НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 25.01.2021 № 66А-274/2022

Судья Бурунова С.В. Дело №66а-274/2022 (66а-4029/2021)

(номер дела в суде первой инстанции 3а-393/2021)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 25 января 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Ходус Ю.А.,

судей Калугина Д.М., Мироновой Н.В.

при секретаре Кулагиной А.А.

с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации – ФИО7

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вика» о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, 2019 год, 2020 год, 2021 год

по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 11 октября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Ходус Ю.А., объяснения представителя административного истца ФИО10, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

14 сентября 2017 года Министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-13-463/17 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (далее также - приказ от 14 сентября 2017 года № 326-13-463/17, Перечень 2018).

Приказ от 14 сентября 2017 года № 326-13-463/17 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.

12 ноября 2018 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ № Сл-326-25615/18 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее также - приказ от 12 ноября 2018 года № Сл 326-25615/18, Перечень 2019).

Приказ от 12 ноября 2018 года № Сл-326-25615/18 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

25 ноября 2019 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-13-369863/19 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также - приказ от 25 ноября 2019 года № 326-13-369863/19, Перечень 2020).

Приказ от 25 ноября 2019 года № 326-13-369863/19 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

19 ноября 2020 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-13-631667/20 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее также - приказ от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/20, Перечень 2021).

Приказ от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/20 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Административный истец общество с ограниченной ответственностью «Вика» (далее также ООО «Вика») обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия:

пункта 9351 раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 14 сентября 2017 года № 326-13-463/17;

пункта 11611 раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года № Сл-326-25615/18;

пункта 11288 раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года № 326-13-369863/19;

пункта 11992 раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/20.

Как указал административный истец, ООО «Вика» является собственником нежилого здания с кадастровым номером , площадью 6565,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, назначение «нежилое», наименование <данные изъяты>

Нежилое здание с кадастровым номером расположено на земельном участке с кадастровым номером , который имеет вид разрешенного использования «под гостинично-оздоровительный комплекс, трансформаторную подстанцию и газовую котельную».

Нежилое здание с кадастровым номером включено в пункты 9351, 11611, 11288, 11992 Перечней на 2018, на 2019, на 2020, на 2021 годы, соответственно.

Указанное нежилое здание, согласно сведениям технического паспорта, не представляет собой административно-деловой центр, торговый центр, нежилое помещение, жилой дом или жилое помещение, в указанном нежилом здании отсутствуют помещения торгового назначения, общественного питания и бытового обслуживания, поэтому оно не может быть включено в Перечни.

Таким образом, нежилое здание с кадастровым номером необоснованно включено в вышеуказанные Перечни, т.к. не относится к видам недвижимого имущества, указанным в статье 378.2 НК РФ, т.е. не является административно-деловым центром или торговым центром (комплексом), а равно не предназначено для использования и фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.

Решением Нижегородского областного суда от 11 октября 2021 года постановлено: административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Вика» удовлетворить.

Признать недействующим пункт 9351 раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утв. приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области № 326-13-463/27 от 14.09.2017, со дня принятия.

Признать недействующим пункт 11611 раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утв. приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № Сл-326-25615/18 от 12.11.2018, со дня принятия.

Признать недействующим пункт 11288 раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утв. приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-369863/19 от 25.11.2019, со дня принятия.

Признать недействующим пункт 11992 раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год утв. приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-631667/20 от 19.11.2020, со дня принятия.

Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить настоящее решение суда в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.

В апелляционной жалобе Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.

В апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области ставится вопрос об отмене судебного акта и вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также на то, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела.

Указывает, что судом не были установлены обстоятельства того, что ООО «Вика» является плательщиком налога на имущество по спорному объекту, является ли спорное здание объектом налогообложения, каким образом увеличивается налоговая база ООО «Вика», и соответственно каким образом нарушаются права данной организации, предъявлялись ли налоговым органом требования к ООО «Вика» об уплате налога.

Более того, полагает, что судом неправомерно оценивался вид разрешенного использования земельного участка, на котором размещено здание, на соответствие кодам по классификации групп видов разрешённого использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель. Вид разрешенного использованию прямо указывает на возможность размещения на нем объекта оздоровительного назначения, включающего в себя деятельность саун, соляриев, относящихся к бытовым услугам.

Заявитель жалобы полагает, что судом неправильно оценены документы технического учета (инвентаризации), и соответственно судом сделан неправильный вывод о том, что площадь помещений, предусматривающих размещение объектов торговых, общественного питания, бытового обслуживания составляет менее 20 %. Между тем, как площадь основных помещений, предназначенных для размещения объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, в целях делового или коммерческого назначения, экспликации технического паспорта, составляет более 20 % от общей площади здания.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом и участвующим в деле прокурором представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ООО «Вика» ФИО8 с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение Нижегородского областного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Административный ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.

Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего необходимым решение Нижегородского областного суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, судебная коллегия пришла к следующему.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Исходя из статьи 3, подпункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

Статьей 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2).

Согласно статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (пункты 1,2).

В силу положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

По смыслу приведенных предписаний федерального законодательства в Перечень подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.

На территории Нижегородской области в соответствии со статьей 11 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года № 109-З «О налоге на имущество организаций», введенной в действие Законом Нижегородской области от 22 октября 2015 года № 147-З «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «О налоге на имущество организаций», вступившим в силу со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Законом Нижегородской области от 5 ноября 2014 года № 140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлено, что с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19 ноября 2014 года № 169 на территории города Нижнего Новгорода установлен налог на имущество физических лиц в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения. При этом для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, установлена ставка налога - 2 процента.

Судом первой инстанции установлено, что 14 сентября 2017 года Министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-13-463/17 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (далее также - приказ от 14 сентября 2017 года № 326-13-463/17, Перечень 2018).

Приказ от 14 сентября 2017 года № 326-13-463/17 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.

12 ноября 2018 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ № Сл-326-25615/18 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее также - приказ от 12 ноября 2018 года № Сл 326-25615/18, Перечень 2019).

Приказ от 12 ноября 2018 года № Сл-326-25615/18 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

25 ноября 2019 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-13-369863/19 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также - приказ от 25 ноября 2019 года № 326-13-369863/19, Перечень 2020).

Приказ от 25 ноября 2019 года № 326-13-369863/19 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

19 ноября 2020 года Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ № 326-13-631667/20 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее также - приказ от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/20, Перечень 2021).

Приказ от 19 ноября 2020 года № 326-13-631667/20 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года № 109-З «О налоге на имущество организаций» (далее – Закон №109-З), Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года № 183 «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данные приказы размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области, Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По указанным основаниям решение суда первой инстанции не оспаривается и судебной коллегией не проверяется.

Рассматривая административное исковое заявление по существу, судом первой инстанции установлено что ООО «Вика» является собственником нежилого здания с кадастровым номером , площадью 6565,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, назначение «нежилое», наименование «гостиница гостинично-оздоровительный комплекс», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Нежилое здание с кадастровым номером включено в пункты 9351, 11611, 11288, 11992 Перечней на 2018, на 2019, на 2020, на 2021 годы, соответственно.

Отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу), на территории Нижегородской области, в соответствии с положениями с п. 1 ст. 1.1 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года №109-З «О налоге на имущество организаций», осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение).

Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.

Таким образом, действующее законодательство разграничивает виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисных зданий делового и коммерческого назначения и виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015г. № 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

В соответствии с пунктом 3 названного Порядка уполномоченный орган осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:

- сведения государственного кадастра недвижимости и Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сведения Единого государственного реестра недвижимости, - в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 14.12.2017 № 910).

В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:

- документы технического учета (инвентаризации);

- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;

- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судом первой инстанции установлено, что спорный объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером , площадью 6565,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, имеет назначение - «нежилое», наименование - «<данные изъяты>», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Нежилое здание с кадастровым номером расположено на земельном участке с кадастровым номером , который имеет вид разрешенного использования «под гостинично-оздоровительный комплекс, трансформаторную подстанцию и газовую котельную», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, действовавшего на момент установления вида разрешенного использования указанного земельного участка, земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (код 1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (код.1.2.7), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (код 1.2.9.).

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что такой вид разрешенного использования земельного участка как «под гостинично-оздоровительный комплекс, трансформаторную подстанцию и газовую котельную» не соответствует в полной мере кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, относится к иным группам видов разрешенного использования земельных участков, и, следовательно, не позволяет размещать на нем только офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года № 540, вступившим в силу 24.12.2014 года, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.

Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вышеуказанный земельный участок также не отнесен к земельным участкам, на которых возможно размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 в соответствии с п.2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.

Указанным приказом от 10.11.2020 N П/0412 земельный участок с видом разрешенного использования «под гостинично-оздоровительный комплекс, трансформаторную подстанцию и газовую котельную» также не отнесен к земельным участкам, на которых возможно размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено нежилое здание, не подпадает под критерии, установленные статьей 387.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в силу чего указанный объект недвижимости, не может быть признан объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Из содержания подпункта 2 пункта 3, подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объекты недвижимости должны быть предназначены для использования или фактически использоваться в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно документам технического учета (инвентаризации), а именно техническому паспорту на нежилое здание, составленному по состоянию на 15.03.2004 г., здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес><адрес>, имеет наименование: гостинично-оздоровительный комплекс-гостиница. Из экспликации к поэтажному плану нежилого здания общей площадью 6565,5 кв.м. следует, что в здании предусмотрено размещение следующих помещений:

- цокольный этаж: автостоянка, венткамера (2), тамбур (5), коридор (11), склад (7), узел ввода, мастерская, электрощитовая, комната приема пищи, гардероб (2), душевая (5), туалет (8), тренажерный зал (2), раздевалка (5), умывальная (4), бассейн (4), комната сухого жара (3), комната отдыха (3), кладовка (6), шкаф (2), лестничная клетка (2), техническое помещение, кабинет, комната сухого пара (2), мастерская (3), лестница;

- первый этаж: лестничная клетка (3), зал для боулинга (630,7 кв.м.), подсобное помещение (2), коридор (9), тамбур (5), туалет (8), умывальная (6), моечная (3), лифт (3), гардероб, раздаточная, цех (5), подъемник, кабинет (6), зал, вестибюль, бизнес салон (53,7 кв.м.), кладовая (3);

- антресоль первого этажа: лестничная клетка;

- технический этаж: лестничная клетка (2), технологический коридор (2), техпомещение (4), венткамера (2);

- второй этаж: лестничная клетка (3), коридор (28), кабинет (10), раздевалка, санузел (19), умывальная (2), туалет (4), игровой зал, кладовая, подсобное помещение, комната (19), холл, комната тех.персонала, душевая;

- третий этаж: лестничная клетка (2), коридор (25), санузел (22), комната (23), кабинет, душевая;

- мансарда: лестничная клетка, коридор (12), комната (15), санузел (11), лестница;

- надстройка: лестничная клетка, коридор, машинное отделение;

- надстройка: лестничная клетка, коридор (2), машинное отделение, лестница, комната, санузел.

Из указанного технического паспорта следует, что в составе здания с кадастровым номером поименованы:

1) бассейн (58,5 кв.м.), комната сухого жара (4,9 кв.м.), комната отдыха (13,3 кв.м.) бассейн (86,3 кв.м.), комната сухого жара (7,8 кв.м.), комната отдыха (8,3 кв.м.), комната отдыха (20,2 кв.м.), бассейн (50,0 кв.м.), комната сухого жара (8,8 кв.м.) кабинет (8,3 кв.м.), душевая (9,6 кв.м.), комната сухого пара (5,1 кв.м.), бассейн (52,4 кв.м.), душевая (8,5 кв.м.), комната сухого пара (5,7 кв.м.), общей площадью 367,4 кв.м., которые отнесены к основной площади здания, предназначенной к использованию в качестве комплекса саун ;

2) зал для боулинга (630,7 кв.м.), который отнесен к основной площади здания;

3) ресторан общей площадью 359,3 кв.м., из которых основная (торговая) – 163,1 кв.м. (зал), относящийся к объектам общественного питания.

Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела (включая документы технического (инвентаризационного) учета), а также объяснений сторон, письменного отзыва административного ответчика, нежилое здание с кадастровым номером является зданием гостиницы – гостиничного комплекса.

Стороной административного истца представлены:

- приказ ООО «Вика» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому право пользования паркингом имеют только лица, проживающие в гостинице на основании заключенных договоров и получивших пропуск (электронный ключ);

- приказ ООО «Вика» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому право пользования услугами оздоровительного центра гостиничного комплекса <данные изъяты> имеют только лица, проживающие в гостинице на основании заключенных договоров и получивших пропуск (электронный ключ).

Доводы административного ответчика об отнесении площади кабинета (10,2 кв.м.) и бизнес-салона (53,7 кв.м.) к помещениям, назначение и наименование которых прямо предусматривает размещение в них торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов, суд первой инстанции обоснованно нашел несостоятельными, поскольку само по себе наименование помещений, как «кабинет» и «бизнес-салон», не может являть основанием для включения в Перечень, не является тождественным понятиям «офис» и «приемная».

Также суд первой инстанции обоснованно не согласился с доводами административного ответчика об отнесении автостоянки (501,3 кв.м., из них основная – 457,5 кв.м.) к основной площади здания, предусматривающей размещение в нем торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания (т.е. учитываемой при расчете 20% от общей площади здания), поскольку указанные помещения самостоятельно в целях делового, административного или коммерческого назначения не используются.

Кроме того, несостоятельны доводы административного ответчика об отнесении игрового зала площадью 292 кв.м., расположенного на 2 этаже здания с кадастровым номером к основной площади здания, учитываемой при расчете 20% от общей площади здания, поскольку само по себе наименование «игровой зал» не предусматривает размещение в нем торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания. Как пояснил представитель административного истца, игровой зал (площадью 292 кв.м.) расположен на 2 этаже здания, со второго этажа здания непосредственно начинается размещение гостиничных номеров; данный зал предназначен для организации развлечения детей постояльцев гостиницы.

Доводы административного ответчика о том, что площадь основных помещений, используемых для размещения объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, в целях делового или коммерческого назначения, составляет 1913,4 кв.м., что составляет 29,143 % от общей площади здания, не нашли документального подтверждения, соответствующие доказательства суду не представлены.

Таким образом, согласно документам технического (инвентаризационного) учета общая площадь помещений в составе спорного объекта недвижимости, назначение и наименование которых прямо предусматривает размещения в нем торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания, составляет менее 20% общей площади здания с кадастровым номером

При этом судебная коллегия учитывает, что соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В соответствии с п.3 ч.2 ст.62 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, обязано подтвердить факты, на которые ссылается как на основании своих требований.

Сторона административного истца не оспаривает того обстоятельства, что часть помещений гостиничного комплекса используется как сауна, однако достоверных доказательств того, что сауна открыта для жителей города и используется для оказания бытовых услуг населению суду не представлено.

Вопреки доводам административного ответчика согласно приказа ООО «Вика» от ДД.ММ.ГГГГ право пользования услугами оздоровительного центра гостиничного комплекса <данные изъяты> имеют только лица, проживающие в гостинице на основании заключенных договоров и получивших пропуск (электронный ключ).

Также, судебная коллегия принимает во внимание, что Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, деятельности, продукции и услуг ОКДП ОК-00493 (а также ОКВЭД ОК 029-2007) относящихся к бытовым услугам, и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, содержит исчерпывающий перечень кодов деятельности, которые могут быть отнесены к бытовым услугам. Кода деятельности 55.10 «Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания» среди них нет, т.е. услуги гостиниц не отнесены к объектам, в отношении которых статьей 378.2 Кодекса установлены особенности исчисления налоговой базы.

Таким образом, исходя из системного анализа взаимосвязанных положений действующего законодательства, доказательств того, что Обществом спорное нежилое помещение используется для оказания самостоятельных бытовых услуг потребителям (населению), административным ответчиком также не представлено.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что правовых и фактических оснований для включения спорного нежилого здания в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 - 2021 годы, не имелось.

Кроме того, постановлением Правительства Нижегородской области от 02 октября 2015 года № 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения», пунктами 4 и 6 которого предусмотрено, что уполномоченный орган на конкурсной основе привлекает организацию для установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью подготовки Перечня, а также что Перечень формируется на основе данных, полученных от организации, с указанием вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и обозначением источника получения информации о данном виде фактического использования.

Доказательств с достоверностью подтверждающих факт использования спорного объекта недвижимости исключительно под цели, указанные в ст.378.2 НК РФ, материалы дела не содержат.

Судом установлено, что мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости на момент их включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019, 2020, 2021 годы не проводились.

Федеральный законодатель, устанавливая с 01 января 2014 года особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел отдельные требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношении в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, обязав устанавливать вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).

Таким образом, исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, включение в Перечень спорного здания по его фактическому использованию как объекта торгового назначения является правомерным при условии, если обследование проводилось в строгом соответствии с региональными правилами и акты содержат конкретные сведения, подтверждающие использование конкретных помещений для размещения объектов торгового назначения и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади спорного здания.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу указанных норм определение перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих включению и проведение обследования таких объектов должно проводиться до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества, т.е. в данном случае до 01.01.2018 г., 01.01.2019 г., 01.01.2020 г., 01.01.2021 г. соответственно.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что в отношении вышеназванного объекта недвижимости проводились мероприятия по обследованию здания с целью определения вида фактического использования.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что объект недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером , площадью 6565,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, учитывая его назначение и наименование, а также назначение и наименование помещений в нем, в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости, при отсутствии доказательств фактического использования объектов в качестве офисного, торгового, как объекта бытового обслуживания или общественного питания, не относилось к видам недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, не подлежало включению в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в связи с чем оспариваемые приказы Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области № 326-13-463/27 от 14.09.2017, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № Сл-326-25615/18 от 12.11.2018, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-369863/19 от 25.11.2019, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-631667/20 от 19.11.2020 в части включения в Перечни нежилого здания с кадастровым номером в пункты 9351, 11611, 11288, 11992 Перечней на 2018, на 2019, на 2020, на 2021 годы противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно, положениями статьи 378.2 НК РФ и Закона № 140-З.

С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Нижегородского областного суда от 11 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия (вынесения).

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Нижегородский областной суд в течение шести месяцев.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 января 2022 года.

Председательствующий

Судьи: