Дело№ 11- 10084/2018 | Судья Фролова О. Ж. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 30 июля 2018 года г. Челябинск Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Андрусенко И.Д., судей Давыдовой Т.И., Жуковой Н.А., при секретаре Уржумцевой СЮ. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Троицкого городского суда Челябинской области от 29 мая 2018 года по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения администрации г. Троицка Челябинской области о признании незаконным отказа в назначении мер социальной поддержки, возложении обязанности назначить меры социальной поддержки. Заслушав доклад судьи Андрусенко И.Д. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, объяснения истца ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации г. Троицка Челябинской области (далее -УСЗН, УСЗН администрации г. Троицка) о признании отказа в назначении мер социальной поддержки от 13 марта 2018 года незаконным, возложении обязанности назначить меры социальной поддержки с 01 февраля 2014 года. В обоснование заявленных требований указала, что является Почетным донором России. В конце 2013 года обратилась в УСЗН администрации г.Троицка с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», а также о предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда, представила необходимый пакет документов. 31 января 2014 года ей было присвоено звание "Ветеран труда", о чем выдано соответствующее удостоверение, а также внесены соответствующие сведения в электронную базу данных Управления. В момент вручения удостоверения сотрудником УСЗН администрации г. Троицка ей было разъяснено, что меры социальной поддержки будут предоставлены с 01 февраля 2014 года, однако до конца 2017 года меры социальной поддержки предоставлены не были. 14 декабря 2017 года обратилась к ответчику с повторным заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, которые были назначены ей с 01 декабря 2017 года. В назначении мер социальной поддержки с 01 февраля 2014 года отказано. Считает данный отказ незаконным. | |
В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО1 на удовлетворении исковых требований настаивала. |
Представитель ответчика УСЗН администрации г. Троицка по доверенности ФИО2 исковые требования не признала. Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований отказал. В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Настаивает на том, что заявление о предоставлении мер социальной поддержки ею было подано при обращении с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», в связи с чем полагает, что бремя доказывания отсутствия ранее поданного ею заявления лежало на ответчике, а не на ней. Просит учесть, что представитель ответчика не смог опровергнуть её доводы о том, что она не сдавала заявление. Представленное представителем ответчика доказательство в виде журнала входящей корреспонденции считает недопустимым доказательством, так как оно не опровергает её устного обращения к ответчику. По мнение истца, указание в законе на заявительный характер обращения не свидетельствует о том, что заявление о предоставлении мер социальной поддержки должно быть заявлено только в письменном виде, и не может быть заявлено устно. Ссылаясь на положения Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» указывает, что обращения подлежат документированию, в том числе путем заполнения карточек учета обращений. В связи с чем невнесение сведений об обращении в журнал не опровергает ее доводов о наличии обращения вообще. Полагает, что представитель ответчика намеренно скрыл факт наличия её заявления от 25 декабря 2013 года, в котором она просила присвоить звание «Ветеран труда» и оказать меры социальной поддержки. Считает, что удостоверение «Ветеран труда» является документом, подтверждающим права и льготы лиц, получивших эти удостоверения, которые должны предоставляться с момента обращения данной категории лиц за их получением с предъявлением данных удостоверений, и представление каких-либо других документов не требуется. В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика УСЗН администрации г. Троицка указывает на отсутствие законных оснований для его удовлетворения. Считает вынесенное решение законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения. Указывает, что в ходе судебного разбирательства истцом не было представлено ни одного доказательства, подтверждающего факт подачи ею заявления о предоставлении мер социальной поддержки в феврале 2014 года. Факт внесения в базу данных УСЗН сведений об удостоверении истца не является |
основанием для предоставления мер социальной поддержки, так как помимо указанных сведений в базу данных также подлежат внесению сведения о способе получения выплаты и её размере, которая зависит от факта пользования ветераном услугами местной телефонной связи. Ссылки истца в жалобе на положения Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» считает несостоятельной, поскольку указанный закон к рассматриваемому спору применению не подлежит. Представитель ответчика УСЗН администрации г. Троицка о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен, в суд не явился, в заявлении просил о рассмотрении дела без участия представителя Управления, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, заслушав объяснения истца ФИО1, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. В силу п. 2 ст. 10, ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ч. 1, 2 и 3 ст. 4 Закона Челябинской области от 30 ноября 2004 № 327-30 «О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области» ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» предоставляются меры социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата в размере: 960 рублей - ветеранам труда, не пользующимся услугами местной телефонной связи; 1100 рублей - ветеранам труда, пользующимся услугами местной телефонной связи. Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации в соответствии с коэффициентом, устанавливаемым Законом Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено частью 1 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях». |
Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, указанных в настоящей статье, определяются Правительством Челябинской области. Постановлением Правительства Челябинской области от 01 августа 2012 г. № 403-П утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов, жертвам политических репрессий и ветеранам труда Челябинской области ежемесячной денежной выплаты. Подпунктом 2 пункта 2 данного Положения предусмотрено предоставление ветеранам труда ежемесячной денежной платы в размере: ветеранам труда и ветеранам военной службы, не пользующимся услугами местной связи - 960 рублей; ветеранам труда и ветеранам военной службы, пользующимся услугами местной телефонной связи - 1100 рублей. Назначение гражданам ежемесячной денежной выплаты осуществляется органами социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов Челябинской области по месту жительства либо по месту пребывания гражданина. При регистрации гражданина по месту пребывания ежемесячная денежная выплата предоставляется по месту жительства гражданина при наличии справки органа социальной защиты населения по месту пребывания гражданина о неполучении им ежемесячной денежной выплаты по месту пребывания (п. 3 Положения). Как установлено судом и следует из материалов дела, с 06 декабря 2013 года ФИО1 является получателем пенсии по старости (л.д. 16). 20 января 2014 года ФИО1 обратилась на имя заместителя Председателя Правительства Челябинской области с заявлением о выдаче ей удостоверения «Ветеран труда» на основании знака «Почетный донор России». К заявлению приложила: фотографию 3x4; копию паспорта; копию наградного документа; копию пенсионного удостоверения (л.д. 27). 13 февраля 2014 года ФИО1 в УСЗН администрации г. Троицка получила удостоверение «Ветеран труда», выданное 31 января 2014 года (л.д. 32, 35). 14 декабря 2017 года истец обратилась в УСЗН администрации г. Троицка с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 01 августа 2012 № 403-П (л.д. 13). Распоряжением УСЗН администрации г. Троицка ФИО1 как ветерану труда, пользующемуся услугами местной телефонной связи, с 01 декабря 2017 года назначена ежемесячная денежная выплата в размере 1248,00 руб. (л.д. 21). |
19 февраля 2018 года истец обратилась в УСЗН с обращением о предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда с момента установления пенсии. Письмом начальника УСЗН от 13 марта 2018 года ФИО1 отказано в назначении мер социальной поддержки с 01 февраля 2014 года по причине того, что до 14 декабря 2017 года с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки она не обращалась (л.д. 7). Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, проанализировав Закон Челябинской области от 30.11.2004 № 327-30 «О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области», Положение о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов, жертвам политических репрессий и ветеранам труда Челябинской области ежемесячной денежной выплаты, утвержденное Постановлением Правительства Челябинской области от 01.08.2012 № 403-П, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку в соответствии с действующим законодательством обращение граждан -ветеранов труда в уполномоченный орган о предоставлении мер социальной поддержки носит заявительный характер, а доказательств обращения истца с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты до 14 декабря 2017 года в материалах дела не имеется. Судебная коллегия полагает указанные выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, совокупности исследованных судом доказательств и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные отношения. Доводы подателя жалобы о том, что одновременно с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» ею было подано и заявление на предоставление мер социальной поддержки как ветерану труда с предоставлением необходимого пакета документов, ответчик намеренно скрыл факт наличия заявления от 25 декабря 2013 года, в котором она просила присвоить звание «Ветеран труда» и оказать меры социальной поддержки, отклоняются судебной коллегией, поскольку ничем не подтверждены, опровергаются представленным в материалы дела личным делом ФИО1 по присвоению звания «Ветеран труда». Перечень документов, необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты гражданину, впервые приобретшему право на ее получение, указан в пункте 5 Положения о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов, жертвам политических репрессий и ветеранам труда Челябинской области ежемесячной денежной выплаты, которым предусмотрено, что предоставление в орган социальной защиты населения гражданином посредством личного обращения или его законным представителем заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты с |
указанием способа получения ежемесячной денежной выплаты по форме, установленной Министерством социальных отношений Челябинской области, документа, удостоверяющего личность, документа, подтверждающего право на ежемесячную денежную выплату, договора об оказании услуг местной телефонной связи (в случае если ветеранами труда указаны в заявлении сведения о наличии услуг местной телефонной связи) является для гражданина обязательным. Таким образом, учитывая, что назначение ежемесячной выплаты осуществляется органами социальной защиты населения при предоставлении заявления и необходимого пакета документов, в том числе документа, подтверждающего право на ежемесячную денежную выплату (в данном случае удостоверения «Ветеран труда»), договора об оказании услуг местной телефонной связи (в случае если ветеранами труда указаны в заявлении сведения о наличии услуг местной телефонной связи), принимая во внимание, что доказательств личного обращения истца с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в феврале 2014 года и приложением к нему всех необходимых документов в материалах дела не имеется, то оснований для возложения на Управление социальной защиты населения администрации г. Троицка обязанности назначить и произвести истцу ежемесячные денежные выплаты, начиная с 1 февраля 2014 года, у суда первой инстанции не имелось. Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Положения прием заявления, поданного гражданином лично или через его законного представителя, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой органами социальной защиты населения. Истцом такая расписка-уведомление также не представлена суду. Ссылка на подачу заявления от 25 декабря 2013 года, в котором истец просила присвоить звание «Ветеран труда» и оказать меры социальной поддержки, не может быть принята во внимание судебной коллегией, поскольку заявление о присвоении звания «Ветеран труда» подается на имя руководителя органа исполнительной власти, уполномоченного принимать решение о присвоении указанного звания (в Челябинской области - Министерство социальных отношений Челябинской области), а заявление для назначения ежемесячной денежной выплаты по форме, установленной Министерством социальных отношений Челябинской области, подается в орган социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания гражданина и назначается этим органом. Следовательно, в одном заявлении истец не могла указать о выдаче ей удостоверения «Ветеран труда» и назначении меры социальной поддержки. Суждения автора жалобы о том, что не определен порядок объявления ветераном труда своего намерения воспользоваться правом на льготы (устно или письменно), отклоняются судебной коллегией как не основанные на законе. Исходя из требований пункта 5 Положения о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов, жертвам политических репрессий и |
ветеранам труда Челябинской области ежемесячной денежной выплаты, заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты с указанием способа получения ежемесячной денежной выплаты подается гражданином посредством личного обращения в орган социальной защиты населения по форме, установленной Министерством социальных отношений Челябинской области. Доводы апелляционной жалобы о том, что бремя доказывания юридически значимых обстоятельств по делу лежало на ответчике, не может повлечь отмену судебного акта, поскольку исходя из характера спорных правоотношений именно истец ФИО1 в силу требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должна была доказать те обстоятельства, на которые она ссылалась как на основания своих требований, - должна была доказать факт обращения в орган социальной защиты населения в установленном порядке с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, дающим ей право на получение указанной меры социальной поддержки с 01 февраля 2014 года. Между тем в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом такие доказательства суду первой инстанции представлены не были, равно, как и не представлены они суду апелляционной инстанции. В то же время ответчик представил доказательства в обоснование своих возражений относительно заявленных требований. Таким образом, апелляционная жалоба не содержит каких-либо обстоятельств, не исследованных судом первой инстанции, по существу сводится к переоценке выводов суда первой инстанции, оснований для которой не имеется. Основания для отмены решения по доводам апелляционной жалобы отсутствуют. Указаний на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит, а судебная коллегия не усматривает. Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия |
ОПРЕДЕЛИЛА: |
Решение Троицкого городского суда Челябинской области от 29 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения. Председательствующий Судьи |