НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 21.09.2022 № 66А-1863/2022

Судья Юрченко И.В.

Дело № 66а-1863/2022

номер дела в суде первой инстанции 3а-65/2022

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Ходус Ю.А.

судей Мироновой Н.В., Буруновой С.В.,

при секретаре Кулагиной А.А.

с участием прокурора Дмитриева М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края о признании не действующим приложение 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 № 371-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ) в редакции, установленной приложением к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 01.07.2021 № 27-т «О внесении изменений в приложение № 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 № 371-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ)

по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Лысьева-теплоэнерго» на решение Пермского краевого суда от 6 мая 2022 года, которым в удовлетворении административного иска отказано, заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В.,

установила:

Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 № 371-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ)» утверждены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» на период 2019-2023 год.

Приложением 1 к Постановлению № 371-т установлены долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов с 1 января 2019 по 31 декабря 2023 года.

Приложением № 2 к Постановлению № 371-т установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям на весь долгосрочный период.

Данное Постановление опубликовано в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 2 от 21.01.2019 года.

Во исполнение решения Федеральной антимонопольной службы России от 8 апреля 2021 года (далее – ФАС России) от 08.04.2021 г. Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее – Министерство, Тарифный орган) принято постановление «О внесении изменений в приложение 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 № 371-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ)» от 01.07.2021 № 27-т (далее – Постановление от 20 декабря 2018 года № 371-т, в редакции от 1 июля 2021 года № 27-т).

Постановление опубликовано в изданиях Официальный сайт Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края http://mtre.permkrai.ru, 05.07.2021, «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 28, том 2, 12.07.2021.

ООО «Лысьва-теплоэнерго» (далее также – Общество, административный истец, регулируемая организация) обратилось в Пермский краевой суд с административным иском к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края о признании не действующим со дня принятия постановление № 27-т от 01.07.2021 г. «О внесении изменений в приложение 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 № 371-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ)».

В обоснование требований указано на несоответствие оспариваемых положений Федеральному закону от 27 июня 2010г. № 190–ФЗ «О теплоснабжении», Основам ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», нарушение права Общества, в связи с чем, просит признать оспариваемое постановление недействующим.

Так, административным истцом указано, что Министерство исполнило решение ФАС России не в полном объеме, а именно: расходы по статье затрат «Арендная плата» не пересмотрены надлежащим образом, занижены, это привело к снижению затрат в необходимой валовой выручке (далее – НВВ) и приводит к недостаточности объема финансовых средств для осуществления деятельности по теплоснабжению ООО «Лысьева-теплоэнерго». Административный истец утверждает, что на основании подтверждающих документов, которые были представлены в Тарифный орган, величина расходов по статье затрат «Арендная плата» составляет 30 040,77 тыс. руб., которые являются экономически обоснованными.

По утверждению административного истца, Тарифный орган необоснованно не включил в расчет суммы арендной платы на 2021 год расходы по объектам, а именно: 2 смартфона, трицикл АВМ, автомобиль «<данные изъяты>» госномер автомобиль «<данные изъяты>» госномер , труборез , что является незаконным, так как это имущество непосредственно участвует в производственных процессах Общества, в связи с этим исключение указанного имущества является недопустимым. Кроме этого, в нарушение пункта 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Тарифный орган неправомерно не включил в состав расходов транспортный налог (принят в суммах отличных от фактически понесенных арендодателем расходов), налог на имущество принят в суммах, отличных от фактически понесенных и оплаченных арендатору за аренду имущества, переданного в субаренду по договору № 7-16\эк от 30 мая 2016 года, расходы по объектам основных средств фактически используемых в деятельности истца.

В процессе рассмотрения дела истец изменил основание иска, предъявив заявление в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в котором указал, что исключает расходы по труборезу ПТМ 14-60 220В, по автомобилю «<данные изъяты>» госномер как необоснованно исключенные из расчета суммы арендной платы на 2021 год, в связи с устранением разногласий по этим объектам с административным ответчиком. Остальные расходы по иным объектам, указанным в административном исковом заявлении, остаются предметом разногласий между Обществом и Министерством.

В связи с изложенным, ООО «Лысьва-теплоэнерго» просит суд:

- признать недействующим со дня принятия приложение № 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018г. № 371-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью ООО «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ)» в редакции, установленной приложением к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 01.07.2021г. № 27-т «О внесении изменений в Приложение № 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2018г. № 371-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ)»,

- обязать административного ответчика - Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края - устранить нарушения нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, путем принятия заменяющего нормативного правового акта в течении одного месяца с момента вступления решения да в законную силу (л.д. 3-11 т.1, 86-90 т. 6).

Решением Пермского краевого суда от 6 мая 2022 года в удовлетворении административного искового заявления ООО «Лысьва-теплоэнерго» отказано.

С принятым решением не согласилось ООО «Лысьва-теплоэнерго», предъявило апелляционную жалобу, в которой с одержится требование об отмене принятого решения и принятия нового решения об удовлетворении административного иска в полном объеме.

В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ООО «Лысьва-теплоэнерго» указало, что не согласно с выводом суда о применении максимальных сроков полезного использования при расчете арендуемого имущества, так как суд первой инстанции неправомерно применил пункт 7 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизаций, утвержденных приказом Министерства Финансов России от 20 мая 2003 года № 44н, в связи с тем, что ни арендодатель, ни Общество не находятся в стадии реорганизации и не являются реорганизованными организациями.

Кроме этого, Общество не согласно с выводом суда о том, что не подлежат включению в расходы по статье затрат «Арендная плата» транспортного средства – трицикл, так как 11 декабря 2020 года представило в Тарифный орган обоснование расходов по аренде трицикла за 7 дней до проведения заседания правления, в связи с чем эти расходы должны были быть включены в расходы по статье «Арендная плата».

Заявитель апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм процессуального законодательства, которые выразились в отказе в удовлетворении ходатайства Общества о назначении экспертизы, несмотря на то, что требовались специальные познания в связи с наличием разных подходов административного истца и административного ответчика к толкованию норм материального права, так как указанные обстоятельства, свидетельствуют о необходимости в специальных познаниях для применения норм материального права.

В возражениях на апелляционную жалобу ООО «Лысьва-теплоэнерго» прокурор, участвующий в деле, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества без удовлетворения.

Представители ООО «Лысьва-Теплоэнерго», действующие на основании доверенностей ФИО1, ФИО2, ФИО3, участвующие в судебном заседании суда апелляционной инстанции путем использования системы видеоконференц-связи, требования, изложенные в апелляционной жалобе Общества, поддержали, дали пояснения по существу апелляционной жалобы Общества, просили решение суда отменить.

Представители Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края, действующие на основании доверенностей ФИО4, ФИО5, ФИО6, участвующие в судебном заседании суда апелляционной инстанции путем использования системы видеоконференц-связи с доводами, изложенными в апелляционной жалобе ООО «Лысьва-теплоэнерго» не согласились, считают, что решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего, что решение не подлежит отмене, судебная коллегия по административным делам считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене, изменению не подлежит, исходя из следующего.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»; Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 13 июня 2013 г. № 760-э (далее - Методические указания).

В соответствии с пунктами 4, 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).

Подпунктом «а» пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных названным Законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, в том числе установление по соглашению сторон договора цены на тепловую энергию (мощность) не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения, относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчёты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с Законом о теплоснабжении государственному регулированию.

Из содержания положений пункта 1 части второй статьи 5, пункта 1 части третьей статьи 7 и пункта 4 части первой статьи 8 Закона о теплоснабжении следует, что полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Пермском крае в соответствии с Положением о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 26.10.2018г. № 631-п является данное Министерство.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, опубликован в установленном порядке.

Судебной коллегией установлено, что ООО «Лысьва-теплоэнерго» является теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования «Лысвенский городской округ» Пермского края и осуществляет регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения (производство и реализация тепловой энергии).

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями.

Материалами дела подтверждается, что в порядке ежегодной корректировки долгосрочного тарифа постановлением от 20 декабря 2020 года 292-т «О внесении изменений в приложение 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2018 года № 371-т поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ)» (далее – постановление от 20 декабря 2020 года № 297-т) Министерством внесены изменения в приложение 2 к постановлению от 20 декабря 2018 № 371-т.

Не согласившись с принятым постановлением № 292-т от 20 декабря 2020 года, Общество обратилось в ФАС России с заявлением о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения по указанному постановлению.

Решением ФАС России от 08 апреля 2021 года Министерство признано нарушившим пункты 45 и 35 Основ ценообразования, пункта 5 Правил распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки и пункта 29 Правил регулирования (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075, частично удовлетворены требования ООО «Лысьва-теплоэнерго» указанные в заявлении о разногласиях с Министерством, на Министерство возложена обязанность в срок до 01.07.2021 года провести дополнительный анализ экономической обоснованности включения расходов в состав НВВ на 2021 год (с учетом мотивировочной части настоящего решения), и соответствующий анализ отразить в экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения по следующим статьям затрат:

- арендная плата (по теплоснабжающим объектам),

- расходы на топливо.

Кроме этого, на Министерство возложена обязанность в срок до 01.07.2021 года (включительно) пересмотреть тариф на тепловую энергию ООО «Лысьва-теплоэнерго» на 2021 год на основании пункта 3 настоящего решения.

Во исполнение решения ФАС России от 8 апреля 2021 года Министерством было принято постановление № 27-т от 1 июля 2021 года «О внесено изменений в приложение 2 к постановлению РСТ Пермского края от 20 декабря 2018 года 371-т», с которым не согласно Общество, в связи с тем, что Тарифный орган решение ФАС России исполнил не в полном объеме, а именно: расходы по статье затрат «Арендная плата» (по теплоснабжающим объектам) не пересмотрены надлежащим образом.

Судебной коллегией установлено, что Общество представило в Тарифный орган, в обоснование расходов по статье «Арендная плата» договор аренды имущества № 6-16/эк от 30.05.2016 года, договор субаренды недвижимого имущества № 7-16/эк от 30.05.2016 года, договор аренды имущества № 24-20/эк от 15.04.2020года. Тарифный орган произвел расчет амортизации по указанным договорам, в соответствии с которым, приняты 100 единиц основных средств на общую сумму 8090096,08 руб., в том числе 7618786,96 руб. (амортизация), 375177,12 руб. (налог на имущество), 84455 руб. (налог на землю), 11677 руб. (транспортный налог). Как следует из Приложения № 1 к Экспертному заключению, Тарифный орган произвел указанный расчет с учетом указанной в инвентарной карте первоначальной стоимости, амортизационной группы, даты принятия основного средства к учету, а также максимального срока полезного использования.

Материалами дела также подтверждается, что Министерство по договору аренды недвижимого имущества № 265/13 от 20.05.2016г. при расчете аренды недвижимого имущества принято 64 единицы основных средств на общую сумму 1071312,00 руб., из которых 917 568 рублей\год (амортизация), 153 744 рублей\год (налог на имущество), также учтены затраты на амортизацию двухэтажного здания насосной станции в размере 37323,37 руб.

Распределение арендной платы произведено в соответствии с учетной политикой организации и при расчете тарифов на тепловую энергию учтена арендная плата в размере 3310,1 тыс. руб. (раздел IX п.20 Экспертного заключения, в части производства тепловой энергии) и 907,5 тыс. руб. (раздел XI п.20 Экспертного заключения, в части услуг по передаче тепловой энергии). Из расчета арендной платы исключены затраты на аренду автомобиля Тойота Камри, смартфон Appl iPhone Xr 6.1 64 Gb, смартфон Appl iPhone Xr 128 Gb, трицикл.

Общество не согласно с указанным расчетом, так как должны применяться иные сроки амортизации, поскольку оборудование не новое, считает, что суд первой инстанции неправомерно отклонил указанные утверждения, согласившись с позицией административного ответчика.

Судебная коллегия также не принимает во внимание указанные доводы апелляционной жалобы Общества.

В мотивировочной части решения ФАС России от 8 апреля 2021 года указано, что расходы по статье затрат «Арендная плата» были рассчитаны исходя из договоров аренды имущества, инвентарных карточек и расшифровки стоимости имущества, представленных регулируемой организацией. По ряду объектов основных средств Министерством при расчете амортизационных отчислений были применены сроки полезного использования, не соответствующие указанной в инвентарных карточках амортизационной группе. Органу регулирования предписано провести дополнительный анализ расходов по статье «Арендная плата», учитывая максимальные сроки полезного использования объектов основных средств в соответствии с амортизационной группой, определенной инвентарными карточками и отразить в экспертном заключении соответствующий анализ, предусмотренный пунктом 29 Правил регулирования № 1075, со ссылками на обосновывающие материалы.

Из приведенной позиции ФАС России, изложенной в мотивировочной части решения от 8 апреля 2021 года не следует, что максимальные сроки полезного использования объектов основных средств в соответствии с амортизационной группой, определенной инвентарными карточками, должны учитываться только в отношении новых объектов.

Более того, данная позиция административного истца противоречит пункту 45 Основ ценообразования, которым предусматривается, что арендная плата включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень, который определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата являлась критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями данной статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.73 Основ ценообразования величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с Методическими указаниями с учетом остаточной стоимости основных средств нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Из экспертного заключения, расшифровки расчета стоимости арендной платы следует, что во исполнение Решения ФАС России от 8 апреля 2021 года расчет амортизации произведен Министерством на плановый период регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, начиная с даты принятия к учету, исходя из первоначальной стоимости основных средств.

Указанный принцип начисления амортизационных отчислений по объекту основных средств соответствует пункту 21 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, согласно которому начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

В соответствии с частью 7 статьи 258 Налогового кодекса российской Федерации организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении (в том числе в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц), в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Согласно пункту 7 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.05.2003г. № 44н (далее – Методические указания № 44н) оценка передаваемого (принимаемого) при реорганизации организации имущества производится в соответствии с решением учредителей, определенным в решении (договоре) о реорганизации, - по остаточной стоимости, либо по текущей рыночной стоимости, либо по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.).

При этом стоимость имущества, отраженного в передаточном акте или разделительном балансе, должна совпадать с данными, приведенными в приложениях (описях, расшифровках) к передаточному акту или разделительному балансу в соответствующей стоимостной оценке.

Согласно пункту 14 Методических указаний № 44н начисление амортизации по основным средствам организаций производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена государственная регистрация организаций, исходя из срока полезного использования объекта и способа начисления амортизации, определяемых организациями, возникшими в результате реорганизации.

Доводы Общества, что суд неправомерно применил пункт 7 Методических указаний № 44н, судебная коллегия отклоняет, так как ссылки на данный пункт в решении связаны с доводами административного истца о применении иной стоимости оборудования, тогда как оснований для его переоценки в Тарифный орган не представлено, а материалы административного дела не содержат.

Судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что суд неправомерно невключил в расходы по статье затрат «Арендная плата» транспортного средства – трицикл.

Материалами дела подтверждается, что на основании договора аренды недвижимого имущества, заключенного между ООО «Лысьва-теплоэнерго» и ООО «Энергитический комплекс» 30 мая 2016 года в аренду Общества передан трицикл. В качестве обоснования использования трицикла в производственной деятельности Общества, административный истец указал, что данное транспортное средство используется для доставки мелких комплектующих на удаленные объекты имущественного комплекса Теплоэлектросталь в целях предупреждения аварий на объектах энергоснабжения.

Судом первой инстанции установлено и это подтверждается материалами дела, что 11.12.2020 года в Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края Обществом дополнительно представлены пояснения, содержащие, в том числе экономическое обоснование расходов по арендной плате в отношении трицикла. При принятии оспариваемого нормативного правового акта Тарифный орган при расчете тарифа расходы Общества на трицикл не учел, между тем, вопреки, доводов апелляционной жалобы, данные обстоятельства не могут повлечь признания недействующим приложения № 2 к постановлению от 20 декабря 2018 года № 371-т, в редакции от 1 июля 2021 года № 27-т.

В соответствии с пунктом 13 Правил регулирования тарифов регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. В случае применения в отношении регулируемой организации метода обеспечения доходности инвестиционного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов заявление о выборе метода регулирования тарифов представляется в орган регулирования до 1 мая последнего года долгосрочного периода регулирования.

Согласно пункту 15 Правил регулирования тарифов предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) (далее - заявление об установлении цен (тарифов)) и необходимых материалов.

Пунктом 21 Правил регулирования тарифов установлено, что орган регулирования представляет до 1 июня года, предшествующего очередному периоду регулирования, в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов предложение об установлении предельных уровней тарифов, сформированное в соответствии с Основами ценообразования с учетом принятых им решений о выборе метода регулирования тарифов и предложений об установлении цен (тарифов) регулируемых организаций, представленных в соответствии с пунктами 13 - 20 настоящих Правил.

Пунктом 18 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что предложение об установлении цен (тарифов) представляется в орган регулирования руководителем регулируемой организации или иным уполномоченным лицом, либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении, либо представляется в электронной форме, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования". Предложение об установлении цен (тарифов) в случае его представления в виде электронного документа подписывается электронной подписью заявителя.

Этим же пунктом Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 года № 2602) установлено, что регулируемая организация вправе представить по своей инициативе в орган регулирования тарифов дополнительные материалы к предложениям об установлении тарифов до 1 декабря текущего года, но не позднее 7 календарных дней до дня проведения заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов, на котором принимается решение об установлении тарифов.

В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Согласно пункту 12 Методических указаний в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Таким образом, по общему правилу предложение регулируемой организации об установлении цен (тарифов) на очередной период регулирования представляется в орган регулирования до 1 мая текущего года, а согласно Правил регулирования тарифов, в редакции Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 года № 2602 - до 1 декабря текущего года, но не позднее 7 календарных дней до дня проведения заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов, на котором принимается решение об установлении тарифов.

Формирование и соблюдение предельных уровней тарифов напрямую зависит от соблюдения сроков и полноты представленного предложения регулируемой организацией. Регулируемая организация, осуществляя регулируемый вид деятельности, несет риск непредставления либо несвоевременного предоставления всех необходимых для формирования тарифа документов. При этом Основами ценообразования и Правилами регулирования тарифов предусмотрена возможность компенсации обоснованных фактических затрат за пределами регулируемого периода.

Из материалов дела следует, что пояснения, содержащие экономическое обоснование расходов по аренде трицикла, представлены Обществом в Министерство 11.12.2020 года, в связи с чем, при принятии Постановления № 297-т от 20 декабря 20220 года Министерством не было учтено представленное Обществом 11.12.2020 года обоснование расходов по аренде трицикла.

Более того, из Расшифровки затрат неучтенных при расчете арендной платы на 2022 год следует, что Тарифным органом были включены расходы Общества, понесенные в 2020 году на трицикл, в тариф на 2022 год.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции пришел к неверному выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих экономическое обоснование аренды ООО «Лысьва-теплоэнерго» следующего имущества: смартфонов, автомобиля Тойота Камри, судебной коллегией также отклоняются.

В силу п. 44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются:

г) арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи;

В подпункте 8 пункта 37 Методических указаний при расчете базового уровня операционных расходов учитываются следующие расходы лизинговый платеж, арендная плата, определяемые в соответствии с пунктами 45 и 65 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

Таким образом, в сумму арендной платы в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования включаются экономически обоснованные затраты на аренду имущества, которое используется в производственных целях, в том числе для обеспечения надежности и качества теплоснабжения.

В Тарифный орган документы, подтверждающие экономически обоснованные затраты на аренду указанного автомобиля, двух смартфонов, а также документы, которые подтверждают, что это имущество используется в производственных целях, в том числе для обеспечения надежности и качества теплоснабжения, представлены не были.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, выразившиеся в отказе Обществу в назначении экспертизы, судебная коллегия отклоняет, так как экспертиза проводится тогда, когда у суда отсутствуют специальные познания в области науки, искусства, ремесла, что касается вопроса о толковании применяемой нормы права, то данный вопрос не относится к компетенции эксперта, а является прерогативой суда при рассмотрении конкретного дела.

Таким образом, решение Пермского краевого суда от 16 мая 2022 года является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Пермского краевого суда от 6 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, в течение шести месяцев через Пермский краевой суд.

Мотивированное апелляционное определение составлено 5 октября 2022 года.

Председательствующий

Судьи