НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Апелляционное определение Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 22.04.2020 № 66А-707/19

Судья Буланков Р.В.

Дело № 66а-707/2019

(номер дела в суде первой инстанции 3га-889/2019)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Ходус Ю.А.

судей Мироновой Н.В., Сорокина М.С.,

при секретаре судебного заседания Идрисовой С.В.

с участием прокурора Яковлевой Ю.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Водоканалсервис» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края о признании недействующим со дня принятия постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского каря № 63-в от 21 августа 2019 года «О тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения Общества с ограниченной ответственностью «Водоканалсервис» (Березниковский городской округ), о возложении обязанности по устранению нарушений прав и законных интересов путем перерасчета тарифов на транспортировку воды и сточных вод путем включения в тариф арендных платежей,

по апелляционной жалобе Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края на решение Пермского краевого суда от 24 декабря 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено, заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В.,

установила:

постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее также – Министерство, Тарифный орган) от 21 августа 2019 года № 63-в «О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения Общества с ограниченной ответственностью «Водоканалсервис» (Березниковский городской округ)» (далее – Постановление № 63-в) Обществу с Ограниченной Ответственностью «Водоканалсервис» (далее – ООО «Водоканалсервис», Общество) утверждены производственные программы ООО «Водоканалсервис» (Березниковский городской округ, поселок Николаев Посад») в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2019 год согласно приложениям 1-2 к настоящему постановлению, установлены и введены в действие соответствующие производственным программам тарифы с момента вступления в силу настоящего постановления по 31 декабря 2019 года включительно, согласно приложению 3 к настоящему постановлению. (л.д. 199-200 т.1)

ООО «Водоканалсервис» обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании Постановления № 63-в недействующим со дня принятия, возложении на Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов Общества путем перерасчета тарифов на транспортировку воды и транспортировку сточных вод путем включения в тариф арендных платежей (без учета арендной платы за землю) из расчета представленных в тарифное дело документов.

В обоснование доводов, изложенных в административном исковом заявлении, Общество указало, что является арендатором водопровода и канализации, находящихся по адресу: Пермский край Усольский район (Березниковский городской округ) поселок Николаев Посад, эксплуатирует данные сети, осуществляет транспортировку питьевой воды из центральных сетей водоснабжения и транспортировку сточных вод в централизованную систему водоотведения. Постановлением № 63-в административный ответчик установил тарифы на 2019 год без учета затрат на арендные платежи арендуемых централизованных сетей.

Административный ответчик рассчитал тарифы методом экономически обоснованных расходов (затрат), при этом, Общество, ссылалось на несоответствие Постановления № 63-в положениям Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее также – Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ) и постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее также - постановление Правительства Российской Федерации № 406 от 13 мая 2013 года) в части невключения в тариф расходов в виде арендных платежей сооружений водоотведения и водоснабжения, по которым оказываются услуги гарантирующей организации, при наличии представленного административным истцом расчета.

Ссылаясь на пункты 38, 44 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее также – Основы ценообразования), Общество указывает, что при расчете необходимой валовой выручки методом экономически обоснованных расходов при определении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения должны быть включены расходы на арендную плату, определенные исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество, других обязательных платежей собственника арендованного имущества, связанных с его владением, то есть исходя из принципа не полного возмещения расходов по арендной плате.

Однако, расходы на арендную плату не были включены, так как не была предоставлена запрошенная тарифным органом учетная политика арендодателя, содержащая порядок определения первоначальной стоимости основных средств, принимаемых к учету и выбранный метод начисления амортизации. По мнению административного истца, обязательность предоставления учетной политики арендодателя не предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации № 406 от 13 мая 2013 года.

Решением Пермского краевого суда от 24 декабря 2019 года административное исковое заявление ООО «Водоканалсервис» было удовлетворено.

Признано недействующим со дня принятия постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 21 августа 2019 года № 63-в «О тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения ООО «Водоканалсервис» (Березниковский городской округ)».

На Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края возложена обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 21 августа 2019 года № 63-в «О тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения ООО «Водоканалсервис» (Березниковский городской округ)», опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании

С Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края в пользу ООО «Водоканалсервис» взысканы судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины в размере 4500 рублей.

С принятым решением не согласилось Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края, предъявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить принятое решение.

В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Министерство указало, что при принятии решения суд не принял во внимание требования пункта 10 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств ПБУ 6\01», утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 20101 года № 26н, которым предусмотрено правило об определении рыночной стоимости основных средств, полученных безвозмездно, которые принимаются к учету, на дату их принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внебюджетные фонды. Доказательств, подтверждающих рыночную стоимость основных средств (водопровода и канализации), на дату их принятия к бухгалтерскому учету (18 апреля 2019 года) ИП ФИО7, в материалах дела не имеется.

Суд также не учел, что арендодатель не ведет учетную политику для целей налогообложения, вывод суда о том, что орган регулирования запрашивал учетную политику для целей бухгалтерского учета является ошибочным, напротив была запрошена учетная политика арендодателя для целей налогообложения. Так как учетная политика для целей налогообложения ИП ФИО7 не ведется, в связи с этим, порядок определения первоначальной стоимости основных средств, принимаемых к учету и установление выбранного метода начисления амортизации, которые формируют размер амортизации, определить невозможно, это, не позволило органу регулирования установить экономическую обоснованность размера арендной платы.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, ИП ФИО7, ООО «Водоканалсервис» представлены возражения.

ООО «Водоканалсервис» в судебном заседании суда апелляционной инстанции не присутствовало, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом, направило в судебную коллегию заявление, в котором просит рассмотреть дело в свое отсутствие, при указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

ИП ФИО7, ООО «<данные изъяты> в судебном заседании суда апелляционной инстанции не присутствовали, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом 7 и 8 апреля 2020 года соответственно, о причинах неявки суд апелляционной инстанции в известность не поставили.

Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного заседания, 15 апреля 2020 года ходатайствовало об участи в судебном заседании путем использования систем видеоконференц–связи Пермского краевого суда.

16 апреля 2020 года определением судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции обеспечено участие Министерства в судебном заседании Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции путем использования систем видеоконференц-связи Пермского краевого суда.

Министерство в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи суда апелляционной инстанции не присутствовало, о причинах неявки судебную коллегию в известность не поставило.

Судебное заседание в суде апелляционной инстанции проводится в период введения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» правовых режимов, предусматривающих ограничения свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, который предполагает возложение на граждан обязанностей публично-правового характера.

Следовательно, невозможность рассмотрения дела в связи с введением указанных правовых режимов может являться основанием для отложения судебного разбирательства в силу статьи 152 КАС РФ.

При этом вопрос о необходимости отложения разбирательства дела решается судом применительно к каждому конкретному делу с учетом необходимости соблюдения сроков рассмотрения дела судом соответствующей инстанции и разумного срока судопроизводства (статья 10 КАС РФ).

Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края, будучи заблаговременно извещенным о времени и месте проведения судебного заседания в суде апелляционной инстанции, в том числе с использованием систем видеоконференц-связи ходатайств об отложении дела, приостановлении производства по делу в связи с введением в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» правовых режимов, предусматривающих ограничения свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, не заявило.

Учитывая, что иные лица, участвующие в деле (административный истец) ходатайствуют о рассмотрении дела в его отсутствие, а также принимая во внимание, что судом апелляционной инстанции обеспечено участие сторон по делу и заинтересованных лиц в судебном заседании суда апелляционной инстанции с использованием систем видеоконференц-связи Пермского краевого суда, учитывая условия режима, введенного в Нижегородской области и Пермском крае, судебная коллегия полагает возможным в период действия ограничительных мер, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции, рассмотреть данное дело, не относящееся к категории безотлагательных, в отсутствие Министерства, заинтересованных лиц и административного истца.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего, что решение является законным и обоснованным, отмене не подлежит, судебная коллегия по административным делам считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом № 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года, Основами ценообразования и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее также – Методические указания).

Одним из методов регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения является метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся: холодное водоснабжение, в том числе: транспортировка воды, включая распределение воды.

Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения (пункт 3 части 2 статьи 31 названного закона): тариф на транспортировку воды.

Пунктом 2 части 7 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ предусмотрено, что к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся: прием и транспортировка сточных вод. При этом, регулированию подлежат, тарифы в сфере водоотведения, в том числе, тариф на транспортировку сточных вод (пункт 2 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ).

В соответствии с Положением о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 26 октября 2018 года № 631-п «Об утверждении Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края» Министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) в сфере водоснабжения, и водоотведения в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ, исходя из Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Правительством Российской Федерации.

ООО «Водоканалсервис» является арендатором сооружения водопровода протяженностью <данные изъяты> метров и канализации протяженностью <данные изъяты> метров, которые находятся по адресу: <адрес>, на основании договоров аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с условиями указанных договоров Общество эксплуатирует указанные сети и осуществляет транспортировку питьевой воды из централизованных систем водоснабжения и транспортировку сточных вод в централизованную систему водоотведения.

На основании заявления ООО «Водоканалсервис» от 25 июня 2019 года тарифный орган открыл дело об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ООО «Водоканалсервис» на 2019 год, выбран в качестве метода регулирования тарифов метод экономически обоснованных расходов (затрат), что подтверждается Приказом Министерства № 127-од от 23 июля 2019 года.

Специалистами тарифного органа проведена экспертиза представленных Обществом расчетных материалов, подготовлено экспертное заключение по делу об установлении тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение.

21 августа 2019 года Министерством принято оспариваемое Постановление № 63-в, пунктом 1 которого утверждены производственные программы для ООО «Водоканалсервис» (Березниковский городской округ, поселок Николаев Посад) с момента вступления в силу настоящего постановления по 31 декабря 2019 года, в сфере транспортировки сточных вод исходя из основных показателей: планируемый объем водоотведения, объем транспортировки сточных вод – 2,602 тыс. куб. м (в том числе по потребителям: иным потребителям – 2,602 тыс. куб. м); объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы в сфере водоотведения ООО «Водоканалсервис» с момента вступления в силу постановления № 63-в по 31 декабря 2019 год – 224,96 тыс. рублей, в сфере транспортировки питьевой воды исходя из основных показателей: планируемый объем холодного водоснабжения – 3,188 тыс. куб. м (в том числе по потребителям: иным потребителям – 3,188 тыс. куб. м); объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы в сфере холодного водоснабжения ООО «Водоканалсервис» с момента вступления в силу постановления № 63-в по 31 декабря 2019 год – 108,73 тыс. рублей.

Пунктом 2 Постановления № 63-в установлены тарифы на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод для потребителей ООО «Водоканалсервис» в Березниковском городском округе, поселке Николаев Посад с момента вступления в силу постановления № 63-в по 31 декабря 2019 года 34,11 рублей кубический метр за транспортировку питьевой воды, 86,46 руб. за 1 кубический метр за транспортировку сточных вод.

Тарифы рассчитаны методом экономически обоснованных расходов (затрат), установлены без налога на добавленную стоимость, так как Общество применяет упрощенную систему налогообложения.

Постановление № 63-в 26 августа 2019 года опубликовано на официальном интернет-портале Министерства в сети интернет по адресу: http://mtre.permkrai.ru/resheniya-rst\resheniya-rst\, а также опубликовано в официальном источнике публикации «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 34 от 2 сентября 2019 года.

Как установлено судом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.

Разрешая административное исковое заявление, суд первой инстанции установил, что административный истец при обращении с заявлением об установлении тарифов, приобщил расчет расходов по аренде сетей водоснабжения и канализации с учетом пункта 44 Основ ценообразования, который подтвержден первичными документами, экспертным заключением по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, в связи с чем пришел к выводу, что Тарифный орган на момент утверждения тарифов располагал документами, на основании которых возможно произвести расчет затрат на аренду имущества с учетом требований пункта 44 Основ ценообразования, однако, необоснованно исключил из расчета утвержденных тарифов платежи за аренду сооружений водоснабжения и водоотведения, это, в соответствии с выводами суда первой инстанции свидетельствует, что произведенные тарифным органом расчеты являются необоснованными, сделаны с нарушением норм, регламентирующих тарифное регулирование, а оспариваемое административным истцом постановление по своему содержанию не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права административного истца.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки (далее - также НВВ), которая может быть рассчитана одним из методов, предусмотренных названной статьей, в том числе методом экономически обоснованных расходов (затрат). Расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ.

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «е» пункта 38 Основ ценообразования предусмотрено, что при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования, в том числе, расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа.

Подпунктом 6 пункта 15 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, которые утверждены Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 1746-э, предусмотрено, что при применении метода экономически обоснованных расчетов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования, в том числе расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения или их отдельных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.

В данном случае по результатам экспертизы Тарифным органом производственная программа принята по расчету Министерства, при этом при расчете НВВ исключены расходы административного истца по статье затрат «Арендная и концессионная плата, лизинговые платежи», в соответствии с заключением экспертизы, проведенной Тарифным органом, расходы не учтены в соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования, исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации и обязательных платежей собственника передаваемого в аренду имущества, связанных с владением указанным имуществом, в связи с непредоставлением учетной политики арендодателем, содержащей порядок определения первичной стоимости основных средств, принимаемых к учету и выбранный метод начисления амортизации.

Судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о несоблюдении тарифным органом требований закона при исключении расходов Общества по статье «Арендная и концессионная плата, лизинговые платежи» исходя из следующего.

Судебной коллегий установлено, что в соответствии с договором дарения от ДД.ММ.ГГГГФИО8 (даритель) безвозмездно передала в собственность ФИО7 (одаряемая) недвижимое имущество: сооружение водопровод, протяженностью <данные изъяты> метров, а также канализацию протяженностью <данные изъяты> метров, расположенное по адресу: <адрес>.

18 апреля 2019 года за ФИО7 было зарегистрировано право собственности на указанные сооружения, которые она как Индивидуальный предприниматель с 18 апреля 2019 года использует в предпринимательской деятельности (л.д. 92 т.1).

В соответствии с инвентарными карточками учета объекта основных средств сооружений водопровод и канализация приняты к бухгалтерскому учету ИП ФИО7 18 апреля 2019 года.

Судебной коллегией также установлено, что ИП ФИО7 по договорам аренды от 22 апреля 2019 год передала во временное пользование ООО «Водоканалсервис» на срок до 20 апреля 2020 года сооружение водопровод и сооружение канализация. В соответствии с пунктом 3.3 договоров аренды ежемесячный размер арендной платы за пользование ООО «Водоканалсервис» сооружением - водопровод составляет: 33 244,44 рублей, а за пользование сооружением канализация – 34 270,83 рубля.

Расчет размера ежемесячной арендной платы по договорам аренды приведен в Приложениях № 2 к договорам аренды, из которых установлено, что он рассчитан с учетом пункта 44 Основ ценообразования, а также с применением отчета независимого оценщика ООО «Областной центр оценки» от 22 февраля 2019 года, которым определена рыночная стоимость с учетом износа канализации и водопровода, а также срока полезного использования имущества, предусмотренного соответствующей амортизационной группой, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 года № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы)».

В соответствии с пунктами 38, 39 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных затрат необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования производственных, ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт, административных расходов, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования, расходов, связанных с оплатой налогов и сборов, нормативной прибыли.

Из положений абзаца второго пункта 44 Основ ценообразования следует, что экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом.

Исходя из смысла в приведенных пунктах 38, 39, 44 Основ ценообразования нормативных положений, они в целях тарифного регулирования не предусматривают полного возмещения расходов по арендной плате регулируемой организации, закрепляют при определении НВВ, в части экономически обоснованных расходов на арендную плату, учитывать принцип возмещения арендодателю амортизации, обязательных платежей собственника, передаваемого в аренду имущества, связанных с владением указанным имуществом.

Судебная коллегия полагает, что исключение расходов административного истца по статье затрат «Арендная и концессионная плата, лизинговые платежи» в связи с непредоставлением ООО «Водоканалсервис» учетной политики арендодателя, в которой содержится порядок определения первичной стоимости основных средств, принимаемых к учету, и метод начисления амортизации, не свидетельствует о невозможности включить в НВВ при определении Тарифным органом тарифов на водоотведение и водоснабжение для административного истца расхода Общества по статье затрат «Арендная и концессионная плата, лизинговые платежи».

Согласно пунктам 43, 77 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Таким образом, при определении названных расходов подлежат применению положения специального законодательства о бухгалтерском учете.

Порядок организации бухгалтерского учета основных средств определен Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6\01, которое утверждено Приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н (далее также ПБУ 6\01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года № 91н (далее также – Методические указания № 91н).

По общему правилу, изложенному в пункте 7 ПБУ № 6\10 7, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Между тем, по специальному правилу, изложенному в пункте 10 ПБУ № 6\10, первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.

В пункте 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», которое утверждено Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года № 34н, указано, что имущество для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежит оценке в денежном выражении.

Оценка имущества, полученного безвозмездно, осуществляется по рыночной стоимости на дату оприходования. Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.

Как следует из пункта 17 ПБУ № 6\10 и пункта 49 Методических указаний № 91н, стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено настоящим Положением.

Начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, производится арендодателем (пункт 50 Методических указаний № 91н).

Согласно пунктов 12, 13 Методических указаний № 91н учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств (например, унифицированная форма первичной учетной документации по учету основных средств N ОС-6 "Инвентарная карточка учета объекта основных средств", утвержденная Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств"). Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект.

Заполнение инвентарной карточки (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие инвентарного объекта основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

При этом, пунктом 14 Методических указаний № 91н бухгалтерской службе арендатора рекомендуется также открывать инвентарную карточку на объект основных средств, полученный в аренду, для организации учета указанного объекта на забалансовом счете.

Как следует из пунктов 2 и 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1\2008), утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 6 октября 2008 года № 106н, в учетной политике должны быть отражены способы ведения бухгалтерского учета, в том числе способы погашения стоимости активов, которые выбираются из допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету способов или разрабатываются организацией исходя из названных и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности.

Из приведенных положений специального законодательства о бухгалтерском учете в их совокупности следует, что первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеобортные активы, определенная на основании документов или экспертного заключения, при этом, стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, включая объекты основных средств, переданных в аренду, погашается посредством начисления амортизации. Приведенные нормы законодательства предусматривают, что учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой арендодателя, такой учет рекомендовано вести и арендатору объекта основных средств, принадлежащего арендодателю на праве собственности, в случае передачи их в аренду, с использованием инвентарных карточек учета основных средств, в которых, приводятся основные данные об объекте основных средств, в том числе, о сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

Следовательно, первичная стоимость объектов основных средств арендодателя ИП ФИО7 и метод начисления амортизации основных средств, могут быть подтверждены не только сведениями, содержащимися в учетной политике организации, но и иными документами, в которых содержатся приведенные сведения.

Из материалов тарифного дела и административного дела следует, что в качестве доказательств, подтверждающих первичную стоимость объектов основных средств (сооружений канализации и водопровода) Обществом в тарифный орган были представлены договоры аренды сооружений водопровод и канализация, неотъемлимыми частями которых является расчет арендной платы с учетом особенностей, установленных пунктом 44 Основ ценообразования, копия уведомления о применении упрощенной системы налогообложения ИП ФИО7, распоряжение ИП ФИО7 об использовании личного имущества в предпринимательской деятельности, отчет \Н независимого оценщика <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, технический паспорт на канализационный коллектор, водопровод, акты о приеме-передаче объекта основных средств от 18 апреля 2019 года в отношении объекта основных средств – канализация, водопровод, в которых содержится первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету указанных объектов в размере 8 225 000 рублей, 5 984 000 рублей соответственно, способ начисления амортизации – линейный в отношении каждого объекта, срок полезного использования. Кроме указанных документов сведения о первичной стоимости объектов основных средств, методе начисления амортизации содержатся в инвентарных карточках объектов основных средств от 18 апреля 2019 года унифицированной формы № <данные изъяты>ФИО7 (л.д. 145-146 т.1, 151-152 т.1), ведомостях амортизации объектов основных средств за май 2019 года ИП ФИО7 (л.д. 147, 153 т.1), карточках счета 02.01 за апрель 2019 года – июль 2019 года ИП ФИО7 (л.д. 156-157 т.1).

Таким образом, Тарифному органу Обществом были представлены сведения, подтверждающие первичную стоимость объектов основных средств (канализация, водопровод) арендодателя ИП ФИО7 и метод начисления амортизации основных средств арендодателя, которые содержатся в иных документах, предусмотренных законодательством о бухгалтерском учете (пункты 12, 13 Методических указаний № 91н), что не противоречит пункту 28 Методических указаний.

Следовательно, Министерство на основании информации о первичной стоимости основных средств (сооружений: водопровода и канализации), о методе начисления амортизации, которая содержалась в представленных Обществом документах, приведенных выше, имело возможность произвести расчет экономически обоснованных расходов по аренде сооружений водопровода и канализации ООО «Волгаканалсервис» и включить указанные расходы административного истца в статью затрат «Арендная и концессионная плата, лизинговые платежи»

Доводы апелляционной жалобы о невозможности использования сведений о первичной стоимости основных средств, которые содержатся в отчете об оценке основных средств \Н от 22 февраля 2019 года, так как дата, на которую определена рыночная стоимость объектов основных средств 22 февраля 2019 года, а не 18 апреля 2019 года, то есть не дата принятия имущества к бухгалтерскому учету ИП ФИО7, а также в связи с тем, что отчет может использоваться только для предоставления в суд, судебной коллегией отклоняются.

Из представленного отчета об оценке \Н, который выполнен <данные изъяты>», следует, что рыночная стоимость сооружения канализации по состоянию на 22 февраля 2019 года составляет 8 225 000 рублей, рыночная стоимость водопровода по состоянию на 22 февраля 2019 года составляет 5 984 000 рублей.

Из пункта 10 ПБУ № 6\10, пункта 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, следует, что объекты основных средств, полученные организацией безвозмездно, принимаются к учету по текущей рыночной стоимости, на основе цены, действующей на дату оприходования имущества.

В статье 10 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» указано, что договор на проведение оценки заключается в простой письменной форме. Договор на проведение оценки должен содержать, в том числе, цель оценки.

В пунктах 3,4 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», который утвержден Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 298, указано, что целью оценки является определение стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку с учетом предполагаемого использования результата оценки.

Результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации юридических лиц и приватизации имущества, разрешении имущественных споров и в иных случаях.

Из приведенных норм материального права в их совокупности следует, что к существенным условием договора на проведение оценки, законодатель относит цель проводимой оценки объекта недвижимости, вид оценки, предполагаемое использование результата оценки, одним из случаев использования результатов оценки объекта недвижимости, полученных в результате исполнения сторонами договора на проведение оценки, является, в том числе, передача в аренду объекта оценки и иных случаях, перечень которых исчерпывающим не является.

Материалами тарифного дела подтверждается, что 19 февраля 2019 года между <данные изъяты> и ФИО8 заключен договора \н на выполнение оценочных работ, в соответствии с которым по настоящему договору заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательства осуществить в соответствии с заданием на оценку (Приложение 1), являющимся неотъемлимой частью договора, оценочные работы по определению рыночной стоимости объекта оценки.

В соответствии с заданием на оценку объектами оценки являлись сооружения: канализация и водопровод, расположенные по адресу: <адрес>», вид определяемой стоимости – рыночная, цели и задачи оценки – для предоставления в суд.

Из задания на оценку в соответствии с требованиями Федеральных стандартов оценки, которое имеется в самом отчете \Н в качестве целей и задач оценки указано определение рыночной стоимости объектов оценки, а в качестве предполагаемого использования результатов оценки указано – результат оценки будет использоваться заказчиком для предоставления в суд.

Давая толкование условиям договора на проведение оценки \Н от 19 февраля 2019 года, применительно к правилам толкования договора, изложенным в статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что целью оценки сооружений: канализации и водопровода в рамках данного договора явилось определение их рыночной стоимости, а результат оценки предполагался использоваться заказчиком для предоставления в суд.

Между тем, ФСО № 2 предусматривает возможность использования результата оценки при совершении сделок по передаче в аренду объекта оценки, и в иных случаях, перечень которых исчерпывающим не является, то есть законодатель не исключил возможность использовать результат оценки и для определения первичной стоимости объектов основных средств при принятия имущества к бухгалтерскому учету.

Таким образом, само по себе условие договора \н на выполнение оценочных работ от 19 февраля 2019 года о цели оценки и предполагаемом использовании результатов оценки – для предоставления в суд, не свидетельствует о невозможности использования сведений, изложенных в отчете об оценке, при определении организаций (в данном случае ИП ФИО7) первичной стоимости объектов основных средств при принятии имущества к бухгалтерскому учету, с учетом того обстоятельства, что видом определяемой стоимости объектов оценки, согласно договора от 19 февраля 2019 года, являлась рыночная стоимость сооружений: канализации, водопровода, что прямо согласуется с положениями пункта 10 ПБУ 6\01 и пункта 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года датой определения стоимости объекта оценки (датой проведения оценки, датой оценки) является дата, по состоянию на которую определена стоимость объекта оценки.

Статьей 12 названного закона определяется достоверность отчета как документа, содержащего сведения доказательственного значения, в частности, отчет является достоверным, если итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, по состоянию на 18 апреля 2019 года Отчет \Н, об оценке рыночной стоимости сооружений: канализации и водопровода, выполненный <данные изъяты> являлся документом, которым правомерно определена первичная стоимость объектов основных средств при принятии их к бухгалтерскому учету ИП ФИО7, так как шести месяцев с даты составления отчета (22 февраля 2019 года) не прошло, а, соответственно, Отчет являлся достоверным источником информации о рыночной стоимости сооружений: канализации и водопровода, по состоянию на 18 апреля 2019 года, в том понимании, в котором это предусмотрено статьей 12 Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года.

Судебная коллегия также отклоняет доводы апелляционной жалобы о незаконности неведения учетной политики для целей налогообложения ИП ФИО7 как доводы, которые не свидетельствуют о незаконности принятого решения, и считает верным вывод суда первой инстанции о незаконности требований Тарифным органом предоставления собственником сетей (арендодателем) сведений об учетной политики.

В пункте 17 Правил регулирования указано, что к заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы, перечень которых приведен в подпунктах «а-р», где указаны копии решений об утверждении учетной политики с приложениями (включая утвержденный план счетов, содержащий перечень счетов и субсчетов синтетического и аналитического бухгалтерского учета) (подпункт «б»).

Исходя из смысла, приведенного в пункте 17 Правил регулирования, приведенный в ней перечень документов касается хозяйственной деятельности непосредственно регулируемой организации, а не третьих лиц, пункт 44 Основ ценообразования также не содержит указания на обязательность предоставления учетной политики арендодателя, следовательно, и данные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии обжалуемого нормативного правового акта требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указано, что установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Учитывая, разъяснения, содержащиеся в приведенном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также приняв во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт изначально не соответствовал нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также учитывая, что срок действия постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 21 августа 2019 года № 63-в истек 31 декабря 2019 года, суд пришел к правильному выводу и правомерно признал его недействующим со дня его принятия.

При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, нарушений норм процессуального законодательства, которые могли бы повлечь отмену принятого решения, судом первой инстанции допущено не было.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Пермского краевого суда от 24 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через Пермский краевой суд.

Председательствующий

Судьи