Дело № 33а-943/2022
В суде первой инстанции дело № 2а-2289/2021
УИД: 27RS0006-01-2021-003104-59
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Унтевской Е.Л.,
судей: Чуешковой В.В., Карбовского С.Р.,
при секретаре Серченко И.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 апреля 2022 года в городе Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению МИФНС № 3 по Хабаровскому краю к ФИО1 о взыскании пени,
по апелляционной жалобе административного ответчика ФИО1 на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 19 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Карбовского С.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МИФНС № 3 по Хабаровскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 37 620,54 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 778,28 руб., мотивируя свои требования тем, что административный ответчик в указанные налоговые периоды являлся собственником следующих объектов, облагаемых налогом на имущество физических лиц:
гаражи, адрес: <адрес>, кадастровый №, площадь 33,6 кв.м. Дата регистрации права 07.08.2012, дата утраты права 07.04.2017;
иные строения, помещения и сооружения, адрес: <адрес>, кадастровый №, площадь 236,8 кв.м. Дата регистрации права 07.10.2010, дата утраты права 04.05.2021;
цех, адрес: <адрес>, кадастровый №, площадь 1879,5 кв.м. Дата регистрации права 11.04.2012, дата утраты права 15.05.2017;
квартира, адрес: <адрес>, кадастровый №, площадь 67,8 кв.м. Дата регистрации права 23.05.2017, дата утраты права 12.07.2017.
Административный ответчик обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2014, 2016 года своевременно не исполнил, ему начислены пени, которые подлежат взысканию в принудительном порядке.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 19 октября 2021 года постановлено административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю к ФИО1 о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, <данные изъяты>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: пеня в размере 38 394,56 руб. (за 2014 год – 37 620,54 руб., за 2016 год – 778,28 руб.). Всего на общую сумму 38 394,56 рублей.
Взыскать с ФИО1, <данные изъяты>, в доход бюджета с последующим распределением по нормативам, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 1 351,84 руб.
В апелляционной жалобе административный ответчик ФИО1 просит решение суда отменить, поскольку налоговой инспекцией пропущен процессуальный срок на обращение в суд с административным иском о взыскании пеней по налоговой задолженности и он не был извещен о времени и месте судебного заседания.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный истец МИФНС № 3 по Хабаровскому краю решение суда полагает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика ФИО1 – ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержал.
Административный истец МИФНС № 3 по Хабаровскому краю в судебное заседание своего представителя не направила.
Судом определено рассмотреть дело при указанной явке.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (часть 6 статьи 58 Налогового кодекса РФ).
Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45).
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, пеня начисляется; пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Взыскание налога на имущество физических лиц закреплено главой 32 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 Налогового кодекса РФ).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (часть 1 статьи 409 Налогового кодекса РФ).
Согласно материалов административного дела ФИО1 в 2014, 2016 годах являлся собственником объектов, облагаемых налогом на имущество физических лиц:
гаражи, адрес: <адрес>, кадастровый №, площадь 33,6 кв.м. Дата регистрации права 07.08.2012, дата утраты права 07.04.2017;
иные строения, помещения и сооружения, адрес: <адрес>, кадастровый №, площадь 236,8 кв.м. Дата регистрации права 07.10.2010, дата утраты права 04.05.2021;
цех, адрес: <адрес>, кадастровый №, площадь 1879,5 кв.м. Дата регистрации права 11.04.2012, дата утраты права 15.05.2017;
квартира, адрес: <адрес>, кадастровый №, площадь 67,8 кв.м. Дата регистрации права 23.05.2017, дата утраты права 12.07.2017.
Налогоплательщику исчислен налог на имущество физических лиц:
за 2014 год в размере 178 849,55 руб., со сроком уплаты не позднее 01.12.2015 (налоговое уведомление от 27.07.2015 № 881598);
за 2016 год в размере 178 501,00 руб., со сроком уплаты не позднее 01.12.2017 (налоговое уведомление от 23.08.2017 № 35725866).
Налогоплательщик налог на имущество физических лиц за 2014, 2016 года в установленный законом срок не уплатил, в связи с чем, налоговым органом начислены пеня по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 37 620,54 руб. и пеню по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 778,28 руб.
Принудительное взыскание налога на имущество физических лиц за 2016 осуществлено решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 13.09.2019 (дело № 2а-1949), включая пени за период с 02.12.2017 по 04.02.2018.
Налогоплательщику направлено требование № 42221 (по состоянию на 29.06.2020) со сроком уплаты указанных пеней до 26.11.2020.
В связи с неуплатой вышеуказанных пеней налоговый орган 01.02.2021 обратился к мировому судье судебного участка № 68 судебного района «Хабаровский район Хабаровского края» с заявлением о вынесении судебного приказа. 05.02.2021 года мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика пеней по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016 года в размере 38 394,56 руб., который 03.03.2021 года был отменен.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводам о необходимости удовлетворения административного искового заявления о взыскании с административного ответчика указанных в административном иске пеней в полном объеме, поскольку административный ответчик, являясь налогоплательщиком, свою обязанность по уплате налогов не исполнил.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для взыскания с административного ответчика пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, поскольку административным ответчиком обязанность по уплате указанного налога и пени добровольно не исполнена.
Вместе с тем, выводы суда первой инстанции о взыскании с административного ответчика пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год судебная коллегия полагает ошибочными.
Исходя из содержания административного иска и предоставленного налоговым органом расчета, административным истцом заявлены административные требования о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц:
за 2014 год (на сумму задолженности - 126,00 руб., объект налогообложения: гараж, кадастровый №) в размере 48,43 руб., за период с 02.12.2015 по 26.06.2019;
за 2014 год (на сумму задолженности - 86 873,00 руб., объект налогообложения: цех, кадастровый №) в размере 37 572,11 руб., за период с 02.12.2015 по 21.05.2020.
Судом первой инстанции не было учтено, что, в силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате пени производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в такие же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо (дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного).
Аналогичное разъяснение дал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 г. N 381-О-П.
Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога и, при утрате возможности принудительного взыскания налоговой задолженности, пени на такие недоимки начислению не подлежат и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Таким образом, в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.
Задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 год за объект налогообложения – цех с кадастровым номером №, решениями налогового органа от 22.05.2020 и 10.09.2021 была списана, в силу чего требования о взыскании пени за ее неуплату удовлетворены быть не могут.
Также отсутствуют основания для удовлетворения требований о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год за объект налогообложения – гараж с кадастровым номером №, поскольку административным истцом доказательств принудительного взыскания с административного ответчика самой задолженности (соответствующие судебные приказы, решения судов, доказательства добровольного погашения недоимки) суду не представлено. Довод административного истца о том, что взыскание налога на имущество физических лиц за 2014 год было произведено решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 13.09.2019 (дело № 2а-1949) является несостоятельным, поскольку указанным решением взыскание задолженности за 2014 год не производилось.
Решение суда, в части взыскания пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год, подлежит отмене, с уменьшением размера взысканной с административного ответчика государственной пошлины до 400 руб.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении процессуального права на участие в судебном заседании опровергаются материалами дела и не влекут отмену решения. Так, судебная повестка, направленная в адрес административного ответчика, адресатом не получена и возвращена в суд по истечении срока хранения. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. При таких обстоятельствах административный ответчик считается надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания.
Довод апелляционной жалобы, со ссылкой на статью 48 Налогового кодекса РФ, о том, что налоговой инспекцией пропущен процессуальный срок на обращение в суд с административным иском о взыскании пеней по налоговой задолженности, подлежит отклонению.
Как было указано выше, принудительное взыскание налога на имущество физических лиц за 2016 осуществлено решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 13.09.2019.
Указанное решение до настоящего времени не исполнено. Доказательств погашения взысканной задолженности административным ответчиком не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
На основании пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно пункту 6 статьи 75 Налогового кодекса РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ.
Вышеуказанные положения закона дают основания для вывода о том, что налоговый орган вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате налога.
Положения пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ в совокупности с разъяснениями, содержащимися в пункте 51 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части 1 НК РФ", направлены на регламентацию срока направления требования об уплате пени в том случае, если недоимка по налогу должником погашена (такой срок ограничен тремя месяцами - п. 1 ст. 70 НК РФ), однако не препятствуют налоговому органу направить должнику требование об уплате пени в любое время до тех пор, пока основное обязательство об уплате налога не прекращено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу административного ответчика ФИО1 удовлетворить частично.
Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 19 октября 2021 года, в части взыскания с ФИО1 пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год, отменить, принять по делу в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении административных требований.
Изложить абзац второй резолютивной части решения в новой редакции: «Взыскать с ФИО1, <данные изъяты>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю пеню по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2016 год в размере 778,28 руб., за период с 05.02.2018 по 28.06.2020».
Изложить абзац третий резолютивной части решения в новой редакции: «Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Хабаровского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере 400,00 руб.».
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд принявший решение.
Председательствующий: | |
Судьи: | |