НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда (Хабаровский край) от 04.04.2018 № 33-1821/2018

Дело № 33 – 1821/2018

В суде первой инстанции дело рассмотрено судьей Мальцевой Л.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего Дорожко С.И.

Судей Порохового С.П., Дорожкиной О.Б.

при секретаре Никитченко С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора района имени Полины Осипенко в интересах неопределенного круга лиц к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, Федеральному агентству лесного хозяйства о возложении обязанности организовать проведение лесоустройства,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Управления лесами Правительства Хабаровского края Жбановой Н.В. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 01 ноября 2017 г.

Заслушав доклад судьи Дорожкиной О.Б., объяснения прокурора Доськовой Т.Ю., представителя ответчика Управления лесами Правительства Хабаровского края - Пестовой А.В., представителя соответчика Федерального агентства лесного хозяйства – Туровской В.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор района имени П. Осипенко обратился в суд с иском к Управлению лесами Правительства Хабаровского края о возложении обязанности организовать проведение лесоустройства.

В обоснование иска указал, что на территории Кербинского лесничества, лесоустройство проводилось в 1997, т.е. срок давности таксации лесов по указанным лесничествам составляет более 10 лет. В соответствии с лесохозяйственным регламентом Кербинского лесничества, утвержденного приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 22.12.2008 № 362-п, общая площадь лесничества составляет 2 895 324 га.. При разработке лесохозяйственного регламента Кербинского лесничества, утвержденного приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 22.12.2008 № 362-п, использовались устаревшие материалы лесоустройства 1996-1997 годов, что подтверждается лесным планом Хабаровского края на 2009 - 2018 годы, утвержденным Постановлением Губернатора Хабаровского края от 22.12.2008 № 175, согласно которому (Таблица 4 - Изученность лесов, расположенных на территории Хабаровского края в пределах лесничеств) последнее лесоустройство на территории Кербинского лесничества проводилось в 1997 году. Таким образом, в настоящее время применяемые на территории Кербинского лесничества мероприятия по охране лесов требованиям Лесоустроительной инструкции не соответствуют, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности 20 лет. Не проведение лесоустройства создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, что является нарушением прав неопределенного числа граждан, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране лесов. Просил суд обязать Управление лесами Правительства Хабаровского края течение 2 лет после вступления решения суда в законную силу организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Кербинского лесничества (2895324 га.)

Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 13 сентября 2017 г. в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 01 ноября 2017 г. исковые требования прокурора района имени П.Осипенко удовлетворены частично.

На Управление лесами Правительства Хабаровского края, Федеральное агентство лесного хозяйства возложена обязанность в течение трех лет после вступления решения суда в законную силу организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Кербинского лесничества.

В апелляционной жалобе представитель ответчика, не соглашаясь с постановленным по делу решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального права, просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано на отсутствие финансирования в 2011 г. новых полномочий в соответствии ФЗ от 29.12.2010 г. №442-ФЗ С 2011 г. объем субвенций, выделяемых Хабаровскому краю из федерального бюджета сократился, в дальнейшем средств в запрашиваемом объеме на проведение указанных лесоустроительных работ, в том числе на период 2018-2019 гг. выделено не было, в связи с чем, исполнение указанного полномочия без соответствующего финансирования из федерального бюджета невозможно. Ссылаясь на неправильное истолкование судом пункта 150 Лесоустроительной инструкции, ст. 67 ЛК РФ, указывает, что действующими правилами проведения лесоустройства, содержащими требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах не определена частота их актуализации, не установлено императивное требование о проведении таксации лесов каждые 10 лет, в связи с чем, полагает, что материалы таксации 1996-1997 годов являются действующими и пригодными для использования в работе. Указывает, что суд первой инстанции необоснованно возложил обязанности по организации проведения лесоустройства исключительно на Управление лесами, поскольку главным распорядителем и получателем средств из федерального бюджета является Федеральное агентство лесного хозяйства, Управление лесами не является исполнителем лесоустроительных работ и не имеет в своем ведении специализированных организаций, оказывающих услуги по проведению таких работ. Указывает на необоснованно недостаточный срок выполнения работ - в течение трех лет, установленный судом без учета обстоятельств установления наличия средств субвенций из федерального бюджета на указанный период, процедуры организации таксационных работ на территории лесничеств в соответствии с Лесоустроительной инструкцией.

Возражения на апелляционную жалобу не поступили.

Изучив материалы дела, в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом правовой позиции, изложенной в абзаце 3 пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", судебная коллегия в интересах законности проверяет обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционной жалобе, и не связывая себя доводами жалобы, в связи с необходимостью проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских правоотношений.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведенной прокуратурой района имени Полины Осипенко Хабаровского края проверки установлено, что при разработке лесохозяйственного регламента Кербинского лесничества, утвержденного приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 22.12.2008 № 362-п, использовались устаревшие материалы лесоустройства 1996-1997 годы (стр.9 регламента), что подтверждается лесным планом Хабаровского края на 2009 – 2018 годы, утвержденным Постановлением Губернатора Хабаровского края от 22.12.2008 № 175, согласно которому (Таблица 4 - Изученность лесов, расположенных на территории Хабаровского края в пределах лесничеств) последнее лесоустройство на территории Кербинского лесничества проводилось в 1997 году.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 19, 67, 68, 83, 84, 87 Лесного кодекса РФ, ФЗ от 01.12.2014 г. №384-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 г.», п. п. 58, 150 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 г. № 516, п. п. 1.1, 3.3, 3.16 Положения об Управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 г. №185-пр, п. 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 г. №837, исходил из того, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов для лесотаксационных выделов возможно по результатам таксации лесов со сроком давности не более 10 лет, при сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов, и, установив, что при разработке лесохозяйственного регламента Кербинского лесничества, утвержденного 22.12.2008 г. использовались устаревшие материалы лесоустройства 1996-1997 г., сроком давности более 10 лет, пришел к обоснованному выводу о возложении на Управление лесами Правительства Хабаровского края, обязанности организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Кербинского лесничества, установив срок исполнения решения в течение трех лет со дня вступления его в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований прокурора к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права и исследованных доказательствах, которым в решении суда дана должная правая оценка, и оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает.

Согласно ст.67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч.3 ст.23 настоящего Кодекса.

Из п.1 ст.68 Лесного кодекса РФ следует, что в содержание лесоустройства включается: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В соответствии с п. 2, 3 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27 февраля 2017 г. №72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» лесохозяйственный регламент является основой использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, составляется на срок до десяти лет.

Согласно п.150 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 №516, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.

Из материалов дела, Лесного плана Хабаровского края на 2009-2018 годы, Лесохозяйственного регламента Кербинского лесничества Управления Лесами Правительства Хабаровского края, утвержденных 22.12.2008 г. следует, что при разработке лесохозяйственного регламента Кербинского лесничества использовались материалы лесоустройства 1996-1997 г., что не соответствует установленным п. 150 требованиям Лесоустроительной инструкции, поскольку спроектированы на материалах дела таксации со сроком давности более 11 лет, в связи с чем, суд пришел к верному выводу о том, что заявленные требования прокурора о возложении на Управление лесами Правительства хабаровского края обязанности по организации проведения лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Кербинского лесничества, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Однако судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части возложения обязанности по организации лесоустройства на Федеральное агентство лесного хозяйства, поскольку в силу п. 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г.№ 736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Перечень полномочий Федерального агентства лесного хозяйства определен в разделе два Положения.

В силу п. 5.17 Положения, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций.

Полномочия по проведению лесоустройства в указанный перечень не включены, в связи с чем, Федеральное агентство лесного хозяйства не уполномочено на проведение указанных работ.

Из совокупности указанных норм следует, что агентство как главный распорядитель несет ответственность за выделение финансовых средств из федерального бюджета на реализацию возложенных на него функций в области лесных отношений, ответственным же органом исполнительной власти края по организации лесоустройства в соответствии с п. 1.1 Положения об Управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21 сентября 2007 г. №185-пр является Управление лесами Правительства Хабаровского края.

Суд первой инстанции в нарушение установленных норм материального права необоснованно возложил на Федеральное агентство лесного хозяйства обязанность по организации проведения лесоустройства, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене, с принятием нового об отказе в удовлетворении исковых требований к Федеральному агентству лесного хозяйства о возложении обязанности организовать проведение лесоустройства.

Доводы жалобы о том, что действующими правилами проведения лесоустройства, содержащими требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах не определена частота их актуализации с определением периодичности в 10 лет, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку в силу ст. 68 Лесного кодекса РФ таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов являются одной из составляющих лесоустройства, правила проведения которого в соответствии с ч. 3 ст. 69.2 Лесного кодекса РФ установлены Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 №516.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии денежных средств на организацию лесоустроительных работ, отказе Федерального агентства лесного хозяйства в финансировании указанных работ, являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно не приняты судом, указанные доводы не влекут отмену принятого по делу судебного постановления, поскольку Федеральным законом от 01.12.2014 г. №384 «О федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый 2016 и 2017 г.» предусматривалось предоставление в 2016 и 2017 г. Хабаровскому краю субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, в формировании которых в силу п. 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 837, Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края, Утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 г. № 185-пр, вправе участвовать Правительство Хабаровского края, являющееся органом исполнительной власти края по осуществлению полномочий в области лесных отношений.

Установленный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ срок исполнения обязанности по устранению выявленных нарушений лесного законодательства определен судом, исходя из разумности и характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их устранения.

Оснований для его изменения по доводам жалобы, ввиду отсутствия субвенций из федерального бюджета на указанный период, судебная коллегия не усматривает, поскольку в государственной программе Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 318 в приложении № 5 «Ресурсное обеспечение реализации государственной программы «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы предусмотрен объем ассигнований на 2013-2020 годы на обеспечение исполнения переданных полномочий субъектам Российской Федерации.

Доводы жалобы о возложении обязанности по организации проведения лесоустройства исключительно на Управление лесами, при том, что главным распорядителем и получателем средств из федерального бюджета является Федеральное агентство лесного хозяйства на правильность постановленного решения не влияют, поскольку обязанность по проведению лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Быстринского лесничества возложена на субъект РФ - Управление лесами Правительства Хабаровского края.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 01 ноября 2017 г. по делу по иску прокурора района имени Полины Осипенко в интересах неопределенного круга лиц к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, Федеральному агентству лесного хозяйства о возложении обязанности организовать проведение лесоустройства отменить в части возложения обязанности на Федеральное агентство лесного хозяйства организовать проведение лесоустройства и принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований к Федеральному агентству лесного хозяйства о возложении обязанности организовать проведение лесоустройства отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Управление лесами Правительства Хабаровского края Жбановой Н.В. - без удовлетворения.

Председательствующий С.И. Дорожко

Судьи С.П. Пороховой

О.Б. Дорожкина