НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 30.08.2022 № 2-986/2022

Судья Веккер Ю.В.

дело № 2-986/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-10432/2022

30 августа 2022 г. г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Жуковой Н.А.,

судей Елгиной Е.Г., Доевой И.Б.,

при ведении протокола помощником судьи Бурлаковой Ю.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о возложении обязанности, перерасчете размера пенсии,

по апелляционным жалобам ФИО1, Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области на решение Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 8 апреля 2022 г.

Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционных жалоб, объяснения посредством видеоконференц-связи с Орджоникидзевским районным судом г. Магнитогорска истца ФИО1 и его представителя ФИО2, а также объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области ФИО3, поддержавших свои жалобы и возражавших против жалобы другой стороны, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее – ОПФР) о возложении обязанности по включению в специальный стаж по Списку № 2 периода работы с 11 апреля 2000 г. по 31 декабря 2001 г., в специальный стаж по Списку №1 периода работы с 12 декабря 2007г. по 30 апреля 2013 г.; проведении перерасчета размера пенсии с 14 января 2014 г., взыскании судебных расходов.

В обоснование иска указал, что с 14 января 2014 г. является получателем пенсии. При установлении пенсии ответчиком не включен в специальный стаж период работы в ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» с 11 апреля 2000 г. по 31 декабря 2001 г., а период работы 12 декабря 2007 г. по 30 апреля 2013 г. включен как работа, осуществляемая в соответствии со Списком №2. Считал данное решение незаконным, поскольку не включение указанных периодов работы в специальный стаж влияет на размер страховой пенсии по старости.

Истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании суда первой инстанции поддержали исковые требования.

Представитель ответчика ОПФР ФИО4 в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (далее – ПАО «ММК) в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте слушания дела извещен.

Суд принял решение о возложении на ОПФР обязанности произвести перерасчет размера пенсии ФИО1 с учетом периода работы с 12 декабря 2007 г. по 30 апреля 2013 г. с вредными условиями труда по Списку № 1 с 14 января 2014 г., в удовлетворении остальной части исковых требований отказал.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда изменить в части, обязать ОПФР включить в его льготный стаж период работы с 11 апреля 2000 г. по 31 декабря 2001 г. в ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», как работу, осуществляемую в соответствии со Списком № 2 1991 года, и произвести перерасчет размера трудовой пенсии с 14 января 2014 г. Указывает, что согласно его трудовой книжке с 11 апреля 2000 г. он переведен на должность , , ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат». Согласно индивидуальным сведениям о страховом стаже особые условия труда по коду 27-2 присвоены периоду работы только с 1 января 2002 г. Полагает, что ответчиком необоснованно не учтен период работы с 11 апреля 2000 г. по 31 декабря 2001 г., как работа по Списку №2. Указывает, что страхователем ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» откорректированы сведения индивидуального (персонифицированного) учета за период с 12 декабря 2007 г. по 30 апреля 2013 г. Данный период подтвержден работодателем как работа с вредными условиями труда по Списку №1. Полагает, что ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» перечислило невыплаченную сумму страховых взносов (разница между размером страховых взносов по Списку №2 и по Списку №1) в 2019 году в Пенсионный фонд, однако последним соответствующая корректировка не произведена. Полагает, что карьер, где осуществлялась непосредственно им работа, достиг глубины 150 метров в 2005 году, соответственно, именно с 2005 года им осуществлялась трудовая деятельность, подпадающая под деятельность по Списку №1.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ОПФР просит решение суда отменить в части удовлетворенных исковых требований, принять по делу новое решение. Указывает, что право истца на досрочную пенсию по старости определялось, исходя из стажа на соответствующих видах работ продолжительностью 23 года 6 месяцев 29 дней путем суммирования периодов работы с вредными условиями труда (Список №1) с периодами работы с тяжелыми условиями труда (Список № 2) в соответствии с пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516. Указывает, что ФИО1 с заявлением о назначении пенсии в ОПФР до 14 января 2014 г. не обращался. Полагает, что пересмотреть размер страховой пенсии по страховому стажу в связи с изменениями условий труда со Списка №2 на Список №1, выбранного после 1 января 2002 г. не представляется возможным, так как это не предусмотрено действующим пенсионным законодательством. Указывает, что перерасчет пенсии ФИО1 с учетом периода работы с 12 декабря 2007 г. по 30 апреля 2013 г. по Списку №1 не повлечет увеличение размера пенсии, поскольку при определении размера пенсии истца уже учтены страховые взносы, начисленные (уплаченные) в Пенсионный фонд Российской Федерации за этот период.

Представитель третьего лица ПАО «ММК» о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен, в суд не явился, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав истца, его представителя и представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда в части, в связи с неправильным установлением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, 14 января 2014 г. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) (далее - УПФР) с заявлением о назначении пенсии. В заявлении истец указал, что он предупрежден и согласен, что трудовая пенсия будет ему назначена по имеющимся на лицевом счете сведениям индивидуального персонифицированного учета (л.д.41-44 т.1).

Решением УПФР ФИО1 с 14 января 2014 г. установлена трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», страховой стаж учтен продолжительностью 35 лет 11 месяцев 05 дней, специальный стаж – 23 года 06 месяцев 29 дней (л.д. 32-33,34).

Согласно справке ОАО «ММК» от 14 января 2014 г., представленной истцом в УПФР при назначении пенсии, ФИО1 работал в горно-обогатительном производстве, в арендном агломерационно-обогатительном предприятии «Горняк», в предприятии «Кальцит», в производстве открытые горные работы и работы на поверхности, на руднике по добыче руды открытым способом, на участке горного транспорта в качестве , : с 1 января 1985 г. по 30 июня 1985 г., с 16 июля 1985 г. по 31 августа 1986 г., со 2 сентября 1986 г. по 4 сентября 1986 г., с 10 сентября 1986 г. по 25 сентября 1986 г., с 28 сентября 1986 г. по 27 августа 1995 г., с 1 февраля 2003 г. по 30 апреля 2013 г., что предусмотрено Списком 2 разделом 1 код профессии 2010100а-11442 Постановление Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 г.; на участке горного транспорта карьера Подотвальное в качестве , с 1 мая 2013 г. по 14 января 2014 г., что предусмотрено Списком 1 разделом 1а код профессии 10104000-17541 Постановление Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 г. Сличено с индивидуальными сведениями, расхождений нет (л.д.59,60 т.1).

По выписке из лицевого счета застрахованного лица ФИО1 по состоянию на 14 января 2014 г. он зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 9 марта 1998 г., период работы в ОАО «ММК» с 11 апреля 2000 г. по 31 декабря 2001 г. не содержит указания кода особых условий труда, за период работы со 2 января 2007 г. по 30 апреля 2013 г. указан код особых условий труда 27-2 / 2010100а-11442, в период с 1 мая 2013 г. по 30 сентября 2013 г. указан код особых условий труда 27-1 / 10104000-17541 (л.д.68-76 т.1).

13 марта 2019 г. ФИО1 обратился в УПФР с заявлением о перерасчете пенсии в связи с непредставлением достоверных данных работодателем.

Ответом УПФР от 22 марта 2019 г. ФИО1 сообщено, что право на досрочную пенсию определено, исходя из стажа на соответствующих видах работ продолжительностью 23 года 06 месяцев 29 дней путем суммирования периодов работы с вредными условиями труда (Список № 1) – 4 месяца 27 дней с периодами работы с тяжелыми условиями труда (Список №2) – 23 года 2 месяца 2 дня, предусмотренного пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516. 28 января 2019 г. сведения индивидуального (персонифицированного) учета за период работы с 12 декабря 2007 г. по 31 декабря 2012 г. откорректированы страхователем ПАО «ММК», указанный период подтвержден работодателем как работа с вредными условиями труда по Списку № 1. В результате на дату обращения за установлением досрочной трудовой пенсии 14 января 2014 г. стаж на соответствующих видах работ по Списку №1 составил 5 лет 9 месяцев 2 дня, что дает право выйти на пенсию досрочно по достижении возраста 55 лет (л.д. 108 т.2).

Согласно справке ООО «ММК-ПРАВО» от 27 января 2020 г. при разработке месторождения «Малый Куйбас» глубина карьера 150 метров достигнута в 2007 году (л.д.22 т.1).

Решением Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 28 сентября 2021 г., вступившим в законную силу 5 октября 2021 г., в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ПАО «ММК» о возложении обязанности предоставить достоверные сведения о страховом пенсионном стаже, дающем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на льготных условиях, передачи соответствующие сведений в УПФР, перерасчете заработной платы отказано (л.д. 173-177 т.1).

При этом решением суда установлено, что досрочная пенсия ФИО1 установлена с 14 января 2014 г. на основании предоставленных им документов, а также сведений о страховом стаже работодателя. Работодателем представлены сведения, согласно которым в период с 1 сентября 1999 г. по 31 января 2003 г. ФИО1 осуществлял работы в качестве , . Указанный период рассчитан работодателем на общих основаниях. В подтверждение факта работы истца на общих основаниях ответчиком представлены табели учета рабочего времени за период с июня 2000 г. по январь 2003 г., распоряжение работодателя от 17 августа 1999 г. №1722, согласно которым ФИО1 зачислен в штат .

Согласно ответу ПАО «ММК» от 8 апреля 2022 г. при сдаче отчетности в ПФР были предоставлены ошибочные индивидуальные сведения персонифицированного учета на ФИО1 В 2005 году работники по труду цеха Рудник, предоставили корректирующую справку, по которой, в индивидуальных сведениях за период с 11 апреля 2000 г. по 31 декабря 2001 г. сделаны изменения в льготном стаже, то есть перевод со Списка № 2 на общие основания для назначения страховой пенсии. На основании табельного учета и штатного расписания в этом период ФИО1 работал Работники, занятые в переработке металлошлаков и промышленных отходов, прямо не предусмотрены Списками № 1, № 2 (л.д.221-222 т.1).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требования истца о зачете периода работы с 11 апреля 2000 г. по 31 декабря 2001 г. в специальный стаж, суд первой инстанции исходил из того, что документального подтверждения работы истца в спорный период работы , , не представлено.

Судебная коллегия считает данные выводы суда правильными, так как они основаны на исследованных по делу доказательствах, оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии (14 января 2014 г.) регулировались Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Согласно пункту 1 статье 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии пунктом 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, следующим лицам: 1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; 2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», (далее – Список № 1) в разделе I «Горные работы» «Добыча полезных ископаемых. Геолого-разведочные работы. Строительство, реконструкция, техническое перевооружение и капитальный ремонт шахт, рудников, приисков, метрополитенов, подземных каналов, тоннелей и других подземных сооружений» подраздел 3 «Разрезы по добыче угля Коркинского, Вахрушевского и Волчанского угольных месторождений, а также разрезы (карьеры) и рудники по добыче полезных ископаемых глубиной 150 метров и ниже» позицией 10104000-17541 предусмотрены рабочие, руководители и специалисты, занятые полный рабочий день в разрезах, карьерах и рудниках, кроме работников, занятых на поверхности.

Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», (далее – Список № 2) в разделе I «Горные работы» подраздел 1 «Открытые горные работы и работы на поверхности» «А» «Рабочие разрезов, карьеров, приисков, гидравлик, драг, промывочных приборов, работы на поверхности шахт, рудников и дренажных шахт. Работы на промышленных площадках строительства шахт, рудников, разрезов, карьеров, приисков, драг, метрополитенов, тоннелей, подземных каналов и других подземных сооружений. Горные работы по рекультивации земель, бурению технических скважин, профилактике и тушению подземных пожаров, пожаров на терриконах и породных отвалах. Буровзрывные работы» позицией 2010100а-11442 предусмотрены водители автомобилей, занятые на транспортировании горной массы в технологическом процессе.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Исходя из вышеизложенного, для включения периода работы в специальный стаж необходимо подтверждение работы водителем автомобилей, занятым на транспортировании горной массы в технологическом процессе на разрезах, карьерах, приисках и т.д. Данные обстоятельства могут подтверждаться на основании сведений индивидуального персонифицированного учета и (или) документов, выдаваемых работодателем или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Допустимых доказательств того, что истец в период с 11 апреля 2000 г. по 31 декабря 2001 г. работал , , полный рабочий день при полной рабочей неделе в материалах дела не содержится.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что 1 сентября 1999 г. между ОАО «ММК» и ФИО1 заключен трудовой договор, в соответствии с которым работник принимается (л.д. 145 т.1)

Первоначально работодателем истца были переданы индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке, доходе и начисленных страховых взносах застрахованного лица ФИО1 за период его работы с 1 января 2000 г. по 31 декабря 2001 г. с кодом особых условий труда ЗП12Б: 2010100а-11442 (л.д. 18 т.1). 22 января 2010 г. работодателем в связи с обнаружением ошибки откорректированы индивидуальные сведения истца в части исключения кодов особых условий труда за указанный период работы (л.д.15-16 т.1). На момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии период работы с 1 января 2000 г. по 31 декабря 2001 г. в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета указан без кода особых условий труда.

Согласно справке о льготном характере работы ОАО «ММК» от 14 января 2014 г. период работы ФИО1 с 1 сентября 1999 г. по 31 января 2003 г. указан, как работа на общих основаниях. Расхождений с индивидуальными сведениями нет (л.д. 24-25 т.1).

Указание в апелляционной жалобе истца на то, что по трудовой книжке с 11 апреля 2000 г. он переведен на должность , не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку согласно табелям-ведомостям учета рабочего времени участка переработки металлургических шлаков и промышленных отходов горного транспорта водителей Белазов за период с апреля 2000 г. по декабрь 2001 г. ФИО1 фактически работал на данном участке (л.д. 185-218 т.1).

Кроме того, судебная коллегия отмечает, ранее истец обращался в суд с иском к ПАО «ММК» с требованием о возложении обязанности передать в УПФР сведения индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период на льготных условиях, как работу по Списку № 2, в удовлетворении этих требований судом отказано, решение вступило в законную силу. УПФР принимало участие в том деле в качестве третьего лица, ОПФР является правопреемником УПФР, следовательно, на основании части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Каких-либо новых доказательств, подтверждающих работу , полный рабочий день при полной рабочей неделе, в период с апреля 2000 г. по декабрь 2001 г. в суд не представлено.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы истца, судом правомерно отказано в удовлетворении требования о зачете периода работы с 11 апреля 2000 г. по 31 декабря 2001 г. в специальный стаж по Списку № 2, так как истец был занят на , следовательно, перевозил , что не соответствует наименованию профессии, предусмотренной позицией 2010100а-11442 Списка № 2.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности включить в льготный период работы с 12 декабря 2007 г. по 30 апреля 2013г., как работу, осуществляемую по Списку №1, суд первой инстанции верно исходил из того, что по сведениями индивидуального (персонифицированного) учета спорный период (за исключением 14 дней нахождения в отпусках без сохранения заработной платы) подтвержден работодателем, как стаж на соответствующих видах работ с вредными условиями труда (Список № 1).

Удовлетворяя исковые требования о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии истца с учетом периода работы с 12 декабря 2007 г. по 30 апреля 2013 г. с вредными условиями труда по Списку № 1 с 14 января 2014 г., суд первой инстанции исходил из того, что после предоставления работодателем корректирующих сведений о периоде работы ФИО1 с 12 декабря 2007 г. по 30 апреля 2013 г., как работы на соответствующих видах работ с вредными условиями труда (Список № 1), ответчиком перерасчет размера страховой пенсии не производился, поэтому истец имеет право на перерасчет размера пенсии за прошедшее время.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о наличии оснований для возложения на ОПФР обязанности произвести перерасчет размера пенсии истца с даты первоначального назначения пенсии, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям пенсионного законодательства.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется путем деления суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии, на сумму количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев), и фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.

В силу пункта 1 статьи 29.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо, начиная с 1 января 2002 г.

Как следует из материалов дела, назначение пенсии истцу произведено УПФР с даты подачи им 14 января 2014 г. заявления в размере, установленном на основании имеющихся в распоряжении пенсионного органа документов, а именно трудовой книжки, уточняющих справок работодателя и сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица. Продолжительность специального стажа истца определена путем суммирования стажа на соответствующих видах работ по Списку № 1 и Списку № 2, спорный период с 12 декабря 2007 г. по 30 апреля 2013 г. был учтен на основании сведений, предоставляемых работодателем, как работа по Списку №2.

При этом в соответствии с пунктами 2, 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, суммирование осуществляется путем прибавления к периодам работы с тяжелыми условиями труда периодов работы (Список № 2) с вредными условиями труда и в горячих цехах (Список № 1). Данными пунктами не предусмотрена возможность прибавления к периодам работы с вредными условиями труда и в горячих цехах (Список № 1) периодов работы с тяжелыми условиями труда периодов работы (Список № 2).

Поэтому изменение продолжительности составляющих периодов работы по Списку № 1 и Списку № 2 в суммированной продолжительности стажа на соответствующих видах работ не влияет на общую продолжительность специального стажа и само по себе не влечет право на перерасчет пенсии с момента ее назначения после произведенной в 2019 году работодателем корректировки сведений персонифицированного учета застрахованного лица путем изменения кодов особых условий труда с 27-2 / 2010100а-11442 на 27-1 / 10104000-17541 за периоды уже учтенные в стаже на соответствующих видах работ.

На момент обращения истца с заявлением о перерасчете пенсии (13 марта 2019 г.) действовал Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия (часть 2 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В силу пункта 1 статьи 29.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для исчисления размера пенсии за периоды работы, начиная с 1 января 2002 г., учитывается не стаж, а сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо.

Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

В статье 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ определены основные понятия, используемые в этом федеральном законе, в частности предусмотрено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений. Индивидуальная часть тарифа страховых взносов - часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, в том числе в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным федеральным законом. К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В соответствии с пунктом 2.3 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Из названных норм права следует, что страхователь (работодатель) обязан не только своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, но и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов, предоставлять в установленном законом порядке о своих работниках сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных и уплаченных за них страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также несет ответственность за достоверность этих сведений.

При сравнении выписки из лицевого счета застрахованного лица ФИО1 по состоянию на 2014 год и исследованных в суде апелляционной инстанции корректирующих индивидуальных сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица формы СЗВ-4-1 за 2008, 2009 годы, сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица формы СЗВ-6-1 за период с 1 квартала 2010 г. по 2 квартал 2013 г., представленных в отношении истца работодателем в 2019 году, установлено, что суммы уплаченных страховых взносов не изменились, изменен лишь код особых условий труда за некоторые периоды (л.д.84-101 т.1, л.д.93-106 т.2).

В соответствии с ответом ОПФР от 28 февраля 2022 г. размер трудовой пенсии ФИО1 определен по наиболее выгодному варианту оценки пенсионных прав в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» исходя из: имеющегося по состоянию на 1 января 2002 г. общего трудового стажа продолжительностью 24 года 2 месяца 24 дня, отношения среднемесячного заработка пенсионера за периоды работы с 1 января 2000 г. по 31 декабря 2001 г. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период в размере 6,225, при максимально возможном 1,2; процента валоризации – 23%; ожидаемого периода выплаты – 252; суммы взносов, начисленных работодателем на дату назначения пенсии с учетом индексации - 834970,26 руб. Размер страховой пенсии по старости истцу установлен в сумме 10959 руб. 26 коп., в том числе 3610 руб. 31 коп. – фиксированный базовый размер, 7348 руб. 95 коп. – страховая часть пенсии без фиксированного базового размера. В последующем, размер установленной пенсии индексировался в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации и пересчитывался с учетом изменения норм пенсионного законодательства. Далее размер установленной пенсии пересчитывался с учетом изменения законодательства. Так ежегодно производился перерасчет пенсии в порядке пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях», исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины ИПК при назначении пенсии и предыдущем ее перерасчете. Согласно сведений индивидуального (персонифицированного) учета на 31 декабря 2014 г. дополнительно поступили сведения о начисленных страховых взносах в сумме 71147,47 руб. (на 1 января 2015 г. дополнительная величина ИПК составила 4,405 и далее дополнительная величина ИПК на 1 августа 2016 г.- 3,000, на 1 августа 2017 г. - 3,000, на 1 августа 2018 г. - 3,000, на 1 августа 2019 г. – 1,799. Итого общая величина ИПК с 1 августа 2019 г. составляет 142,853 (л.д. 131-136 т.1).

Из ответа ОПФР на запрос суда апелляционной инстанции от 16 августа 2022 г. следует, что по сведениям за 2008-2013 годы корректировка произведена в части стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение (список № 2 изменен на список № 1), также за 2013 год корректировка произведена в части начисления дополнительных взносов. При этом сумма страховых взносов не изменилась, так как начисление страховых взносов производится из расчета суммы начисленной заработной платы. В связи с чем оснований для перерасчета размера страховой пенсии не имеется (л.д.85 т.2).

Действовавшим до 2013 года законодательством не предусматривалось отличий в уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исходя из занятости на вредных или тяжелых видах работ, они начислялись и уплачивались работодателем из начисленной работнику заработной платы. Доказательств изменения начисленной истцу заработной платы за спорный период в суд не представлено. Решением Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 28 сентября 2021 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ПАО «ММК» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы отказано.

За период работы с 1 января по 30 апреля 2013 г. также отсутствуют основания для проведения перерасчета пенсии.

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» внесены изменения, в том числе в Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», вступившие в силу с 1 января 2013 г. В частности он дополнен статьей 58.3, в части 1 которой предусмотрено, что для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого Федерального закона (лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации), в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяются с 1 января 2013 г. дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: на 2013 год – 4 процента. В части 2 этой же статьи для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяются с 1 января 2013 г. дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: на 2013 год – 2 процента.

Из представленных ПАО «ММК» в суд апелляционной инстанции исходных и корректирующих сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица формы СЗВ-6-1 и сведений о сумме выплат и иных вознаграждений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица формы СЗВ-6-4 на ФИО1 за 1 квартал и 1 полугодие 2013 г. усматривается, что сумма начисленных и уплаченных за истца страховых взносов не изменилась (л.д.111-116 т.2).

Согласно карте аттестации рабочих мест по условиям труда , составленной 15 июля 2008 г., оценка условий труда по степени вредности и опасности – 3.3, предоставляется льготное пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством (л.д.117-119 т.2).

Учитывая изложенное, связи с тем, что в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета истца суммы уплаченных страховых взносов за период работы с 1 января по 30 апреля 2013 г. не изменились, у пенсионного органа на основании вышеуказанного законодательства не возникла обязанность по проведению перерасчета размера пенсии, назначенной 14 января 2014 г., на основании заявления истца от 13 марта 2019 г., в связи с предоставлением работодателем корректирующих сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

На основании пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» ежегодное увеличение по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости, в 2019 году ОПФР проведено.

Таким образом, решение суда в части возложения на ОПФР обязанности произвести перерасчет размера пенсии ФИО1 с учетом периода работы с 12 декабря 2007 г. по 30 апреля 2013 г. с вредными условиями труда по Списку № 1 с 14 января 2014 г. не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении данного требования.

В остальной части оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы истца не усматривается.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 8 апреля 2022 г. отменить в части возложения на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области обязанности произвести перерасчет размера пенсии ФИО1 с учетом периода работы с 12 декабря 2007 г. по 30 апреля 2013 г. с вредными условиями труда по Списку № 1 с 14 января 2014 г. и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении данного требования.

В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 6 сентября 2022 г.