НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 27.10.2020 № 2А-2849/20

Дело № 11a-11231/2020 Судья: Долгов А.Ю.

Дело № 2а-2849/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 октября 2020 года г. Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Смолина А.А.,

судей Абдрахмановой Э.Г., Магденко А.В.,

при секретаре Ахмировой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 10 августа 2020 года по административному исковому заявлению Инспекции федеральной налоговой службы России по Тракторозаводскому району г. Челябинска к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу ЕНВД и пени по ЕНВД и страховым взносам,

заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, судебная коллегия

Установила:

ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности в размере 15346,41 рублей, в том числе:

- недоимки по налогу ЕНВД за 2016-2018 года в размере 10417 рублей;

- пени по ЕНВД за периоды: с 13 августа 2016 года по 12 сентября 2018 года в размере 1220,76 рублей, с 14 по 31 октября 2018 года в размере 46,53 рублей;

-пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года за период с 01 по 05 октября 2018 года в размере 29,25 рублей;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 01 января 2017 года за период с 01 по 05 октября 2018 года в размере 8,73 рублей;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 01 января 2017 года за период с 01 по 05 октября 2018 года в размере 5,74 рублей;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года за период с 30 марта по 31 октября 2018 года в размере 1229,49 рублей;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за период с 24 января 2017 года по 31 октября 2018 года в размере 1336,16 рублей;

-пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 01 января 2017 года за период с 08 августа 2017 года по 31 октября 2018 года в размере 811,58 рублей;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с 01 января 2017 года за период с 30 марта по 31 октября 2018 года в размере 241,17 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 являлась индивидуальным предпринимателем. Свою обязанность по уплате ЕНВД и страховых взносов надлежащим образом не исполнила. В связи с чем, в ее адрес были направлены требования об уплате ЕНВД, пени по нему и пени по страховым взносам, которые также оставлены без исполнения.

Представитель административного истца ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска, административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явились, при надлежащем извещении о дате и времени рассмотрения дела..

Судом постановлено решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Также с ФИО1 в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 400 рублей.

Не согласившись с постановленным по делу решением, ФИО1 обратилась в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит постановленное по делу решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельств дела, на неправильное применение норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы указала, что деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена ею 20 апреля 2018 года, за данную деятельность она отчиталась своевременно. Ссылается на то, что требования об уплате налога и пени она не получала, доказательств их вручения ей налоговый орган не представил. Обращает внимание на пропуск налоговым органом предусмотренного статьей 48 Налогового кодекса РФ срока на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Также указывает, что налоговым органом не был представлен подробный расчет пени с указанием сумм недоимок, на которые начислены пени, и периоды их начисления.

Представитель административного истца ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска ФИО2 в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила отказать в удовлетворении жалобы.

Административный ответчик ФИО1 в суд апелляционной инстанции не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о дате и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного выше лица, извещенного надлежащим образом и не явившегося в судебное заседание.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 статьи 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации. Указанная обязанность также предусмотрена статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что ФИО1 в период с 02 февраля 2010 года по 20 апреля 2018 года являлась индивидуальным предпринимателем, использовала специальный налоговый режим – единый налог на вмененный доход (ЕНВД), следовательно, обязана была уплачивать ЕНВД и страховые взносы (л.д. 17).

В связи с тем, что обязанность по уплате ЕНВД и страховых взносов не была исполнена ей в добровольном порядке в адрес ФИО1 направлены требования:

№ 15912 по состоянию на 05 октября 2018 года об уплате недоимки по ЕНВД в размере 10 417 рублей, пени по ЕНВД в размере 1207,74 рублей, пени по ЕНВД в размере 13,02 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года в размере 29,25 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 01.01.2017 года в размере 8,73 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с 01 января 2017 года в размере 5,74 рублей; срок исполнения требования указан до 25 октября 2018 года (л.д. 18);

№ 2878 по состоянию на 31 октября 2018 года об уплате пени по ЕНВД в размере 46,53 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года в размере 1229,49 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере 1336,16 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 01 января 2017 года в размере 811,58 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с 01 января 2017 года в размере 241,17 рублей (л.д. 25).

Данные требования об уплате налога и пени были направлены ответчику почтой, что подтверждается списками заказанных писем с оттиском штемпеля Почты России (л.д. 19-22, 26-29).

Поскольку указанные требования об уплате налога и пени также исполнены ответчиком не были, на основании заявления налогового органа мировым судьей судебного участка № 5 Тракторозаводского района г. Челябинска 02 апреля 2019 года был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 указанных сумм. Определением мирового судьи от 17 февраля 2020 года указанный судебный приказ отменен (л.д. 15, 78-100).

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что обязанность по уплате ЕНВД, пени по нему и пени по страховым взносам ФИО1 не исполнена, сроки на обращение в суд налоговым органом не пропущены.

Судебная коллегия с данными выводами суда не соглашается по следующим мотивам.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ статьей 3, пунктом 1 статьи 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика (статья 346.29 НК РФ). Вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке (абз. 2 статьи 346.27 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 346.28 НК РФ налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (статья 346.30 НК РФ).

Согласно статье 346.32 НК РФ уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

В силу пункта 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

ФИО1 представлены в налоговый орган налоговые декларации по ЕНВД за 2016-2018 годы:

за 1 квартал 2016 года – 20 апреля 2016 года, сумма налога составила 1998 рублей, была уплачена 06 июля 2016 года;

за 2 квартал 2016 года – 03 августа 2016 года, сумма налога составила 2730 рублей, которая была уплачена 14 ноября 2016 года;

за 3 квартал 2016 года – 01 ноября 2016 года, сумма налога составила 1456 рублей;

за 4 квартал 2016 года – 01 февраля 2016 года, сумма налога составила 1456 рублей;

за 1 квартал 2017 года – 28 апреля 2017 года, сумма налога составила 1456 рублей;

за 2 квартал 2017 года – 20 октября 2017 года, сумма налога составила 1456 рублей;

за 3 квартал 2017 года – 20 октября 2017 года, сумма налога составила 1456 рублей;

за 4 квартал 2017 года – 07 февраля 2018 года, сумма налога составила 1456 рублей;

за 1 квартал 2018 года – 12 апреля 2018 года, сумма налога составила 1513 рублей;

за 2 квартал 2018 года – 12 апреля 2018 года, сумма налога составила 168 рублей (л.д. 38-56, 197-206).

Недоимка по ЕНВД за 2016-2018 годы с учетом частичной уплаты (за 1 и 2 квартал 2016 года) налога составляет 10 417 рублей (за 3, 4 квартал 2016 года, за 2017 год и 1, 2 квартал 2018 года) (л.д. 18, 214).

Согласно статье 70 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки по налогам, пени в его адрес направляется требование об уплате налога, пени в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

При этом из разъяснений постановления Пленума ВАС РФ от 30 мюля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ» следует, что при применении статьи 70 НК РФ судам необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа).

Из взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 100.1, 101 Кодекса следует, что доначисление сумм налога может быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения налоговой проверки. Поэтому требование об уплате доначисленных сумм налога должно быть направлено налогоплательщику в срок, установленный пунктом 2 статьи 70 НК РФ.

С учетом изложенного в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 70 Кодекса, направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.

Поскольку, исходя из представленных налоговых деклараций, налоговый орган согласился с суммами ЕНВД, рассчитанными налогоплательщиком, то требования об уплате ЕНВД подлежали выставлению в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ с учетом приведенных разъяснений, а именно:

по ЕНВД за 3 квартал 2016 года в срок до 02 февраля 2017 года (02 ноября 2016 года + 3 месяца, так как декларация представлена с нарушением установленного законом срока);

по ЕНВД за 4 квартал 2016 года в срок до 02 мая 2017 года (02 февраля 2017 года + 3 месяца, так как декларация представлена с нарушением установленного законом срока);

по ЕНВД за 1 квартал 2017 года в срок до 29 июля 2017 года (29 апреля 2017 года + 3 месяца, так как декларация представлена с нарушением установленного законом срока);

по ЕНВД за 2 квартал 2017 года в срок до 21 января 2018 года (21 октября 2017 года + 3 месяца, так как декларация представлена с нарушением установленного законом срока);

по ЕНВД за 3 квартал 2017 года в срок до 26 января 2018 года (26 октября 2017 года + 3 месяца, так как декларация представлена в установленный законом срок);

по ЕНВД за 4 квартал 2017 года в срок до 08 мая 2018 года (08 февраля 2018 года + 3 месяца, так как декларация представлена с нарушением установленного законом срока);

по ЕНВД за 1 квартал 2018 года в срок до 26 июля 2018 года (21 апреля 2018 года + 3 месяца, так как декларация представлена в установленный законом срок);

по ЕНВД за 2 квартал 2018 года в срок до 26 октября 2018 года (26 июля 2018 года + 3 месяца, так как декларация представлена в установленный законом срок).

Таким образом, требование № 15912 о взыскании ЕНВД, за исключением ЕНВД за 2 квартал 2018 года, было выставлено налоговым органом с пропуском установленного законом срока.

Вместе с тем нарушение налоговым органом срока направления требования об уплате налога, предусмотренного пунктом 1 статьи 70 Налогового Кодекса РФ, не влечет автоматического нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего налога с налогоплательщика.

Федеральный законодатель установил в пункте 1 статьи 70 Налогового Кодекса РФ лишь сроки направления требования налогоплательщику. Иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует.

Однако из разъяснений, данных Конституционным Судом РФ в определении от 22 апреля 2014 года № 822-О, следует, что нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового Кодекса РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.

Таким образом, несоблюдение срока направления требования об уплате налога само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки и пеней в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69, 70 Налогового Кодекса РФ. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым Кодексом РФ, осуществляться не может.

Сроки для обращения налогового органа в суд установлены статьей 48 НК РФ.

Согласно статье 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно пунктам 4, 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. При этом в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Таким образом, срок обращения налогового органа в суд в данном случае следовало исчислять исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования (3 месяца) и минимального срока на исполнение требования, установленного пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ, и срока на его доставку.

Следовательно, в данном случае предельный срок обращения в суд по взысканию истекал:

по ЕНВД за 3, 4 квартал 2016 года и 1 квартал 2017 года - 17 февраля 2018 года (29 июля +6 рабочих дней+8 рабочих дней +6 месяцев), учитывая, что сумма недоимки превысила 3000 рублей только при выставлении требования за 1 квартал 2017 года;

по ЕНВД за 2, 3, 4 квартал 2017 года – 29 ноября 2018 года (08 мая 2018 года + 6 рабочих дней +8 рабочих дней + 6 месяцев), учитывая, что сумма недоимки превысила 3000 рублей только при выставлении требования за 4 квартал 2017 года.

Учитывая, что судебный приказ о взыскании ЕНВД вынесен только 02 апреля 2019 года, налоговым органом срок на взыскание недоимки по ЕНВД за 3,4 квартал 2016 года, за 2017 год пропущен.

При этом, учитывая положения пункта 2 статьи 48 НК РФ, размер недоимки за 1 и 2 квартал 2018 года, срок на взыскание этой недоимки по ЕНВД (за 1 и 2 квартал 2018 года) налоговым органом не пропущен.

В данном случае выставление требования о взыскании недоимки по ЕНВД за 1 квартал 2018 года с пропуском срока, к нарушению срока взыскания недоимки с учетом ее размера (менее 3000 рублей) не привело; он (срок) подлежал исчислению с 25 октября 2018 года. Учитывая дату вынесения судебного приказа (02 апреля 2019 года), срок на обращение к мировому судье налоговым органом не пропущен (25 октября 2018 года + 6 месяцев). После отмены судебного приказа - 17 февраля 2020 года, налоговый орган обратился в суд в исковом порядке 20 мая 2020 года, то есть также с соблюдением срока (17 февраля 2020 года + 6 месяцев).

Суд первой инстанции, взыскивая ЕНВД, вышеприведенные фактические обстоятельства дела и нормы закона не учел, в связи чем, решение суда в части взыскания ЕНВД за 3, 4 квартал 2016 года, за 2017 год подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований. Решение суда в части взыскании с ФИО1 недоимки по ЕНВД за 1, 2 квартал 2018 года в размере 1681 рублей (1513+168) является правильным.

Из смысла норм статей 72, 75 НК РФ следует, что обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога, страхового взноса. После истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.

Учитывая, что ЕНВД за 3, 4 квартал 2016 года, за 2017 год взысканию не подлежит, не подлежат взысканию и пени, начисленные на данную недоимку.

В связи с чем, размер пени по ЕНВД, подлежащих взысканию, с учетом сведений из расчета налогового органа составит:

по ЕНВД за 1 квартал 2018 года в размере 1513 рублей за период с 26 апреля 2018 года (день возникновения недоимки) по 25 июля 2018 года – 33,32 рубля (1513 х 7,25% х 1/300 х 91 (количество дней просрочки));

по ЕНВД за 1, 2 квартал 2018 года в размере 1681 рублей (1513+168) за период с 26 июля 2018 года (день возникновения недоимки за 2 квартал 2018 года) по 12 сентября 2018 года (исходя из данных налогового органа) – 19,93 рубля (1681 х 7,25% х 1/300 х 49 (количество дней просрочки));

по ЕНВД за 1, 2 квартал 2018 года за период с 14 октября 2018 года (по данным налогового органа) по 31 октября 2018 года (день выставления требования № 2878) – 7,6 рублей (1681 (1513+168) х 7,5% х 1/300 х 18 (количество дней просрочки).

Таким образом, общий размер пени по ЕНВД, подлежащий взысканию с ответчика составит 60,85рублей (33,32+19,93+7,6). Сроки взыскания пени по ЕНВД, предусмотренные статьей 48 НК РФ, также соблюдены.

С учетом изложенного, решение суда в части взыскания пени по ЕНВД в размере 1167,51 рублей (1220,76 – 33,32 – 19,93) и 38,93 рублей (46,53-7,6) подлежит отмене, как неоснованное на обстоятельствах дела и нормах закона, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований в данной части; решение суда в части взыскания с ФИО1 пени по ЕНВД в размере 60,85 рублей (1220,76 +46,53 – 1167,51 – 38,93) является правильным.

Согласно пункту 3 статьи 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

До 01 января 2017 года взыскание страховых взносов и пени по ним осуществлялось в сроки и порядке, установленные статьей 21 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» пенсионным фондом и его территориальными органам, после 01 января 2017 года - в соответствии с Налоговым кодексом РФ - налоговыми органами.

В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются, в том числе индивидуальные предприниматели.

Исходя из положений пункта 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.

В силу статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, индивидуальными предпринимателями производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (пункт 2, 5 статьи 432 НК РФ).

При наличии у плательщика страховых взносов недоимки (при неисполнении ими обязанности по уплате страховых взносов в установленный законом срок) в его адрес налоговым органом направляется требование об уплате страховых взносов, пени. Такое требование должно быть направлено плательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1, 2 статьи 69, пункт 1, 3 статьи 70 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии со статьей 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

С учетом изложенного, обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, страхового взноса. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов, страховых взносов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога, страхового взноса. После истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.

При этом процедура и сроки взыскания пени аналогичны процедуре и срокам взыскания налога, страховых сборов.

Из представленного налоговым органом расчета пени по страховым взносам (л.д. 24, 30) следует, что:

пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование рассчитаны:

в размере 8,73 рублей исходя из недоимки в размере 6982,29 рублей, возникшей до 01 января 2017 года, за период с 01 по 05 октября 2018 года;

в размер 5,74 рублей исходя из недоимки за 2017 год в размере 4590 рублей за период с 01 по 05 октября 2018 года;

в размере 811,58 рублей исходя из недоимки в размере 6982,29 рублей, возникшей до 01 января 2017 года, за период с 08 августа 2017 года о 31 октября 2018 года;

в размере 241,17 рублей исходя из недоимки за 2017 год в размере 4590 рублей за период с 30 марта по 31 октября 2018 года;

пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование рассчитаны:

в размере 29,25 рублей исходя из недоимки за 2017 год в размере 23 400 рублей за период с 01 по 05 октября 2018 года;

в размере 1229,49 рублей исходя из недоимки за 2017 год в размере 23 400 рублей за период с 30 марта по 01 октября 2018 года и 06 по 31 октября 2018 года;

в размере 1336,16 рублей исходя из недоимки в размере 7495,20 рублей, возникшей до 01 января 2017 года, за период 24 января 2017 года по 31 октября 2018 года.

При этом во взыскании недоимки по страховым взносам за 2017 год на основании решения Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 11 июня 2020 года, вступившего в законную силу 14 июля 2020 года, было отказано.

При таких обстоятельствах, учитывая, что во взыскании недоимки по страховым взносам за 2017 год судом было отказано, доказательств ее уплаты налоговым органом не представлено, пени, начисленные на такую недоимку, взысканию не подлежат.

Допустимых и достаточных доказательств взыскания недоимки по страховым взносам, начисленным до 01 января 2017 года, налоговым органом не представлено, в том числе по запросу судебной коллегии.

Представленный налоговой инспекцией из программы «АИС Налог-3 ПРОМ» скриншот, согласно которому в Тракторозаводском РОСП г. Челябинска 26 марта 2018 года было возбуждено исполнительное производство о взыскании с ФИО1 недоимки по страховым взносам и пени в размере 30 126,30 рублей, в том числе недоимки по страховым взносам на медицинское страхование в размере 4408,22 рублей и пени в размере 622,02 рублей, недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 21 384,48 рублей и пени в размере 3710,42 рублей, которое было окончено 29 сентября 2018 года, при этом невзысканная задолженность по страховым взносам составила 611,41 рублей, судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку из имеющихся в деле документов сделать однозначный вывод, что пенеобразующая недоимка, возникшая до 01 января 2017 года, была взыскана в рамках указанного исполнительного производства, не представляется возможным. Так, сумма пенеобразующей недоимки по страховым взносам на медицинское страхование, возникшей до 01 января 2017 года, исходя из которой взыскиваются пени в рамках настоящего дела, составляет 6982,29 рублей, то есть больше, чем размер недоимки по страховым взносам на медицинское страхование, взыскиваемой в рамках указанного исполнительного производства (составляет 4408,22 рублей). Кроме того, на момент окончания исполнительного производства (29 сентября 2018 года) часть недоимки по страховым взносам (больший ее размер) была погашена, тогда как расчет пени в рамках настоящего дела производился исходя из недоимки по страховым взносам, размер которой не менялся за весь период расчета пени вплоть до октября 2018 года (л.д. 217-219).

Таким образом, доказательств взыскания недоимки по страховым взносам, возникшим до 01 января 2017 года, налоговый орган в нарушение статьи 62, части 4 статьи 289 КАС РФ не представил.

При таких обстоятельствах, учитывая, что налоговым органом не представлено доказательств наличия задолженности по страховым взносам до 01 января 2017 года, их уплаты или взыскания, пени, начисленные на такую недоимку, также взысканию не подлежат.

Суд первой инстанции, взыскивая пени по страховым взносам вышеприведенные фактические обстоятельства дела и нормы закона не учел, в связи чем, решение суда в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.

Между тем, необходимо учитывать, что районным судом в нарушение пункта 1 части 2 статьи 290 КАС РФ не указано место жительства лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность. Также необходимо учитывать, что районным судом в резолютивной части решения не указан взыскатель, в пользу которого подлежит взыскание с административного ответчика по обязательным платежам. По данным основаниям решение районного суда подлежит отмене в части и изменению.

Руководствуясь статьями 306-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:

Решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 10 августа 2020 года в части взыскания с ФИО1 задолженности в размере 13 604, 56 рублей, в том числе: недоимка по ЕНВД за 2016-2018 года в размере 8 736 рублей; пени по ЕНВД за периоды: с 13 августа 2016 года по 12 сентября 2018 года в размере 1 167,51 рублей, с 14 по 31 октября 2018 года в размере 38,93 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года за период с 01 по 05 октября 2018 года в размере 29,25 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 01 января 2017 года за период с 01 по 05 октября 2018 года в размере 8,73 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 01 января 2017 года за период с 01 по 05 октября 2018 года в размере 5,74 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года за период с 30 марта по 31 октября 2018 года в размере 1229,49 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за период с 24 января 2017 года по 31 октября 2018 года в размере 1336,16 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 01 января 2017 года за период с 08 августа 2017 года по 31 октября 2018 года в размере 811,58 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с 01 января 2017 года за период с 30 марта по 31 октября 2018 года в размере 241,17 рублей – отменить. В отмененной части принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В оставшейся части это же решение суда изменить, изложить резолютивную часть в следующей редакции: «Взыскать с ФИО1, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска задолженности по ЕНВД за 1 и 2 квартал 2018 года в размере 1 681 рублей; пени по ЕНВД за периоды: с 26 апреля 2018 года по 12 сентября 2018 года в размере 53,25 рублей, с 14 по 31 октября 2018 года в размере 7,60 рублей, всего в размере 1741,85 рублей. Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей».

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи