НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда (Хабаровский край) от 01.04.2022 № 270002-01-2021-000005-62

Дело № 33а-1586/2021

в суде первой инстанции дело № 2а-2040/2021

УИД № 27RS0002-01-2021-000005-62

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Унтевской Е.Л.,

судей: Чуешковой В.В., Хасановой Н.В.,

при секретаре: Серченко И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 01 апреля 2022 года в городе Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, Некоммерческой организации «Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» о возложении обязанности,

по апелляционным жалобам ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и Министерства обороны Российской Федерации на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 29 октября 2021 года,

заслушав доклад судьи Чуешковой В.В., пояснения представителей административных ответчиков - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ Лагоша И.В. и Министерства обороны Российской Федерации – Молоковой А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском в суд к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России о возложение обязанности.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре проведена проверка исполнения должностными лицами Минобороны России требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при управлении жилищным фондом - многоквартирным жилым домом № 28/3 по ул. Калинина г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. В ходе проверки установлено, что 26.09.2017 между Минобороны России и ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ заключен договор управления жилищным фондом № З-УЖФ/ВВО-1, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации (Приложение №4), в соответствии с которым ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ приняло на себя обязательство по управлению жилищным фондом, выполнению работ, оказанию услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилищного фонда Минобороны России, в том числе расположенным по адресу: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Калинина, д. 28/3. Перечень работ по текущему ремонту общего имущества жилищного фонда перечислен в Приложении 2-4 дополнительного соглашения № 6 от 05.02.2018 к договору № З-УЖФ/ВВО-1 от 26.09.2017. Согласно п. 3.1.20 Договора на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России возложена обязанность по подготовке предложений в виде тактико-технических заданий на проведение капитального ремонта общего имущества в жилищном фонде, с приложением актов технического состояния, дефектных актов, ведомостей объемов работ, с их последующим представлением в Минобороны России. Таким образом, обязанность по проведению текущего ремонта дома № 28/3 по ул. Калинина г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края возложена ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, а проведение капитального ремонта в силу ч. 1 ст. 209 и ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, является обязанностью собственника - Минобороны России. Несмотря на это, проведенным 16.10.2020 осмотром дома № 28\3 по ул. Калинина г. Комсомольска-на-Амуре установлено, что в результате бездействия должностных лиц ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России с 2017 года по настоящее время меры по проведению его текущего и капитального ремонта не принимались, что подтверждается актом осеннего осмотра от 28.09.2020 и актом внепланового осмотра от 24.10.2020. Конкретный перечень необходимых для восстановления многоквартирного дома № 1 работ определен в дефектном акте от 28.09.2020 б/н. В свою очередь, нормативный перечень работ по текущему и капитальному ремонту определен Приложениями № 7 и № 9 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312 ВСН 58-88р, введенным в действие в Минобороны России пунктом 2 Руководства по КЭО ВС РФ. Таким образом, приведенные выше положения нормативно-правовых актов в своей взаимосвязи позволяют определить критерии по разграничению текущего и капитального ремонта применительно к дефектному акту от 28.09.2020 б/н. Наряду с этим, возложение на собственника (Минобороны России) обязанности по капитальному ремонту здания не освобождает ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от обязанности по его текущему ремонту и содержанию. Руководителю филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО внесено представление об устранении нарушений закона (исх. № 5719 от 05.11.2020), однако никаких конкретных мер по ремонту указанного объекта до настоящего времени не принято.

На основании изложенного, административный истец просил суд:

обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома № 28/3 по ул. Калинина в г. Комсомольске-на-Амуре, а именно выполнить: благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений); оборудование детских, спортивных и хозяйственно-бытовых площадок;

обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести текущий ремонт многоквартирного жилого дома № 28/3 по ул. Калинина в г. Комсомольске-на-Амуре, а именно выполнить: подвальное помещение - восстановление облицовки фундаментных стен со стороны подвальных помещений; покраску дверей подвала; замену отдельных участков трубопроводов холодного водоснабжения и канализации; замену электрощита. Общедомовые инженерные сети: замену отдельных участков трубопроводов систем холодного водоснабжения, отопления, водоотведения, замену неисправных участков электросети. Внешние стены: заделку выбоин и трещин на поверхности панелей; восстановление облицовки балконных плит; оштукатуривание и восстановление облицовки козырьков над входом в подъезды; оштукатуривание и восстановление карнизов; восстановление отделочного слоя, оштукатуривание и покраску стен; расшивку швов, восстановление облицовки; утепление промерзающих стен; устранение сырости, продуваемости. Внутренние стены: восстановление штукатурки стен и потолков, их покраску. Электротехнические и слаботочные устройства: замену неисправных участков электрической сети здания; замену вышедших из строя выключателей; замену вышедших из строя светильников; Лестницы: заделку выбоин, трещин ступеней и площадок, частичную замена и укрепление лестничных перил и поручней; Кровля: восстановление защитно-отделочного слоя кровли, частичную замену рулонного ковра. Вентиляция: прочистку и ремонт вентиляционных каналов. Окна: замену оконных блоков на лестничных площадках. Двери: замену дверных блоков подъездов. Благоустройство: восстановление разрушенных участков подходов и дорожек к подъездам, ремонт площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников

Суд первой инстанции, в соответствии с ч. 3 ст. 33.1 ГПК РФ перешел к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства.

Определением суда от 29.06.2021г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Некоммерческая организация «Региональный оператор-Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае».

В ходе рассмотрения дела административной истец неоднократно уточнял и изменял заявленные ранее исковые требования и окончательно просил суд:

обязанность Министерство обороны Российской Федерации в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда по данному иску в законную силу сформировать и установить для ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации государственное задание на проведение ремонтных работ здания многоквартирного дома, расположенного в военном городке «Комсомольск-1 зак.» г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края по ул. Калинина, 28\3 с выделением лимита бюджетных средств для проведения ремонтных работ, в объемах, указанных в дефектном акте № 3 от 06.04.2021, а именно выполнить: замену электрощита с его дальнейшим переносом на 1 этаж; восстановление трещин битумного покрытия козырька над входом во 2-й подъезд -18 м2; замену верхнего слоя рулонного покрытия с нижнем слоем - 750 м2 (на крыше); ремонт отмостки - 150 м2; замену электропроводки в местах общего пользования; смену светильников в местах общего пользования (15 шт.); ремонт бетонной плиты крыльца 2 подъезда 3 м2; смену оконных блоков подъездах - 24 шт;

обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в течение 6 месяцев после получения соответствующего государственного задания, а также выделенных лимитов бюджетных средств, выполнить ремонт здания многоквартирного дома, расположенного в военном городке «Комсомольск-1 зак.» г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края по ул. Калинина, 28\3, а также выполнить восстановление отделочного слоя, оштукатуривание и покраску стен в подъездах указанного дома.

Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 29 октября 2021 года административные исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворены частично.

Суд решил: «Возложить обязанность на Министерство обороны Российской Федерации в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение капительного ремонта, путем сформирования и установления для ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации государственного задания на проведение ремонтных работ здания многоквартирного дома, расположенного в военном городке «Комсомольск-1 зак.» г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края по ул. Калинина, д. 28 к. 3, в объемах, указанных в дефектном акте № 3 от 06.04.2021.

Возложить обязанность на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в течение 6 месяцев после получения соответствующего государственного задания, выполнить ремонт здания многоквартирного дома, расположенного в военном городке «Комсомольск-1 зак.» г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края по ул. Калинина, д. 28 к. 3, а именно выполнить: замену электрощита с его дальнейшим переносом на 1 этаж; восстановление трещин битумного покрытия козырька над входом во 2-й подъезд -18 м2; замену верхнего слоя рулонного покрытия с нижнем слоем - 750 м2 "(на крыше); ремонт отмостки - 150 м2; замену электропроводки в местах общего пользования; смену светильников в местах общего пользования (15 шт.); ремонт бетонной плиты крыльца 2 подъезда 3 м2; смену оконных блоков подъездах - 24 шт., а также выполнить восстановление отделочного слоя, оштукатуривание и покраску стен в подъездах указанного дома.

В удовлетворении исковых требований военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Региональному оператору - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае о возложение обязанности- отказать.»

В апелляционной жалобе и дополнении к ней ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новое решение, поскольку полагает, что судом не верно определены обстоятельства дела, и суд вышел за пределы заявленных истцом требований. В решении суда не указано, какую именно обязанность, возложенную законом по отношению к неопределенному кругу лиц, не выполнило Учреждение – либо чем именно нарушены права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, а также почему восстановление прав неопределенного круга лиц должно быть произведено именно ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. 03.11.2021 Министерством обороны РФ (собственником МКД) единолично принято решение о расторжении договора Управления и заключено соглашение о расторжении договора от 27.09.2017 № 3-УЖФ/ВВО-1, в том числе многоквартирного жилого дома расположенного в г. Комсомольске-на-Амуре, ул. Калинин, 28/3. Указанный многоквартирный дом не закреплен за Учреждением на праве оперативного управления. Нахождение в спорный период многоквартирного дома на обслуживании ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не возлагает на Учреждение обязанности по проведению текущего либо капитального ремонта. Полагает, что в случае возложения обязанности на Учреждение по проведению ремонта будет нарушена процедура конкурентных мероприятий.

В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Поскольку производство указанных в дефектном акте ремонтных работ, возможно только после заключения государственных контрактов. Заключение государственного контракта, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту, возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, а выполнение работ по капитальному ремонту возможно только после определения стоимости подлежащих выполнению работ. Возложение на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по проведению капитального ремонта дома в соответствии с действующим законодательством является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации представитель административного ответчика – ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России просит решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на Министерство обороны Российской Федерации – оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации представитель административного истца – Военной прокуратуры гарнизона Комсомольск-на-Амуре считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились: административный истец – военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре, административный ответчик – НО Региональный оператор-Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания – не ходатайствовали.

На основании изложенного и ст. ст. 150, 306-307 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения представителей административных ответчиков, поддержавших свои апелляционные жалобы по изложенным в них доводам, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно статье 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что собственником спорного многоквартирного дома № 28\3 по ул. Калинина в г. Комсомольске-на-Амуре, Хабаровского края является Министерство обороны России, которое в силу действующего правового регулирования несет бремя содержания здания, ответственно за его эксплуатацию и, как следствие, обязано осуществлять его капитальный ремонт.

В сентябре 2020 года военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение п.п. 5.2.16 и 5.3.2.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», п.п. 9.1 и 9.2 СП17.13330.2017 СНиП 11-26-76 «Кровли» в многоквартирном жилом доме № 28/3 по ул. Калинина в г. Комсомольске-на-Амуре покрытие мягкой кровли имеет трещины; окна и продухи требуют ремонта и покраски, системы отопления, водоотведения, холодного и горячего водоснабжения требуют проведения работ по уплотнению соединений, промывке систем, укреплению трубопроводов, замены труб, водоразборных кранов, замены неисправных участков электрической сети; внешние стены требуют заделки трещин, восстановления межпанельных швов и облицовки, укрепления промерзающих участков стен, окраски окон; внутренние стены подъездов нуждаются в восстановлении штукатурного слоя, облицовке, масляной окраске, а лестницы и лестничные площадки в заделке выбоин отдельных участков ступеней, укреплении металлических перил, балконных решеток, заделке выбоин и трещин железобетонных балконных плит, замене элементов крылец, полной замены поручней лестничных и балконных ограждений, козырьков подъездов, карнизов, защитных зонтов, окоп подъездов; детская площадка не оборудована; проходы, дорожки и проездная часть нуждаются в асфальтировании. Несмотря на систематические протечки кровли, в нарушение п. 4.6.1.1 и 4.6.1.2 Правил и нормы технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2- 03.2003, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, п. 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03,04,2013 № 290, исправное состояние кровли не поддерживается, отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев не устраняются. Более того, вследствие ненадлежащего содержания и ремонта кровли дома при выпадении атмосферных осадков образуются протечки потолков квартир с пятого по третий этажи, которые приводят к материальному ущербу их нанимателей.

Указанные нарушения зафиксированы в акте осмотра от 28.09.2020.

05.11.2020 в адрес филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ по Восточному округу вынесено представление об устранении нарушений закона, которое до настоящего времени ответчиками не исполнено: ремонтные работы произведены частично, многоквартирный дом продолжает эксплуатироваться с нарушениями закона.

Необходимость проведения ремонтных работ также подтверждается актами весеннего от 26.03.2020 и осеннего осмотра от 28.09.2020, дефектными актами.

Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что Министерство обороны Российской Федерации, как собственник спорного имущества, действия по организации капитального ремонта многоквартирного дома не производил и надлежащим образом не осуществляет обязанности собственника, вытекающие из бремени содержания, принадлежащего ему имущества. А ФГБУ "ЦЖКУ", как управляющая организация от лица Министерства обороны Российской Федерации приняла на себя обязательства по предоставлению услуг по надлежащему содержанию жилья и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, в том числе является ответственной за состояние оконных элементов, отмосток, чердака, дверей в помещениях, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, в связи с чем прокурор, подавая исковое заявление в суд в интересах неопределенного круга лиц, действовал в рамках предоставленных ему полномочий, обоснованно полагал, что указанные бездействия ответчиков нарушают права и интересы неопределённого круга лиц, а именно граждан, проживающих в данном МКД.

На основании изложенного и ссылаясь на статью 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования военного прокурора о возложении обязанности на Министерство обороны РФ организовать проведение капитального ремонта путем сформировании и установления для ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации государственного задания на проведение ремонтных работ здания многоквартирного дома, расположенного в военном городке «Комсомольск-1 зак.» г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края по ул. Калинина, д. 28 к. 3, в объемах, указанных в дефектном акте № 3 от 06.04.2021г., подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может, по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с частью 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Минобороны России, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление в пределах компетенции правомочий собственника имущества Вооруженных Сил РФ.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (пункт 12).

Правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил в пределах своей компетенции осуществляет Министерство обороны Российской Федерации (пункт 71 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082).

Порядок организации и проведения текущего ремонта имущества Вооруженных Сил Российской Федерации определен названным министерством в Руководстве по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 860 (далее Руководство).

Руководство определяет общий порядок коммунально-эксплуатационного обеспечения органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Пунктом 2 Руководства предусмотрено, что коммунально-эксплуатационное обеспечение - вид материально-технического обеспечения (в пределах доведенных лимитов на эти цели), включающий в себя техническое обслуживание, санитарное содержание, текущий ремонт материально-технической базы Вооруженных Сил и пр.

Материально-техническая база Вооруженных Сил включает в себя объекты хозяйственного назначения, к которым относится, в том числе, казарменно-жилищный фонд (пункт 3 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2014 года N 333).

Согласно п. п. 55, 60 Руководства, Министерство обороны Российской Федерации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, самостоятельно разрешает вопросы формирования государственного задания на ремонт и принимает решение о его проведении.

Текущий ремонт осуществляется в соответствии с приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (пункт 2 Руководства).

Как следует из пункта 2 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее Положение), настоящее Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

Пунктом 4.1 Положения предусмотрено, что текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом прил. 3, а состав основных работ по текущему ремонту - в рекомендуемом прил. 7.

В соответствии с требованиями статей 210 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" предусмотрено, что Минобороны России обязано содержать имущество, находящееся в собственности, осуществлять контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе, переданного в установленном порядке иным лицам, принимать меры по устранению выявленных нарушений.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.

В силу подпункта 68.4 пункта 7 Положения Министерство обороны Российской Федерации организует выполнение организациями, находящимися в ведении Минобороны России: работ по капитальному строительству специальных объектов, предназначенных для обеспечения готовности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации к функционированию в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения; работ по капитальному строительству и реконструкции специальных объектов, объектов производственного и жилищного назначения для нужд Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами (подпункт 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).

Согласно пункту 6 Руководства, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 860, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России отнесено к коммунально-эксплуатационным органам (организациям).

Приказом Министра обороны РФ от 2 марта 2017 года N 155 создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 3 Приказа).

Согласно Уставу ФГБУ "ЦЖКУ" ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (п. 13), утвержденному приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 3 марта 2017 года N 607, основной целью деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил РФ. Для достижения целей осуществляет, в том числе, деятельность по монтажу отопительных систем, ремонт электрического оборудования, электромонтажные работы, строительные специализированные работы, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы и прочие отделочные и завершающие работы, инженерные изыскания для строительства и управления имущества (п. 14 Устава).

Между Министерством обороны Российской Федерации и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России от 26.09.2017г. заключен договор № З-УЖФ/ВВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ, в соответствии с которым ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (далее управляющая организация) приняло на себя обязательство по управлению жилыми домами Министерства обороны Российской Федерации, в том числе многоквартирным домом № 28 корп. 3, расположенным по адресу: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Калинина.

Цель настоящего договора - обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества жилищного фонда, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде.

30 июля 2018 года приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России N 2025 в пункты 16, 21 и 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России внесены изменения, связанные с расширением перечня видов деятельности учреждения, а именно с включением в него мероприятий по выполнению учреждением работ по капитальному ремонту объектов, находящихся в оперативном управлении или предоставленных в безвозмездное пользование учреждению.

Согласно п.п. «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт.

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном и текущем ремонте жилищного фонда, в том числе общего имущества многоквартирного дома.

В силу положений ч.2 ст.166 Жилищного кодекса РФ капитальный ремонт общего имущества в МКД финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

На основании ч.1 ст.167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе, устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора; устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

В соответствии с ч.1 ст.168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Согласно ч.1 ст.169 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 данного Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 данного Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

В соответствии с ч.5 ст.170 Жилищного кодекса РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

Согласно ч.1 ст.171 Жилищного кодекса РФ, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 169 ЖК РФ, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений данного дома возникла с сентября 2019г.

Приказом Министра обороны РФ от 14.06.2018г. № 322 «Об утверждении Порядка взаимодействия органов военного управления и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов» определен порядок внесения взносов на капитальный ремонт, определено, что плательщиком взносов является Департамент финансового планирования Минобороны России. Оплата взносов производится непосредственно в региональные фонды капитального ремонта.

На территории Хабаровского края таким региональным фондом капитального ремонта является некоммерческая организация «Региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае».

Основанием же для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (в частности, осуществления Региональным оператором отбора подрядной организации), согласно ч. 1 ст. 189 ЖК РФ, является решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, если собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в установленный срок не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, в таком случае орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с Региональной программой капитального ремонта и предложениями Регионального оператора.

В данном случае, так как собственниками решение о проведении капитального ремонта в установленный срок принято не было, то 23.09.2020 Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре было принято постановление № 1838-па от 23.09.2020 года, в соответствии с которым было принято решение, в том числе, о разработке проектно-сметной документации и проведению работ по капитальному ремонту крыши дома, расположенного по адресу г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Калинина, 28/3.

Решения о проведении иных видов работ Администрация г. Комсомольска-на- Амуре, исходя из установленных Программой капитального ремонта сроков, принимать не имеет оснований.

В настоящее время основным источником финансирования работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского каря являются накопленные в фонде капитального ремонта средства.

Субсидии бюджета Хабаровского края и бюджета г. Комсомольска-на-Амуре на 2021 и последующие годы на настоящее время не предусмотрены.

Как следует из возражений на исковое заявление НО «Регионального оператора - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае», с учетом финансовой устойчивости Регионального оператора, наличия заключенных договоров, ранее поступивших в Региональный оператор решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах г. Комсомольска-на-Амуре и решений Администрации г. Комсомольска-на-Амуре о проведении работ по разработке проектной документации и проведению работ по капитальному ремонту общедомового имущества в домах, расположенных на территории г. Комсомольска-на-Амуре, завершения работ по разработке проектных документации но ранее принятым решениям, срок оплаты работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт крыши дома, расположенного по адресу г. Комсомольск-на- Амуре, ул. Калинина, 28/3, установлен на 2022г.

Соответственно, организация работы по заключению договора (но итогам электронного аукциона) на разработку проектной документации запланирована Региональным оператором на конец 2021г. - начало 2022г.

Срок проведения подрядных работ по капитальному ремонту крыши дома, расположенного по адресу г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Калинина, 28/3, на настоящий момент определен быть не может, так как зависит от стоимости работ по ремонту крыши, которая будет определена после разработки проектной документации. В настоящее время задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт у ФГАУ «РОСЖИЛКОМПЛЕКС» (организация, у которой все помещения в данном доме с февраля 2021г. находятся в оперативном управлении) составляет 84 444,13 руб. (за период начислений с марта по июнь 2021г. не уплачено ни 1 копейки), то есть - 100% задолженность.

Таким образом установлено, что спорный многоквартирный дом № 28/3 по ул. Калинина в г. Комсомольске-на-Амуре, Хабаровского края введен в эксплуатацию в 1993 году и 17.02.2021 передан в оперативное управление ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры», что подтверждается выпиской из ЕГРН. Капитальный ремонт дома за указанный период не производился, дата последнего текущего ремонта 2020 год. Указанный дом включен в Программу капитального ремонта постановлением Правительства Хабаровского края от 15.12.2018 № 463-пр, опубликованным на официальном интернет-портале нормативно-правовых актов Хабаровского края 18.12.2018 года.

На основании постановления Администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 05.06.2019 № 1215-на «О внесении изменений в постановление администрации города Комсомольска-на-Амуре от 30 мая 2014 г. N 1847-па «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов», дом, расположенный по адресу г. Комсомольск-на- Амуре, ул. Калинина, 28/3, формирует фонд капитального ремонта на счете Регионального оператора.

Иск о понуждении к совершению действий по проведению ремонта недвижимого имущества подлежит удовлетворению при установлении обстоятельств, подтверждающих наличие недостатков имущества, требующее их устранения путем проведения восстановительно-ремонтных работ определенного вида.

В силу положений п. 3 ст. 227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: 1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия).

В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

На основании изложенного и приведенных норм действующего законодательства, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на Министерство обороны Российской Федерации как собственника недвижимого имущества, должна быть возложена обязанность по организации проведения капитального ремонта здания многоквартирного дома, расположенного в военном городке «Комсомольск-1 зак.» г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края по ул. Калинина, д. 28 к. 3, в объемах, указанных в дефектном акте № 3 от 06.04.2021.

Поскольку, для устранения выявленных нарушений требуются финансовые затраты, а также значительный объем времени, судебная коллеги определяет срок для исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Принимая решение о возложении обязанности на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в течение 6 месяцев после получения соответствующего государственного задания, выполнить ремонт здания многоквартирного дома, расположенного в военном городке «Комсомольск-1 зак.» г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края по ул. Калинина, д. 28 к. 3, суд первой инстанции не учел, что 03.11.2021 Министерством обороны Российской Федерации единолично принято решение о расторжении договора Управления и заключено соглашение о расторжении договора от 27.09.2017 № 3-УЖФ/ВВО-1, в том числе в отношении многоквартирного жилого дома расположенного в г. Комсомольске-на-Амуре, ул. Калинина, д. 28/3. В связи с чем, требования о возложении обязанности на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации выполнить ремонт здания многоквартирного дома, расположенного в военном городке «Комсомольск-1 зак.» г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края по ул. Калинина, д. 28 к. 3, удовлетворению не подлежат.

В остальной части решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, поскольку оно является законным и обоснованным, принятым в соответствии с нормами действующего законодательства и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционную жалобу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России - удовлетворить, решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 29 октября 2021 года – отменить в части удовлетворенных требований.

Принять в указанной части новое решение, которым исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре удовлетворить частично. Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение капитального ремонта здания многоквартирного дома, расположенного в военном городке «Комсомольск-1 зак.» г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края по ул. Калинина, д. 28 к. 3, в объемах, указанных в дефектном акте № 3 от 06.04.2021.

В остальной части исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре к Министерству обороны Российской Федерации и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России – оставить без удовлетворения.

В остальной части решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 29 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: