НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 25.03.2019 № 1А-3403/19

Дело№ 1 la-3403/2019

Судья: Коннова О.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе

председательствующего Аганиной Т.А.,

судей Шигаповой СВ., Сапрыгиной Л.Ю.,

при секретаре Саламатиной А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-837/2018 по апелляционной жалобе представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Челябинской области на решение Карталинского городского суда Челябинской области от 24 декабря 2018 года по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Челябинской области к Алмазовой Светлане Борисовне о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени,

заслушав доклад судьи Аганиной Т.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, выслушав мнение представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Челябинской области Морозовой Н.А.,

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 19 по Челябинской области (далее - МИФНС России № 19 по Челябинской области, налоговый орган) обратилась в суд с уточненным административным исковым заявлением к Алмазовой СБ. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 47814,36 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 13869 рублей, пени за период с 02 декабря 2017 года по 19 декабря 2017 года в размере 231,63 рублей (л.д. 152).

В обоснование заявленных требований указано на то, что Алмазова СБ. является собственником недвижимого имущества. Установленные законом обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2014, 2016 не исполняет. Направленное уведомление № 20842633 о добровольной уплате налога на имущество за 2014 и 2016 годы, оставлено без исполнения. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный срок, административному ответчику начислены пени. Требование № 22333 по уплате налогов и пени в добровольном порядке не исполнено, что


2

послужило основанием для обращения МИФНС России № 19 по Челябинской области к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены в суд с указанным административным иском.

В судебном заседании представитель административного истца МИФНС России № 19 по Челябинской области в судебное заседание не явился, был извещен.

Административный ответчик Алмазова СБ. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика Гребенщиков А.П. в судебном заседании заявленные требования полагал обоснованными частично.

Решением Карталинского районного суда Челябинской области от 24 декабря 2018 года исковые требования МИФНС России № 19 по Челябинской области удовлетворены частично. С Алмазовой СБ. в пользу МИФНС России № 19 по Челябинской области взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 653 рубля, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 70 рублей, пени в размере 3,10 рублей. В удовлетворении остальной части требований МИФНС России № 19 по Челябинской области отказано. Кроме того, с Алмазовой СБ. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.

Не согласившись с постановленным по делу решением, представитель МИФНС России № 19 по Челябинской области обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить, вынести новое решение о полном удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает на то, что с января 2015 года введена в действие глава 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) «Налог на имущество физических лиц». Субъекту РФ предоставляется право до 2020 года устанавливать порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц: исходя из кадастровой стоимости объекта или его инвентаризационной стоимости. В случае сохранения ранее действовавшего порядка исчисления налога на имущество физических лиц налоговой базой по налогу на имущество физических лиц выступает инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года. В


соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2014 года № 685 коэффициент-дефлятор на 2015 год установлен в размере 1,147. таким образом, последняя инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, сведения о которой были представлены до 01 марта 2013 года в налоговые органы, при расчете налога на имущество физических лиц за 2015 год была увеличена на указанный коэффициент-дефлятор. Считает, что налоговым органом законно рассчитан налог на основании инвентаризационной стоимости, представленной ОГУП «ОблЦТИ». Налоговые органы не наделены полномочиями по проверке достоверности или изменению сведений об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке. Полагает, что суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не применил положения статьи 404 НК РФ, в части определения инвентарной стоимости. Указанное нарушение норм материального права, является основанием для отмены решения суда в соответствии со статьей 310 КАС РФ.

Представитель административного ответчика Гребенщиков А.П. направил возражения на апелляционную жалобу, в которых полагал решение суда законным, неподлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Представитель административного истца МИФНС России № 19 по Челябинской области Морозова Н.А. настаивала на доводах апелляционной жалобы.

Административный ответчик Алмазова СБ., представитель административного ответчика Гребенщиков А.П. в суд апелляционной инстанции не явились, были извещены.

В соответствии с частью 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Заслушав представителя административного истца МИФНС России № 19 по Челябинской области Морозову Н.А., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, включая приобщенные в соответствии с протокольным определением судебной коллегии в порядке части 2 статьи 308 КАС РФ, дополнительно представленные административным истцом документы, возражение на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой


инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3, статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в спорный период регулировался главой 32 НК РФ.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц

признаются физические лица, обладающие правом собственности на

имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу пункта 2 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (статья 404 НК РФ).

Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункты 1 и 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ).

Как видно из материалов дела, Алмазова СБ. в 2016 году являлась собственником недвижимого имущества:

- Уг доли квартиры по адресу: ***.


5

***, кадастровый номер ***, 12 месяцев;

- иные строения, помещения и сооружения, по адресу: ***, кадастровый номер: ***, 11 месяцев;

- иные строения, помещения и сооружения, по адресу: ***, кадастровый номер: ***, 11 месяцев.

В 2014 году Алмазова СБ. являлась собственником недвижимого имущества:

- квартиры по адресу: ***, кадастровый номер ***, 12 месяцев;

- иные строения, помещения и сооружения, по адресу: ***, кадастровый номер: ***, 12 месяцев;

- иные строения, помещения и сооружения, по адресу: ***, кадастровый номер: ***, 12 месяцев.

МИФНС № 19 по Челябинской области Алмазовой СБ. произведено начисление налога на имущество физических лиц за 2016 год:

- за хдоли квартиры по адресу: ***, кадастровый номер ***, в размере 0 рублей (кадастровая стоимость 735215 рублей х Уг доля в праве х налоговую ставку 0,20% х 12 мес. х коэффициент 0,2 = 660 рублей, льгота 660 рублей, налог = 0 рублей);

- иные строения, помещения и сооружения, по адресу: ***, кадастровый номер: ***, в размере 70 рублей (кадастровая стоимость 15235 рублей х долю в праве 1 х налоговую ставку 0,50% х 11 месяцев х коэффициент 1 = 70 рублей);

- иные строения, помещения и сооружения, по адресу: ***, кадастровый номер: ***, в размере 13799 рублей (кадастровая стоимость 3811446 рублей х долю в праве 1 х налоговую ставку 0,50% х 11 месяцев х коэффициент 0,2 = 13799 рублей),

всего налога на сумму 13869 рублей, направлено через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление № 20842633 от 09 сентября 2017 года со сроком уплаты не позднее 01 декабря 2017 года (л.д. 22-23).

Кроме того, МИФНС № 19 по Челябинской области Алмазовой СБ. произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2014 год:

- за квартиру по адресу: ***, кадастровый номер ***, в размере 653 рублей (инвентаризационная стоимость 360851 рублей х доля в праве 1 х налоговую


4- /•

Li)

6

ставку 0,31% x 12 мес. = 1119 рублей - льгота 466 рублей = 653 рублей);

- иные строения, помещения и сооружения, по адресу: ***, кадастровый номер: ***, в размере 40668 рублей (инвентаризационная стоимость 3485868 рублей х долю в праве 1 х налоговую ставку 2% х 12 месяцев = 69717 рублей - льгота 29049 рублей = 40668 рублей);

- иные строения, помещения и сооружения, по адресу: ***, кадастровый номер: ***, в размере 7146 рублей (инвентаризационная стоимость 3952004 рублей х долю в праве 1 х налоговую ставку 0,31% х 12 месяцев = 12251 рублей - льгота 5105 рублей =7146 рублей),

всего налога на сумму 48467 рублей, направлено через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление № 20842633 от 09 сентября 2017 года со сроком уплаты не позднее 01 декабря 2017 года (л.д. 22-23).

Налоговое уведомление № 20842633 от 09 сентября 2017 года о расчете налога на имущество за период 2016 год и перерасчет налога на имущество за 2014 год было направлено налоговым органом в соответствии с пунктом 4 статьи 52 НК РФ через личный кабинет налогоплательщика.

В установленный в налоговом уведомлении срок Алмазова СБ. не исполнила обязанность по уплате налогов на имущество физических лиц.

В силу пункта 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4).

На основании пункта 2 статьи 69, пункта 1 статьи 70 НК РФ налоговым органом в адрес административного ответчика через личный кабинет налогоплательщика было направлено требование:

- № 22333 на 20 января 2017 года об оплате в срок до 26 января 2018 года недоимки по налогу на имущество физических лиц по сроку уплаты 01 декабря 2017 года в размере 61683,36 рублей, пени по данному виду налога за период с 02 декабря 2017 года по 19 декабря 2017 года в размере 303,27 рублей (л.д. 13,14).

В уточненных требованиях налоговый орган просит о взыскании с


7

Алмазовой СБ. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 47814,36 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 13869 рублей, пени за период с 02 декабря 2017 года по 19 декабря 2017 года в размере 231,63 рублей.

Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1998 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.


Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ).

Согласно требования № 22333 сумма налогов и пени, должна была быть уплачена Алмазовой СБ. в срок до 26 января 2018 года, в связи с чем налоговый орган имел право обратиться в суд с заявлением о взыскании налога на имущество по сроку уплаты 01 декабря 2017 года в течение шести месяцев, то есть до 26 июля 2018 года (срок исполнения обязательств по требованию № 22333 до 26 января 2018 года + 6 месяцев = 26 июля 2018 года).

Из материалов дела усматривается, что в установленный законом срок налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Судебный приказ № 2а-624/2018 был вынесен 06 апреля 2018 года. На основании данного судебного приказа с Алмазовой СБ. была взыскана задолженность по налогу на имущество по сроку уплаты 01 декабря 2017 года в размере 61683,36 рублей, пени в размере 299,82 рублей.

Определением мирового судьи от 18 апреля 2018 года судебный приказ № 2а-2624/2018 по заявлению Алмазовой СБ. был отменен (л.д. 12).


9

Поскольку недоимка по налогу на имущество физических лиц и начисленным пеням административным ответчиком не были уплачены полностью, МИФНС России № 19 по Челябинской области 27 сентября 2018 года обратилась в суд с административным иском о взыскании с Алмазовой СБ. недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени в принудительном порядке.

Срок принудительного взыскания обязательных платежей и санкций налоговым органом не пропущен.

Расчет взыскиваемых сумм судебной коллегией проверен, является правильным, соответствует представленным материалам дела, арифметически верен, административным ответчиком не опровергнут.

Налоговые ставки применены налоговым органом верно исходя из налоговых ставок, установленных Решением Совета депутатов Карталинского городского поселения от 19 ноября 2015 года № 22 и Решением Совета депутатов Карталинского городского поселения от 28 ноября 2014 года№ 76 года (л.д. 180-181,182-183).

Налоговая база определена налоговым органом исходя из сведений, поступивших из регистрирующих органов в порядке статьи 85 НК РФ в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 402, статьи 404 НК РФ.

В частности, в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Органы, указанные в пункте 4 статьи 85 НК РФ, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме (пункт 11 статьи 85 НК РФ).

Так, по сведениям ОГУП «ОблЦТИ» от 24 декабря 2018 года объект недвижимости: здание (магазин, гаражный бокс) в ценах 01 января 2013 года имеет инвентаризационную стоимость 3 952 004 рубля, квартира по адресу: г. ***в ценах на 01 января 2013 года имеет инвентаризационную стоимость 360851 рубль (л.д. 105,193,194).


10

Согласно сведений, имеющихся в МИФНС № 19 по Челябинской области, налогооблагаемая база недвижимого имущества, принадлежащего Алмазовой СБ., в 2014 году составляла:

- инвентаризационная стоимость 360851 рублей - за квартиру по адресу: ***, кадастровый номер ***;

- инвентаризационная стоимость 3485868 рублей - за иные строения, помещения и сооружения, по адресу: ***, кадастровый номер: ***;

- инвентаризационная стоимость 3952004 рублей - за иные строения, помещения и сооружения, по адресу: ***, кадастровый номер: *** (л.д. 201-203).

Кроме того, из сведений МИФНС № 19 по Челябинской области МИФНС № 19 по Челябинской области следует, что налогооблагаемая база недвижимого имущества, принадлежащего Алмазовой СБ., в 2016 году составляла:

- кадастровая стоимость 735215 рублей - за Уг доли квартиры по адресу: ***, кадастровый номер ***;

- кадастровая стоимость 15235 рублей - за иные строения, помещения и сооружения, по адресу: ***, кадастровый номер: ***;

- кадастровая стоимость 3811446 рублей - за иные строения, помещения и сооружения, по адресу: ***, кадастровый номер: *** (л.д. 201-203).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении требований МИФНС России № 19 по Челябинской области, поскольку налоговым органом не предоставлены, и при рассмотрении дела не добыты допустимые доказательства, подтверждающие налоговую базу и законность, обоснованность начисленного налога за 2014 год по объектам недвижимости: нежилое помещение с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***, нежилое помещение с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***, а также за 2016 год по объекту недвижимости: нежилое помещение с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***. Исходя из данных выводов, суд взыскал с Алмазовой СБ. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 653 рубля, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 70 рублей, пени в размере 3,10 рублей.


11

Судебная коллегия не соглашается с данными выводами суда, изложенными в решении суда, ввиду следующего.

В соответствии Порядком оценки строений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным приказом Минстроя РФ от 04 апреля 1992 года № 87 «Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности» обязанность по определению инвентаризационной стоимости возложена на местные бюро технической инвентаризации.

При этом налоговые органы не наделены полномочиями по проверке достоверности или изменению сведений об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке.

Федеральным законом от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» с 1 января 2015 года введена в действие глава 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации. Изменился и порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, которая рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта, а не его инвентаризационной стоимости.

Согласно пункта 2 статьи 402 НК РФ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Вместе с тем, статья 3 Федерального закона от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», действующего до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.


12

Таким образом, до принятия соответствующего решения субъектом Российской Федерации об установлении единой даты начала применения порядка исчисления налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из инвентаризационной стоимости.

Вступившие в силу положения главы 32 части второй НК РФ определяют налоговую базу в отношении объектов налогообложения исходя из их кадастровой стоимости, после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, но не позже января 2020 года.

До принятия соответствующего решения субъектом Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, за отдельными исключениями, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического Развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 № 437, вопросы, касающиеся нормативно-правового регулирования в сфере оценочной деятельности, отнесены к компетенции Минэкономразвития России.

В настоящее время действующим законодательством не установлен орган, уполномоченный осуществлять проверку достоверности установленной ранее инвентаризационной стоимости имущества.

В связи с этим инвентаризационная стоимость может быть оспорена в судебном порядке, в том числе при обнаружении ошибок при ее расчете.

Вместе с тем, в установленном порядке, инвентаризационная стоимость недвижимого имущества для целей определения налоговой базы по исчислению налога на имущество физических лиц, административным истцом не оспорена. Административный ответчик заявляет об отсутствии какой-либо установленной инвентаризационной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года.

Выводы суда первой инстанции, касающиеся неправильного применения при определении сумма налога и порядка определения налоговой базы инвентаризационной стоимости спорных объектов, по существу сводятся к неправильному толкованию норм права и неправильной оценке обстоятельств дела, в связи с чем, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований налогового органа о взыскании налогов на имущество физических лиц.


13

Так, налоговый орган, обоснованно используя сведения об инвентаризационной стоимости имущества, полученные от уполномоченного органа в порядке статьи 85 НК РФ, применяя положения статьи 404 НК РФ, правильно исчислил налог на имущество за период 2014 год в размере 47814,36 рублей по сроку уплаты 01 декабря 2017 года, за 2016 год в размере 13869 рублей по сроку уплаты 01 декабря 2017 года.

Выводы суда о том, что инвентаризационная стоимость спорного имущества на 01 марта 2013 года не была установлена, опровергаются сведениями, представленными уполномоченным органом, а именно, ОГУП «Областной ЦТИ» по Челябинской области, а также сведениями налогового учета.

Административным ответчиком, доказательств опровергающих доводы административного истца об инвентаризационной стоимости не опровергнуты, достоверных и допустимых доказательств иной инвентаризационной стоимости не представлено ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, решение суда в части отказа в удовлетворении требований подлежит отмене, с принятием в указной части нового решения об удовлетворении требований о взыскании с Алмазовой СБ. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 47161,36 рублей, задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 13799 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 228,53 рублей.

Таким образом, окончательно с Алмазовой СБ. в пользу МИФНС России № 19 по Челябинской области подлежит взысканию задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 47814,36 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 13869 рублей, пени за период с 02 декабря 2017 года по 19 декабря 2017 года в размере 231,63 рублей, всего 61914,99 рублей.

В соответствии со статьей 114 КАС РФ подлежит увеличению размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с Алмазовой СБ. с 400 рублей до 2057,45 рублей.

Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Карталинского городского суда Челябинской области от 24 декабря 2018 года в части отказа в удовлетворении требований МИФНС России № 19 по Челябинской области отменить, в отмененной части принять


14

новое решение об удовлетворении требований МИФНС России № 19 по Челябинской области.

Решение Карталинского городского суда Челябинской области от 24 декабря 2018 года изменить в части взысканной с Алмазовой Светланы Борисовны государственной пошлины.

В остальной части решение Карталинского городского суда Челябинской области от 24 декабря 2018 года оставить без изменения, изложив его в следующей редакции:

«Взыскать с Алмазовой Светланы Борисовны, проживающей по адресу: ***в пользу МИФНС России № 19 по Челябинской области задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 47814,36 рублей, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 13869 рублей, пени за период с 02 декабря 2017 года по 19 декабря 2017 года в размере 231,63 рублей, всего 61914,99 рублей.

Взыскать с Алмазовой Светланы Борисовны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2057,45 рублей».

Председательствующий

Судьи