НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 23.07.2018 № 11-9307/18

Дело№ 11-9307/2018

Судья Грачёв М.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 июля 2018 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Андрусенко И.Д.,

судей Давыдовой Т.И., Козиной Н.М.,

при секретаре Уржумцевой СЮ.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда Челябинской области от 10 мая 2018 года по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Октябрьского муниципального района Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

Заслушав доклад судьи Андрусенко И.Д. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Октябрьского муниципального района Челябинской области (далее - УСЗН), Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

В обоснование заявленных требований указала, что с 04 мая 1986 года по 24 июня 2013 года работала **** в ****, с 25 июня 2013 года по 14 марта 2017 года -**** в **** (далее - ****). С 14 марта 2017 года находится на пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. В июне 2017 года обратилась в УСЗН с заявлением о постановке на учет в качестве ****, перешедшего на пенсию. 11 сентября 2017 года в постановке на учет ей было отказано по причине отсутствия у **** лицензии на осуществление образовательной деятельности. Отказ в предоставлении мер социальной поддержки считает незаконным.


2

В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО1 на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель ответчика УСЗН Октябрьского муниципального района Челябинской области по доверенности ФИО2 исковые требования не признала.

Представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования не признал.

Суд постановил решение об отказе ФИО1 в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что, работая с 2013 по 2015 годы в **** в должности ****, она получала льготы как ****, а с 2015 года и до перехода на пенсию - как ****. До поступления на работу в указанное учреждение имела педагогический стаж работы в дошкольном образовательном учреждении 27 лет. Согласно трудовому договору и должностной инструкции за время работы в **** с 2013 по 2017 годы ее педагогические функции как ****, не изменились. Просит учесть, что согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 сентября 2015 года № 588н «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, и медицинских организациях, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», установлена тождественность профессиональной деятельности работников учреждений социального обслуживания, в которые помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и учреждений, занимающихся образовательной деятельностью. Во время работы в **** по роду деятельности она относилась к преподавательскому составу организации социального обслуживания, деятельность которого приравнена к деятельности образовательной организации. Обращает внимание, что в соответствии с п. 1.13 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29


3

октября 2002 г. N 781, работа **** в учреждениях социального обслуживания, в данном случае в ****, является педагогической деятельностью, в связи с чем полагает, что имеет все права, льготы и компенсации как педагогический работник.

Истец ФИО1, представители ответчиков УСЗН Октябрьского муниципального района, Министерства социальных отношений Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон об образовании от 29 декабря 2012 г.), который, как и ранее действовавший Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании», закрепил право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также предусмотрел, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций -законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 47 и абзац третий пункта 5 статьи 55 в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ, вступившего в законную силу с 11 января 2011 года, соответственно).

В Челябинской области размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее -компенсация расходов) отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области регулируется положениями Закона Челябинской области «О компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих


4

поселках (поселках городского типа) Челябинской области» от 18 декабря 2014 года N 89-30 (далее - Закона Челябинской области от 18 декабря 2014 года N 89-30).

Согласно части 1 ст. 1 Закона Челябинской области от 18 декабря 2014 года N 89-30 данный Закон устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области (далее - педагогические работники), в том числе вышедшим на пенсию и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, имеющим стаж работы в соответствующих организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, не менее 10 лет (далее - педагогические работники, перешедшие на пенсию).

Порядок финансирования компенсации расходов за счет средств областного бюджета согласно ст. 4 Закона Челябинской области от 18 декабря 2014 года N 89-30 определяется Правительством Челябинской области.

Постановлением Правительства Челябинской области от 24 декабря 2014 года N 736-П утвержден Порядок финансирования расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, в том числе вышедшим на пенсию и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, имеющим стаж работы в соответствующих организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, не менее 10 лет (далее - Порядок).

Указанный Порядок определяет порядок компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее именуется -компенсация расходов) педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, имеющим стаж работы в областных государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, не менее 10 лет (далее именуются -педагогические работники, перешедшие на пенсию) (пункт 1).


5

Согласно пункту 2 назначение и выплата компенсации расходов осуществляется педагогическим работникам, перешедшим на пенсию, органами социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов Челябинской области (далее именуются - органы социальной защиты населения) по месту жительства либо по месту пребывания.

В случае изменения гражданином места жительства (пребывания) компенсация расходов назначается органом социальной защиты населения по новому месту жительства (пребывания) при наличии справки о неполучении им указанной компенсации по прежнему месту жительства (пребывания).

Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что педагогические работники, перешедшие на пенсию, которые приобрели право на компенсацию расходов впервые либо изменили место жительства (пребывания), в целях получения компенсации расходов представляют в органы социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания следующие документы:

1) заявление о предоставлении компенсации расходов с указанием способа получения сумм возмещения (через кредитную организацию путем зачисления компенсации на счет педагогического работника, перешедшего на пенсию, открытый им в кредитном учреждении, или через отделение федеральной почтовой связи);

2) копию документа, удостоверяющего личность;

3) копию пенсионного удостоверения либо справку о назначении (установлении) пенсии, выданную территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (если педагогический работник, перешедший на пенсию, не представил указанный документ самостоятельно по собственной инициативе, орган социальной защиты населения запрашивает его самостоятельно с использованием межведомственного информационного взаимодействия);

4) документ о регистрации в жилом помещении, за которое начисляются платежи за жилое помещение, отопление и освещение (если педагогический работник, перешедший на пенсию, не представил указанный документ, то орган социальной защиты населения запрашивает его самостоятельно с использованием межведомственного информационного взаимодействия);

5) справку образовательной организации по последнему месту работы о наличии стажа работы в областных государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах и рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, не менее 10 лет и о получении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения на момент перехода на пенсию (для педагогических работников, перешедших на пенсию, которые приобрели право на компенсацию расходов впервые).


6

Основанием для отказа в предоставлении компенсации расходов согласно пункту 13 Порядка является, в числе прочего, представление педагогическим работником, перешедшим на пенсию, или его законным представителем неполного пакета документов, предусмотренных настоящим Порядком, обязанность по представлению которых возложена на гражданина.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 в период с 21 января 1993 года по 24 июня 2013 года работала **** в ****, с 25 июня 2013 года по 14 марта 2017 года - **** в ****, педагогический стаж работы ФИО1 в сельской местности составил более 10 лет (л.д. 39-44)

Согласно справке МКУ СО СРЦ в период работы в **** ФИО1 получала компенсацию расходов коммунальных платежей в размере 1248 рублей в месяц по март 2017 года (л.д. 38).

С 03 июня 2015 года истец является получателем страховой пенсии по старости как педагогический работник (л.д. 37).

23 июня 2017 года ФИО1 обратилась в УСЗН Октябрьского муниципального района с заявлением о постановке на льготный учет как сельский педагог, вышедший на пенсию (л.д. 15).

Решением ответчика от 11 сентября 2017 год в предоставлении мер социальной поддержки ФИО1 отказано по причине отсутствия справки из образовательного учреждения с последнего места работы о наличии стажа работы в областных государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах Челябинской области, не менее 10 лет и о получении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения на момент перехода на пенсию. При этом обращено внимание заявителя, что **** не имеет лицензии образовательного учреждения (л.д. 17).

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Челябинской области от 18 декабря 2014 года N 89-30, Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании», пришел к выводу об отсутствии у ФИО1 права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Челябинской области от 18 декабря 2014 года №89-30, в связи с отсутствием условий для их назначения, несмотря на то, что истец является получателем страховой пенсии по старости в связи с


7

педагогической деятельностью и пользовалась льготой до выхода на пенсию, так как последнее место работы истца - **** не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности и учреждением образования не является.

Судебная коллегия полагает такие выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, совокупности исследованных судом доказательств и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы жалобы ФИО1 о том, что за время работы в **** с 2013 по 2017 годы педагогические функции истца как ****, не изменились, в связи с чем она имеет право на предоставление льгот как ****, подлежат отклонению, как основанные на неправильном понимании норм материального права.

Из системного анализа действующего федерального и регионального законодательства следует, что право на меры социальной поддержки имеют педагогические работники областных государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, а также педагогические работники, вышедшие на пенсию непосредственно с должности, занимаемой в образовательных учреждениях в сельской местности, и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, имеющих стаж работы в соответствующих организациях, расположенных в сельской местности, не менее 10 лет, и получающие на момент выхода на пенсию указанные меры социальной поддержки либо такое право у них возникло в момент выхода на пенсию.

Образовательная деятельность в Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в РФ»).

Согласно положениям ст. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимся знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) (пункт 13); под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательных программ (пункт 17); организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью


8

образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (пункт 19).

Согласно изменениям № 1 к Уставу ****, утвержденным приказом начальника УСЗН Октябрьского муниципального района Челябинской области № 79 от 06 декабря 2011 года, учреждение предназначено для оказания экстренной социальной помощи несовершеннолетним и семье, оказавшимися в трудной жизненной ситуации на территории Октябрьского муниципального района Челябинской области (п. 1.1). Учредителем **** является Управление социальной защиты населения Октябрьского муниципального района Челябинской области (п. 2.5 Устава). Основными направлениями деятельности учреждения являются: профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних; выявление причин и оказание помощи по ликвидации трудной жизненной ситуации в семье ребенка; восстановление социального статуса несовершеннолетнего, содействие возвращению в семью (п. 3.1) (л.д. 97-103).

Из информационного письма **** следует, что на основании приказа Министерства социальных отношений по Челябинской области № 588н от 01 сентября 2015 года, учреждение лицензии на осуществление образовательной деятельности не имеет, оказывает социальные услуги, в связи с чем с 01 января 2016 года педагогам коммунальные льготы и дополнительный оплачиваемый отпуск не предоставляются (л.д. 124).

Таким образом, поскольку на дату выхода на пенсию по старости 03 июня 2015 года ФИО1 работала в учреждении, не имеющем лицензии на осуществление образовательной деятельности, пользовалась мерами социальной поддержки как работающий ****, а не сельский педагог, следовательно, оснований для предоставления льгот, установленных для педагогов сельских образовательных учреждений, не имеется.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 сентября 2015 года № 588н «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, и медицинских организациях, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», установлена тождественность профессиональной деятельности работников учреждений социального обслуживания, в которые помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и учреждений, занимающихся образовательной деятельностью, а также что согласно п. 1.13 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право


9

на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, работа **** в учреждениях социального обслуживания, в данном случае в **** является педагогической деятельностью также подлежат отклонению.

Указанные приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 сентября 2015 года № 588н и Список подлежат применению только при решении вопроса о признании за лицами, осуществлявшими педагогическую деятельность, права на досрочную трудовую пенсию по старости. Меры социальной поддержки в виде предоставления педагогам сельских образовательных учреждений льгот на оплату жилых помещений, отопления и освещения установлены региональным, а не федеральным законодательством, в связи с чем приведенные в апелляционной жалобе ФИО1 нормативные правовые акты в рассматриваемом спорном правоотношении применению не подлежат.

Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда Челябинской области от 10 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: