НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 02.02.2021 № 66А-262/20

Судья Бажанов А.О. Дело № 66а-262/2020 (66а-2791/2020)

(номер дела в суде первой инстанции 3а-45/2020)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 2 февраля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Сорокина М.С.,

судей Батялова В.А., Красновой Н.П.

при секретаре Пигалевой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества Техническая фирма «Ватт» о признании недействующим приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 29 июня 2020 года № 68 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2020 год» по апелляционным жалобам Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия, акционерного общества «Мордовская электросетевая компания», Федеральной антимонопольной службы на решение Верховного Суда Республики Мордовия от 11 сентября 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Сорокина М.С., объяснения представителя Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия – Тимошкина Е.Н., представителей акционерного общества «Мордовская электросетевая компания» – Игониной С.Б., Шипелева А.А., представителя ФАС России – Арслановой Л.А., представителей акционерного общества Техническая фирма «Ватт» – Морозовой Е.В., Тимофеевой С.П., заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации – Куренкова Е.А., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

вступившим в силу с 1 июля 2020 года приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 29 июня 2020 года № 68 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2020 год» (далее – Приказ № 68) установлены:

единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия (Приложение 1);

единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей (Приложение 2);

долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Республики Мордовия, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевых организаций (Приложение 3);

необходимая валовая выручка (далее – НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) (Приложение 4);

индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Мордовия (Приложение 5).

Приказ № 68 опубликован в печатном издании «Известия Мордовии» от 30 июня 2020 года № 67-37.

Акционерное общество Техническая фирма «Ватт» (далее – АО ТФ «Ватт», общество, регулируемая организация) обратилось в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании Приказа № 68 недействующим в части как не соответствующего законодательству Российской Федерации, а установленных им тарифов – экономически необоснованными ввиду того, что регулирующим органом была завышена величина полезного отпуска, мощности электрической энергии, а также была занижена НВВ общества по ряду статей расходов, что влечет неполное покрытие экономически обоснованных затрат за счет получаемой от потребителей выручки.

Решением Верховного Суда Республики Мордовия от 11 сентября 2020 года административное исковое заявление АО ТФ «Ватт» удовлетворено частично, Приказ № 68 признан не действующим со дня принятия в части:

ставки за содержание электрических сетей, указанной в подпункте 1.1.1 «Ставка за содержание электрических сетей» пункта 1.1 «Двухставочный тариф» Таблицы «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия, поставляемой прочим потребителям на 2020 год» Приложения 1 к Приказу № 68;

пункта 1.2 «Одноставочный тариф» Таблицы «Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия, поставляемой прочим потребителям на 2020 год» Приложения 1 к Приказу № 68;

ставки за содержание электрических сетей, указанной в подпункте 1.2.1.1 «Ставка за содержание электрических сетей» пункта 1.2.1 «Двухставочный тариф» раздела 1.2 «Экономически обоснованные единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии. 2 полугодие» Таблицы 1 «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия на 2020 год» Приложения 1 к Приказу № 68;

подпункта 1.2.2 «Одноставочный тариф» раздела 1.2 «Экономически обоснованные единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии. 2 полугодие» Таблицы 1 «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия на 2020 год» Приложения 1 к Приказу № 68;

величины НВВ, установленной для АО ТФ «Ватт» без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Мордовия, указанной в пункте 2 Таблицы 1 «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия на 2020 год» Приложения 1 к Приказу № 68;

расходов АО ТФ «Ватт», связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемым в плату за технологическое присоединение, в соответствии с пунктом 2 Таблицы 1 «Размер экономически обоснованных (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия на 2020 год» Приложения 1 к Приказу № 68;

базового уровня подконтрольных расходов, установленного для АО ТФ «Ватт» в 2020 году в пункте 1 Приложения 3 «Долгосрочные параметры регулирования территориальных сетевых организаций Республики Мордовия, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» к Приказу № 68;

НВВ на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь), установленной для АО ТФ «Ватт» на 2020 – 2024 годы в пункте 1 Приложения 4 «НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)» к Приказу № 68;

индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Мордовия, установленных в пункте 3 «МП г.о. Саранск «Горсвет» для расчетов с «АО ТФ «Ватт»», в пункте 6 АО ТФ «Ватт» для расчетов с Филиалом ПАО «МРСК Волги» - «Мордовэнерго», в пункте 7 «АО ТФ «Ватт» для расчетов с АО «Мордовская электросеть», в пункте 8 «АО ТФ «Ватт» для расчетов с ООО «Мордовская сетевая компания», в пункте 22 «ООО «РЭС» для расчетов с «АО ТФ «Ватт»» Приложения 5 «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Мордовия» к Приказу № 68.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления АО ТФ «Ватт» отказано, с Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия в пользу АО ТФ «Ватт» взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.

В апелляционной жалобе Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия (далее – РСТ Республики Мордовия, регулирующий орган) просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.

В обоснование апелляционной жалобы РСТ Республики Мордовия указывает, что признанное судом необоснованным исключение из НВВ АО ТФ «Ватт» затрат на уплату членских взносов в саморегулируемые организации, на обслуживание котельных, на обслуживание заемных средств, на реализацию мероприятий инвестиционной программы общества по приобретению земельных участков под объектами электросетевого хозяйства и выкупу электрических сетей комплексной застройки жилыми домами в районе р. Тавла было осуществлено на основании требований, изложенных в приказе ФАС России от 27 февраля 2020 года № 181/20 «Об отмене приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия» (далее – приказ ФАС России от 27 февраля 2020 года № 181/20), приказе ФАС России от 13 мая 2020 года № 463/20 «Об отмене приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия» (далее – приказ ФАС России от 13 мая 2020 года № 463/20), от выполнения которых регулирующий орган отказаться не мог под угрозой привлечения к административной ответственности. Учитывая изложенное, отказ суда в удовлетворении ходатайства РСТ Республики Мордовия о привлечении к участию в деле ФАС России свидетельствует о неполном установлении судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Выражает несогласие с выводами суда о необоснованности действий регулирующего органа по исключению выплат по итогам года из средней заработной платы в составе статьи расходов «Фонд оплаты труда», по не применению повышающего коэффициента, связанного с использованием кондиционера при движении автомобиля в летнее время, при расчете расходов на горюче-смазочные материалы. Обращает внимание на то, что исключение из НВВ общества затрат по статье «Расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов от льготного технологического присоединения» с одновременным предложением обществу произвести корректировку инвестиционной программы, выполнить указанные организационно-технические мероприятия за счет амортизационных отчислений или иных источников и получить возмещение понесенных на эти цели расходов в последующих периодах регулирования обусловлено ограничением предельного роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии прочим потребителям на 2020 год в соответствии с приказом ФАС России от 14 ноября 2019 года № 1508/19.

В апелляционной жалобе акционерное общество «Мордовская электросетевая компания» (далее – АО «Мордовская электросеть») просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В обоснование апелляционной жалобы АО «Мордовская электросеть» указывает на то, что Приказ № 68 принят во исполнение приказа ФАС России от 13 мая 2020 года № 463/2020, при этом суд первой инстанции отклонил как необоснованные ходатайства РСТ Республики Мордовия, АО «Мордовская электросеть» о привлечении ФАС России к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Учитывая, что приказ ФАС России от 13 мая 2020 года № 463/20 регулирующим органом не обжаловался, он был обязателен для исполнения. В ходе рассмотрения дела АО ТФ «Ватт» обосновывал заявленные требования недействительностью отдельных положений данного приказа ФАС России. Как следует из принятого по делу решения, судом производилась оценка обоснованности/необоснованности, исполнения/неисполнения сторонами спора отдельных положений приказов ФАС России от 27 февраля 2020 года № 181/20 и от 13 мая 2020 года № 463/20, что не может не затрагивать прав ФАС России. По мнению АО «Мордовская электросеть», указанное свидетельствует о том, что при рассмотрении дела фактически в неустановленном действующим законодательством порядке разрешен вопрос о неправомерности приказов ФАС России от 27 февраля 2020 года № 181/20 и от 13 мая 2020 года № 463/20, чем затронуто право ФАС России выдавать (направлять) предписания, обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере правоотношений.

В апелляционной жалобе лицо, не привлеченное к участию в деле, – ФАС России просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы указывается на то, что решение суда принято о правах и обязанностях ФАС России, не привлеченного к участию в деле, что является безусловным основанием для его отмены, поскольку Приказ № 68 принят во исполнение приказа ФАС России от 13 мая 2020 года № 463/20, который решением Арбитражного суда города Москвы от 20 октября 2020 года по делу № А40-87469/2020 признан законным. Вследствие повторного не устранения регулирующим органом нарушений, указанных в приказе ФАС России от 13 мая 2020 года № 463/20, приказом ФАС России от 21 сентября 2020 года № 871/20 Приказ № 68 был отменен. Вместе с тем, выводы суда первой инстанции, касающиеся учета в составе НВВ АО ТФ «Ватт» соответствующих расходов по определенным статьям затрат отличны от выводов ФАС России, указанных в вышеназванных приказах. Следовательно, решение суда, по сути, нивелирует предписанное регулирующему органу приказами ФАС России от 13 мая 2020 года № 463/20 и от 21 сентября 2020 года № 871/20, которые направлены на устранение допущенных нарушений в сфере регулируемых государством цен (тарифов) при определении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в частности, для АО ТФ «Ватт». Кроме того, ФАС России выражает несогласие с выводами суда по существу заявленных административным истцом требований в части статей «Расходы на оплату труда», «Расходы на обслуживание котельных», «Членские взносы в СРО», «Расходы на обслуживание заемных средств», затрат на реализацию мероприятий инвестиционной программы по приобретению объектов электросетевого хозяйства и земельных участков.

АО ТФ «Ватт» представлены отзывы на апелляционные жалобы РСТ Республики Мордовия, АО «Мордовская электросеть», ФАС России, в которых содержится просьба об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, апелляционных жалоб – без удовлетворения.

Прокурором, участвующим в деле, представлены возражения на апелляционные жалобы РСТ Республики Мордовия, АО «Мордовская электросеть», в которых он просит оставить их без удовлетворения, решение суда – без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители РСТ Республики Мордовия – Тимошкин Е.Н. (с использованием систем видео-конференц-связи) требования апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители АО «Мордовская электросеть» – Игонина С.Б., Шипелев А.А. (с использованием систем видео-конференц-связи) требования апелляционной жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФАС России – Арсланова Л.А. (с использованием систем видео-конференц-связи) требования апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители АО ТФ «Ватт» – Морозова Е.В., Тимофеева С.П. просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации – Куренкова Е.А., полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, судебная коллегия приходит к следующему.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Федерального закона № 35-ФЗ). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее – Основы ценообразования, Правила регулирования), Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденные приказом ФСТ России от 30 марта 2012 года № 228-э (далее – Методические указания № 228-э).

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункты 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ).

Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают НВВ регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (пункт 38 Основ ценообразования, пункт 8 Методических указаний № 98-э).

НВВ представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, в том числе, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 16 – 31 Основ ценообразования).

Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил регулирования). При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).

Из материалов дела следует, что АО ТФ «Ватт» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Мордовия, тарифы для которой устанавливаются РСТ Республики Мордовия с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (долгосрочный период 2020 – 2024 годов).

Приказом РСТ Республики Мордовия от 30 декабря 2019 года № 232 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2020 год» (далее – Приказ № 232), вступившим в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, установлены:

с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия (Приложение 1);

с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей (Приложение 2);

с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Республики Мордовия, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевых организаций (Приложение 3).

с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) (Приложение 4).

с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Мордовия (Приложение 5).

Приказом ФАС России от 27 февраля 2020 года № 181/20 (в редакции приказа ФАС России от 18 марта 2020 года № 286/20):

РСТ Республики Мордовия признана нарушившей пункты 6 и 7 статьи 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ, пункты 7, 16, 26, 27, 29, 38 Основ ценообразования, пункт 23 Правил регулирования, пункт 11 Методических указаний № 98-э и пункт 42 Методических указаний № 228-э;

Приказ № 232 в части приложений № 1 и № 2 решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливающим цены (тарифы) на уровне выше максимального и ниже минимального уровня, установленного ФАС России, признан принятым с нарушением порядка, установленного Федеральным законом № 35-ФЗ, и не подлежащим применению;

Приказ № 232 отменен в части приложений № 1, 2 с 1 апреля 2020 года.

на РСТ Республики Мордовия возложена обязанность установить и ввести в действие не позднее 1 апреля 2020 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия и пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив нарушения законодательства, указанные в мотивировочной части настоящего приказа.

Приказом РСТ Республики Мордовия от 25 марта 2020 года № 18 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2020 год» (далее – Приказ № 18), принятым в соответствии с приказом ФАС России от 27 февраля 2020 года № 181/20, приказом ФАС России от 18 марта 2020 года № 286/20, вступившим в силу со дня его официального опубликования и распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года, установлены:

единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия (Приложение 1);

единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей (Приложение 2);

долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Республики Мордовия, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевых организаций (Приложение 3);

НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) (Приложение 4);

индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Мордовия (Приложение 5).

Приказом ФАС России от 13 мая 2020 года № 463/20, в котором по результатам анализа Приказа № 18 было повторно указано на нарушения, допущенные РСТ Республики Мордовия и не устраненные при расчете и утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Мордовия на 2020 год:

РСТ Республики Мордовия признана нарушившей пункты 7, 18, 26, 27, 28, 29, 32, 38 Основ ценообразования, пункты 23, 26, 28 Правил регулирования, пункт 20, 21, 22 Положения о государственном контроле (надзоре) в области государственных цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 543, пункты 7, 11, 12 Методических указаний № 98-э и пункт 42 Методических указаний № 228-э;

Приказ № 18 отменен с 1 июля 2020 года;

на РСТ Республики Мордовия возложена обязанность установить и ввести в действие не позднее 1 июля 2020 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия и пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив нарушения законодательства, указанные в мотивировочной части настоящего приказа.

В мотивировочных частях приказов ФАС России от 27 февраля 2020 года № 181/20, от 13 мая 2020 года № 463/20 приведены основания, по которым ФАС России признала установленные Приказом № 232 и Приказом № 18 в отношении АО ТФ «Ватт» НВВ, долгосрочные параметры регулирования и тарифы не соответствующими требованиям действующего законодательства, документально не подтвержденными и экономически необоснованными, в том числе:

по Приказу № 232 – заработная плата персонала АО ТФ «Ватт» учтена на 2020 год в размере 38,3 тыс. руб./месяц, что значительно выше, чем у аналогичных ТСО Республики Мордовия, при формировании ФОТ АО ТФ «Ватт» экспертами не отражена нормативная численность, численность по штатному расписанию, в экспертном заключении на 2020 год не представлен расчет затрат фонда оплаты труда, не отражена информация, предусмотренная пунктом 26 Основ ценообразования, РСТ Республики Мордовия не проводила анализ экономической обоснованности по данной статье затрат, что указывает на необходимость произвести анализ экономической обоснованности указанных затрат по АО ТФ «Ватт» и иным ТСО Республики Мордовия, исключить экономически необоснованные расходы; расходы по статье «Отчисления на социальные нужды (страховые взносы)» подлежат дополнительному анализу с учетом дополнительного анализа статьи «Расходы на оплату труда», по результатам проведенного анализа по статье «Отчисления на социальные нужды» необходимо исключить экономически необоснованные расходы; расходы по статье «Другие подконтрольные расходы» подлежат дополнительному экономическому обоснованию и подробной расшифровкой с указанием сумм и подтверждающих экономически обоснованных материалов, представленных в тарифном деле, РСТ Республики Мордовия необходимо произвести дополнительный анализ экономической обоснованности указанных затрат по данной статье, а также по результатам проведенного анализа исключить экономически необоснованные расходы; базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год и принятые подконтрольные расходы на 2020 – 2024 годы АО ТФ «Ватт» подлежат пересмотру и дополнительному экономическому обоснованию со стороны РСТ Республики Мордовия, по результатам проведенного анализа исключению экономически необоснованных расходов; РСТ Республики Мордовия необходимо проанализировать превышения фактических подконтрольных расходов над величиной подконтрольных расходов, установленной на соответствующий год предыдущего долгосрочного периода регулирования (далее – ДПР), провести анализ обоснованности расходов АО ТФ «Ватт», понесенных в предыдущем ДПР, принять меры, предусмотренные пунктом 7 Основ ценообразования и отразить анализ в экспертном заключении на 2020 год; в экспертном заключении на 2020 год без обоснований учтены расходы 2018 года на погашение процентов за пользование заемными денежными средствами в размере 896,34 тыс. рублей; по результатам проведенного анализа исполнения Инвестиционной программы за 2018 год ФАС России приходит к выводу о необходимости исключения экономически необоснованных расходов на сумму 550,06 тыс. рублей на приобретение земельных участков под трансформаторные подстанции; РСТ Республики Мордовия необходимо расшифровать перечень оборудования, приобретенного на общую сумму 3 990,76 тыс. рублей, в соответствии с шаблоном NET.INV2018; РСТ Республики Мордовия необходимо провести корректировку НВВ по исполнению Инвестиционной программы за 2017 год: из фактических затрат 2017 года исключить затраты на сумму 2 109,82 тыс. рублей на приобретение земельных участков под трансформаторные подстанции и затраты на сумму 8 505,94 тыс. руб. – выкуп электрических сетей комплексной застройки жилыми домами в районе р. Тавлы; исключить из НВВ на 2020 – 2024 годы АО ТФ «Ватт» мероприятия на приобретение земельных участков и выкуп электросетевых активов как экономически необоснованные затраты; РСТ Республики Мордовия необходимо в экспертном заключении отразить результаты деятельности АО ТФ «Ватт» с указанием расчета корректировок НВВ, анализа основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования, плановых и фактических потерь электроэнергии, анализа НВВ по указанным в настоящем приказе статьям затрат;

по Приказу № 18 – РСТ Республики Мордовия в нарушение приказа ФАС России от 27 февраля 2020 года № 181/20 не проведен анализ возникновения существенного отличия средней заработной платы персонала ТСО, в экспертном заключении на 2020 год не представлен анализ фактических расходов на оплату труда АО ТФ «Ватт», понесенных регулируемой организацией за предшествующий ДПР (2015 – 2019 годов), РСТ Республики Мордовия необходимо устранить допущенные нарушения пункта 26 Основ ценообразования, провести указанный анализ расходов на оплату труда, учтенных в НВВ АО ТФ «Ватт» и иных территориальных сетевых организацией, отразить его в экспертном заключении 2020 года, в случае выявления экономически необоснованных расходов они подлежат исключению; РСТ Республики Мордовия в базовом уровне ПР АО ТФ «Ватт» на 2020 год учтены затраты на обслуживание котельной в размере 209,39 тыс. рублей, обоснования отсутствуют, в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования данные расходы подлежат исключению из базового уровня ПР АО ТФ «Ватт» на 2020 год и последующие годы как не относящиеся к виду деятельности услуги по передаче электрической энергии и не являющиеся экономически обоснованными; РСТ Республики Мордовия в базовом уровне ПР АО ТФ «Ватт» на 2020 год учтены расходы на членские взносы в СРО (саморегулируемая организация) в размере 188,19 тыс. рублей, обоснования отсутствуют, в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования данные расходы подлежат исключению из базового уровня ПР АО ТФ «Ватт» на 2020 год и последующие годы как не относящиеся к виду деятельности услуги по передаче электрической энергии и не являющиеся экономически обоснованными; в соответствии с приказом ФАС России от 27 февраля 2020 года № 181/20 РСТ Республики Мордовия необходимо было исключить из НВВ на 2020 – 2024 годы АО ТФ «Ватт» мероприятия на приобретение земельных участков и выкуп электросетевых активов как экономически не обоснованные затраты, анализ экспертного заключения, представленного РСТ Республики Мордовия по итогам его исполнения показал, что мероприятия по выкупу электросетевых активов исключены только за 2017 год; ФАС России повторно указывает РСТ Республики Мордовия на необходимость исключения затрат по мероприятию инвестиционной программы АО ТФ «Ватт» «Выкуп электрических сетей комплексной застройки жилыми домами в районе р. Тавлы (сети электроснабжения 1-го микрорайона)» за 2013 – 2016 годы, а также затрат на приобретение земельных участков, в случае их наличия; в приказе РСТ Республики Мордовия от 31 октября 2019 года № 105 «Об утверждении инвестиционной программы АО ТФ «Ватт» на 2020 – 2024 годы» учтено следующее мероприятие «Покупка земельных участков для целей реализации инвестиционных проектов» на общую сумму с НДС – 2,04 млн. рублей, в том числе: 2020 год – 0,37 млн. рублей, 2021 год – 0,39 млн. рублей, 2022 год – 0,41 млн. рублей, 2023 год – 0,43 млн. рублей, 2024 год – 0,45 млн. рублей, обоснования отсутствуют, данное мероприятие необходимо исключить из ИП АО ТФ «Ватт» и из НВВ на 2020 – 2024 годы; анализ экспертного заключения и протокола заседания коллегиального органа в отношении АО ТФ «Ватт», представленных РСТ Республики Мордовия по итогам исполнения приказа ФАС России от 27 февраля 2020 года № 181/20, показал, что РСТ Республики Мордовия осуществлена корректировка по исполнению/неисполнению инвестиционной программы АО ТФ «Ватт» за 2018 с нарушением положений Основ ценообразования и Методических указаний № 98-э, РСТ Республики Мордовия по итогам реализации инвестиционной программы АО ТФ «Ватт» за 2017 год не производилась корректировка НВВ на 2019 год, РСТ Республики Мордовия по итогам реализации инвестиционной программы АО ТФ «Ватт» за 2016 год не проведена корректировка НВВ на 2018 год, ФАС России повторно указывает РСТ Республики Мордовия на необходимость исполнения требований Основ ценообразования и Методических указаний № 98-э; РСТ Республики Мордовия необходимо рассчитать и осуществить корректировку НВВ АО ТФ «Ватт» на 2020 год с учетом требований положений пункта 7 Основ ценообразования за период 2013 – 2019 годов в части учета средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и исключения двойного учета расходов с учетом документов, на основании которых АО ТФ «Ватт» представлялась субсидия из бюджета Республики Мордовия.

Приказом № 68, принятым в соответствии с приказом ФАС России от 13 мая 2020 года № 463/20 и вступившим в силу с 1 июля 2020 года, установлены:

единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия (Приложение 1);

единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей (Приложение 2);

долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Республики Мордовия, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевых организаций (Приложение 3);

необходимая валовая выручка (далее – НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) (Приложение 4);

индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Мордовия (Приложение 5).

Обращаясь в суд с требованиями о признании Приказа № 68 не действующим, АО ТФ «Ватт» указывало на то, что регулирующим органом была завышена величина полезного отпуска, мощности электрической энергии, занижена НВВ общества по статьям «Расходы на оплату труда», «Горюче-смазочные материалы», «Расходы социального характера», «Расходы на обслуживание котельных», «Членские взносы в СРО» в рамках подконтрольных расходов, по статьям «Отчисления на социальные нужды», «Расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов от льготного технологического присоединения», «Расходы на обслуживание заемных средств», «Корректировка НВВ по результатам исполнения инвестиционной программы» (затраты на приобретение земельных участков, мероприятия по выкупу электрических сетей комплексной застройки жилыми домами в районе р. Тавлы) в рамках неподконтрольных расходов.

В обоснование заявленных требований АО ТФ «Ватт» в административном исковом заявлении, среди прочего, ссылалось на несоответствие требованиям действующего законодательства приказов ФАС России от 27 февраля 2020 года № 181/20, от 13 мая 2020 года № 463/20, во исполнение которых вышеназванные расходы были исключены регулирующим органом из НВВ общества (л.д. 1 – 30 т. 1).

В возражениях РСТ Республики Мордовия относительно заявленных АО ТФ «Ватт» требований (л.д. 96 – 111 т. 5), в объяснениях представителей лиц, участвующих в деле, данных в предварительном судебном заседании и в судебном заседании (л.д. 138 – 145 т. 6, л.д. 10 – 103 т. 9) указывалось, в том числе, на то, что основанием для принятия Приказа № 68 и исключения спорных затрат из НВВ общества являлись обязательные для исполнения приказы ФАС России от 27 февраля 2020 года № 181/20, от 13 мая 2020 года № 463/20, приводились доводы относительно законности/незаконности изложенной в вышеназванных приказах позиции ФАС России. РСТ Республики Мордовия, АО «Мордовская электросеть» заявляли ходатайства о привлечении ФАС России (его представителя) к участию в деле в качестве свидетеля (л.д. 133, 134 т. 6) и заинтересованного лица (л.д. 84 – 88 т. 7), о приостановлении производства по делу до рассмотрения Арбитражным судом города Москвы дела № А40-87469/2020 по заявлению АО ТФ «Ватт» к ФАС России о признании недействительными приказов ФАС России от 27 февраля 2020 года № 181/20, от 13 мая 2020 года № 463/20 (л.д. 135, 136 т. 6, л.д. 46 – 49 т. 7), в удовлетворении которых судом было отказано.

Рассматривая дело, суд первой инстанции верно исходил из того, что Приказ № 68 принят уполномоченным органом, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, опубликован в установленном порядке и по данным основаниям не оспаривается.

Проверяя содержание Приказа № 68 на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции проанализировал положения Федерального закона № 35-ФЗ, Основ ценообразования, Правил регулирования, Методических указаний № 98-э, исследовал материалы настоящего дела и пришел к выводу об обоснованности требований АО ТФ «Ватт» в части занижения регулирующим органом НВВ общества по статьям «Расходы на оплату труда» и «Отчисления на социальные нужды» (не включение в состав расходов на оплату труда выплат по итогам года), «Горюче-смазочные материалы» (полная отмена повышающего коэффициента, связанного с использованием кондиционера при движении автомобиля в летнее время), «Членские взносы в СРО» (исключение в полном объеме прогнозируемых расходов на уплату членских взносов в Саморегулируемую организацию «Ассоциация строителей Мордовии» и Некоммерческое партнерство «Межрегиональное объединение проектировщиков»), «Расходы на обслуживание котельных» (исключение указанных затрат в полном объеме), «Расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов от льготного технологического присоединения» (исключение указанных затрат в полном объеме), «Расходы на обслуживание заемных средств» (исключение указанных затрат в полном объеме), «Расходы социального характера» (исключение указанных затрат в полном объеме), «Корректировка НВВ по результатам инвестиционной программы» (исключение ранее понесенных затрат на приобретение земельных участков под объектами электросетевого хозяйства (трансформаторными подстанциями), выкуп электрических сетей комплексной застройки жилыми домами в районе р. Тавла).

При этом, признавая Приказ № 68 не действующим по мотиву необоснованного занижения НВВ АО ТФ «Ватт» в части тех статей расходов, которые были указаны в приказах ФАС России от 27 февраля 2020 года № 181/20, от 13 мая 2020 года № 463/20 как подлежащие исключению и (или) как требующие проведения со стороны РСТ Республики Мордовия дополнительного анализа экономической обоснованности, суд ссылался на данные приказы ФАС России, анализировал их содержание, давал суждения относительно исполнения/неисполнения регулирующим органом указанных в них требований ФАС России, в том числе предъявляемых повторно, и в итоге сделал выводы об отсутствии у регулирующего органа вопреки позиции ФАС России оснований для их исключения из НВВ общества.

Не оценивая обоснованность приведенных выводов суда первой инстанции по существу рассматриваемого спора, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 – 4 статьи 3 КАС РФ).

Согласно статье 132 КАС РФ подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому административному делу и проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела.

При подготовке административного дела к судебному разбирательству суд разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика (пункт 3 части 3 статьи 135 КАС РФ).

Исходя из положений пунктов 1 и 2 части 1 статьи 138 КАС РФ предварительное судебное заседание проводится в целях уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, определения достаточности доказательств по административному делу.

В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Из изложенного следует, что независимо от оснований и доводов административного истца, по которым он считает оспариваемый нормативный правовой акт (его часть) подлежащим признанию недействующим, к обязанности суда относится выяснение всех обстоятельств, имеющих значение для дела, в полном объеме, включая, в том числе, соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, и соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

При этом в рамках исполнения данной обязанности суду вне зависимости от состава указанных в административном исковом заявлении лиц, участвующих в деле, следует разрешить вопрос о вступлении в дело как надлежащего административного ответчика, который ранее не был привлечен к участию в деле, так и заинтересованных лиц, чьи права и обязанности которых могут быть затронуты при его разрешении (часть 1 статьи 47 КАС РФ), если это необходимо в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела, а также будет способствовать установлению всех подлежащих выяснению по делу обстоятельств и получению необходимых для этого доказательств.

Не совершение судом указанных процессуальных действий в силу положений пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ может явиться основанием для безусловной отмены решения как принятого о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Как разъяснено в абзаце втором пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», разрешение вопроса о правах и об обязанностях лица, которое не было привлечено к участию в деле, в частности, может иметь место тогда, когда из решения суда следует вывод о том, что данное лицо лишается прав, ограничивается в правах, наделяется правами и (или) на него возлагаются обязанности. При этом в случае оспаривания нормативного правового акта или акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, сам факт распространения на отдельных лиц норм оспариваемого акта не предоставляет им права на подачу апелляционной жалобы в отношении принятого судом решения.

Из взаимосвязанных положений статьи 21 Федерального закона № 35-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 года № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы», пункта 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331, следует, что ФАС России вправе выдавать (направлять) обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписания об устранении (прекращении) нарушений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике, а также осуществлять в установленном порядке отмену решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении тарифов в электроэнергетике, принятых ими с превышением полномочий или с нарушением законодательства Российской Федерации.

В соответствии с абзацем тринадцатым пункта 7 Основ ценообразования регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов), в том числе, во исполнение решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня принятия Федеральной антимонопольной службой одного из указанных решений (выдачи предписания), если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием).

Системное толкование приведенных норм с учетом требований пунктов 7, 8 Правил государственного регулирования позволяет констатировать, что вышеуказанные выданные (направленные) в рамках реализации контрольных полномочий решения (предписания) ФАС России, обязательные для исполнения регулирующими органами, которым они адресованы, являются основанием для принятия последними, в том числе, в течение периода регулирования (финансового года) и без открытия дела об установлении цен (тарифов), нормативных правовых актов, направленных на приведение ранее утвержденных цен (тарифов) в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, что исходя из положений частей 7, 8 статьи 213 КАС РФ относится к числу обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дел по административным искам о признании таких нормативных правовых актов не действующими.

Вместе с тем, положения КАС РФ и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по их применению не предусматривают, что сам по себе факт осуществления ФАС России вышеназванных властных полномочий в рассматриваемой сфере правоотношений является основанием для обязательного привлечения ФАС России к участию в качестве заинтересованного лица по всем делам об оспаривании нормативных правовых актов в сфере тарифного регулирования.

Данный вопрос подлежит разрешению судом (по ходатайству ФАС России или лиц, участвующих в деле, либо по инициативе суда) на соответствующей стадии процесса (в рамках подготовки дела к судебному разбирательству, в предварительном судебном заседании или в судебном заседании) исходя из конкретных обстоятельств каждого дела об оспаривании нормативного правового акта, который был принят регулирующим органом в рамках исполнения ранее выданного (направленного) ему решения (предписания) ФАС России, с учетом того, возможно ли выяснение всех имеющих значение для дела обстоятельств в полном объеме, как того требует статья 213 КАС РФ, и получение необходимых для этого доказательств, к числу которых относятся как письменные доказательства, так и объяснения лиц, участвующих в деле (статьи 59, 68, 70 КАС РФ), в отсутствие указанного заинтересованного лица.

В том случае, если правильное и своевременное рассмотрение конкретного дела без участия указанного заинтересованного лица не может быть обеспечено, привлечение ФАС России к участию в таком деле является не правом, а обязанностью суда, не исполнение которой влечет безусловную отмену решения в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ, поскольку иное бы не соответствовало задачам административного судопроизводства и духу административного процессуального закона.

Материалами дела достоверно подтверждается, что оспариваемый АО ТФ «Ватт» Приказ № 68, являющийся третьим (ввиду отмены ФАС России Приказов № 232 и № 18) нормативным правовым актом РСТ Республики Мордовия об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2020 год, был принят во исполнение приказов ФАС России от 27 февраля 2020 года № 181/20, от 13 мая 2020 года № 463/20, которые в свою очередь также были обжалованы обществом в арбитражный суд (дело № А40-87469/2020).

При обращении в суд с настоящими требованиями АО ТФ «Ватт» ссылалось на необоснованность исключения из НВВ ряда статей расходов на основании данных приказов ФАС России, а также указывало на их (приказов) несоответствие требованиям действующего законодательства.

В ходе рассмотрения дела в суде лица, участвующие в деле, приводили доводы о законности/незаконности изложенных в вышеназванных приказах требований ФАС России, об их исполнении/неисполнении регулирующим органом, позиция которого по отдельным затратам сводилась исключительно к тому, что их исключение произведено на основании этих приказов без приведения какой-либо дополнительной аргументации, заявляли ходатайства о привлечении к участию в деле ФАС России в качестве заинтересованного лица, а представителя указанного органа – в качестве свидетеля.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных АО ТФ «Ватт» требований о признании Приказа № 68 не действующим, в том числе, в части необоснованно произведенного регулирующим органом во исполнение обязательных для него приказов ФАС России от 27 февраля 2020 года № 181/20, от 13 мая 2020 года № 463/20 исключения расходов из НВВ общества, суд первой инстанции, с одной стороны, оценивал данные приказы ФАС России и содержащиеся в них требования, а с другой стороны, ни на основании заявленных ходатайств, ни по своей инициативе не привлек ФАС России к участию в деле в качестве заинтересованного лица либо в качестве другого участника судебного процесса (специалист, свидетель).

Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела участие в нем ФАС России в качестве заинтересованного лица являлось необходимым и обязательным, поскольку в его отсутствие выяснение всех имеющих значение для дела обстоятельств, получение и оценка необходимых для этого доказательств и, как следствие, правильное и своевременное рассмотрение дела обеспечены быть не могли.

В данном случае, дав суждение по существу заявленных административным истцом требований в отсутствие подлежащего привлечению к участию в деле заинтересованного лица (ФАС России), суд первой инстанции фактически разрешил вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.

Такой вывод, среди прочего, подтверждается наличием рассматриваемого в Арбитражном суде города Москвы дела А40-87469/2020, а также принятием ФАС России приказа от 21 сентября 2020 года № 871/20, которым Приказ № 68 с 1 октября 2020 года был отменен.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренного пунктом 3 статьи 309, пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ основания для безусловной отмены обжалуемого решения и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит устранить допущенное нарушение, провести надлежащую подготовку административного дела к судебному разбирательству, определить должный круг лиц, участвующих в деле, установить все обстоятельства, имеющие значение для дела, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законное и обоснованное решение.

Поскольку, отменяя обжалуемое решение и направляя дело на новое рассмотрение, суд апелляционной инстанции не вправе предрешать решение суда первой инстанции по результатам надлежащего судебного разбирательства, доводы апелляционной жалобы по существу спора правовой оценке со стороны судебной коллегии не подлежат.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Республики Мордовия от 11 сентября 2020 года отменить, направить настоящее административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия.

Мотивированное апелляционное определение составлено 4 февраля 2021 года

Председательствующий

Судьи