Дело № 11а-1530/2020 Судья Володько П.В.
Дело 2а-2175/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 января 2020 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Смолина А.А.,
судей Ишимова И.А., Абдрахмановой Э.Г.,
при секретаре Ахмировой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинску к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 15 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Ишимова И.А., выслушав объяснения представителя ФИО1 – ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинску – ФИО3, представителя УФНС России по Челябинской области – ФИО4 на апелляционную жалобу, судебная коллегия
установила:
ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании:
- недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017-2018 годы в сумме 78 017,69 руб.;
- задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 171,5 руб.;
- недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2018 год в сумме 159,99 руб.;
Требования мотивированы тем, что ФИО1 с 25 апреля 2016 года по 10 января 2018 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, состоял на налоговом учете и являлся плательщиком страховых взносов. В связи с тем, что ФИО1 страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование не уплачены вовремя, на сумму недоимок в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налоговым органом начислена пеня. Поскольку требования об уплате пеней по страховым взносам ФИО1 добровольно исполнены не были, налоговый орган обратился в суд за их взысканием в принудительном порядке.
Протокольным определением Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 30 июля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФНС России по Челябинской области (л.д. 124).
Решением Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 15 октября 2019 года административный иск ИФНС России по Тракторозаводского району г. Челябинска удовлетворен в полном объеме: с ФИО1 в пользу налоговой инспекции взысканы задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на страховую часть пенсии (с 01 января 2017 года) в размере 78 017,69 руб., по пени за период с 01 февраля 2018 года по 08 февраля 2018 года в размере 1,47 руб., по пени за период с 01 июля 2018 года по 11 июля 2018 года в размере 170,03 руб., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере (с 01 января 2017 года) в размере 156,99 руб., всего 78 346,18 руб.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда в части взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на страховую часть пенсии (с 01 января 2017 года) в размере 77 304,11 руб., пени с 01 июля 2018 года по 11 июля 2018 года в размере 170,03 руб., отменить и принять новое решение. Считает, что ссылка налогового органа и суда первой инспекции на письмо Минфина России от 12 февраля 2018 года № 03-15-07/8369, решение Верховного Суда РФ от 08 июня 2018 года по делу № АКПИ18-273 и определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 11 сентября 2018 года № АПЛ18-350 является несостоятельной, поскольку в перечисленных решениях Верховного Суда РФ указано, что данное письмо не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых судами, арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел. Также полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что Верховный Суд РФ в вышеуказанных решениях сделал вывод о невозможности применения к рассматриваемым правоотношениям позиции, отраженной в постановлении Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2016 года № 27-П, поскольку решения Верховного Суда РФ такого вывода не содержат. Указывает, что преимущества упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) не относятся к рассматриваемому вопросу исчисления страховых взносов. Обращает внимание, что, являясь в 2017 году индивидуальным предпринимателем, он применял УСН с объектом налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом принцип объекта налогообложения плательщика налога на доходы физических лиц аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов. Ссылаясь на Обзор судебной практики № 3(2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 12 июля 2017 года и судебную практику Челябинского областного суда, указывает, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы. Отмечает, что в налоговый орган им была представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому с применением УСН за 2017 год, в которой доход указан 8030411 руб., а расход – 7490252 руб., следовательно, база для исчисления страховых взносов составит 540159 руб.
Административный ответчик ФИО1 в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, в связи с чем в соответствии с ч. 1 ст. 307, ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав лиц, принявших участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1 согласно выписке из ЕГРИП в период с 25 апреля 2016 года по 10 января 2018 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 8).
В период осуществления предпринимательской деятельности ФИО1 применял УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» (л.д. 165).
Согласно данным налогового обязательства 15 декабря 2017 года ФИО1 произвел оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 руб. и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 4590 руб. (л.д. 17-18).
20 февраля 2018 года ФИО1 была подана налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2017 год. В данной декларации ФИО1 отразил сумму полученных доходов в размере 8030411 руб., сумму произведенных расходов в размере 7490252 руб., налоговую базу для исчисления налога в размере 540159 руб., сумму исчисленного минимального налога в размер 80304 руб. (л.д. 71-73).
05 марта 2018 года почтой в адрес ФИО1 налоговой инспекции направлялось требование № <данные изъяты> об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организацией, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 08 февраля 2018 года, в котором ему в срок до 01 марта 2018 года было указано произвести оплату недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года в сумме 713,58 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года в сумме 1,47 руб., а также недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с 01 января 2017 года в размере 156,99 руб. (л.д. 9, 11-12).
Также 24 июля 2018 года почтой в адрес ФИО1 налоговой инспекции направлялось требование № <данные изъяты> об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организацией, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 11 июля 2018 года, в котором ему в срок до 31 июля 2018 года было указано произвести оплату недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года в сумме 77 304,11 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года в сумме 170,03 руб. (л.д. 13, 15).
Решением УФНС России по Челябинской области от 19 сентября 2018 года № <данные изъяты> жалоба ИП ФИО1 от 20 июля 2018 года на действия должностных лиц ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска, выразившиеся в направлении требования от 11 июля 2018 года № <данные изъяты> об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года в размере 77 304,11 руб. и пени в сумме 170,03 руб., оставлена без удовлетворения (л.д. 133-135).
14 декабря 2018 года мировым судьей судебного участка № 6 Тракторозаводского района г. Челябинска был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии с 01 января 2017 года по недоимке за 2017 год в размере 78017,69 руб., по пени с 01 февраля 2018 года по 11 июля 2018 года в размере 171,50 руб., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с 01 января 2017 года по недоимке за 2017 год в размере 156,99 руб., всего 78 346,18 руб. (л.д. 40).
Определением мирового судьи судебного участка № 6 Тракторозаводского района г. Челябинска от 29 декабря 2018 года в связи с поступившими от ФИО1 возражениями отменен судебный приказ мирового судьи от 14 декабря 2018 года (л.д. 44).
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходя из того, что административным ответчиком не произведены уплата страховых взносов на основании выставленных ему требований, пришел к выводу о необходимости взыскания с него заявленных сумм недоимок по страховым взносам и задолженности по пеням. При этом суд согласился с произведенным налоговой инспекцией расчетом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исходя из полученного административным ответчиком дохода, определенного без учета произведенных им расходов.
Судебная коллегия не может в полном объеме согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в п. 1 ст. 3 НК РФ.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ (здесь и далее в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
На основании п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода, в случае, предусмотренном абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 настоящего Кодекса.
Согласно абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, уплачивают в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Подпункт 1 п. 2 ст. 245 НК РФ предусматривает, что тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования устанавливаются в размере 26 процентов.
В силу подп. 3 п. 9 ст. 430 НК РФ для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается в соответствии со ст. 346.15 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пп. 1 и 2 ст. 248 настоящего Кодекса.
Так, пункт 1 ст. 248 НК РФ к доходам относит: 1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; 2) внереализационные доходы. А пункт 2 ст. 248 НК РФ определяет, что имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
В то же время ст. 346.15 НК РФ находится в главе 26.2 «Упрощенная система налогообложения», которая в ст. 346.14 предусматривает два вида налогообложения: доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов.
Положения ст. 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 30 ноября 2016 года № 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и ст. 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
При этом Конституционный Суд РФ отметил, что само указание в п. 1 ч. 8 ст. 14 указанного выше Федерального закона на необходимость учета дохода в соответствии со ст. 227 НК РФ, которая может применяться только в системной связи с п. 1 ст. 221 данного Кодекса, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Данный подход демонстрирует преемственность правового регулирования при определении размера страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от доходов.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками налога на доходы физических лиц аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, судебная коллегия полагает, что изложенная Конституционным Судом РФ в постановлении от 30 ноября 2016 года № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой по настоящему делу ситуации.
Выводы Конституционного Суда РФ сформулированы не применительно к конкретной системе налогообложения, а к принципам определения базы для начисления страховых взносов в общем, что согласуется с позицией, изложенной в п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 12 июля 2017 года, согласно которой при определении размера дохода для расчета размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, необходимо учитывать величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, на предусмотренные ст. 346.16 названного Кодекса расходы.
Ссылка налогового органа и суда на правовую позицию, изложенную в письме Минфина России от 12 февраля 2018 года № 03-15-07/8369, согласно которой расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК РФ, не учитываются при определении суммы страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, отклоняется судебной коллегией.
Указанное письмо Минфина России не было официально опубликовано, в силу требований ст. 15 КАС РФ не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых при разрешении административных дел, следовательно, содержащиеся в нем разъяснения не являются обязательными для судов, на что указано и в решении Верховного Суда РФ от 08 июня 2018 года по делу № АКПИ18-273, на которое также ссылается инспекция.
Как усматривается из имеющейся в материалах дела налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, представленной ФИО1 в налоговый орган 20 февраля 2018 года, им в 2017 году получен доход в сумме 8030411 руб., а также понесены расходы в сумме 7490252 руб.
Следовательно, для ФИО1, фактически получившего в 2017 году доход (экономическую выгоду) в размере 540159 руб. (8030411 руб. – 7490252 руб.), сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в соответствии с абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ подлежала следующему расчету: 7500 руб. x 26 % x 12 мес. + ((540159 руб. – 300000 руб.) х 1%) и составила 25 801,59 руб.
На основании п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Принимая во внимание произведенную 15 декабря 2017 года ФИО1 оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 23400 руб., на 1 июля 2018 года недоимка ФИО1 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год составила 2 401,59 руб. = (25 801,59 руб. – 23 400 руб.).
Согласно п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (п. 5 ст. 432 НК РФ).
С учетом прекращения ФИО1 деятельности индивидуального предпринимателя 10 января 2018 года страховые взносы за указанный период года подлежали оплате не позднее 26 января 2018 года.
На основании п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., в фиксированном размере 26545 руб. за расчетный период 2018 года. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование оплачиваются в фиксированном размере 5 840 руб. за расчетный период 2018 года.
Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что доходы ФИО1 в 2018 году превышали 300 000 руб. в соответствии с п. 1 ст. 430 НК РФ сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год составила 713,58 руб. (26 545 руб. / 12 мес.) / 31 х 10), сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год – 156,99 руб. (5 840 руб. / 12 мес.) /31 х 10).
В силу ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пп. 1, 2 ст. 75 НК РФ).
В порядке пп. 3, 5 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
На основании п. 4 ст. 75 пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно расчету налоговой инспекции (л.д. 10, 14) пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ за 2018 год начислена за период с 01 февраля по 08 февраля 2018 года и с 01 июля по 02 июля 2018 года в сумме 1,81 руб., данный расчет проверен судебной коллегией, признан верным, в связи с чем принимается для определения задолженности по пеням, подлежащей взысканию с административного ответчика.
Расчет пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ за 2017 год производился налоговым органом за период с 03 июля по 11 июля 2018 года. С учетом изменения суммы недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ за 2017 год судебная коллегия считает необходимым произвести перерасчет пени за названный выше период. Так, исходя из недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ за 2017 год в сумме 2 401,59 руб., размер пени составит 5,22 руб. (2 401,59 руб. х 7,25 % / 300 х 9 дней).
На основании положений пп. 1, 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В порядке п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Абзацем 2 п. 3 ст. 48 НК РФ также предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как указывалось выше, судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу налоговой инспекции вышеуказанной задолженности вынесен 14 декабря 2018 года, т.е. в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования № <данные изъяты>. Судебный приказ отменен 29 декабря 2018 года, в районный суд с административным иском налоговая инспекция обратилась 24 июня 2019 года, также с соблюдением шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа.
Таким образом, сроки для обращения налогового органа в суд, установленные ст. 48 НК РФ, не нарушены.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства оплаты административным ответчиком недоимок по страховым взносам и пеней, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости их взыскания в принудительном порядке, но с учетом установленного в настоящем определении размера.
В силу ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Принимая во внимание установленные выше обстоятельства, приведенные правовые нормы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим изменению путем указания на удовлетворение административного иска в части требования о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01 января 2017 года в размере 3 115,17 руб. (2 401,59 руб. + 713,58 руб.), задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, за периоды с 01 февраля 2018 года по 08 февраля 2018 года, с 01 июля 2018 года по 11 июля 2018 года в размере 7,03 руб. (1,81 руб. + 5,22 руб.), а также недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФОМС за периоды с 01 января 2017 года в размере 156,99 руб. и отказ в удовлетворении административного иска в остальной части заявленных требований.
Кроме того, исходя из ч. 3 ст. 111 КАС РФ, судебная коллегия полагает возможным изменить решение суда в части взыскания с административного ответчика государственной пошлины.
На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С учетом приведенных выше правовых норм, а также частичного удовлетворения административного иска, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию сумма государственной пошлины, рассчитанная на основании подп. 1 п.1 ст. 333.19 НК РФ, в размере 400 руб.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 15 октября 2019 года изменить, изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции.
«Административное исковое заявление ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинску к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01 января 2017 года в размере 3 115,17 руб., задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, за периоды с 01 февраля 2018 года по 08 февраля 2018 года, с 01 июля 2018 года по 11 июля 2018 года в размере 7,03 руб., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФОМС за периоды с 01 января 2017 года в размере 156,99 руб., всего 3 279,19 руб.
Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.».
Председательствующий
Судьи