НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 20.09.2022 № 2-2056/2022

Судья Хабина И.С.

Дело № 2-2056/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-11273/2022

20 сентября 2022 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Жуковой Н.А.,

судей Доевой И.Б., Елгиной Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания

помощниками судьи Бурлаковой Ю.Ю., Вербовой А.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Байбачиновой Айгерим Исмагуловны, действующей в интересах несовершеннолетнего , к Государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации расходов на проезд к месту лечения

по апелляционной жалобе Байбачиновой Айгерим Исмагуловны, действующей в интересах несовершеннолетнего , на решение Советского районного суда г. Челябинска от 30 мая 2022 года.

Заслушав доклад судьи Доевой И.Б. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения истца Байбачиновой А.И., действующей в интересах несовершеннолетнего , поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Абдуллиной Д.Ф., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Байбачинова А.И., действующая в интересах несовершеннолетнего года рождения, обратилась с иском к Государственному учреждению – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ - ЧРО ФСС РФ) о взыскании стоимости проездных билетов к месту лечения ребенка-инвалида в размере 27 765 рублей (л.д. 4-9).

В обоснование исковых требований указано, что истец является матерью ребенка-инвалида года рождения, которому в 2013 году была проведена высокотехнологичная операция кохлеарная . В связи с необходимостью последующего восстановительного лечения и обследования, ребенку-инвалиду года рождения, 16 апреля 2021 года было выдано направление № на лечение в г. Санкт Петербург (ФГБУ «Санкт-Петербургский НИИ уха, горла и носа, речи» Министерства здравоохранения Российской Федерации) и талон № на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи, а также 01 сентября 2021 года было выдано направление № на лечение в г. Москва (ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации) и талон № на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи. В установленном законом порядке, истец за получением специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи не обращалась, с учетом состояния здоровья сына самостоятельно приобрела билеты к месту лечения посредством воздушного транспорта, поскольку в ГУ - ЧРО ФСС РФ проездные документы для проезда могли быть выданы только железнодорожным транспортом. На основании изложенного Байбачинова А.И., действующая в интересах несовершеннолетнего года рождения, просила взыскать с ГУ - ЧРО ФСС РФ сумму понесенных ею убытков в размере стоимости приобретенных за собственный счет авиабилетов в размере 27 765 рублей.

В судебном заседании суда первой инстанции истец Байбачинова А.И., действующая в интересах несовершеннолетнего года рождения, и ее представитель Байбачинов М.К., допущенный к участию в деле на основании устного ходатайства, исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ - ЧРО ФСС РФ Абдуллина Д.Ф., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на их необоснованность (л.д. 59-60).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Министерства здравоохранения Челябинской области, в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Решением Советского районного суда г. Челябинска от 30 мая 2022 года Байбачиновой А.И., действующей в интересах несовершеннолетнего Байбачинова Э.М., 24 июня 2011 года рождения, в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 92-95).

В апелляционной жалобе истец Байбачинова А.И., действующая в интересах несовершеннолетнего 24 июня 2011 года, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении ее исковых требований, в том числе, взыскать почтовые расходы в размере 180 рублей. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального права и процессуального права при оценке представленных в материалы дела доказательств. Указывает, что, действительно, в установленном законом порядке, за получением специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи она не обращалась только лишь по той причине, что долгая поездка до места лечения и обратно с использованием железнодорожного транспорта негативно скажется на здоровье ребенка, а стоимость проезда посредством воздушного транспорта не превышает стоимости проезда на железнодорожном транспорте по тому же маршруту (л.д. 97-100).

В отзыве на апелляционную жалобу представитель ответчика ГУ - ЧРО ФСС РФ просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность (л.д. 105-106).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Министерства здравоохранения Челябинской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Одновременно информация о слушании дела размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в порядке статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании статей 113, 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебном заседанию, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав новые доказательства, принятые в порядке абзаца 2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права (пункты 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судом установлено и следует из материалов дела, что года рождения, является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена ему на срок до года; в связи с этим, рождения является получателем набора социальных услуг, в состав которого входит предоставление бесплатного проезда на междугородном транспорте ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу до места лечения и обратно, либо на получение денежной компенсации стоимости проездных билетов, приобретенных самостоятельно (л.д. 10).

Из материалов дела также следует, что 16 апреля 2021 года ребенку-инвалиду рождения, было выдано направление № на лечение в г. Санкт Петербург (ФГБУ «Санкт-Петербургский НИИ уха, горла и носа, речи» Министерства здравоохранения Российской Федерации) и талон № 2 на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи, а также 01 сентября 2021 года было выдано направление № на лечение в г. Москва (ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации) и талон № на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи (л.д. 19, 20,64, 65, 66, 67).

Как следует из объяснений истца Байбачиновой А.И., данных в судебном заседании, в установленном законом порядке, она за получением специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи не обращалась, с учетом состояния здоровья сына самостоятельно приобрела билеты к месту лечения посредством воздушного транспорта, поскольку в ГУ - ЧРО ФСС РФ проездные документы для проезда могли быть выданы только железнодорожным транспортом; стоимость приобретенных за собственный счет авиабилетов составила 27 765 рублей, что не превышает стоимости проезда на железнодорожном транспорте по тому же маршруту (л.д. 19-47).

14 декабря 2021 года Байбачинова А.И. обратилась в ГУ - ЧРО ФСС РФ с заявлением о выплате ей денежной компенсации, составляющей стоимость приобретенных за собственный счет авиабилетов в размере 27 765 рублей, в удовлетворении которого письмом от 13 января 2022 года № ей был отказано (л.д. 11-14, 15-17).

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что года рождения, как ребенок-инвалид и его мать Байбачинова А.И. как сопровождающее лицо относятся к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. Между тем, компенсация стоимости проезда к месту лечения и обратно непосредственно гражданину - получателю набора социальных услуг, который самостоятельно приобрел проездные документы на проезд к месту лечения и обратно, нормативными правовыми актами не предусмотрена, так как средства на обеспечение граждан проездом к месту лечения и обратно перечисляются региональным отделением Фонда непосредственно транспортной организации, оказывающей соответствующие услуги. Порядок реализации гражданином права на получение государственной социальной помощи в виде проезда к месту лечения и обратно по направлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения предусматривает подачу заявителем заявления и документов, необходимых для обеспечения заявителя бесплатным проездом к месту лечения и обратно, однако с соответствующими документами и заявлением о предоставлении специальных талонов и (или) именных направлений на право бесплатного получения проездных документов по направлениям, выданным Министерством здравоохранения Челябинской области, в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации истец не обращалась, понесенные истцом расходы не обусловлены бездействием ответчика.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в указанной части, поскольку они не соответствуют установленным обстоятельствам и основаны на неверном применении судом при рассмотрении дела норм материального и процессуального права (пункты 3, 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

В силу пунктов 1, 3, 4 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи определенным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют в том числе дети-инвалиды (пункт 9 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

В силу пункта 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 этого федерального закона, набора социальных услуг включается среди прочих социальная услуга по бесплатному проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При предоставлении социальных услуг в соответствии с названной статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право в том числе на получение на тех же условиях второй путевки на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее также – Порядок, утратил силу 01 сентября 2021 года), которым урегулированы вопросы предоставления гражданам набора социальных услуг, включающего в том числе предоставление бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.Согласно абзацу третьему пункта 1.2 Порядка его действие в части бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется в том числе на лиц, сопровождающих детей-инвалидов.

Разделом IV Порядка регламентирована организация перевозки граждан к месту лечения и обратно.

Организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом (пункт 4.1 Порядка).

Для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым этого пункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга (абзац третий пункта 4.2 Порядка).

В соответствии с правилами, установленными в пункте 4.4 Порядка обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту лечения при наличии медицинских показаний, осуществляется на основании направления и талона № 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Направление и талон № 2 после их оформления направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в территориальный орган Фонда социального страхования или в уполномоченный орган, а также выдаются гражданину в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. После получения направления и талона N 2 гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда социального страхования или в органы социальной защиты населения либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов.

Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 года № 428 утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее также - Административный регламент от 21 августа 2019 года № 428).

В пункте 2 Административного регламента от 21 августа 2019 года № 428 в качестве заявителей на получение государственной услуги поименованы дети-инвалиды.

Предоставление государственной услуги осуществляется Фондом через свои территориальные органы (пункт 8 Административного регламента).

В соответствии с пунктом 11 Административного регламента от 21 августа 2019 года № 428 при предоставлении заявителю бесплатного проезда территориальные органы Фонда социального страхования не позднее 14 дней со дня регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предоставляют заявителю специальные талоны и (или) именные направления.

Согласно подпункта «б» пункта 13 Административного регламента от 21 августа 2019 года № 428 для получения государственной услуги заявителем представляются (направляются) следующие документы при предоставлении бесплатного проезда: заявление; направление к месту лечения для получения медицинской помощи и талон № 2, формы которых утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 октября 2005 года № 617 «О Порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний», оформленные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.

Для получения государственной услуги необходимо предъявление документа, удостоверяющего личность заявителя. В случае, если за предоставлением государственной услуги обращается представитель заявителя, то представляется документ, удостоверяющий личность представителя, а также документ, удостоверяющий его полномочия.

В пункте 22 Административного регламента от 21 августа 2019 года № 428 приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и обратно.

К таким основаниям отнесены: отказ заявителя от получения набора социальных услуг полностью, отказ заявителя от получения государственной услуги в части бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, оформленный в виде заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), подаваемого в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с частями 3, 4 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья и обеспечения реализации этих прав государственными гарантиями.

К числу таких гарантий относится оказание детям-инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит предоставление бесплатного проезда на междугородном транспорте ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу. При этом перечень оснований к отказу в предоставлении бесплатного проезда ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу к месту лечения и обратно является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Обеспечение детей-инвалидов и лиц, их сопровождающих, бесплатным проездом к месту лечения и обратно осуществляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в установленные административным регламентом сроки с момента поступления в территориальный орган Фонда документов, подтверждающих право ребенка-инвалида на получение государственной услуги бесплатного проезда на междугородном транспорте ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Таким образом, если территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации не обеспечил в установленные сроки ребенка-инвалида и сопровождающее его лицо бесплатным проездом к месту лечения и обратно и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином стоимости проезда к месту лечения и обратно за счет собственных средств, то потраченные им средства, подтвержденные документально, могут быть возмещены за счет территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации применительно к положениям статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено. При этом отсутствие заключенных государственных контрактов между территориальным отделением Фонда социального страхования и авиакомпаниями-перевозчиками при предоставлении детям-инвалидам и сопровождающим их лицам бесплатного проезда к месту лечения и обратно не может повлиять на реализацию гарантированного законом права ребенка-инвалида и сопровождающего его лица на бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

Между тем выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца не отвечают вышеприведенным нормам законодательства, определяющим условия и порядок оказания детям-инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит предоставление бесплатного проезда на междугородном транспорте ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу.

Соглашаясь с доводами апелляционной жалобы истца, судебная коллегия, оценив совокупность представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что понесенные истцом расходы на оплату проезда ее сына - ребенка-инвалида и самой Байбачиновой А.И. как лица, сопровождающего ребенка-инвалида, были обусловлены интересами несовершеннолетнего , который имеет заболевание (), при наличии которого проезд до места лечения железнодорожным транспортным может негативно отразиться на его состоянии здоровья ввиду высокого риска присоединения инфекции, учитывая, что ранее имел место быть факт снятия и Байбачиновой А.И. как лица, сопровождающего ребенка-инвалида с поезда в связи с обострением имеющегося заболевания у года рождения, при том, что стоимость авиаперелета составляла меньшую стоимость по сравнению с проездом на железнодорожном транспорте, приходит к выводу о том, что понесенные истцом расходы на приобретение проездных документов для следования к месту лечения и обратно являются убытками, в связи с чем подлежат взысканию с ответчика.

Вывод суда первой инстанции о том, что истцом был нарушен порядок реализации гражданином права на получение государственной социальной помощи в виде проезда к месту лечения и обратно по направлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, предусматривающего подачу заявителем заявления и документов, необходимых для обеспечения заявителя бесплатным проездом к месту лечения и обратно, однако с соответствующими документами и заявлением о предоставлении специальных талонов и (или) именных направлений на право бесплатного получения проездных документов по направлениям, выданным Министерством здравоохранения Челябинской области, в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, поскольку с таким заявлением истец в ГУ - ЧРО ФСС РФ не обращалась, не может быть признан правомерным, поскольку заявление Байбачиновой А.И. от 14 декабря 2021 года о выплате ей денежной компенсации, составляющей стоимость приобретенных за собственный счет авиабилетов в размере 27 765 рублей, письмом ГУ - ЧРО ФСС РФ от 13 января 2022 года № было оставлено без удовлетворения (л.д. 11-14, 15-17), что лишает ее гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальную помощь государства, а потому не может повлиять на реализацию гарантированного законом права ребенка-инвалида и сопровождающего его лица на бесплатный проезд к месту лечения и обратно. В связи с этим, потраченные истцом средства, подтвержденные документально, могут быть возмещены за счет территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации применительно к положениям статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.

При этом, то обстоятельство, что истец непосредственно в территориальные органы Фонда социального страхования за выплатой спорной компенсации не обращалась, в данном случае правового значения не имеет, поскольку предметом судебной проверки является обоснованность действий территориального органа Фонда социального страхования по отказу в выплате соответствующей денежной компенсации, корреспондирующая к возникновению у Байбачиновой А.И. права на получение меры государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, равно как и не освобождало ответчика от исполнения установленной законом обязанности по обеспечению ребенка-инвалида вышеуказанной мерой государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, и, как следствие, выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенные авиабилеты в установленном законом порядке, стоимость которых не превышает стоимости проезда на железнодорожном транспорте по тому же маршруту (л.д. 97-100).

В силу статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из госпошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, помимо прочего относятся почтовые расходы, понесенные сторонами (абзац 5 статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Как следует из материалов дела, Байбачиновой А.И. понесены расходы по оплате постовых услуг в размере 180 рублей в связи с направлением искового заявления с приложенными документами ответчику ГУ - ЧРО ФСС РФ, несение которых подтверждено допустимыми доказательствам (л.д. 48), а также признавая, что такие расходы являлись необходимыми при обращении в суд в силу статьи 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного с ГУ - ЧРО ФСС РФ в пользу Байбачиновой А.И. подлежат взысканию почтовые расходы в размере 180 рублей.

При изложенных обстоятельствах, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимает по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Байбачинова А.И., действующая в интересах несовершеннолетнего года рождения о взыскании с ГУ - ЧРО ФСС РФ стоимости проездных билетов к месту лечения ребенка-инвалида в размере 27 765 рублей, а также почтовых расходов в размере 180 рублей.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Челябинска от 30 мая 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Байбачиновой Айгерим Исмагуловны, действующей в интересах несовершеннолетнего Байбачинова Эрика Маратовича, к Государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации расходов на проезд к месту лечения удовлетворить.

Взыскать с Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 7451016905) в пользу Байбачиновой Айгерим Исмагуловны, 22 января 1976 года рождения (), действующей в интересах несовершеннолетнего компенсацию расходов на проезд к месту лечения в размере 27 765 рублей, почтовые расходы в размере 180 рублей.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 сентября 2022 года.