НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 01.08.2023 № 66А-1414/2023

Судья Степанова Е.А. Дело № 66а-1414/2023

(номер дела в суде первой инстанции 3а-21/2023)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 1 августа 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Сорокина М.С.,

судей Красновой Н.П., Рогачёвой Ю.А.

при секретаре Шаманиной Н.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «КС-Сервис» о признании недействующим решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 23 ноября 2022 года № 44/78-кс-2022 «О тарифах на водоотведение для общества с ограниченной ответственностью «КС-Сервис», о признании утратившими силу некоторых решений правления региональной службы по тарифам Кировской области и внесении изменений в решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 26 октября 2021 года № 37/53-кс-2021» в части установления тарифов на водоотведение для общества с ограниченной ответственностью «КС-Сервис» на территории муниципального образования Мирнинское городское поселение Оричевского района Кировской области по апелляционной жалобе региональной службы по тарифам Кировской области на решение Кировского областного суда от 5 мая 2023 года, которым административный иск удовлетворен.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Сорокина М.С., объяснения представителя региональной службы по тарифам Кировской области – ФИО1, заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации – Дмитриева М.С., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

решением правления региональной службы по тарифам Кировской области (далее – РСТ Кировской области) от 23 ноября 2022 года № 44/78-кс-2022 «О тарифах на водоотведение для общества с ограниченной ответственностью «КС-Сервис», о признании утратившими силу некоторых решений правления региональной службы по тарифам Кировской области и внесении изменений в решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 26 октября 2021 года № 37/53-кс-2021» (далее – Решение № 44/78-кс-2022) для ООО «КС-Сервис» утверждена производственная программа на водоотведение на 2023 – 2027 годы (пункт 1), установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности на 2023 – 2027 годы (пункт 2, приложение № 1), установлены тарифы на водоотведение на территории муниципального образования Мирнинское городское поселение Оричевского района Кировской области, действующие с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2027 года (пункты 3, 4, приложение № 2) в следующем размере (в рублях за куб. метр):

- 50,78 (с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2022 года, с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года, с 1 января 2024 года по 30 июня 2024 года);

- 53,05 (с 1 июля 2024 года по 31 декабря 2024 года, с 1 января 2025 года по 30 июня 2025 года);

- 50,12 (с 1 июля 2025 года по 31 декабря 2025 года, с 1 января 2026 года по 30 июня 2026 года);

- 56,29 (с 1 июля 2026 года по 31 декабря 2026 года, с 1 января 2027 года по 30 июня 2027 года);

57,53 (с 1 июля 2027 года по 31 декабря 2027 года).

Решение № 44/78-кс-2022 опубликовано 29 ноября 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).

ООО «КС-Сервис» обратилось в Кировский областной суд с административным иском о признании Решения № 44/78-кс-2022 недействующим в части установления для общества тарифов на водоотведение на территории муниципального образования Мирнинское городское поселение Оричевского района Кировской области, указывая на экономически необоснованный (заниженный) размер тарифов ввиду незаконного снижения РСТ Кировской области расходов на амортизацию по объектам системы водоотведения, принадлежащим обществу на основании концессионного соглашения от 8 августа 2018 года № 4 (далее – Концессионное соглашение).

Решением Кировского областного суда от 5 мая 2023 года административный иск удовлетворен, Решение № 44/78-кс-2022 в части установления оспариваемых тарифов признано недействующим со дня его принятия, с РСТ Кировской области в пользу ООО «КС-Сервис» взыскано 4500 рублей в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины.

В апелляционной жалобе РСТ Кировской области ставит вопрос об отмене решения суда как принятого с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

В обоснование апелляционной жалобы указывается на то, что имущество, переданное ООО «КС-Сервис» по Концессионному соглашению, и имущество, построенное <данные изъяты><данные изъяты> и использовавшееся им для осуществления регулируемой деятельности, является одним и тем же имуществом, при этом вывод суда об отсутствии сведений о начислении <данные изъяты> амортизации не соответствует обстоятельствам дела. Обращается внимание на то, что позиция суда и административного истца сводится к необходимости исчисления сроков полезного использования в отношении имущества, построенного в 2006 году, с момента постановки на бухгалтерский учет ООО «КС-Сервис» (начисление амортизации будет осуществляться заново), несмотря на то, что предыдущий собственник начислял амортизацию на это же самое имущество, а потребитель уже компенсировал ее через тарифы (потребитель будет вынужден повторно оплачивать те же самые расходы, которые он оплатил ранее), что нарушает принцип достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов (пункт 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ)), противоречит пункту 28 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее – Методические указания).

Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель РСТ Кировской области – ФИО1 (с использованием систем видео-конференц-связи) просил апелляционную жалобу удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации – Дмитриева М.С., полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим отмене, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 416-ФЗ, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, а также Методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 1 части 7, пунктом 1 части 8 статьи 31 Федерального закона № 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относится водоотведение, в том числе очистка сточных вод. Регулированию подлежит тариф на водоотведение.

Как установлено пунктом 24 Основ ценообразования, НВВ регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Тарифы на водоотведение устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг (пункт 29 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования при регулировании тарифов в сфере водоотведения применяется, среди прочих, метод индексации.

В силу пункта 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

Из положений пункта 25 Правил регулирования следует, что орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

При этом орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена (пункт 30 Правил регулирования).

Статьей 44 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) определены гарантии прав концессионера по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем. В частности, по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, установление, изменение, корректировка регулируемых цен (тарифов) на производимые и реализуемые концессионером товары, оказываемые услуги осуществляются по правилам, действовавшим на момент заключения такого концессионного соглашения и предусмотренным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления (часть 2).

Учитывая изложенное, к спорным правоотношениям с участием ООО «КС-Сервис», которое осуществляет регулируемую деятельность по водоотведению на территории муниципального образования Мирнинское городское поселение Оричевского района Кировской области с использованием объектов системы водоотведения, переданных ему на основании Концессионного соглашения, подлежат применению нормы Основ ценообразования, Методических указаний, которые действовали на момент заключения Концессионного соглашения.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей на момент заключения Концессионного соглашения) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями.

Пунктом 28 Методических указаний (в редакции, действовавшей на момент заключения Концессионного соглашения) установлено, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае, если по итогам исполнения инвестиционной программы указанные расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования.

Из материалов дела следует, что 28 апреля 2022 года ООО «КС-Сервис» обратилось в РСТ Кировской области с заявлениями об утверждении производственной программы (водоотведение) на 2023 – 2027 годы, об установлении тарифов по водоотведению на 2023 – 2027 годы.

13 мая 2022 года РСТ Кировской области известила ООО «КС-Сервис» об открытии дела об установлении тарифов, а также предложила в срок до 1 июня 2022 года представить в полном объеме документы и материалы, предусмотренные пунктом 17 Правил регулирования.

7 июня 2022 года ООО «КС-Сервис» в связи с корректировкой производственной программы, фактических данных и бухгалтерской отчетности за 2021 год уточнило ранее представленное заявление и расчеты, представило дополнительные обосновывающие материалы.

Среди прочего, регулируемая организация просила включить в необходимую валовую выручку (далее – НВВ) расходы на амортизацию по объектам системы водоотведения, построенным в 2006 году и переданным по Концессионному соглашению, в размере 4 861,56 тыс. рублей, которые рассчитаны исходя из их балансовой стоимости, указанной в Концессионном соглашении (96 658 663,02 рублей), инвентарных карточек группового учета основных средств и сроков их полезного использования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (от 5 до 30 лет), исчисляемых с даты их принятия обществом к бухгалтерскому учету (1 января 2019 года).

В результате рассмотрения заявления и обосновывающих материалов экспертной группой РСТ Кировской области подготовлено заключение, из которого следует, что расходы на амортизацию включены в НВВ в размере 2 780,78 тыс. рублей с учетом представленной ООО «КС-Сервис» балансовой стоимости вышеуказанных объектов системы водоотведения, инвентарных карточек группового учета основных средств и сроков их полезного использования, но с учетом выбытия объектов основных средств на 2023 год в связи с истечением сроков полезного использования, исчисляемых с даты их постройки (2006 год).

8 ноября 2022 года ООО «КС-Сервис» представило в РСТ Кировской области возражения относительно заключения экспертной группы, в котором просило включить расходы на амортизацию в НВВ в заявленном размере.

23 ноября 2022 года состоялось заседание правления РСТ Кировской области, на котором исходя из приведенной в заключении экспертной группы величины НВВ регулируемой организации, включая расходы на амортизацию в размере 2 780,78 тыс. рублей, и предложенных к установлению тарифов было принято Решение № 44/78-кс-2022.

Обращаясь в суд с требованиями о признании Решения № 44/78-кс-2022 недействующим, ООО «КС-Сервис» указывало на то, что вышеназванный тариф является экономически необоснованным (заниженным) ввиду незаконного снижения РСТ Кировской области расходов на амортизацию.

Рассматривая дело, суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, опубликован в установленном порядке и по данным основаниям не оспаривается.

Проверяя содержание оспариваемого нормативного правового акта на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд проанализировал положения Федерального закона № 416-ФЗ, Федерального закона № 115-ФЗ, Налогового кодекса Российской Федерации, Основ ценообразования, Правил регулирования, Методических указаний, Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 17 сентября 2020 года № 204н (далее – ФСБУ 6/2020), исследовал материалы дела и пришел к выводу о том, что уменьшение РСТ Кировской области при определении НВВ расходов на амортизацию по объектам системы водоотведения, принадлежащим ООО «КС-Сервис» на основании Концессионного соглашения, привело к необоснованному занижению тарифа, что установленные оспариваемым решением тарифы не соответствуют требованиями нормативных правовых актов, регулирующих отношения по установлению цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, нарушают права и законные интересы административного истца, в связи с чем удовлетворил заявленные им требования.

Приходя к такому выводу, суд признал несостоятельными доводы РСТ Кировской области об использовании переданных по Концессионному соглашению объектов системы водоотведения в деятельности других организаций, в тарифах которых были учтены расходы на амортизацию данных основных средств, указав, что соотнесение имущества по стоимости не позволяет установить его идентичность, что стоимость переданного имущества не идентична стоимости основных средств при принятии тарифным органом суммы амортизационных отчислений <данные изъяты> на 2011 год, что письмами администрации Мирнинского городского поселения от 7 ноября 2022 года и от 3 мая 2023 года подтверждено, что в акте от 23 марта 2017 года о приеме-передаче объектов нефинансовых активов в разделе 3 отсутствуют сведения об амортизационных начислениях и подтверждающие документы о начислении амортизации, так как при передаче объекта в муниципальную собственность в форме ОС указана только балансовая стоимость и отсутствует отметка о суммах начисленной амортизации.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.

Из материалов настоящего дела, административного дела № 3а-10/2020, материалов дела об установлении тарифов следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в настоящее время – Единый государственный реестр недвижимости) 13 – 15 марта 2007 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на 22 объекта недвижимого имущества, образующие очистные сооружения в п. Мирный Оричевского района Кировской области (напорная хозяйственно-бытовая канализация от КНС № 1 поселка Мирный до очистных сооружений, протяженность 1 477,5 п. м; внутриплощадочные сети канализации, протяженность 1 882,1 п. м; низковольтная линия электроосвещения, протяженность 0,5626 км; низковольтная линия электроосвещения, протяженность 0,2487 км; напорный трубопровод очищенных вод от КНС до точки подключения к объекту УХО (точка А), производственный водопровод от точки подключения (точка А) до объекта УХО; напорная хозяйственно-бытовая канализация от КНС № 2 на территории жилой и административной зоны <данные изъяты>, протяженность 1 525,0 п. м; напорный трубопровод очищенных вод (выпуск в реку Погибицу), протяженность 1 680 п. м; хозяйственно-питьевой водопровод, протяженность 280 п. м; теплотрасса, протяженность 0,1709 км; сооружение (иловые площадки); сооружение (канализационная насосная станция с погружными электронасосами, площадь 139,3 кв. м; сооружение (песковая площадка); сооружение (контактный резервуар); сооружение (аккумулирующая емкость); сооружение (насосная над артезианской скважиной с водонапорной башней системы «Рожновского»); сооружение (блок резервуаров для установки доочистки, производительностью 2,7 тыс. м/сут.); сооружение (канализационная насосная станция № 2, площадь 39,5 кв. м); здание (установка доочистки, площадь 446,9 кв. м); здание (трансформаторная подстанция, площадь 45,6 кв. м); котельная, площадь 306,6 кв. м; здание (административно-производственное, переходная галерея, площадь 734,4 кв. м; сооружения канализации (блок емкостей для станции биологической очистки), площадь застройки 1 235,4 кв. м).

Основанием для государственной регистрации права собственности на указанные объекты недвижимого имущества являлся акт Государственной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 15 августа 2006 года, утвержденный приказом Руководителя Федерального агентства по промышленности от 16 октября 2006 года № 392.

Вышеуказанное имущество построено за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации».

Из экспертных заключений РСТ Кировской области по расчету обоснованности тарифов на услуги систем водоотведения (водоснабжения и водоотведения; водоснабжения, водоотведения и горячую воду; питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение), оказываемые <данные изъяты>, на 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 годы, долгосрочный период 2016 – 2018 годов, тарифных решений РСТ Кировской области следует, что <данные изъяты> в названный период осуществляла регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения потребителям на территории Мирнинского городского поселения Оричевского района Кировской области с использованием канализационных очистных сооружений (КОС), балансовой стоимостью 247,09 млн. рублей (на дату утверждения тарифов на 2011 год), в НВВ регулируемой организации включались расходы на амортизацию (водоотведение) в размере 114,68 тыс. рублей (2011, 2012 годы), 117,49 тыс. рублей (2013, 2014 годы), 129,56 тыс. рублей (2015 год), 120,3 тыс. рублей (долгосрочный период 2016 – 2018 годов), который определялся с учетом распределения начисленной амортизации от балансовой стоимости КОС пропорционально объему услуги, относимому на вахтовый поселок.

31 октября 2016 года между <данные изъяты> (в лице руководителя <данные изъяты>) (ссудодатель) и администрацией Мирнинского городского поселения (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования № 1-БП, по условия которого ссудодатель обязуется передать в безвозмездное пользование ссудополучателю имущество, указанное в Приложениях №№ 1 и 2 (пункт 1.1); стоимость передаваемого имущества определена в размере 237 492 089,08 рублей (пункт 1.2); передаваемое имущество будет использоваться в соответствии с его прямым назначением в качестве объекта, обеспечивающего жизнедеятельность граждан (пункт 1.3); ссудополучатель в целях выполнения полномочий по организации водоотведения на территории Мирнинского городского поселения и в целях использования его по прямому назначению и поддержания его в надлежащем состоянии вправе передавать имущество во временное безвозмездное пользование третьим лицам, неся при этом персональную ответственность за переданное этим лицам имущество (пункт 2.3.5); договор вступает в силу со дня его подписания обеими сторонам и действует до 31 октября 2017 года (пункт 6.1).

В Приложении № 1 к договору содержится перечень недвижимого имущества объекта социальной инфраструктуры, передаваемого в безвозмездное пользование администрации Мирнинского городского поселения, включающий в себя 22 объекта, общая первоначальная стоимость которых составляет 209 169 589,08 рублей.

В Приложении № 2 к договору содержится перечень движимого имущества, приобретенного за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», предлагаемого к закреплению в безвозмездное пользование муниципальному образованию «Мирнинское городское поселение Оричевского района Кировской области», включающий в себя 328 объектов, общая первоначальная стоимость которых составляет 28 322 500,00 рублей.

17 ноября 2016 года между администрацией Мирнинского городского поселения (ссудодатель) и ООО «КС-Сервис» (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования, по условия которого в соответствии с актом разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон ссудодатель передает в безвозмездное пользование ссудополучателю движимое и недвижимое имущество согласно прилагаемого перечня на срок до 31 октября 2017 года (пункт 1.1); имущество передается ссудополучателю в безвозмездное пользование для целей сбора и обработки сточных вод на территории пгт Мирный Оричевского района Кировской области (пункт 1.3); приложениями к договору являются:

- перечень недвижимого имущества объекта «Очистные сооружения производительностью 2700 м3/сут. в п. Мирный Оричевского района Кировской области», передаваемого ООО «КС-Сервис» согласно пункту 1.1 договора, включающий в себя 22 объекта, общая первоначальная стоимость которых составляет 209 169 589,08 рублей;

- перечень движимого имущества объекта «Очистные сооружения производительностью 2700 м3/сут. в п. Мирный Оричевского района Кировской области», передаваемого ООО «КС-Сервис» согласно пункту 1.1 договора, включающий в себя 328 объектов, общая первоначальная стоимость которых составляет 28 322 500,00 рублей.

Распоряжением МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области от 26 сентября 2017 года № 639-р «О безвозмездной передаче федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования Мирнинское городское поселение Оричевского района Кировской области» осуществлена безвозмездная передача федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, указанного в приложении № 1 к распоряжению, в собственность муниципального образования Мирнинское городское поселение Оричевского района Кировской области.

В приложении № 1 к данному распоряжению содержится:

- перечень недвижимого имущества объекта «Очистные сооружения производительностью 2700 м3/сут. в п. Мирный Оричевского района», построенного на территории Оричевского района за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», предлагаемого к передаче в собственность муниципального образования «Мирнинское городское поселение Оричевского района Кировской области», включающий в себя 22 объекта, общая первоначальная стоимость которых составляет 209 169 589,08 рублей;

- перечень движимого имущества объекта «Очистные сооружения производительностью 2700 м3/сут. в п. Мирный Оричевского района», построенного на территории Оричевского района за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», предлагаемого к передаче в собственность муниципального образования «Мирнинское городское поселение Оричевского района Кировской области», в себя 328 объектов, общая первоначальная стоимость которых составляет 28 322 500,00 рублей.

Как следует из письма администрации Мирнинского городского поселения от 4 февраля 2019 года № 172 в адрес РСТ Кировской области (л.д. 155 – 157 т. 1 административного дела № 3а-10/2020), объект «Очистные сооружения» использовался объектом по безопасному хранению и уничтожению химического оружия, <данные изъяты>, в течение 10 лет, в тариф которого на водоотведение была включена амортизация. Объект «Очистные сооружения» при передаче в муниципальную собственность был передан без снижения стоимости основных средств за период эксплуатации недвижимого имущества, которое за длительный период капитально не ремонтировалось и не реконструировалось. После оформления права собственности на объекты недвижимости администрация поселения была вынуждена провести независимую экспертизу по определению цены объекта с учетом износа. Первоначальная сумма при передаче объектов недвижимости составляла 209 169 589,08 рублей. После определения степени износа (он равен от 20 до 25% на разные объекты недвижимости) и проведения независимой экспертизы по оценке недвижимого имущества сумма составила 86 462 474,08 рублей.

8 августа 2018 года между муниципальным образованием «Мирнинское городское поселение Оричевского района Кировской области» (концедент), ООО «КС-Сервис» (концессионер) и Кировской областью заключено концессионное соглашение в отношении объектов водоотведения № 4, по условиям которого концессионер обязуется за свой счет осуществлять реконструкцию и содержание объектов водоотведения, приведенных в Приложении № 1 и № 1.1 (объект соглашения), право собственности на которые принадлежат концеденту, и осуществлять деятельность по оказанию услуг по очистке сточных вод с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения, а также иным имуществом для осуществления указанной деятельности (пункт 1 раздела I); предельный размер расходов на реконструкцию объекта соглашения, осуществляемых в течение всего срока действия соглашения концессионером, равен 2 989 515 рублей (приложение № 4), участие концедента в софинансировании расходов на реконструкцию объекта соглашения не предусмотрено (пункт 2 раздела I); объектом соглашения являются объекты водоотведения Мирнинского городского поселения Оричевского района Кировской области (недвижимое имущество), состав и описание которых указаны в Приложении № 1, а также технологически связанное с ними и предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной разделом I соглашения, движимое имущество, состав и описание которых указаны в Приложении № 1.1 (пункт 1 раздела II); концессионер обязан в сроки, указанные в разделе IX соглашения, за свой счет провести реконструкцию объекта соглашения, а также в период действия соглашения содержать объекты имущества, входящие в состав объекта соглашения (пункт 1 раздела III); концессионер обязан поддерживать объекты имущества, входящие в состав объекта соглашения, в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, расходы на их содержание (пункт 2 раздела VI); концессионер обязан учитывать объекты имущества, входящие в состав объекта соглашения, на своем балансе отдельно от своего имущества (пункт 9 раздела VI); концессионер обязан в отношении объектов имущества, входящих в состав объекта соглашения, вести самостоятельный учет и производить начисление амортизации таких объектов, амортизационные расходы учитываются при формировании тарифов на услуги концессионера в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в сфере регулирования цен (тарифов) (пункт 10 раздела VI); соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует в течение 10 лет (пункт 1 раздела IX).

В Приложениях №№ 1, 9 к соглашению указан состав и описание недвижимого имущества, входящего в состав объекта соглашения, включающий в себя 22 объекта, общая балансовая (остаточная) стоимость которых по состоянию на 28 февраля 2018 года составляет 86 134 439,03 рублей.

В Приложениях №№ 1.1, 10 к соглашению указан состав и описание движимого имущества, входящего в состав объекта соглашения, включающий в себя 112 объектов, общая первоначальная стоимость которых составляет 11 643 395,50 рублей.

Приказом ООО «КС-Сервис» «О вводе в эксплуатацию объектов основных средств» от 25 декабря 2018 года (л.д. 229 – 234 т. 1 административного дела № 3а-10/2020) введены в эксплуатацию с 1 января 2019 года следующие объекты Концессионного соглашения:

- группа ОС «Недвижимое имущество» – все объекты концессионного соглашения согласно приложению № 9 к Концессионному соглашению – 22 объекта недвижимого имущества, дата выпуска (постройки): 2006 год, дата принятия к учету: 1 января 2019 года, общая первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету: 86 134 439,03 рублей (приложение № 1);

- группа ОС «Движимое имущество» – объекты концессионного соглашения согласно приложению № 10 к Концессионному соглашению стоимостью выше 40 000 рублей – 68 объектов движимого имущества, дата принятия к учету: 1 января 2019 года, общая первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету: 10 524 223,99 рублей (приложение № 2).

В отношении указанных 22 объектов недвижимого имущества и 68 объектов движимого имущества, суммарная первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету составила 96 658 663,02 рублей, ООО «КС-Сервис» установлен линейный способ начисления амортизации, заведены инвентарные книги учета объектов основных средств по унифицированным формам №№ ОС-6а, ОС-6б, а впоследствии в РСТ Кировской области в рамках тарифной кампании представлена заявка на включение в НВВ расходов на их амортизацию в размере 4 861,56 тыс. рублей исходя из сроков их полезного использования, исчисляемых с даты их принятия обществом к бухгалтерскому учету (1 января 2019 года), который был снижен органом регулирования до 2 780,78 тыс. рублей в связи с истечением сроков полезного использования 4 объектов недвижимого имущества и 67 объектов движимого имущества, исчисляемых с даты их постройки и введения в эксплуатацию (2006 год).

Оценив вышеуказанные доказательства в их взаимосвязи, произведя пообъектный анализ данных объектов движимого и недвижимого имущества, судебная коллегия приходит к убеждению, что объекты системы водоотведения, переданные ООО «КС-Сервис» на основании Концессионного соглашения, с использованием которых общество осуществляет регулируемую деятельность по водоотведению на территории муниципального образования «Мирнинское городское поселение Оричевского района Кировской области», включают в себя все объекты недвижимого имущества (22 объекта) и часть технологически связанных с ними объектов движимого имущества (112 объектов, из которых 68 объектов стоимостью более 40 000 рублей приняты обществом к учету в качестве объектов основных средств), которые были построены за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», введены в эксплуатацию в 2006 году и использовались <данные изъяты> при осуществлении регулируемой деятельности в 2011 – 2016 годах.

Доказательств обратного в материалах настоящего дела, административного дела № 3а-10/2020, материалах дела об установлении тарифов не имеется.

На наличие в Мирнинском городском поселении Оричевского района Кировской области еще одной системы водоотведения (канализационных сетей и очистных сооружений), которая бы использовалась <данные изъяты>, но впоследствии не была передана ООО «КС-Сервис», никто из лиц, участвующих в деле, не ссылается, и таких обстоятельств не установлено.

В этой связи вывод суда о невозможности установить идентичность указанного имущества не соответствует обстоятельствам настоящего дела.

Также вопреки выводам суда материалами дела подтверждается, что в отношении данного имущества при его эксплуатации и осуществлении <данные изъяты> регулируемой деятельности производилось начисление амортизации, а соответствующие расходы включались в тарифы.

При этом конкретный размер амортизационных начислений, пообъектный состав имущества, на который начислялась амортизация, и размер учтенных в НВВ <данные изъяты> расходов на амортизацию, который зависел от заявки регулируемой организации, распределения расходов на регулируемую деятельность и собственные нужды, не имеют правового значения, поскольку такое значение имеет сам факт постройки, введения в эксплуатацию и использования имущества, впоследствии переданного ООО «КС-Сервис», в регулируемой деятельности <данные изъяты>.

Учитывая изложенное, ссылки суда на письма администрации Мирнинского городского поселения от 7 ноября 2022 года и от 3 мая 2023 года не могут быть признаны обоснованными.

Фактически настоящий спор сводится к определению даты, с которой подлежат исчислению сроки полезного использования вышеуказанного имущества (с 2006 года или с 2019 года), разрешая который, суд, констатировав право концессионера учитывать переданное по концессионному соглашению имущество на своем балансе и начислять на него амортизацию, пришел к выводу о том, что определение ООО «КС-Сервис» величины амортизации выполнено в соответствии с требованиями действующего законодательства к порядку определения стоимости амортизируемого имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения. Тем самым суд согласился с позицией административного истца о том, что такой датой является 1 января 2019 года – дата принятия обществом имущества к бухгалтерскому учету.

Указанный вывод суда применительно к обстоятельствам настоящего дела не может быть признан обоснованным.

Действительно, в соответствии с частью 16 Федерального закона № 115-ФЗ объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества. В отношении таких объекта и имущества концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление амортизации таких объекта и имущества.

Аналогичные условия содержатся в пунктах 9, 10 раздела VI Концессионного соглашения.

Материалами дела подтверждается, что указанные действия ООО «КС-Сервис» в отношении переданного по Концессионному соглашению имущества осуществляются.

Вместе с тем, ведение ООО «КС-Сервис» как концессионером бухгалтерского учета переданного ему по Концессионному соглашению имущества и начисление по нему амортизации, а также наличие у него как налогоплательщика права самостоятельно определять срок полезного использования объектов основных средств, в том числе бывших в употреблении (пункт 7 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации), не исключают обязанности РСТ Кировской области при осуществлении тарифного регулирования определять размер расходов на его амортизацию в законно установленном, экономически обоснованном и документально подтвержденном размере.

Из взаимосвязанных положений пункта 43 Основ ценообразования, пункта 28 Методических указаний (в редакции, действовавшей на момент заключения Концессионного соглашения) следует необходимость применения к рассматриваемым отношениям, в том числе, норм законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В силу положений частей 1, 2 статьи 21 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся обязательные к применению федеральные стандарты бухгалтерского учета.

ФСБУ 6/2020, устанавливающим требования к формированию в бухгалтерском учете информации об основных средствах организаций, предусмотрено следующее:

- для каждого объекта основных средств организация определяет срок полезного использования; для целей настоящего стандарта сроком полезного использования считается период, в течение которого использование объекта основных средств будет приносить экономические выгоды организации (пункт 8);

- срок полезного использования объекта основных средств определяется исходя из: ожидаемого периода эксплуатации с учетом производительности или мощности, нормативных, договорных и других ограничений эксплуатации, намерений руководства организации в отношении использования объекта; ожидаемого физического износа с учетом режима эксплуатации (количества смен), системы проведения ремонтов, естественных условий, влияния агрессивной среды и иных аналогичных факторов; ожидаемого морального устаревания, в частности, в результате изменения или усовершенствования производственного процесса или в результате изменения рыночного спроса на продукцию или услуги, производимые при помощи основных средств; планов по замене основных средств, модернизации, реконструкции, технического перевооружения (пункт 9);

- при признании в бухгалтерском учете объект основных средств оценивается по первоначальной стоимости; первоначальной стоимостью объекта основных средств считается общая сумма связанных с этим объектом капитальных вложений, осуществленных до признания объекта основных средств в бухгалтерском учете (пункт 12);

- после признания объект основных средств оценивается в бухгалтерском учете одним из следующих способов: по первоначальной стоимости; по переоцененной стоимости (пункт 13);

- при оценке основных средств по первоначальной стоимости такая стоимость и сумма накопленной амортизации не подлежат изменению, за исключением случаев, установленных настоящим стандартом (пункт 14);

- при оценке основных средств по переоцененной стоимости стоимость основного средства регулярно переоценивается таким образом, чтобы она была равна или не отличалась существенно от их справедливой стоимости (пункт 15);

- первоначальная стоимость объекта основных средств увеличивается на сумму капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением этого объекта в момент, завершения таких капитальных вложений (пункт 24);

- в бухгалтерском балансе основные средства отражаются по балансовой стоимости, которая представляет собой их первоначальную стоимость, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и обесценения (пункт 25);

- стоимость основных средств погашается посредством амортизации, если иное не установлено настоящим стандартом (пункт 27);

- для целей настоящего стандарта ликвидационной стоимостью объекта основных средств считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие; причем объект основных средств рассматривается таким образом, как если бы он уже достиг окончания срока полезного использования и находился в состоянии, характерном для конца срока полезного использования (пункт 30);

- сумма амортизации объекта основных средств за отчетный период определяется таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной его ликвидационной стоимости (пункт 32).

По делу достоверно установлено, что объекты системы водоотведения на территории муниципального образования «Мирнинское городское поселение Оричевского района Кировской области», переданные ООО «КС-Сервис» на основании Концессионного соглашения, введены в эксплуатацию в 2006 году.

Указанный вывод с очевидностью следует из приведенных выше доказательств и кем-либо из лиц, участвующих в деле, не опровергается.

Кроме того, в разделе IV Производственной программы ООО «КС-Сервис», осуществляющего водоотведение, на 2023 – 2027 годы (подлинник представлен в материалы дела об установлении тарифов) в отношении всего имущества, используемого в регулируемой деятельности (коллекторы, насосные станции, решетки, отстойники, метантенки, биофильтры, аэрофильтры и аэротенки, иловые площадки), самим обществом указана дата ввода его в эксплуатацию – 2006 год.

Данное имущество принято ООО «КС-Сервис» к бухгалтерскому учету с 1 января 2019 года по первоначальной стоимости, срок его полезного использования определен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Разногласия относительно отнесения имущества к амортизационным группам и продолжительности сроков его полезного использования отсутствуют.

При этом к моменту принятия оспариваемого нормативного правового акта сроки полезного использования 4 объектов недвижимого имущества и 67 объектов движимого имущества, исчисляемые с даты их ввода в эксплуатацию (2006 год), истекли.

По переоцененной стоимости спорное имущество ООО «КС-Сервис» не оценивалось, его переоценка не производилась.

Более того, инвестиционная программа регулируемой организации, с наличием которой пункт 28 Методических указаний (в редакции, действовавшей на момент заключения Концессионного соглашения) связывает возможность учета переоценки основных средств, у ООО «КС-Сервис» отсутствует.

Доказательств реконструкции и модернизации объектов системы водоотведения, в том числе за счет средств амортизационных отчислений, ООО «КС-Сервис» не представлено и в материалах дела не имеется.

Сам по себе факт передачи ООО «КС-Сервис» указанного имущества на основании Концессионного соглашения и его принятия обществом к бухгалтерскому учету не свидетельствует о капитальных вложениях в это имущество и, как следствие, не влечет изменение (увеличение) сроков его полезного использования для целей тарифного регулирования, подлежащих учету органом регулирования при определении расходов на его амортизацию.

Иной подход к решению данного вопроса допускал бы ситуацию, при которой в результате передачи между регулируемыми организациями одного и того же имущества, реконструкция, модернизация либо переоценка (увеличение стоимости на сумму капитальных вложений, связанных с его улучшением и (или) восстановлением) которого не производилась, сроки его полезного использования каждый раз произвольно, по своему усмотрению увеличивались или исчислялись бы по новому, на одно и то же имущество неоднократно начислялась бы амортизация, одни и те же расходы включались бы в тарифы различных регулируемых организаций и неоднократно относились бы на потребителя, что общим принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения (достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов; установление тарифов исходя из экономически обоснованных расходов организаций, необходимых для осуществления водоотведения) не соответствует и является недопустимым.

Учитывая изложенное, сроки полезного использования объектов основных средств, переданных ООО «КС-Сервис» по Концессионному соглашению, РСТ Кировской области исчислены и учтены в целях тарифного регулирования (с даты ввода в эксплуатацию – 2006 год) законно и обоснованно, расходы на амортизацию объектов, срок полезного использования которых истек, правомерно исключены из НВВ, спорные затраты учтены в экономически обоснованном, математически верном и документально подтвержденном применительно к данной ситуации размере (2 780,78 тыс. рублей).

Приходя к такому выводу, судебная коллегия принимает во внимание и то обстоятельство, что расходы на амортизацию основных средств по общему правилу носят целевой характер и являются источником финансирования соответствующих капитальных вложений.

Как указано ранее, в соответствии с пунктом 2 раздела I Концессионного соглашения и Приложением № 4 к нему предельный размер расходов на реконструкцию объекта соглашения, осуществляемых концессионером в течение всего срока действия соглашения (в течение 10 лет), равен 2 989 515 рублей.

Разделом V Производственной программы ООО «КС-Сервис», осуществляющего водоотведение, на 2023 – 2027 годы предусмотрены перечень мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоотведения и график по их реализации, согласно которым общая проектно-сметная стоимость названных мероприятий, реализуемых в течение 5 лет, составляет 2 500 000 рублей.

Следовательно, определение расходов на амортизацию на 2023 год в размере 2 780,78 тыс. рублей права и законные интересы административного истца не нарушает.

Наличие судебных актов об удовлетворении административного иска ООО «КС-Сервис» по административному делу № 3а-10/2020 приведенных выводов судебной коллегии не опровергает, поскольку предметом судебного контроля в рамках названного дела являлось иное тарифное решение, действующее в течение другого периода регулирования (2019 – 2022 годов). По результатам его рассмотрения судебными инстанциями признано неправомерным исключение из НВВ расходов общества на амортизацию в полном объеме (учтено 0), в то время как в рамках настоящего дела указанные расходы учтены в экономически обоснованном размере.

При таких обстоятельствах обжалуемое судебное решение, принятое при неправильном применении норм материального права, при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований в полном объеме.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Кировского областного суда от 5 мая 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «КС-Сервис» о признании недействующим решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 23 ноября 2022 года № 44/78-кс-2022 «О тарифах на водоотведение для общества с ограниченной ответственностью «КС-Сервис», о признании утратившими силу некоторых решений правления региональной службы по тарифам Кировской области и внесении изменений в решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 26 октября 2021 года № 37/53-кс-2021» в части установления тарифов на водоотведение для общества с ограниченной ответственностью «КС-Сервис» на территории муниципального образования Мирнинское городское поселение Оричевского района Кировской области – отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Кировский областной суд.

Мотивированное апелляционное определение составлено 9 августа 2023 года

Председательствующий

Судьи