НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 13.09.2023 № 66А-1754/2023

Судья Малков К.Ю. Дело № 66а-1754/2023

(номер дела в суде первой инстанции 3а-123/2023)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 13 сентября 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Ходус Ю.А.,

судей Буруновой С.В., Калугина Д.М.,

при секретаре Николаенкове Д.А.,

с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации – Куренкова Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия г. Ижевска «Муниципальная управляющая компания – Спецдомоуправление» к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, Обществу с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» о признании недействующим нормативного правового акта

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 1 июня 2023 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» – Г.Р.Р., С.Д.А., представителей Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики – Р.А.А., Л.С.О., заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 20 декабря 2018 года №23/117 «О долгосрочных параметрах регулирования для общества с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая организация» на 2019 – 2023 годы, тарифах на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию в целях компенсации потерь тепловой энергии, и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям» (далее – приказ от 20 декабря 2018 года № 23/117) установлены долгосрочные параметры регулирования для общества с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая организация» (далее – ООО «РТК», регулируемая организация, общество) на 2019 – 2023 годы для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов (приложение 1), тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «РТК» теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, с календарной разбивкой (приложение2), тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «РТК» потребителям, с календарной разбивкой (приложение 3).

Приказ от 20 декабря 2018 года № 23/117 опубликован 20 декабря 2018года на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru).

15 декабря 2020 год Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики принят приказ №27/77 «О внесении изменений в приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 20 декабря 2018 года №23/117 «О долгосрочных параметрах регулирования для общества с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая организация» на 2019 - 2023 годы, тарифах на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию в целях компенсации потерь тепловой энергии, и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям» (далее также – приказ от 15 декабря 2020 года № 27/77), которым внесены корректирующие изменения и установлены (скорректированы) тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом с ООО «РТК» потребителям на 2021 год.

В соответствии с приложением №3 к приказу от 15 декабря 2020 года №27/77 для потребителей, подключенных к распределительным тепловым сетям с 01 января 2021 года по 30 июня 2021 года в размере 1715,85 руб./Гкал (без НДС) и с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года в размере 1784,10 руб./Гкал (без НДС); для населения с 01 января 2021 года по 30 июня 2021 года в размере 2059,02 руб./Гкал (с учетом НДС – выделяется в целях реализации пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации) и с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года в размере 2140,92 руб./Гкал.

Муниципальное унитарное предприятие г. Ижевска «Муниципальная управляющая компания – Спецдомоуправление» (далее – административный истец, МУП СпДУ) обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 15 декабря 2020 года № 27/77 «О внесении изменений в приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 20 декабря 2018 года № 23/117 «О долгосрочных параметрах регулирования для общества с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая организация» на 2019 - 2023 годы, тарифах на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию в целях компенсации потерь тепловой энергии, и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям».

В обосновании заявленных требований административный истец указал, что при рассмотрении Арбитражным Судом Удмуртской Республики, Семнадцатым арбитражным апелляционным судом, Арбитражным судом Уральского округа дела №А71-2223/2020 установлено, что в тарифе на тепловую энергию для потребителей, подключенных к магистральным тепловым сетям, не учтены расходы на передачу тепловой энергии по магистральным сетям от ТК-12 до центрального теплового пункта (ЦТП) «Мужвайская» по адресу: г. Ижевск, ул. Баранова, 57б, центрального теплового пункта ЦТП-6/1, по адресу: г. Ижевск, Заречное шоссе, 49а. Данное обстоятельство, по мнению административного истца, нарушает его право на законное приобретение тепловой энергии на нужды приготовления ГВС, по цене тарифа, предусмотренного для потребителя, подключенного к магистральным тепловым сетям. Кроме того, приказ от 15 декабря 2020 года № 27/77 является незаконным, поскольку в нарушение пунктов 10 и 11 Основ ценообразования №1075 и иных норм не учитывает расходы административного истца на содержание принадлежащих ему магистральных тепловых сетей. Как указывает административный истец, указанные обстоятельства нарушают его права на законное приобретение тепловой энергии на нужды приготовления ГВС по цене тарифа, предусмотренного для потребителей, подключенных к магистральным тепловым сетям.

Решением Верховного суда Удмуртской Республики от 1 июня 2023 года в удовлетворении административного искового заявления муниципального унитарного предприятия г. Ижевска «Муниципальная управляющая компания – Спецдомоуправление» отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» (далее также – ООО «РТК») ставит вопрос об изменении решения суда в части предоставления Муниципальному унитарному предприятию г. Ижевска «Муниципальная управляющая компания – Спецдомоуправление» права требовать от общества с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей в 2020 году и принятии нового решения с указанием на отсутствие у административного истца указанного права.

Относительно доводов апелляционной жалобы министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики и участвующим в деле прокурором представлены возражения, в которых содержится просьба об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, апелляционной жалобы – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ООО «РТК» – Г.Р.Р., С.Д.А. просили решение суда первой инстанции изменить, исключив из мотивировочной части решения указание на наличие у МУП СпДУ права требовать от ООО «РТК» возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей в 2020 году.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики – Р.А.А. и Л.С.О. – просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Федеральный закон №147-ФЗ) деятельность субъектов естественных монополий регулируется в сферах услуг по передаче тепловой энергии.

В силу статьи 6 Федерального закона №147-ФЗ методом регулирования деятельности субъектов естественных монополий применяется ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

Регулирование отношений в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее также – Федеральный закон от 27 июля 2010 года №190-ФЗ, Закон о теплоснабжении), Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования), Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012года № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее – Методические указания).

В соответствии с пунктами 4 и 6 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

Согласно подпункту «а» пункта 18 статьи 2 Федеральный закон от 27 июля 2010 года №190-ФЗ реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных Законом о теплоснабжении случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которой расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с Законом о теплоснабжении государственному регулированию.

Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных Законом о теплоснабжении, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 – 2.3 статьи 8 Закона о теплоснабжении (часть 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении).

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

В силу пункта 30 Правил регулирования решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы). Согласно пункту 31 Правил регулирования решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом (Регламент открытия дел № 163). Форма принятия органом регулирования решения об установлении тарифа приведена в приложении 1 к Регламенту открытия дел № 163. В приложении 1 к форме принятия органом регулирования решения об установлении тарифа приведена форма приложения для тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям.

Одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов, который согласно пункту 18 Основ ценообразования применяется при расчете долгосрочных тарифов.

Согласно части 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года). Аналогичная норма предусмотрена пунктом 72 Основ ценообразования, согласно которой при регулировании тарифов с применением метода индексации установленных тарифов такие тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении – на срок не менее 3 расчетных периодов регулирования.

В соответствии с положениями пункта 15 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов без учета налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов без учета налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее также – Минстрой УР, Министерство, орган регулирования) осуществляет указанные полномочия в сфере тарифного регулирования в соответствии с подпунктом 8 пункта 13 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от22декабря2017 года № 550 (далее также - Положение о Минстрое УР).

В соответствии с Положением о Минстрое УР, Министерство является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов), надбавок. К полномочиям Минстроя УР в сфере теплоснабжения отнесено установление (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям (подпункт 8 пункта 13 Положения о Минстрое УР).

Согласно подпункту 2 пункта 14 Положения о Минстрое УР, Минстрой УР издает в пределах своей компетенции правовые акты в форме приказов, в том числе нормативного характера.

В силу пункта 16 Положения о Минстрое УР для принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется комиссия по тарифному регулированию.

На основании заявления ООО «РТК» от 27 апреля 2018 года № РТК-361/291 (поступило в орган регулирования 28 апреля 2018 года) органом регулирования открыто дело №12-01/06/1.077-2018 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования, тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» на 2019 – 2023 годы» методом индексации установленных тарифов (приказ МинстрояУР от08мая2018года №01-05/205 «Об открытии дел об установлении тарифов в сфере теплоснабжения, назначении уполномоченных по делам и выборе метода регулирования тарифов» (далее – приказ от08мая2018года №01-05/205)). В соответствии с пунктом 13 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от07июня 2013 года №163 (далее – Регламент открытия дел № 163), для организации рассмотрения дела об установлении цен (тарифов) приказом от08мая2018года №01-05/205 назначен уполномоченный по делу из числа работников органа регулирования.

Приказом Минстроя УР от 20 декабря 2018 года № 23/117 «О долгосрочных параметрах регулирования для общества с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая организация» на 2019 – 2023 годы, тарифах на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию в целях компенсации потерь тепловой энергии, и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям» (далее – приказ Минстроя УР от 20 декабря 2018 года №23/117) установлены:

- долгосрочные параметры регулирования для общества с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая организация» на 2019 – 2023 годы для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов;

- тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» потребителям: для потребителей, подключенных к распределительным тепловым сетям с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года в размере 1517,29 руб./Гкал (без НДС) и с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 1599,30 руб./Гкал (без НДС); для населения с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года в размере 1820,75 руб./Гкал (с учетом НДС – выделяется в целях реализации пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации) и с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 1919,16 руб./Гкал (с учетом НДС – выделяется в целях реализации пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации).

Приказ от 20 декабря 2018 года № 23/117 принят на долгосрочный период регулирования на 2019 – 2023 годы, тарифы установлены методом индексации.

Решение об установлении тарифов ООО «РТК» на 2019 – 2023 годы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, включая долгосрочные параметры регулирования для ООО «РТК» на долгосрочный период регулирования 2019 – 2023 годы, принято органом регулирования с соблюдением положений пункта 30 Правил регулирования и пункта 16 Положения о Минстрое УР по итогам заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР 20 декабря 2018 года, что подтверждается протоколом заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР от 20 декабря 2018 года № 23.

В соответствии с пунктом 35 Правил регулирования приказ Минстроя УР от 20 декабря 2018 года № 23/117 и протокол заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР от 20 декабря 2018 года № 23 размещены на официальном сайте органа регулирования http://rekudm.ru, при этом приказ Минстроя УР от 20 декабря 2018 года № 23/117 опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru (часть 6 статьи 13 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики»).

В последующем ООО «РТК» обратилось в орган регулирования с предложением о корректировке долгосрочных тарифов на 2020 год от 26 апреля 2019 года №РТК-31/292 (поступило в орган регулирования 29 апреля 2019 года). Приказом Минстроя УР от 15 мая 2019 года № 01-09/231 «Об открытии дел о корректировке долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения на 2020 год и назначении уполномоченных по делам» (далее – приказ от 15 мая 2019 года № 01-09/231) открыто дело 06-02/07/2.072-2019 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию в целях компенсации потерь тепловой энергии, и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «РТК» потребителям на 2020 год, установленных приказом Минстроя УР от 20 декабря 2018 года № 23/117». В соответствии с пунктом 13 Регламента открытия дел № 163, для организации рассмотрения дела об установлении цен (тарифов) приказом от 15 мая 2019 года № 01-09/231 назначен уполномоченный по делу из числа работников органа регулирования.

Приказом Минстроя УР от 20 декабря 2019 года № 29/15 «О внесении изменений в приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 20 декабря 2018 года №23/117 «О долгосрочных параметрах регулирования для ООО «РТК» на 2019 – 2023 годы, тарифах на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию в целях компенсации потерь тепловой энергии, и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «РТК» потребителям» (далее – приказ Минстроя УР от 20 декабря 2019 года № 29/15) в приложение 3 к приказу Минстроя УР от 20 декабря 2018 года № 23/117 внесены корректирующие изменения и установлены (скорректированы) тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «РТК» потребителям на 2020 год: для потребителей, подключенных к распределительным тепловым сетям с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 1598,78 руб./Гкал (без НДС) и с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 1715,32 руб./Гкал (без НДС); для населения с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 1918,54 руб./Гкал (с учетом НДС – выделяется в целях реализации пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации) и с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 2059,02 руб./Гкал (с учетом НДС – выделяется в целях реализации пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации).

Решение об установлении (корректировке) тарифов ООО «РТК» на 2020 год на тепловую энергию, поставляемую потребителям, принято органом регулирования с соблюдением положений пункта 30 Правил регулирования и пункта 16 Положения о Минстрое УР по итогам заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР 20 декабря 2019 года, что подтверждается протоколом заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР от 20 декабря 2019 года № 29.

В соответствии с пунктом 35 Правил регулирования приказ Минстроя УР от 20 декабря 2019 года № 29/15 и протокол заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР от 20 декабря 2019 года № 29 размещены на официальном сайте органа регулирования http://rekudm.ru, при этом приказ Минстроя УР от 20 декабря 2019 года № 29/15 опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru (часть 6 статьи 13 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики»).

Приказ Минстроя УР от 20 декабря 2018 года № 23/117 «О долгосрочных параметрах регулирования для общества с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» на 2019 - 2023 годы, тарифах на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию в целях компенсации потерь тепловой энергии, и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям» и приказ Минстроя УР от 20 декабря 2019 года № 29/15 «О внесении изменений в приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 20 декабря 2018 года № 23/117 «О долгосрочных параметрах регулирования для общества с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая организация» на 2019 - 2023 годы, тарифах на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию в целях компенсации потерь тепловой энергии, и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям» были предметом судебного разбирательства в Верховном Суде Удмуртской Республики (административное дело ).

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 28 мая 2020 года отказано в удовлетворении административного иска ООО «Районная теплоснабжающая компания» о признании недействующим в части Приказа от 20 декабря 2019 года № 29/15 Минстроя УР «О внесении изменений в приказ Минстроя УР от 20 декабря 2018 года № 23/117 «О долгосрочных параметрах регулирования для общества с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая организация» на 2019 - 2023 годы, тарифах на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию в целях компенсации потерь тепловой энергии, и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям» (т.1 л.д.120-135).

C предложением о корректировке долгосрочных тарифов на 2021 год ООО «РТК» обратилось в орган регулирования 06 апреля 2020 года №РТК-31/239 (поступило в орган регулирования 29 апреля 2020 года вх.№8629). Приказом Минстроя УР от 08 мая 2020 года № 01-09/188 «Об открытии дел о корректировке долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения на 2021 год и назначении уполномоченных по делам» (далее также – приказ от 08 мая 2020 года № 01-09/188) открыто дело №06-02/07/2.108-2020 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям на 2021 год, установленных приказом Минстроя УР от 20 декабря 2018 года № 23/117». В соответствии с пунктом 13 Регламента открытия дел № 163, для организации рассмотрения дела об установлении цен (тарифов) приказом от 08 мая 2020 года № 01-09/188 назначен уполномоченный по делу из числа работников органа регулирования.

Приказом Минстроя УР от 15 декабря 2020 года № 27/77 «О внесении изменений в приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 20 декабря 2018 года № 23/117 «О долгосрочных параметрах регулирования для общества с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая организация» на 2019 – 2023 годы, тарифах на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию в целях компенсации потерь тепловой энергии, и тарифах на тепловую энергию, поставляемую ООО «Районная теплоснабжающая компания» потребителям» в приложение 3 к приказу Минстроя УР от 20 декабря 2018 года № 23/117 внесены корректирующие изменения и установлены (скорректированы) тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» потребителям на 2021 год: для потребителей, подключенных к распределительным тепловым сетям с 01 января 2021 года по 30 июня 2021 года в размере 1715,85 руб./Гкал (без НДС) и с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года в размере 1784,10 руб./Гкал (без НДС); для населения с 01 января 2021 года по 30 июня 2021 года в размере 2059,02 руб./Гкал (с учетом НДС – выделяется в целях реализации пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации) и с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года в размере 2140,92 руб./Гкал (с учетом НДС – выделяется в целях реализации пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации).

Решение об установлении (корректировке) тарифов ООО «РТК» на 2021 год на тепловую энергию, поставляемую потребителям принято органом регулирования с соблюдением положений пункта 30 Правил регулирования и пункта 16 Положения о Минстрое УР по итогам заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР 15 декабря 2020 года, что подтверждается протоколом заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР от 15 декабря 2020 года № 27.

В соответствии с пунктом 35 Правил регулирования приказ Минстроя УР от 15 декабря 2020 года № № 27/77 и протокол заседания Комиссии по тарифному регулированию Минстроя УР от 15 декабря 2020 года № 27 размещены на официальном сайте органа регулирования http://rekudm.ru, при этом приказ Минстроя УР от 15 декабря 2020 года № № 27/77 опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru (часть 6 статьи 13 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики»).

Рассматривая дело, суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, опубликован в установленном порядке и по данным основаниям не оспаривается.

Проверяя содержание оспариваемого нормативного правового акта на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции проанализировал положения Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ, Основ ценообразования, Правил регулирования и Методических указаний, исследовал материалы настоящего дела и пришел к выводу, что установленные оспариваемым нормативным правовым актом тарифы рассчитаны на основании установленных законом факторов и параметров, направлены на поддержание баланса частных и публичных интересов субъектов спорных правоотношений в целях обеспечения равномерности и последовательности изменений тарифов, что соответствует общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения, установленным статьями 3, 7 Закона о теплоснабжении, оспариваемый приказ Минстроя УР нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

Обращаясь в Верховный Суд Удмуртской Республики с настоящим административным иском о признании недействующим приказа Минстроя УР от 15 декабря 2020 года № 27/77, административный истец ссылался на то, что при рассмотрении Арбитражным Судом Удмуртской Республики, Семнадцатым арбитражным апелляционным судом, Арбитражным судом Уральского округа дела № А71-2223/2020 установлено, что в тарифе на тепловую энергию для потребителей, подключенных к магистральным тепловым сетям, не учтены расходы на передачу тепловой энергии по магистральным сетям от ТК-12 до центрального теплового пункта (ЦТП) «Мужвайская» по адресу: <адрес>, центрального теплового пункта ЦТП-6/1, по адресу: <адрес>, 49а, чем, по мнению административного истца, нарушено его право на законное приобретение тепловой энергии на нужды приготовления ГВС, по цене тарифа, предусмотренного для потребителя, подключенного к магистральным тепловым сетям.

Принимая во внимание, что приказ Минстроя УР от 15 декабря 2020 года № 27/77 не был предметом рассмотрения в рамках дела №А71-2223/2020 и в принятых по делу актах суды на него не ссылаются; при этом в арбитражном споре по делу № А71-2223/2020 был установлен лишь факт, того что Администрацией города Ижевска 23 декабря 2019 года вынесено Постановление № 2525 «Об исключении из состава имущества казны города Ижевска движимого и недвижимого имущества», согласно которому на баланс предприятия МУП СпДУ на праве хозяйственного ведения были переданы, в том числе, следующие тепловые сети, ЦТП и оборудование: центральный тепловой пункт (ЦТП) «Мужвайская» по адресу: <адрес>; оборудование центрального теплового пункта по адресу: <адрес>; центральный тепловой пункт ЦТП-6/1, по адресу: <адрес>, 49а; оборудование центрального теплового пункта по адресу: <адрес>, 49а; сети теплотрассы и горячего водоснабжения к многоквартирному дому по адресу: <адрес>, городок Машиностроителей, 76а; сети теплоснабжения и ГВС ЦТП «Мужвайская» по адресу: <адрес>, соответственно, у органа регулирования не было возможности учесть указанное имущество в тарифном решении, вышеуказанные доводы административного истца обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о несостоятельности доводов административного истца о том, что приказ Минстроя УР от 15 декабря 2020 года № 27/77 в нарушение пунктов 10 и 11 Основ ценообразования №1075 и иных норм не учитывает расходы административного истца на содержание принадлежащих ему магистральных тепловых сетей, чем нарушаются его права на законное приобретение тепловой энергии на нужды приготовления ГВС по цене тарифа, предусмотренного для потребителей, подключенных к магистральным тепловым сетям, по следующим основаниям.

В силу подпункта 5 статьи 3 и статьи 7 Закона о теплоснабжении, общими принципами организации отношений по регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения являются:

- принцип соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителя;

- принцип обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей;

- принцип обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя;

- принцип обязательного раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования № 1075).

При расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункт 71 Основ ценообразования №1075).

Согласно пункту 11 Методических указаний № 760-э необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности.

Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов (пункт 33 Правил регулирования № 1075).

Из положений пунктов 15, 16, 28 Правил регулирования тарифов № 1075 следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных.

Во исполнение Закона о теплоснабжении, постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Приказом ФСТ России от 07 июня 2013 года №163 утвержден Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент), согласно пункту 2 которого открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется органами регулирования, в том числе, по предложению регулируемой организации.

Согласно пункту 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Пунктом 16 этой же статьи Закона о теплоснабжении предусмотрено, что теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) и соответствующая утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям.

Единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - это теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 года № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Под схемой теплоснабжения понимается документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является развитие систем централизованного теплоснабжения (пункт 4 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении).

Под системой теплоснабжения понимается совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями (пункт 14 статьи 2 Закона о теплоснабжении); под источником тепловой энергии - устройство, предназначенное для производства тепловой энергии (пункт 3 статьи 2 Закона о теплоснабжении); под теплопотребляющей установкой - устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя (пункт 4 статьи 2 Закона о теплоснабжении); под тепловой сетью - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (пункт 5 статьи 2 Закона о теплоснабжении).

Развитие системы теплоснабжения городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения (часть 2 статьи 23 Закона о теплоснабжении), в которой должны содержаться условия организации как централизованного теплоснабжения, так и индивидуального теплоснабжения (пункт 1 части 3 статьи 23 Закона о теплоснабжении).

Согласно пункту 11 части 2 статьи 4 Закона о теплоснабжении к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, отнесено утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также городов федерального значения, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

Приказ Министерства энергетики Российской Федерации 29 июля 2022 года принят №739 «Об утверждении схемы теплоснабжения в административных границах города Ижевска на период до 2035 года» утверждена схема теплоснабжения в административных границах города Ижевска на период до 2035 года (далее – Схема теплоснабжения города Ижевска), которая содержит в себе данные о том, что ООО «РТК» является единой теплоснабжающей организацией в зоне деятельности №2 (Таблица 7.3 – Годовой расход теплоносителя источников тепловой энергии в зоне деятельности ЕТО, раздела №1), т.е. ООО «РТК» является единой теплоснабжающей организацией в зоне деятельности котельных «Котельная «13 улицы» и «Котельная Лесозавода».

Как установлено судом, 23 декабря 2019 года Администрацией города Ижевска вынесено Постановление № 2525 «Об исключении из состава имущества казны города Ижевска движимого и недвижимого имущества», согласно которому на баланс МУП СпДУ на праве хозяйственного ведения переданы в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации ООО «РТК», в том числе, следующие тепловые сети, ЦТП и оборудование: центральный тепловой пункт (ЦТП) «Мужвайская» по адресу: <адрес>; оборудование центрального теплового пункта по адресу: <адрес>; центральный тепловой пункт (ЦТП-6/1) по адресу: <адрес> 49а; оборудование центрального теплового пункта по адресу: <адрес>, 49а; сети теплотрассы и горячего водоснабжения к многоквартирному дому по адресу: <адрес>; сети теплоснабжения и ГВС ЦТП «Мужвайская» по адресу: <адрес>.

До 28 декабря 2019 года указанным имуществом на праве аренды владело ООО «Удмуртские коммунальные системы», с 29 декабря 2019 года МУП СпДУ является лицом, владеющим на праве хозяйственного ведения тепловыми сетями и тепловыми установками, предназначенными для передачи и преобразования тепловой энергии (ЦТП), и с указанной даты использует тепловые сети в целях оказания услуг по передаче тепловой энергии/теплоносителя.

Соответственно, МУП СпДУ является теплосетевой организацией в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации ООО «РТК».

До МУП СпДУ услуги по передаче тепловой энергии в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации ООО «РТК» оказывало ООО «Удмуртские коммунальные системы» по тарифам, утвержденным приказом Минстроя УР от 20 декабря 2019 года №29/5 «О внесении изменений в приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 20 декабря 2018 года №23/114 «О долгосрочных параметрах регулирования для общества с ограниченной ответственностью «Удмуртские коммунальные системы» на 2019-2023 годы, тарифах на услуги по передаче тепловой энергии и тарифах на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Удмуртские коммунальные системы» потребителям»; при этом затраты на содержание тепловых сетей, в том числе нормативные потери в указанных сетях, ранее эксплуатируемых ООО «Удмуртские коммунальные системы», на момент принятия тарифного решения для ООО «РТК» на 2020 год включены в его тарифно-балансовое решение – приказ Минстроя УР от 20 декабря 2019 года №29/15.

В соответствии с частью 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

С учетом изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, учитывая, что органом регулирования по предложению МУП СпДУ на 2020 год принято тарифное решение - приказ Минстроя УР от 20 марта 2018 года № 2/3 «О долгосрочных параметрах регулирования для муниципального унитарного предприятия г. Ижевска «Муниципальная управляющая компания – Спецдомоуправление» на 2018 - 2023 годы и тарифах на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые муниципальным унитарным предприятием г. Ижевска «Муниципальная управляющая компания – Спецдомоуправление» в целом по организации без применения дифференциации по системам теплоснабжения, является правильным вывод суда о том, что то МУП СпДУ вправе требовать от ООО «РТК» возмещения затрат на эксплуатацию в 2020 году переданных административному истцу на основании Постановления Администрации города Ижевска № 2525 от 23 декабря 2019 года тепловых сетей.

При регулировании тарифов с применением метода индексации установленных тарифов такие тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении - на срок не менее 3 расчетных периодов регулирования, в соответствии с пунктом 72 Основ ценообразования №1075.

В силу пункта 52 Основ ценообразования №1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

Расчет тарифа осуществляется по следующей формуле:

Тариф = НВВ(необходимая валовая выручка)/расчетный объем полезного отпуска.

В формуле расчета тарифа (и числителе, и в знаменателе) берутся плановые величины, а с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования, орган регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями №760-э.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования №1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Расчетный объем полезного отпуска является плановой величиной (рассчитать точную величину полезного отпуска невозможно, поскольку невозможно предугадать какая будет зима холодная или теплая, сколько новых потребителей будет технологически присоединено или наоборот, и другие обстоятельства). В связи с этим, пунктом 52 Основ ценообразования №1075 предусмотрено, что орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями, с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей следующие показатели:

а) отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации;

г) отклонение изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов (далее – количество условных единиц).

В соответствии с пунктом 33, подпунктом 2 пункта 34 Методических указаний № 760-э при расчете долгосрочных тарифов методом индексации установленных тарифов на каждый год долгосрочного периода регулирования определяются прогнозные параметры регулирования на каждый расчетный период регулирования долгосрочного периода регулирования, в том числе размер активов, который в отношении деятельности по передаче тепловой энергии, теплоносителя равен количеству условных единиц, относящихся к активам, необходимым для осуществления этой деятельности, в соответствии с приложением 2 к названным методическим указаниям.

При корректировке долгосрочного тарифа орган регулирования ежегодно уточняет плановую НВВ на каждый год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования по формуле, одним из слагаемых которой являются скорректированные операционные (подконтрольные) расходы (пункт 72 Методических указаний № 760-э).

Названное предполагает учет условных единиц, находящихся на балансе регулируемой организации, осуществляемой деятельность по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Методические указания, которые приняты во исполнение Закона о теплоснабжении, предусматривающие тарифное регулирование на услуги по передаче тепловой энергии на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, регламентируют установление тарифов на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании прогнозных параметров регулирования на каждый расчетный период регулирования долгосрочного периода регулирования, в том числе размер активов.

В данном случае законодателем предусмотрены прогнозные параметры, поскольку по разным уважительным причинам такое количество активов в течение финансового года может меняться, соответственно потребители обязаны оплачивать только те затраты, которые не просто учтены в прогнозном значении, а которые фактически принимали участие в финансовом году при оказании услуг по теплоснабжению.

Так, выявление бесхозяйных объектов и передача их на обслуживание единой теплоснабжающей организации; ввод нового объекта в эксплуатацию в рамках осуществления нового технологического присоединения или наоборот вывод из эксплуатации источников тепловой энергии и/или тепловых сетей; приобретение и/или реализация объектов теплоснабжения (купля/продажа) и другие основания, что и имеет место быть в рассматриваемом случае.

На момент принятия тарифного решения учитываются прогнозные значения, которые в дальнейшем корректируются на основании данных бухгалтерской и статистической отчетности.

С учетом изложенного является верным вывод суда, что права административного истца на период 2020 года не были нарушены.

При этом административным истцом заявлено требование по оспариванию тарифного решения по периоду регулирования на 2021 год.

Как было отмечено выше, порядок расчета тарифных ставок установлен Методическими указаниями № 760-э.

Раздел IX Методических указаний №760-э регулирует вопросы установления правил расчета цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Согласно пункту 134 Методических указаний №760-э тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, рассчитываются как сумма средневзвешенной стоимости производимой и (или) приобретаемой единицы тепловой энергии (мощности), а также удельной стоимости оказываемых и (или) приобретаемых услуг по передаче единицы тепловой энергии.

При установлении тарифных ставок на 2021 год, отраженных в оспариваемом приказе Минстроя УР от 15 декабря 2020 года № 27/77, услуги по передаче тепловой энергии по сетям МУП СпДУ учтены в тарифном балансовом решении распределительных сетей ООО «РТК» по предложению административного истца.

Указанное подтверждает информация, указанная в таблице 5 раздела 6 «Анализ экономической обоснованности по статьям затрат» Экспертного заключения от 15 декабря 2020 года по делу №06-02/07/2.108-2020 о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2021 год, согласно которого в строке 1 отражено, что расходы на оплату услуг по передаче тепловой энергии, оказываемые МУП СпДУ, учтены в расчете неподконтрольных расходов, относимых на передачу тепловой энергии.

Уточнение плановой НВВ осуществляется в порядке, установленном Правилами регулирования цен № 1075, согласно которым регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. В случае применения в отношении регулируемой организации метода обеспечения доходности инвестиционного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов заявление о выборе метода регулирования тарифов представляется в орган регулирования до 1 мая последнего года долгосрочного периода регулирования (пункт 13 Правил регулирования цен №1075).

04 декабря 2020 года МУП СпДУ обратилось в орган регулирования с заявлением об установлении тарифов на передачу тепловой энергии, теплоносителя в зоне ООО «РТК» и прочих теплоснабжающих организаций с предоставлением соответствующего расчета.

Обратившись с данным заявлением, регулируемая организация воспользовалась правом дифференцировать ранее принятое тарифное решение по виду деятельности – оказание услуг по передаче тепловой энергии по следующему и единственному параметру – системы теплоснабжения.

Законом о теплоснабжении предусмотрено, что система теплоснабжения – это совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями (пункт 14 статьи 2 Закона о теплоснабжении).

Приказ Минстроя УР от 20 марта 2018 года № 2/3 «О долгосрочных параметрах регулирования для муниципального унитарного предприятия г. Ижевска «Муниципальная управляющая компания – Спецдомоуправление» на 2018 - 2023 годы и тарифах на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые муниципальным унитарным предприятием г. Ижевска «Муниципальная управляющая компания – Спецдомоуправление» принят в по виду деятельности административного истца, без применения дифференциации по системам теплоснабжения.

Как установлено судом, по результатам рассмотрения предложения МУП СпДУ от 04 декабря 2020 года Минстроем УР приняты следующие тарифные решения, дифференцированные по системам теплоснабжения:

- приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 20 марта 2018 года № 2/3 «О долгосрочных параметрах регулирования для муниципального унитарного предприятия г. Ижевска «Муниципальная управляющая компания – Спецдомоуправление» на 2018 - 2023 годы и тарифах на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые муниципальным унитарным предприятием г. Ижевска «Муниципальная управляющая компания – Спецдомоуправление» (в редакции 2021 года – приказ Минстроя УР от 15 декабря 2020 года № 27/67) - услуги по передаче тепловой энергии в системе теплоснабжения, относящейся к зоне деятельности теплоснабжающих организаций ПАО «Т Плюс» и ООО «Автокотельная»;

- приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 15 декабря 2020 года №27/68 «О долгосрочных параметрах регулирования для муниципального унитарного предприятия г. Ижевска «Муниципальная управляющая компания – Спецдомоуправление» на 2021 - 2025 годы и тарифах на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые муниципальным унитарным предприятием г. Ижевска «Муниципальная управляющая компания – Спецдомоуправление» (в редакции 2021 года) - услуги по передаче тепловой энергии в системе теплоснабжения, относящейся к зоне деятельности теплоснабжающих организаций ООО «РТК», ООО «ДЦК», АО «ИОМЗ», ООО «КомЭнерго», АО Санаторий «Металлург», АО «ДП «Ижевское», ООО «УТК».

При этом предложение административного истца от 04 декабря 2020 года не содержало иных вариантов применения дифференциации.

Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии со следующими основными принципами, в том числе, обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя (пункт 7 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

Подпунктом «г» пункта 23 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования (на тепловую энергию, реализуемую с коллекторов источника тепловой энергии, - по каждому источнику тепловой энергии), могут быть дифференцированы по следующим параметрам в соответствии с методическими указаниями, в том числе, схемы подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения (подключение к коллектору источника тепловой энергии, к тепловой сети до тепловых пунктов, эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, к тепловой сети после тепловых пунктов (на тепловых пунктах), эксплуатируемых теплоснабжающей или теплосетевой организацией, подключение к магистральным тепловым сетям, подключение к распределительным тепловым сетям, подключение к центральному тепловому пункту, подключение к индивидуальному тепловому пункту).

В соответствии с пунктами 10 и 11 Основ ценообразования, регулируемые организации ведут раздельный учет, в частности, расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности, с дифференциацией в том числе по схемам подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения, а также по иным критериям в соответствии с Единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, утвержденной приказом ФСТ России от 12 апреля 2013 года № 91 (далее - Единая система классификации и раздельного учета).

В соответствии с пунктами 2, 3, 4 Единой системы классификации и раздельного учета раздельный учет осуществляется путем сбора и обобщения информации об объеме производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым регулируемым видам деятельности на основании данных бухгалтерского и статистического учета. Раздельный учет ведется на основе подтвержденной данными первичного бухгалтерского учета информации о фактических затратах и доходах по регулируемым видам деятельности регулируемой организации, необходимой для принятия решения федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование (цен) тарифов по данным регулируемым видам деятельности, а также формирования информации о плановых затратах по регулируемым видам деятельности регулируемых организаций. Ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н, в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.

В случае установления тарифов методом экономически обоснованных расходов (затрат) раздельный учет расходов по каждому из регулируемых видов деятельности ведется по расходам на топливо; прочие приобретаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств и др., связанное с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности (пункт 7 Единой системы классификации и раздельного учета).

Как правильно отмечено судом первой инстанции, ввиду отсутствия подтверждающих документов по раздельному учету затрат, связанных с оказанием услуг по передаче тепловой энергии в зоне деятельности ООО «РТК» по критерию схемы подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, подключение к магистральным тепловым сетям, подключение к распределительным тепловым сетям, а также соответствующего предложения со стороны административного истца, принятие Минстроем УР тарифного решение в отношении МУП СпДУ на оказание услуг по передаче тепловой энергии в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации ООО «РТК» без соответствующей дифференциации является обоснованным.

При этом все затраты на содержание условных единиц - тепловые сети, ЦТП и оборудования в зоне деятельности ООО «РТК» учтены Минстроем УР в тарифном решении - приказе Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 15 декабря 2020 года № 27/68 «О долгосрочных параметрах регулирования для муниципального унитарного предприятия г. Ижевска «Муниципальная управляющая компания – Спецдомоуправление» на 2021 - 2025 годы и тарифах на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые муниципальным унитарным предприятием г. Ижевска «Муниципальная управляющая компания – Спецдомоуправление», которое, в свою очередь, отражено в оспариваемом решении – приказе Минстроя УР от 15 декабря 2020 года № 27/77.

Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта органом регулирования в полной мере соблюдены принципы осуществления регулирования цен (тарифов).

С учетом изложенного судебная коллегия находит правильным вывод суда, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы административного истца.

Доводов, способных повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 1 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Удмуртской Республики.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 сентября 2023 года.

Председательствующий

Судьи