Дело№ 11-2432/2019 | Судья Дружкина И.В. | ||
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |||
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: | |||
председательствующего судей при секретаре | Скрябиной С.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3, | ||
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 февраля 2019 года в городе Челябинске гражданское дело по иску ФИО4 к Государственному учреждению-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ашинском районе Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в принятии для оценки пенсионных прав справки о заработной плате, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по старости по апелляционной жалобе Государственного учреждения-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ашинском районе Челябинской области на решение Ашинского городского суда Челябинской области от 09 ноября 2018 года. Заслушав доклад судьи Скрябиной С.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия | |||
УСТАНОВИЛА: | |||
ФИО4 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ашинском районе Челябинской области (далее по тексту - УПФР) о признании незаконным отказа в принятии для оценки ее пенсионных прав справки о заработной плате за период с 01 января 1984 года по 31 декабря 1989 года, возложении обязанности принять такую справку и произвести перерасчет назначенной страховой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что 28 апреля 2018 года обратилась в УПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением от 27 июня 2018 года ответчик отказал ей в принятии к расчету справку о заработной плате за период с 01 января 1984 года по 31 декабря 1989 года ввиду отсутствия документов, подтверждающих полномочия выдавшего данную справку лица на хранение первичных документов. С данным решением не согласна, поскольку справка о заработной плате выдана работодателем на основании расчетных ведомостей по заработной плате, отказ | |||
в учете заработной платы за спорный период лишает ее права на получение пенсии по более выгодному варианту. В судебное заседание суда первой инстанции истец при надлежащем извещении не явилась, ее представитель ФИО5, действующая на основании ходатайства, исковые требования поддержала. Представитель ответчика ФИО6, действующая на основании доверенности, иск не признала. Суд постановил решение, которым иск удовлетворил, признал незаконным решение ответчика от 27 июня 2018 года об отказе в принятии для оценки пенсионных прав ФИО4 справки о заработной плате от 4 апреля 2018 года № 035 за период с 1 января 1984 года по 31 декабря 1989 года; возложил на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии ФИО4 с учетом заработка, указанного в справке. В апелляционной жалобе ответчик просит отменить судебное решение, указывает, что Ашинский филиал ОГУП «Областной центр технической инвентаризации», выдавший справку, не является ни правопреемником работодателя истца, ни вышестоящей по отношению к нему организацией, ни архивной организацией, то есть не вправе выдавать соответствующие справки по документам, находящимся у него на хранении. Кроме того, в судебное заседание представлены не подлинники расчетных ведомостей по начислению заработной платы за спорный период, а их копии, что вызывает сомнение в их достоверности. С заявлением о перерасчете размера страховой пенсии истец в УПФР не обращалась, в связи с чем оснований для возложения обязанности по перерасчету пенсии истца у суда не имелось. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. Как установлено судом и следует из материалов дела, 28 апреля 2018 года ФИО4, ***, обратилась в УПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д. 143-145, том 1). При этом к своему заявлению ею были приложены следующие документы: трудовая книжка, справка о заработной плате от 4 апреля 2018 года № 035 за период с 01 января 1984 года по 31 декабря 1989 года. 27 июня 2018 года УПФР было принято решение не учитывать при определении среднемесячной заработной платы за 60 месяцев при установлении ФИО4 страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период заработной платы с 01 января 1984 года по 31 декабря 1989 года, указанный в справке о заработной плате от 04 апреля 2018 года № 35, так как было выявлено, что согласно ответу от 15 июня 2018 года № 65 ОГУП «Обл.ЦТИ» документы, подтверждающие передачу на хранение расчетных ведомостей до 29 декабря 1990 года в ОГУП «Обл.ЦТИ» Ашинского филиала, отсутствуют. В архивный отдел администрации | ||
3 | ||
Ашинского муниципального района документы о заработной плате за 1984-1994 года на хранение не поступали (л.д. 9, том 1). 12 июля 2018 года ФИО4 обратилась в УПФР с заявлением, в котором просила разъяснить причину непринятия для расчета пенсии справки о заработной плате, которая имелась у нее в период работы в БТИ (л.д. 188, том 1). Письмом от 09 августа 2018 года УПФР разъяснило истцу, что отказ в расчете пенсии исходя из заработной платы за 60 месяцев за период с 01 января 1984 года по 31 декабря 1989 года, когда она работала в Бюро технической инвентаризации Ашинского производственного многоотраслевого объединения коммунального хозяйства, которое было ликвидировано, основан на том, что справка о заработной плате за указанный период выдана Ашинским филиалом ОГУП «Областной центр технической инвентаризации», информация о правопреемнике или организации-хранителе, которая внесла в свой Устав информацию о принятии на хранение первичных документов ликвидированного работодателя, в УПФР отсутствует (л.д. 7-8, том 1). В соответствии с записями в трудовой книжке истца 06 сентября 1982 года она была принята на работу ***, 01 мая 1983 года переведена ***, 01 июля 1986 года - ***, 04 апреля 1988 года временно переведена ***, 26 ноября 1990 года уволена. Записи о работе заверены печатью Бюро технической инвентаризации Жилищно-эксплуатационного участка Ашинского горисполкома. Также в трудовой книжке истца указано, что 12 августа 1991 года она была принята на работу ***, 20 апреля 1994 года уволена. Запись о работе заверен печатью Бюро технической инвентаризации Жилищно-эксплуатационного участка Ашинского горисполкома (л.д. 5-6, том 1). 04 апреля 2018 года директор Ашинского филиала ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области выдал справку № 035 о заработной плате ФИО4 за период с 01 января 1984 года по 31 декабря 1989 года на основании расчетных ведомостей за 1984-1989 годы и за 1991-1994 годы, указав, что в период с 28 ноября 1986 года по 16 марта 1987 года имелся отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком с 17 марта 1987 года по 01 апреля 1988 года, страховые взносы за период с 01 января 1984 года по 31 декабря 1989 года не уплачивались, расчетные ведомости за 1982,1983, 1990 годы не сохранились (л.д. 10). Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав сведения, содержащиеся в письме директора Ашинского филиала ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» о переименовании организации, в архивной справке «О переименовании» от 20 июня 2018 года, от 11 октября 2018 года, приказе от 18 января 1984 года по Ашинскому КПП (л.д. 12-13, 138, | ||
4 | |||
140), допросив свидетеля, пришел к выводу о правомерности выдачи справки 04 апреля 2018 года о заработной плате ФИО4 Ашинским филиалом ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области, в связи с чем возложил на ответчика обязанность произвести истцу перерасчет страховой пенсии по старости исходя из заработной платы, указанной в представленной справке. Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку он основан на надлежащей оценке доказательств, соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям норм материального права. С 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Согласно части первой статьи 18 указанного Федерального закона размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. В соответствии с частью второй статьи 18 того же Федерального закона перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет | |||
производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца -с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия. Пунктами 48 и 49 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом" О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии. Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. В силу разъяснений, изложенных в подпункте 8 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исчисляя расчетный размер трудовой пенсии, следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере | ||
6 | ||
заработка. В соответствии с пунктом 26 постановления Минтруда Российской Федерации N 16, Пенсионного Фонда Российской Федерации N 19па от 27 февраля 2002 года "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями. В соответствии с показаниями допрошенного судом первой инстанции свидетеля *** - руководителя Ашинского филиала ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области, расчетные ведомости по заработной плате были переданы на хранение в БТИ в ходе реорганизации БТИ путем выделения из состава Ашинского КПП, до настоящего времени хранятся в Ашинском филиале ОГУП «Обл.ЦТИ». Справка о заработной плате ФИО4 была выдана на основании первичных бухгалтерских документов - расчетных ведомостей (л.д. 191-193, том 1). Указанные пояснения свидетеля согласуются с архивными справками «О переименовании» и исторической справкой в отношении ОГУП «Обл.ЦТИ». Так, из содержания архивной справки «О переименовании», выданной архивным отделом Администрации Ашинского муниципального района, следует, что Бюро технической инвентаризации входило в состав Ашинского комбината коммунальных предприятий (Ашинское ККП), в январе 1984 года оно было реорганизовано путем выделения из состава Ашинского КПП на основании приказа Облупржилкомхоза № 510 от 09 августа 1983 года ( л.д. | ||
7 | ||
140). В связи с реорганизацией руководителем Ашинского КПП был издан приказ от 18 января 1984 года о передаче трудовых книжек и иной документации на работающих в Бюро технической инвентаризации исполняющей обязанности начальника БТИ *** (л.д. 138). В дальнейшем 20 мая 1992 года Ашинское бюро технической инвентаризации было переименовано в МУП «Бюро технической инвентаризации г. Аши», затем 01 июля 1999 года - в ГУП «Бюро технической инвентаризации» Ашинского района, 1 октября 2002 года - в ДГУП ««Бюро технической инвентаризации» по Ашинскому району, 1 апреля 2003 года - в ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области (Ашинский филиал), что подтверждается справкой о переименовании (л.д. 12). Таким образом, ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» в лице Ашинского филиала является правопреемником Ашинского бюро технической инвентаризации, выделенного из состава Ашинского комбината коммунальных предприятий, а потому на его хранении лицевые счета по заработной плате работников Бюро технической инвентаризации Ашинского КПП находятся на законном основании. Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО4 Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что у Ашинского филиала ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области не имелось оснований для выдачи сведений о периодах работы истца и начисленной заработной платы судебная коллегия отклоняет. Нахождение первичных документов работодателя истца на хранении в Ашинском филиале ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» свидетельствует о том, что Ашинский филиал ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» является его правопреемником и уполномочено на предоставление соответствующих сведений. Ссылку ответчика на то, что в суд были представлены копии расчетных ведомостей по заработной плате, а не их оригиналы, судебная коллегия не может принять во внимание. Так, в суде первой инстанции при предоставлении в материалы дела надлежащим образом заверенных копий расчетных ведомостей по заработной плате за период с января 1984 года по апрель 1994 года ответчик возражений не высказал, довод об их недостоверности не приводил, о подложности доказательств не заявлял. Согласно статье 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов | ||
8 | ||
или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию. Если копии документов представлены в суд в электронном виде, суд может потребовать представления подлинников этих документов (часть вторая). При этом из анализа статей 186 и части первой статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 16 июля 2015 года № 1727-0, следует, что заявление о подложности доказательств, представленных в суд первой инстанции, может быть подано в суд апелляционной инстанции только в случае невозможности подачи такого заявления в суд первой инстанции. Доказательств, свидетельствующих о невозможности подачи ответчиком такого заявления в суд первой инстанции, не представлено. Указание ответчика в апелляционной жалобе на то, что с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии истец в УПФР не обращалась, поэтому у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения обязанности по перерасчету пенсии истца, не может привнести к отмене судебного решения. Как следует из материалов дела, истец изначально вместе с заявлением о назначении пенсии представила в УПФР справку от 04 апреля 2018 года № 035 о заработной плате за период с 01 января 1984 года по 31 декабря 1989 года, которая не была принята к расчету ответчиком, что следует из его решения от 27 июня 2018 года. В связи с изложенным у истца отсутствовали основания для обращения за перерасчетом пенсии, поскольку при обращении за пенсией в апреле 2018 года она желала исчислить ее размер с учетом сведений о заработной плате за период с 01 января 1984 года по 31 декабря 1989 года. Таким образом, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, разрешил дело в соответствии с представленными доказательствами и требованиями закона, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется. Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия | ||
ОПРЕДЕЛИЛА: | ||
Решение Ашинского городского суда Челябинской области от 09 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ашинском районе Челябинской области - без удовлетворения. | ||
Председательствующий Судьи | ||