НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 21.07.2020 № 2А-260/20

Дело № 11а-7489/2020 Судья Лукьянец Н.А.

Дело 2а-260/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июля 2020 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Смолина А.А.,

судей Ишимова И.А., Абдрахмановой Э.Г.,

при секретаре Ахмировой А.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области к Пиший Артему Сергеевичу о взыскании недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафа,

по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области на решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 13 марта 2020 года.

Заслушав доклад судьи Ишимова И.А., судебная коллегия

установила:

Межрайонная ИФНС России № 17 по Челябинской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Пиший А.С. о взыскании:

- задолженности по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФОМС за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, в размере 56,24 руб.;

- задолженности по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии, начиная с 01 января 2017 года, в размере 640,69 руб.;

- недоимки по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 26 254 руб.;

- задолженности по пеням, начисленным на недоимку по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 3 258,75 руб.;

- штрафа в размере 5 250,80 руб.

Требования мотивированы тем, что Пиший А.С. был зарегистрирован в качестве налогоплательщика налогов и сборов, указанных в налоговых уведомлениях. Однако свою обязанность по их оплате не исполнил надлежащим образом.

Определением судьи Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 11 декабря 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УПФР в г.Магнитогорске Челябинской области (л.д. 1).

Решением Правобережного районного суда Челябинской области от 13 марта 2020 года административный иск Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области удовлетворен частично: с Пиший А.С. в пользу налоговой инспекции взысканы налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объектов налогообложения доходы, за 2017 год в размере 26 254 руб., штраф 5 250,80 руб., пени 1 059,79 руб., всего 32 564,59 руб. Также с Пиший А.С. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1 176,94 руб.

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России № 17 по Челябинской области просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании с Пиший А.С. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с 01 января 2017 года в размере 56,24 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 01 января 2017 года в размере 640,69 руб., пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 2198,96 руб., принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В жалобе выражается несогласие с выводом суда о том, что пенеобразующая недоимка по страховым взносам за 2017 год не взыскана, и требование № <данные изъяты> от 14 декабря 2018 года не направлено должнику. Утверждается, что в материалах дела представлен почтовый реестр о направлении указанного требования. Также со ссылкой на материалы дела в жалобе указывается, что налоговый орган обращался в суд за принудительным взысканием пенеобразующих недоимок, часть из которых была взыскана решением суда, а часть оплачена административным ответчиком в добровольном порядке.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с ч. 1 ст. 307, ч. 2 ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Пиший А.С. согласно выписке из ЕГРИП в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 9-11).

В период осуществления предпринимательской деятельности Пиший А.С. согласно налоговой декларации за 2017 год применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы» (л.д. 12-14).

Решением Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области от 16 октября 2018 года № <данные изъяты> о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Пиший А.С. привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 5 250,80 руб. по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы и неправильного исчисления, также ему доначислена недоимка по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 26 254 руб. и начислены пени за период 04 мая 2018 года по 16 октября 2018 года в размере 1 059,79 руб. (л.д. 15-18, 19-20). Данное решение согласно списку внутренних почтовых отправлений и отчету об отслеживании отправления с потовым идентификатором было направлено Пиший А.С. 24 октября 2018 года и получено им 28 ноября 2018 года (л.д. 21-22).

05 декабря 2018 года почтой в адрес Пиший А.С. налоговой инспекции направлялось требование № <данные изъяты> об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 04 декабря 2018 года, в котором ему в срок до 24 декабря 2018 года было указано произвести оплату недоимки по налогу, взимаемому с налогоплательщиков выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 26 254 руб., пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 1 059,79 руб., а также штраф в размере 5 250,80 руб. (л.д. 23, 32-33). Исходя из отчета об отслеживании почтовых отправлений, данное требование получено Пиший А.С. 24 января 2019 года.

Кроме того, 14 ноября 2018 года почтой в адрес Пиший А.С. налоговой инспекции направлялось требование № <данные изъяты> об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 14 ноября 2018 года, в котором ему в срок до 04 декабря 2018 года вменялась необходимость оплаты пеней по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 1 465,97 руб., пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года в размере 427,12 руб., пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС с 01 января 2017 года в размере 37,50 руб., всего на общую сумму 1930,59 руб. (л.д. 24, 34-35).

Также 19 декабря 2018 года почтой в адрес Пиший А.С. налоговой инспекции направлялось требование № <данные изъяты> об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 14 декабря 2018 года, в котором ему в срок до 11 января 2019 года было указано произвести оплату пеней по налогу, взимаемому с налогоплательщиков выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 1 674,17 руб., пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года в размере 376,88 руб., пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС с 01 января 2017 года в размере 33,08 руб., всего на общую сумму 2084,13 руб. (л.д. 28, 36-37). Исходя из отчета об отслеживании почтовых отправлений, данное требование получено Пиший А.С. 26 января 2019 года.

15 марта 2019 года мировым судьей, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 5 Правобережного района г. Магнитогорска Челябинской области, на основании заявления о вынесении судебного приказа, поступившего 12 марта 2019 года, был вынесен судебный приказ о взыскании с Пиший А.С. в пользу Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемый в бюджет ФОМС за расчетные периоды с 01 января 2017 года в размере 56,24 руб., налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 26 254 руб., пени по налогу в размере 3 258,75 руб., штрафа в размере 5 250,80 руб., а также пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемый в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 640,69 руб., всего 35460,48 руб. (л.д. 54, 55).

Определением этого же мирового судьи от 07 июня 2019 года в связи с поступившими от Пиший А.С. возражениями судебный приказ мирового судьи от 15 марта 2019 года отменен (л.д. 8, 56, 57).

Разрешая настоящее административное исковое заявление, суд первой инстанции, исходя из отсутствия сведений о взыскании пенеобразующих недоимок по страховым взносам за 2017 год, отсутствия доказательств уведомления должника надлежащим образом о наличии задолженности по пеням, начисленным на недоимки по страховым взносам, пришел к выводу о необходимости удовлетворении заявленных требований лишь в части сумм по решению налогового органа о привлечении административного ответчика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Судебная коллегия не может в полном объеме согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.

Статьей 57 Конституции РФ предусмотрена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В силу подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

На основании п. 1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Поскольку в материалах дела имеются сведения о том, что доходы Пиший А.С. в 2017 году превышали 300 000 руб., страховые взносы за указанный период подлежали оплате не позднее 01 июля 2018 года.

В порядке абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ (действующего в отчетном периоде 2017 года) плательщики, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 430 НК РФ).

Согласно представленному налоговым органом расчету страховых взносов:

сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год составила (8 429,03 руб. + 29286,16 руб.) = 37 715,19 руб. (7500 руб. x 26% x 4 + 7500 руб. х 26% / 31 х 10) + (3 228 616 руб. – 300000 руб.) х 1%);

сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год составила 1 653,39 руб. (7500 руб. х 5,1% х 4 + 7500 руб. х 5,1% / 31 х 10).

В пункте 5 ст. 430 НК РФ установлено, что если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (п. 5 ст. 432 НК РФ).

С учетом прекращения Пиший А.С. деятельности индивидуального предпринимателя 20 июня 2018 года страховые взносы за 2018 год подлежали оплате не позднее 05 июля 2018 года.

На основании абз. 2 п. 1 ст. 430 НК РФ (в действующей редакции) плательщики, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., в фиксированном размере 26545 руб. за расчетный период 2018 года.

В силу п. 2 ст. 430 НК РФ (в действующей редакции) страховые взносы на обязательное медицинское страхование оплачиваются в фиксированном размере 5 840 руб. за расчетный период 2018 года.

Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что доходы Пиший А.С. в 2018 году превышали 300 000 руб., в соответствии с пп. 1, 2 ст. 430 НК РФ сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год составила 12 535,14 руб. (26 545 руб. / 12 мес. х 5 ) + (26 545 руб. / 12 мес.) / 30 х 20 ), сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год – 2 757,78 руб. (5 840 руб. / 12 мес. х 5) + (5 840 руб. / 12 мес. ) /30 х 20).

Согласно расчетам налоговой инспекции пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за 2017 год в сумме 37 715,19 руб. (8 429,03 руб. + 29 286,16) начислены за период с 11 октября 2018 года по 13 ноября 2018 года в размере 71,64 руб. и 248,92 руб. (л.д. 26, 42, 104 оборот) и за период с 14 ноября 2018 года по 13 декабря 2018 года в размере 35,82 руб. и 124,46 руб. соответственно (л.д. 30, 42, 104 оборот); пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФОМС, за 2017 год в сумме 1 653,39 руб. начислены за период с 11 октября 2018 года по 13 ноября 2018 в размере 14,05 руб. и за период с 14 ноября 2018 года по 13 декабря 2018 года в размере 7,02 руб. (л.д. 27, 31, 42 оборот-43, 105-105 оборот).

Также согласно расчетам налоговой инспекции пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за 2018 год в сумме 12 535,14 руб. начислены за период с 11 октября 2018 года по 13 ноября 2018 года в размере 106,56 руб. (л.д. 25, 42, 105) и за период с 14 ноября 2018 года по 13 декабря 2018 года в размере 53,29 руб. (л.д. 30, 42, 105); пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФОМС, за 2018 год в сумме 2 757,78 руб. начислены за период с 11 октября 2018 года по 13 ноября 2018 в размере 23,45 руб. и за период с 14 ноября 2018 года по 13 декабря 2018 года в размере 11,72 руб. (л.д. 27, 31, 42 оборот-43, 105-105 оборот).

Кроме того, налоговой инспекцией по требованию № <данные изъяты> произведено начисление пеней в сумме 1465,97 руб. за период с 11 октября 2018 года по 13 ноября 2018 года на недоимку по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, равную 172467,42 руб. (л.д. 25).

Также налоговой инспекцией по требованию № <данные изъяты> произведено начисление пеней в сумме 159,48 руб. и 1293,50 руб. от пенеобразующей недоимки по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, равной 172467,42 руб. за периоды с 21 мая 2018 года по 24 мая 2018 года, с 14 ноября 2018 года по 13 декабря 2018 года, и пеней в сумме 24,28 руб. и 196,91 руб. от пенеобразующей недоимки по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, равной 26254 руб. за периоды с 21 мая 2018 года по 24 мая 2018 года, с 14 ноября 2018 года по 13 декабря 2018 года (л.д. 29, 105 оборот-106).

Между тем п. 1 ст. 72 НК РФ устанавливает, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с <данные изъяты>. 2 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

С учетом положений п. 1 ст. 72, пп. 3, 5 ст. 75 НК РФ обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.

Как следует из решения Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 02 сентября 2019 года, вступившего в законную силу 08 октября 2019 года, Межрайонной ИФНС России №17 по Челябинской области было отказано в удовлетворении административных исковых требований к Пиший А.С. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемый в бюджет ФОМС за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в размере 1 653,39 руб., недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемый в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 8 429,03 руб., а также недоимки по налогу, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 172 467,42 руб. (л.д. 72-74).

Таким образом, предусмотренных законом оснований для взыскания задолженности по пеням в размере 71,64 руб., 35,82 руб., начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемый в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за 2017 год, задолженности по пеням в размере 14,05 руб., 7,02 руб., начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемый в бюджет ФОМС, за 2017 год, задолженности по пеням в размере 1465,97 руб., 159,48 руб. и 1293,50 руб., начисленным на недоимку по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, равную 172467,42 руб., не имеется.

Необоснованно произведен расчет пеней в размере 24,28 руб. от пенеобразующей недоимки по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, равной 26254 руб. за период с 21 мая 2018 года по 24 мая 2018 года, поскольку за указанный период пени уже начислены по решению налоговой инспекции от 16 октября 2018 года № <данные изъяты> о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В то же время в материалах дела имеется решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 20 января 2020 года, вступившее в законную силу 28 февраля 2020 года (л.д. 76-79), которым с Пиший А.С. взысканы, в том числе недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет УПФР РФ на выплату страховой пенсии, в размере 29 286,16 руб.

С учетом данного решения суда начисление пеней на недоимку страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за 2017 год в сумме 248,92 за период с 11 октября 2018 года по 13 ноября 2018 года и в сумме 124,46 руб. за период с 14 ноября 2018 года по 13 декабря 2018 года является правомерным.

Также определением Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 03 февраля 2020 года, вступившим в законную силу 26 февраля 2020 года, принят отказ Межрайонной ИФНС России №17 по Челябинской области от исковых требований к Пиший А.С. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФОМС, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, в размере 2 757,78 руб., недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии, в размере 12 535 руб. в связи с погашением налогоплательщиком задолженности (л.д. 75).

Согласно карточке расчета с бюджетом указанные выше недоимки по страховым взносам были оплачены Пиший А.С. 09 января 2020 года.

Таким образом, соответствует требованиям закона начисление пеней на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемый в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за 2018 год в размере 106,56 руб. за период с 11 октября 2018 года по 13 ноября 2018 года, в размере 53,29 руб. за период с 14 ноября 2018 года по 13 декабря 2018 года, пеней на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемый в бюджет ФОМС, за 2018 год в размере 23,45 руб. за период с 11 октября 2018 года по 13 ноября 2018 года, в размере 11,72 руб. за период с 14 ноября 2018 года по 13 декабря 2018 года.

Также судебная коллегия отмечает, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пп. 1, 2 ст. 44 НК РФ).

В силу п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе (п. 1 ст. 101.2 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.

По настоящему делу установлено, что копия решения Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области от 16 октября 2018 года № <данные изъяты> о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения направлялась Пиший А.С. 24 октября 2018 года и была получена им 28 ноября 2018 года. На момент рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций сведений об обжаловании решения налоговой инстанции представлено не было. Следовательно, данное решение налоговой инспекции вступило в законную силу 28 декабря 2018 года (т.е. по истечении месяца с 28 ноября 2018 года, когда решение было вручено), и подлежало исполнению.

В соответствии с п. 3 ст. 101.3 НК РФ на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора, страховых взносов), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

В порядке п. 2 ст. 69, п. 2 ст. 70 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, выявленной по результатам налоговой проверки, ему направляется требование об уплате налога в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, которое в соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как отмечалось выше, налоговым органом обязанность по направлению в адрес административного ответчика требования об уплате налога, пеней и штрафа была исполнена надлежащим образом, что подтверждается содержанием указанных документов, а также почтовыми реестрами.

Также налоговым органом была исполнена обязанность, предусмотренная п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ, по направлению требований о взыскании пеней по страховым взносам, в том числе требования № <данные изъяты>.

В силу п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).

В порядке п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

Согласно абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абз. 2 приведенного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 этого же пункта).

Таким образом, правовым обстоятельством для разграничения применения вышеуказанных норм и соответственно исчисления срока для обращения в суд является установление наличия/отсутствия превышения общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов 3000 руб. в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования.

Абзацем 2 п. 3 ст. 48 НК РФ также предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Принимая во внимание, что общая сумма налоговой задолженности Пиший А.С. превысила 3000 руб. после предъявления требования № <данные изъяты> со сроком исполнения до 24 июня 2018 года, то в силу абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ срок для взыскания общей задолженности по двум требованиям (<данные изъяты> и № <данные изъяты>) истекал 24 июня 2018 года (по истечении 6 мес. со дня истечения срока, указанного в требовании № <данные изъяты> – 24 декабря 2018 года).

С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика недоимок по налогам и задолженности по пеням налоговая инспекция обратилась к мировому судье 12 марта 2019 года, т.е. в предусмотренный п. 2 ст. 48 НК РФ срок.

Срок обращения в суд по требованию № <данные изъяты> налоговым органом также не пропущен, поскольку обязанность налогоплательщика по его уплате истекала 11 июля 2019 года.

В районный суд с настоящим административным иском налоговый орган обратился 27 ноября 2019 года, т.е. в течение шести месяцев после отмены мировым судьей 07 июня 2019 года судебного приказа.

Таким образом, сроки для обращения налогового органа в суд, установленные ст. 48 НК РФ, не нарушены.

Учитывая установленные выше обстоятельства, приведенные правовые нормы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим изменению путем указания на удовлетворение административного иска в части требований о взыскании:

- недоимки по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2017 год в размере 26 254 руб.;

- задолженности по пеням, начисленным на недоимку по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 1 256,70 руб. (1059,79 руб. + 196,91 руб.);

- штрафа в размере 5 250,80 руб.;

- задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за 2017-2018 годы в размере 533,23 руб. (248,92 + 124,46 руб. + 106,56 руб. + 53,29 руб.);

- задолженности по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФОМС, за 2018 год в размере 35,17 руб. (23,45 руб. + 11,72 руб.), всего на общую сумму 33329,90 руб.

Исходя из ч. 3 ст. 111 КАС РФ, судебная коллегия полагает возможным изменить решение суда в части взыскания с административного ответчика государственной пошлины.

На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

С учетом приведенных выше правовых норм, а также частичного удовлетворения административного иска, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию сумма государственной пошлины, рассчитанная на основании подп. 1 п.1 ст. 333.19 НК РФ, в размере 1 200 руб.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 13 марта 2020 года изменить, изложить 2 и 3 абзацы резолютивной части решения суда в следующей редакции:

«Взыскать с Пиший Артема Сергеевича, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области:

- недоимку по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2017 год в размере 26 254 руб.;

- задолженность по пеням, начисленным на недоимку по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 1 256,70 руб.;

- штраф в размере 5 250,80 руб.;

- задолженность по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии, в размере 533,23 руб.;

- задолженность по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФОМС, в размере 35,17 руб.;

всего на общую сумму 33329,90 руб.

Взыскать с Пиший Артема Сергеевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 200 руб.».

В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи