имеющие значение для дела, а апелляционная жалоба сводится к несогласию с выводами суда ввиду неверного понимания Кузьменко Ю.В. норм материального права, что не может служить основанием для отмены решения суда.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик Кузьменко Ю.В. не явился. О дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.

На основании изложенного и ст. ст. 150, 306-307 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившегося лица.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела и дополнительно предоставленные сторонами суду апелляционной инстанции документы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав пояснения представителя административного истца, поддержавшего доводы, изложенные в письменных возражениях на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Кузьменко Ю.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей с 30.05.2013г. по 14.09.2021г.

В период осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.2019г. по 31.12.2019г. и с 01.01.2021г. по 14.09.2021г. Кузьменко Ю.В. применял упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) с объектом налогообложения доходы. В связи с чем, являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязан был уплачивать налоги по страховым взносам, а также налог по УСН за 2019 и 2021 годы.

14.03.2020г. и 22.04.2022г. Кузьменко Ю.В. предоставил в налоговый орган налоговые декларации по УСН за 2019 и 2021 годы по месту постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя.

17.05.2023г. Кузьменко Ю.В. предоставил уточненную налоговую декларацию по УСН за 2021 год с указанием суммы налога, подлежащей уплате в бюджет - 15 802,00 руб.

В установленный законом срок налог в полном объеме Кузьменко Ю.В. не уплатил.

Налоговой службой в адрес административного ответчика Кузьменко Ю.В. направлены требования: № 30503 от 27.10.2021г. об уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017г. в размере 499,08 руб., пени - 2,95 руб. срок уплаты - до 08.12.2021г.; № 36064 от 16.12.2021г. об уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017г. в размере 6 330,54 руб., пени - 34,51 руб. Срок уплаты - до 01.02.2022г.; № 3322 от 11.05.2022г. об уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы - в размере 20 163,00 руб., пени - 1 559,67 руб. Срок уплаты - до 17.06.2022г.

Требования об уплате налога и пени Кузьменко Ю.В. не исполнены.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю обратилась 24.08.2022г. в судебный участок № 51 судебного района «Верхнебуреинский район Хабаровского края» с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и пени.

31.08.2022г. мировым судьей судебного участка № 51 судебного района «Верхнебуреинский район Хабаровского края» выдан судебный приказ о взыскании с Кузьменко Ю.В. недоимки за 2019-2021 годы в размере 21 883,99 рублей.

08.09.2022г. судебный приказ от 31.08.2022г. отменен по заявлению Кузьменко Ю.В.

06.03.2023г. административным истцом посредством Почта России подано данное административное исковое заявление в Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичные положения закреплены в пункте 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

По общему правилу налоговый орган вправе обратиться в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, если размер отрицательного сальдо превышает 10 000 руб. (пп. 1 п. 3 ст. 48 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022г. N 263-ФЗ).

Если размер задолженности не превышает 10 000 руб., то заявление подается не позднее 1 июля года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате задолженности (абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022г. N 263-ФЗ).

Удовлетворяя административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом предоставлены доказательства наличия отрицательного сальдо на едином налоговом счете Кузьменко Ю.В. в размере 23 697,98 руб., обоснованности выставленных требований о погашении задолженности и обращения в суд с административным иском, а так же, что процессуальный срок на подачу административного иска не пропущен, произведенные административным ответчиком оплаты правомерно зачтены налоговым органом в счет непогашенной недоимки по хронологии ее образования.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они обоснованы, подтверждаются материалами дела и установленными обстоятельствами, подробно мотивированы в обжалуемом решении.

Так, согласно ч. 3 ст. 8 Налогового кодекса РФ, под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются, в том числе, индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 420 НК РФ).

Расчетным периодом по страховыми взносами признается календарный год (п. 1 ст. 423 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период индивидуальными предпринимателями, производится ими самостоятельно.

Пунктом 2 ст. 432 НК РФ предусмотрено, что суммы страховых взносов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за расчетный период уплачиваются плательщиками в совокупном фиксированном размере не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Федеральным законом от 03.07.2016г. № 243-ФЗ, вступившим в силу 01.01.2017г., внесены изменения в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

В силу п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

Согласно ст. 346.23 НК РФ (в ред. Федерального закона от 25.06.2012г. N 94-ФЗ) по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 настоящего Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.

Согласно п. 7 ст. 346.21 НК РФ (в ред. Федерального закона от 21.07.2005г. N 101-ФЗ) индивидуальными предпринимателями налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Сумма, подлежащая взысканию на основании судебного акта, не может превышать размер отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика на дату исполнения судебного акта (п. 5 ст. 45 НК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 11.3 НК РФ сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности. Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в числе иного, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Пунктом 9 ч. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом. Правила, предусмотренные статьей 45 НК РФ, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (п.п. 2,16, 17 ст. 45 НК РФ).

В случае неисполнения требования принудительное взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса РФ, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в порядке и сроки, предусмотренные статьей 48 данного Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 НК РФ решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Доводы административного ответчика Кузьменко Ю.В. о том, что налоговым органом необоснованно зачтены за 2019 год произведенные им платежи по налогам на доходы за 2021 год от 06.05.2021 в сумме 4 995,54 руб., от 28.07.2021 в сумме 6 446,64 руб., от 28.04.2022 в сумме 1 582,82 руб., судом отклоняются на основании следующего.

Согласно ст. 58 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016г. N 243-ФЗ) подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки (ч. 2) В соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса (ч. 3). Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается настоящим Кодексом. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 5). Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов, страховых взносов (пеней и штрафов) (ч. 7). Правила, предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи, применяются также в отношении порядка уплаты авансовых платежей (ч. 8).

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020г. N 409 (ред. от 07.11.2020г.) "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе индивидуальным предпринимателям, включенным по состоянию на 1 марта 2020 г. в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, была предоставлена такая мера поддержки, как продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей), а именно: налога на прибыль организаций, единый сельскохозяйственный налог, налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год, - на 6 месяцев.

В соответствии с п. 1(1) указанного постановления N 409 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2020г. N 570) уплата сумм налогов (авансовых платежей), страховых взносов, предусмотренных подпунктами "а" - "в" пункта 1 настоящего постановления, производится равными частями в размере одной двенадцатой указанной суммы ежемесячно, не позднее последнего числа, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором наступает срок уплаты соответствующих налогов (авансовых платежей), страховых взносов, продленный на основании соответствующего подпункта пункта 1 настоящего постановления.

Глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) устанавливает обязанность по представлению в налоговый орган налоговых деклараций по УСН (представление авансовых отчетов не предусмотрено): для индивидуальных предпринимателей в срок - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Соответственно, срок представления налоговой декларации по УСН за 2021 год - не позднее 04.05.2022г. (с учетом выходных и праздничных дней).

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения было подано Кузьменко Ю.В. в налоговый орган 19.05.2014г., в связи с чем она стала применяться в отношении налогоплательщика с 01.01.2015г. Задолженность налогоплательщика по упрощенной системе налогообложения (далее - УСН) образовалась после представления им в налоговый орган налоговой декларации по УСН за 2021 год (первичная налоговая декларация представлена 22.04.2022г., к уплате исчислено 20163 руб.; уточненная - 17.05.2023, к уплате - 15802 руб.).

Согласно уточненной налоговой декларации по УСН за 2021 год Кузьменко Ю.В. начислено к уплате 15802 руб., в том числе: авансовый платеж за 1 квартал по сроку уплаты 25.04.2021 - 4995 руб., авансовый платеж за полугодие по сроку уплаты 25.07.2021 - 6446 руб., авансовый платеж за 9 месяцев по сроку уплаты 25.10.2021 - 4361 руб., налог по сроку уплаты 04.05.2022 - 0 руб.

Кузьменко Ю.В. произведена оплата 06.05.2021г. в сумме 4995,54 руб., 28.07.2021г. - 6446,64 руб., 28.04.2022г. - 1582,82 руб.

На дату осуществления указанных платежей налогоплательщика налоговый орган не имел информации о размере авансов, исчисленных предпринимателем, так как налоговая декларация по УСН за 2021 год с их указанием представлена 22.04.2022г.

Таким образом, авансовые платежи по УСН за 2021 год поступили в налоговый орган и сформировали переплату в КРСБ налогоплательщика (до момента представления налоговой декларации за год и отражения в КРСБ начислений по авансовым платежам).

Вместе с тем, на период уплаты авансовых платежей у налогоплательщика в КРСБ числилась задолженность по УСН за 2019 год, так как налог Кузьменко Ю.В. своевременно оплачен не был.

14.03.2020г. в налоговый орган поступила налоговая декларация по УСН за 2019 год, согласно которой налогоплательщиком исчислен к уплате налог - 15965 руб., в том числе: авансовый платеж за 1 квартал по сроку уплаты 25.04.2019г. - 5286 руб., авансовый платеж за полугодие по сроку уплаты 25.07.2019г. - 3150 руб., авансовый платеж за 9 месяцев по сроку уплаты 25.10.2019г. - 2814 руб., налог по сроку уплаты 30.04.2020г. - 4715 руб.,

Таким образом, в соответствии с Постановлением № 409, платежи Кузьменко Ю.В. по УСН за 2019 год в общей сумме 15965 руб. разделены на ежемесячные (в размере 1/12 равными частями), в том числе по срокам уплаты: не позднее 30.11.2020г. в сумме 1330 руб., не позднее 31.12.2020г. - 1330 руб., не позднее 31.01.2021г. - 1330 руб., не позднее 28.02.2021г. - 1330 руб. не позднее 31.03.2021г. - 1330 руб., не позднее 30.04.2021г. - 1330 руб., не позднее 31.05.2021г. - 1330 руб., не позднее 30.06.2021г. - 1330 руб., не позднее 31.07.2021г. - 1330 руб., не позднее 31.08.2021г. - 1330 руб., не позднее 30.09.2021г. - 1330 руб., не позднее 31.10.2021г. - 1335 руб.

Учитывая, что на дату платежей (от 06.05.2021г., 28.07.2021г., 28.04.2022г.) у налогоплательщика числилась задолженность по УСН за 2019 год, сроки уплаты которой наступили в 2021 году, 25.05.2021г. Кузьменко Ю.В. обращался в налоговый орган с заявлениями о зачете (возврате) переплаты, а 14.09.2021г. - снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя, то в целях формирования актуальной информации по сальдо и вынесения обоснованного решения по зачетам (возвратам), либо решения об отказе в удовлетворении заявления о зачете (возврате) переплаты, налоговым органом в КРСБ налогоплательщика в 2021 - 2022 годах произведены операции по зачетам платежей в автоматическом режиме по хронологии образования недоимки.

Таким образом, зачёт платежей от 06.05.2021г., от 28.07.2021г., от 28.04.2022г. осуществлен согласно существующему алгоритму в счет задолженности по УСН за 2019 год: по срокам уплаты с 30.11.2020г. по 31.08.2021г. произведен зачет платежей от 06.05.2021г. и от 28.07.2021г.; по сроку уплаты 30.09.2021г. остаток задолженности составил 247,82 руб., по сроку уплаты 31.10.2021г. задолженность составила 1335 руб. (247,82 руб. и 1335 руб. отражены в требованиях от 27.10.2021г. № 30503, от 16.12.2021г. № 36064 соответственно), задолженность погашена зачетом платежа от 28.04.2022г.

Задолженность по УСН за 2021 год в сумме 15802 руб., образовавшаяся после представления в налоговый орган налоговой декларации, осталась не оплаченной, в связи с чем предъявлена ко взысканию в административном исковом заявлении 06.03.2023г. № 47-19/015635.

Согласно ст. 75 НК РФ, налогоплательщику начислена пеня - 1201 руб., в том числе: на недоимку за 2019 год за период с 01.10.2021г. по 26.10.2021г. в сумме 1,46 руб.; с 01.11.2021г. по 15.12.2021г. в сумме 15,02 руб.; за 2021 год за период: с 27.04.2021г. по 10.05.2022г. в сумме 571,17 руб. (остаток задолженности по пене 456,45 руб.); с 27.07.2021г. по 10.05.2022г. в сумме 634,61 руб. (остаток задолженности по пене 486,56 руб.); с 26.10.2021г. по 10.05.2022г. в сумме 341,68 руб. (остаток задолженности по пене 241,51 руб.).

Расчет пени (период действия недоимки, число дней просрочки, сумма недоимки для пени, ставка пени, установленная ЦБ РФ), предоставленный в приложении к административному исковому заявлению от 06.03.2023г. проверен судом и признан верным.

Задолженность Кузьменко Ю.В. по страховым взносам образовалась в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, так как в период осуществления предпринимательской деятельности он являлся плательщиком страховых взносов, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов в установленный срок, налоговый орган определяет сумму страховых взносов, подлежащую уплате ими за расчетный период, в соответствии со ст. 430 НК РФ.

Плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300000 руб. - в размере 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300000 руб. за расчетный период.

Так, за 2019 год Кузьменко Ю.В. подлежали уплате страховые взносы на ОПС в сумме 3015,14 руб. согласно расчету: годовой доход согласно отчетности по ЕНВД за 1 - 4 кварталы 2019 года - 601514 руб., предельный доход - 300000 руб. (601514 - 300000) * 1% = 3015,14.

Согласно п. 1.1 Постановления № 409, уплата сумм налогов (авансовых платежей), страховых взносов производится равными частями в размере одной двенадцатой указанной суммы ежемесячно, не позднее последнего числа, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором наступает срок уплаты соответствующих налогов (авансовых платежей), страховых взносов, продленный на основании пункта 1 данного постановления.

Таким образом, платежи Кузьменко Ю.В. по страховым взносам за 2019 год в общей сумме 3015,14 руб. разделены на ежемесячные (в размере 1/12 равными частями), в том числе по срокам уплаты: 251,26 руб. по сроку уплаты 31.12.2020г., 251,26 руб. - 31.01.2021г., 251,26 руб. - 28.02.2021г., 251,26 руб. - 31.03.2021г., 251,26 руб. - 30.04.2021г., 251,26 руб. - 31.05.2021г., 251,26 руб. - 30.06.2021г., 251,26 руб. - 31.07.2021г., 251,26 руб. - 31.08.2021г., 251,26 руб. - 30.09.2021г., 251,26 руб. - 31.10.2021г., 251,28 руб. - 30.11.2021г.

Задолженность Кузьменко Ю.В. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год составила 502,52 руб. (251,26+251,26) по срокам уплаты 30.09.2021г. и 31.10.2021г.

Согласно ст. 75 НК РФ на сумму недоимки по страховым взносам за 2019 год начислена пеня в общей сумме 5,26 руб. за период: с 01.10.2021г. по 26.10.2021г. в сумме 1,49 руб.; с 01.11.2021г. по 15.12.2021г. в сумме 2,83 руб.; с 01.12.2021г. по 15.12.2021г. в сумме 0,94 руб.

Расчет пени (период действия недоимки, число дней просрочки, сумма недоимки для пени, ставка пени, установленная ЦБ РФ), предоставленный в приложении к административному исковому заявлению от 06.03.2023г. проверен судом и признан верным.

На основании изложенного и установленных обстоятельств, вопреки доводам административного ответчика, судебная коллегия приходит к выводу о том, что срок обращения в суд налоговой инспекцией с настоящим административным иском не пропущен.

Факт наличия задолженности по указанным налогам и пени доказан, каких-либо законных оснований для освобождения налогоплательщика от уплаты налога, взымаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, налога по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), пени - не имеется.

Расчеты, представленные административным истцом, с учетом их уточнения (на общую сумму задолженности по налогам и пени в размере 17 510,78 руб.), соответствуют требованиям закона и материалам дела, их арифметическая правильность судом проверена и признана верной.

Административный истец обладает полномочиями на обращение в суд с настоящим административным иском и им соблюден порядок досудебного урегулирования спора.

Согласно предоставленному административным ответчиком в суд апелляционной инстанции акту сверки от 11.11.2021г., не представляется возможным достоверно установить отсутствие задолженности Кузьменко Ю.В. перед бюджетом, поскольку указанный акт составлен до начислений по авансам УСН за 2021 год, до наступления всех сроков уплаты по УСН и страховым взносам за 2019 год и до 01.01.2023г. (до перехода на ЕНС), когда в КРСБ числилась просроченная свыше трех лет (не зачтенная) переплата. В связи с чем, предоставленный акт сверки не принимается судебной коллегией во внимание. Кроме того, данный документ не соответствует требованиям ст. ст. 59-61, 70 КАС РФ.

На основании изложенного и установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы, приведенные административным ответчиком Кузьменко Ю.В. в апелляционной жалобе, поскольку они являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, обоснованно признаны судом первой инстанции недостоверными и не подтвержденными материалам административного дела, выводы о чем подробно мотивированы в обжалуемом решении.

Сроки и размер авансовых платежей по УСН за 2019 год в сумме 15 965 руб., отраженной налогоплательщиком в налоговой декларации от 14.03.2020г., правомерно налоговым органом изменены на ежемесячные и разделены равными частями по 1/12 (по 1 330 руб.) со сроками уплаты, начиная с 30.11.2020г. и по 31.10.2021г.

При наступлении указанных сроков платежей по налогам на доходы по УСН за 2019 год налогоплательщиком Кузьменко Ю.В. были осуществлены платежи 06.05.2021 в сумме 4 995,54 руб., 28.07.2021 в сумме 6 446,64 руб., 28.04.2022 в сумме 1 582,82 руб., при этом декларация индивидуального предпринимателя Кузьменко Ю.В. по УСН за 2021 год поступила в налоговый орган 28.04.2022г., то есть после осуществления им названных платежей. Сроки внесения авансовых платежей по УСН за 2021 год административным ответчиком не соблюдались.

Каких-либо заявлений или уведомлений об исчисленных суммах налогов после осуществления налогоплательщиком Кузьменко Ю.В. авансовых платежей по налогу до представления им налоговой декларации (расчета) на доходы по УСН за 2021 год, административным ответчиком в налоговый орган не было представлено ни в течение месяца, в котором установлены сроки уплаты соответствующих налогов и авансовых платежей по налогам, ни в последующем.

При таких обстоятельствах административный истец правомерно по хронологии образования недоимки зачел указанные оплаты налогоплательщика в счет непогашенной им недоимки с наиболее ранними сроками уплаты (за 2019 год), произведя такой зачет операций в КРСБ налогоплательщика в автоматическом режиме согласно существующему алгоритму.

Исходя из изложенного и предоставленных сторонами доказательств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что административный иск налогового органа к Кузьменко Ю.В. заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, в том числе и о том, что административным истцом срок для обращения с настоящим иском в суд не пропущен, по приведенным ранее и в обжалуемом решении доводам.

Довод апелляционной жалобы Кузьменко Ю.В. о нарушении судом первой инстанции тайны совещательной комнаты, судебной коллегией отклоняется, как надуманный и основанный на неверном толковании норм действующего законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно ст. 173 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, после судебных прений суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения по административному делу, о чем председательствующий в судебном заседании объявляет присутствующим в зале судебного заседания.

На основании ч. 1 ст. 174 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, после принятия и подписания решения суд возвращается в зал судебного заседания, где председательствующий в судебном заседании или один из судей объявляет решение суда.

В случае объявления только резолютивной части решения суда председательствующий в судебном заседании разъясняет, когда будет изготовлено мотивированное решение и каким образом это решение будет доведено до сведения лиц, участвующих в деле, их представителей (ч. 2 ст. 174 КАС РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда принимается немедленно после разбирательства административного дела.

В силу ч. 2 названной статьи по сложным административным делам может быть объявлена резолютивная часть решения суда. Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

По настоящему делу установлено, что 30.05.2023г. суд после исследования всех доказательств перешел к судебным прениям, а затем удалился в совещательную комнату для принятия решения. Резолютивную часть решения судья огласил в день судебного заседания - 30.05.2023г. по выходу из совещательной комнаты. Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом судебного заседания от 30.05.2023г., содержащимся в материалах дела.

Так, согласно протоколу судебного заседания суда первой инстанции от 30.05.2023г., судья Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края, выслушав прения сторон, для принятия судебного акта удалилась в совещательную комнату, по выходу из которой огласила резолютивную часть принятого решения и разъяснила о составлении мотивированного решения суда от 30.05.2023г., после чего (согласно расписке от 30.05.2023г.) Кузьменко Ю.В. получил копию мотивированного решения от 30.05.2023г.

При таких обстоятельствах ссылка административного ответчика на нарушение судьей тайны совещания судей является несостоятельной.

Не подтверждается данный факт и аудиопротоколом судебного заседания от 30.05.2023г., приобщенным к материалам дела.

Таким образом и вопреки позиции административного ответчика, изложенной в апелляционной жалобе, все имеющие значение для правильного рассмотрения административного дела обстоятельства судом первой инстанции учтены, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом первой инстанции не допущено, выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам административного дела и исследованным доказательствам, поэтому оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены или изменения принятого по данному делу судебного акта. В связи с чем, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.

Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, представленные сторонами доказательства и возражения сторон.

Разрешая данный административный спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применил нормы материального права, его регулирующие и мотивировал свои выводы в обжалуемом решении.

Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 30 мая 2023 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Кузьменко Ю.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

.

Председательствующий:

Судьи: