НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 24.10.2019 № 2-213/19

Судья Корсакова Т.Г.

Дело № 2-213/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-12741/2019

24 октября 2019 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Загвоздиной Л.Ю.,

судей Вениковой З.М., Шушкевич О.В.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Росляковым С.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Нагайбакского районного суда Челябинской области от 19 июля 2019 года по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области о признании права на меры социальной защиты.

Заслушав доклад судьи Вениковой З.М. об обстоятельствах дела и доводах апелляционных жалоб, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области о признании права на меры социальной защиты - компенсацию расходов на жилое помещение, отопление и освещение с момента обращения.

В обоснование требований указала, что она является пенсионером по возрасту и имеет педагогический стаж работы 11 лет 9 месяцев 14 дней. Считает, что имеет право как <данные изъяты><данные изъяты> на получение компенсации расходов на жилое помещение, отопление и освещение. В связи с чем, она обратилась к ответчику с заявлением о ее предоставлении. Однако ответчик в этом отказал, сославшись на то, что право на получение такой компенсации имеют пенсионеры, если они ранее пользовались ею. Полагает данный отказ незаконным, поскольку мера социальной защиты <данные изъяты><данные изъяты> о компенсации расходов на оплату жилья, отопления и освещения была предусмотрена Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2013 года № 963 утвержден порядок предоставления указанной компенсации, в соответствии с которым главным условием для ее получения является педагогический стаж в сельской местности не менее 10 лет.

Истец ФИО1, представители ответчиков Министерства социальных отношений Челябинской области, Управления социальной защиты населения администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимали.

Суд постановил решение об отказе в удовлетворении иска.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование указала, что судом неправильно применены нормы материального права. Постановление Правительства Челябинской области от 24 декабря 2014 года № 736-П противоречит ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 года и не подлежит применению. Полагает, что по смыслу указанного закона для назначения мер социальной защиты необходимо наличие стажа работы 10 и более лет, указанный стаж должен быть при работе в педагогическом учреждении в сельской местности, при этом требований о необходимости выхода на пенсию с именно с педагогической организации не предусмотрено.

Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Челябинского областного суда - www.chel-oblsud.ru), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в их отсутствие.

Проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании от 29 декабря 2012 г.), который, как и ранее действовавший Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-I "Об образовании", закрепил право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также предусмотрел, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций - законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 47 и абзац третий пункта 5 статьи 55 в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ, вступившего в законную силу с 11 января 2011 года, соответственно).

В Челябинской области размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее - компенсация расходов) отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области регулируется положениями Закона Челябинской области "О компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области" от 18 декабря 2014 г. № 89-ЗО (далее - Закона Челябинской области от 18 декабря 2014 г. № 89-ЗО).

Согласно части 1 ст.1 Закона Челябинской области от 18 декабря 2014 г. № 89-ЗО данный Закон устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области (далее - педагогические работники), в том числе вышедшим на пенсию и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, имеющим стаж работы в соответствующих организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, не менее 10 лет (далее - педагогические работники, перешедшие на пенсию).

Порядок финансирования компенсации расходов за счет средств областного бюджета согласно ст. 4 Закона Челябинской области от 18 декабря 2014 г. № 89-ЗО определяется Правительством Челябинской области.

Постановлением Правительства Челябинской области от 24 декабря 2014 года № 736-П утвержден Порядок финансирования расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, в том числе вышедшим на пенсию и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, имеющим стаж работы в соответствующих организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, не менее 10 лет (далее - Порядок).

Указанный Порядок определяет порядок компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее именуется - компенсация расходов) педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, имеющим стаж работы в областных государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, не менее 10 лет (далее именуются - педагогические работники, перешедшие на пенсию) (пункт 1).

Согласно пункту 2 назначение и выплата компенсации расходов осуществляется педагогическим работникам, перешедшим на пенсию, органами социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов Челябинской области (далее именуются - органы социальной защиты населения) по месту жительства либо по месту пребывания.

В случае изменения гражданином места жительства (пребывания) компенсация расходов назначается органом социальной защиты населения по новому месту жительства (пребывания) при наличии справки о неполучении им указанной компенсации по прежнему месту жительства (пребывания).

Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что педагогические работники, перешедшие на пенсию, которые приобрели право на компенсацию расходов впервые либо изменили место жительства (пребывания), в целях получения компенсации расходов представляют в органы социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания следующие документы:

1) заявление о предоставлении компенсации расходов с указанием способа получения сумм возмещения (через кредитную организацию путем зачисления компенсации на счет педагогического работника, перешедшего на пенсию, открытый им в кредитном учреждении, или через отделение федеральной почтовой связи);

2) копию документа, удостоверяющего личность;

3) копию пенсионного удостоверения либо справку о назначении (установлении) пенсии, выданную территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (если педагогический работник, перешедший на пенсию, не представил указанный документ самостоятельно по собственной инициативе, орган социальной защиты населения запрашивает его самостоятельно с использованием межведомственного информационного взаимодействия);

4) документ о регистрации в жилом помещении, за которое начисляются платежи за жилое помещение, отопление и освещение (если педагогический работник, перешедший на пенсию, не представил указанный документ, то орган социальной защиты населения запрашивает его самостоятельно с использованием межведомственного информационного взаимодействия);

5) справку образовательной организации по последнему месту работы о наличии стажа работы в областных государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах и рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, не менее 10 лет и о получении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения на момент перехода на пенсию (для педагогических работников, перешедших на пенсию, которые приобрели право на компенсацию расходов впервые).

Основанием для отказа в предоставлении компенсации расходов согласно пункту 13 Порядка является, в числе прочего, представление педагогическим работником, перешедшим на пенсию, или его законным представителем неполного пакета документов, предусмотренных настоящим Порядком, обязанность по представлению которых возложена на гражданина.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 в период с 18 августа 1981 года по 15 апреля 1984 года работала <данные изъяты> Детского сада № 1 с. Фершампенуаз; с 16 апреля 1984 года по 14 октября 1986 года <данные изъяты> Детским садом; с 15 октября 1986 года по 28 ноября 1988 года <данные изъяты> в РОНО; с 29 января 2002 года по 14 октября 2005 года <данные изъяты> в «Муниципальном образовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; с 17 ноября 2005 года по 01 сентября 2006 года <данные изъяты> в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 4» (л.д. 18 - 21, 40 - 42).

С 02 апреля 2007 года по 31 августа 2011 года работала <данные изъяты> по Нагайбакскому муниципальному району (главным специалистом) в Магнитогорском межрайонном филиале № 7 Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования.

С 10 ноября 2011 года ФИО1 является получателем пенсии по старости (л.д. 22).

Педагогический стаж ФИО1 в сельской местности составил 11 лет 9 месяцев 14 дней (л.д. 11, 12, 48). С 04 сентября 2006 года истец проживает в сельской местности (л.д. 4, 5, 23).

13 декабря 2018 года ФИО1 обратилась в УСЗН администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области с заявлением о предоставлении ей как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, мер социальной поддержки на оплату жилых помещений, отопления и освещения (л.д. 37).

В ответ на обращение истца Министерством социальных отношений Челябинской области от 08 апреля 2019 года в адрес истца направлено письмо № 424-ЮЛ, которым в предоставлении мер социальной поддержки ей было отказано по причине отсутствия справки из образовательного учреждения с последнего места работы о получении мер социальной поддержки на момент перехода на пенсию (л.д. 9-10), на что также указано в письме УСЗН администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области от 20 марта 2019 года № 624 (л.д. 7).

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ФИО1 права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Челябинской области от 18 декабря 2014 г. № 89-ЗО, в связи с отсутствием условий для их назначения.

Судебная коллегия полагает указанные выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, совокупности исследованных судом доказательств и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Из системного толкования действующего федерального и регионального законодательства следует, что право на меры социальной поддержки имеют педагогические работники областных государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, а также педагогические работники, вышедшие на пенсию непосредственно с должности, занимаемой в образовательных учреждениях в сельской местности, и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, имеющих стаж работы в соответствующих организациях, расположенных в сельской местности, не менее 10 лет, и получающие на момент выхода на пенсию указанные меры социальной поддержки либо такое право у них возникло в момент выхода на пенсию.

Поскольку на дату выхода на пенсию по старости в ноябре 2011 года ФИО1 работала в <данные изъяты> по Нагайбакскому муниципальному району (<данные изъяты>) в Магнитогорском межрайонном филиале № 7 Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования, то соответствующими льготами, установленными для <данные изъяты><данные изъяты>, не пользовалась.

Законных оснований для предоставления мер социальной поддержки ФИО1 как <данные изъяты> работнику, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности (с 04 сентября 2006 года), в настоящее время также не имеется, поскольку на пенсию истец вышла не с должности, педагогического работника в организации, осуществляющей образовательную деятельность, меры социальной поддержки на момент выхода на пенсию не получала и такое право в момент выхода на пенсию у нее не возникло.

В Детском саде № 1 с. Фершампенуаз истец работала в периоды с 18 августа 1981 года по 15 апреля 1984 года, с 16 апреля 1984 года по 14 октября 1986 года, в «Муниципальном образовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 29 января 2002 года по 14 октября 2005 года, в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 4» с 17 ноября 2005 года по 01 сентября 2006 года, то есть данные образовательные учреждения, расположенные в сельской местности, не являлись последним местом работы ФИО1 на момент выхода ее на пенсию.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при разрешении спора суд должен был исходить из верховенства закона «Об образовании в Российской Федерации», который не содержит таких ограничений в условиях предоставления мер социальной поддержки как предусмотрено Постановлением Правительства Челябинской области от 24 декабря 2014 года № 736 предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене ревизуемого судебного постановления не содержат; по существу сводятся к выражению несогласия с произведенным судом первой инстанции правильным толкованием действующего законодательства; поэтому отклоняются.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нагайбакского районного суда Челябинской области от 19 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи