Дело № 11а-6193/2022 Судья: Горбатова Г.В.
Дело № 2а-919/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июня 2022 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Смолина А.А.,
судей Аганиной Т.А., Магденко А.В.,
при секретаре Кузнецовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционной жалобе Прокопенко В.М. на решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 25 марта 2021 года по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №16 по Челябинской области к Прокопенко В.М. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени.
Заслушав доклад судьи Аганиной Т.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России №16 по Челябинской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Прокопенко В.М. задолженности по транспортному налогу за 2017,2018 годы в размере 124535 рублей, пени в размере 1030,19 рублей.
В обоснование требований административный истец указал, что административный ответчик является собственником транспортных средств, указанных в налоговом уведомлении № 78016078. Оплату указанного налога не осуществил, ему начислены пени, выставлено требование об уплате транспортного налога и пени № 123022, которое оставлено без исполнения.
Решением Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 25 марта 2021 года требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Челябинской области к Прокопенко В.М. удовлетворены. С Прокопенко В.М. взысканы: транспортный налог за 2017,2018 годы в размере 124535 рублей, пени в размере 1030,19 рублей. Кроме того, с ответчика взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 3711,30 рублей.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить, в удовлетворении требований административного истца отказать.
Указывает, что не был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не мог заявить о своей позиции по делу. После вынесения решения по делу смог ознакомиться с материалами административного дела, получил решение суда, с которым не согласен категорически. Указывает, что определением Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска по делу № от 03 марта 2020 года прекращено производство по делу по административному иску МИФНС 16 по Челябинской области о взыскании с него недоимки по транспортному налогу и пени, в связи с полной оплатой задолженности в размере 197827,22 рублей. Таким образом, у МИФНС 16 по Челябинской области не было оснований для обращения в суд.
Административный ответчик Прокопенко В.М., представитель административного истца Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Челябинской области в суд апелляционной инстанции не явились, были извещены.
Судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Информация о дате, времени и месте слушания административного дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда (oblsud.chel.sudrf.ru) в разделе «Судебное делопроизводство».
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела в полном объеме, приобщенные новые доказательства, материалы административного дела № Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела подтверждено, что Прокопенко В.М. являлся собственником транспортных средств:
- , государственный регистрационный знак №, 12 месяцев в 2017 году,12 месяцев в 2018 году;
, государственный регистрационный знак №, 12 месяцев в 2018 году, 12 месяцев в 2017 году, 12 месяцев в 2018 году;
, государственный регистрационный знак №, 12 месяцев в 2017 году, 12 месяцев в 2018 году;
государственный регистрационный знак №, 10 месяцев в 2017 году, 9 месяцев в 2018 году;
, государственный регистрационный знак №, 5 месяцев в 2017 году, 12 месяцев в 2018 году.
В адрес Прокопенко В.М. было направлено налоговое уведомление за №78016078 от 23 августа 2019 года об оплате в срок до 02 декабря 2019 года транспортного налога в размере 240983 рублей, в том числе в размере 162733 рублей за 2018 год в отношении:
, государственный регистрационный знак №, размер которого, исчислен исходя из мощности двигателя – 66, налоговой ставки 7,7 рублей, количества месяцев владения в году 12/12 и составил сумму 508 рублей;
, государственный регистрационный знак №, размер которого, исчислен исходя из мощности двигателя - 275, налоговой ставки 150 рублей, количества месяцев владения в году 12/12 и составил сумму 41250 рублей;
, государственный регистрационный знак №, размер которого, исчислен исходя из мощности двигателя - 340, налоговой ставки 150 рублей; количества месяцев владения в году 12/12 и составил сумму 51 000 рублей;
, государственный регистрационный знак №, размер которого, исчислен исходя из мощности двигателя - 249, налоговой ставки 75 рублей; количества месяцев владения в году 12/12 и составил сумму 18675 рублей;
, государственный регистрационный знак №, размер которого, исчислен исходя из мощности двигателя - 456, налоговой ставки 150 рублей; количества месяцев владения в году 9/12 и составил сумму 51300 рублей,
перерасчет за 2017 год на сумму 78250 рублей:
- за , государственный регистрационный знак № налоговым органом, в связи с применением повышающего коэффициента, произведен перерасчет транспортного налога за 2017 год (перерасчет по уведомлению № 32532795) и доначислена сумма налога за 2017 год в размере 21 250 рублей: мощность двигателя - 340, налоговая ставка 150 рублей; количество месяцев владения в году 5/12 = 21 250 рублей х коэф. 2 = 42500 рублей – 21500 рублей ранее исчислен налог = 21500 рублей;
- за , государственный регистрационный знак №, налоговым органом, в связи с применением повышающего коэффициента, произведен перерасчет транспортного налога за 2017 год (перерасчет по уведомлению №32532795) и доначислена сумма налога за 2017 год в размере 57000 рублей: мощность двигателя - 456, налоговая ставка 150 рублей; количество месяцев владения в году 10/12 = 57000 рублей х коэф. 2 = 114000 рублей – 57000 рублей ранее исчислен налог = 57000 рублей (л.д. 15).
Уведомление № 78016078 от 23 августа 2019 года направлено через личный кабинет налогоплательщика (л.д. 17).
Судом установлено, что ответчику направлялось требование №123022 по состоянию на 23 декабря 2019 года об уплате транспортного налога в срок до 21 января 2020 года в размере 240 983 рублей и пени в размере 1030,19 рублей за период с 03 декабря 2019 года по 22 декабря 2019 года (л.д. 14,16).
Требование об уплате было направлено ответчику через личный кабинет налогоплательщика (л.д. 17).
03 февраля 2020 года МИФНС России № 16 по Челябинской области обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Орджоникидзевского района Челябинской области о взыскании с Прокопенко В.М. недоимок, в том числе по транспортному налогу за 2018,2017 годы в размере 240 983 рублей и пени в размере 1030,19 рублей за период с 03 декабря 2019 года по 22 декабря 2019 года (л.д. 36-39). Основания взыскания налоговое уведомление № № 78016078 от 23 августа 2019 года, требование № №123022 от 23 декабря 2019 года.
10 февраля 2020 года мировым судьей судебного участка № 2 Орджоникидзевского района Челябинской области был вынесен судебный приказ № о взыскании с Прокопенко В.М. недоимок, в том числе: по транспортному налогу за 2018,2017 годы в размере 240 983 рублей и пени в размере 1030,19 рублей за период с 03 декабря 2019 года по 22 декабря 2019 года (л.д. 40).
Определением мирового судьи судебного участка №2 Орджоникидзевского района Челябинской области от 29 июня 2020 года в связи с возражениями должника, отменен судебный приказ № № (л.д. 41,42).
С административным иском МИФНС № 16 по Челябинской области обратилась в суд 27 ноября 2020 года (л.д. 3).
Кроме того, установлено, что МИФНС № 16 по Челябинской области обращалась в суд за взысканием с Прокопенко В.М. недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 194646 рублей, пени на указанную недоимку в размере 733,17 рублей. Транспортный налог за 2017 год был исчислен налоговым органом в отношении следующих транспортных средств:
, государственный регистрационный знак №, размер которого, исчислен исходя из мощности двигателя – 66, налоговой ставки 7,7 рублей, количества месяцев владения в году 12/12 и составил сумму 508 рублей;
, государственный регистрационный знак №, размер которого, исчислен исходя из мощности двигателя - 275, налоговой ставки 150 рублей, количества месяцев владения в году 12/12 и составил сумму 41250 рублей;
, государственный регистрационный знак №, размер которого, исчислен исходя из мощности двигателя - 340, налоговой ставки 150 рублей; количества месяцев владения в году 5/12 и составил сумму 21250 рублей;
, государственный регистрационный знак №, размер которого, исчислен исходя из мощности двигателя - 249, налоговой ставки 75 рублей; количества месяцев владения в году 12/12 и составил сумму 18675 рублей;
, государственный регистрационный знак №, размер которого, исчислен исходя из мощности двигателя - 456, налоговой ставки 150 рублей; количества месяцев владения в году 10/12 и составил сумму 57000 рублей;
, государственный регистрационный знак №, размер которого, исчислен исходя из мощности двигателя - 407, налоговой ставки 150 рублей; количества месяцев владения в году 11/12 и составил сумму 55963 рублей (уведомление № 32532795 от 14 июля 2018 года; требование № 59652 по состоянию на 19 декабря 2018 года).
Определением Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 03 марта 2020 года по делу №, принят отказ МИФНС № 16 по Челябинской области от административного иска о взыскании с Прокопенко В.М. недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 194646 рублей, пени по нему в размере 733,17 рублей (уведомление № 32532795 от 14 июля 2018 года; требование № 59652 по состоянию на 19 декабря 2018 года), в связи с оплатой указанных недоимок. Производство по делу прекращено.
Кроме того, решением Правобережного районного суда г. Магнитогорска от 31 августа 2021 года по делу №, вступившим в законную силу 07 декабря 2021 года, МИФНС № 17 по Челябинской области отказано во взыскании с Прокопенко В.М. недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 57000 рублей (уведомление № 78016078 от 23 августа 2019 года, перерасчет по уведомлению № 32532795, требование № 123022 в связи с применением повышающего коэффициента «2» в отношении , государственный регистрационный знак № а также во взыскании пени в размере 146,40 рублей за период с 13 мая 2020 года по 26 мая 2020 года.
В настоящем административном иске МИФНС № 16 по Челябинской области просит взыскать с Прокопенко В.М. транспортный налог за 2018 год и перерасчет по транспортному налогу за 2017 год в отношении автомобиля в связи с применением повышающего коэффициента 2.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что налоговый орган не нарушил порядок и сроки для обращения в суд с административным исковым заявлением, установленные статьей 48 НК РФ, а Прокопенко В.М. не представил доказательства, опровергающие наличие задолженности по заявленным в данном административном иске налоговым обязательствам.
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда соглашается с данными выводами суда первой инстанции частично.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 этого же Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 НК РФ. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 75 НК РФ, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 75 НК РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Возложение на налогоплательщика обязанности по уплате пени является способом обеспечения исполнения налоговых обязательств, в связи с чем, пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в сроки, что и задолженность по налогам, на которую они начислены.
В силу части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Административным истцом обоснована законность взыскания с ответчика задолженности по транспортному налогу за 2018 год, правильность представленного налоговой инспекцией расчета транспортного налога за 2018 год со стороны Прокопенко В.М. в апелляционной жалобе не оспаривается.
Вместе с тем, судебная коллегия не усматривает оснований для взыскания с Прокопенко В.М. недоимки по транспортному налогу за 2017 год в отношении перерасчета в размере 21500 рублей в связи с отсутствием автомобиля марки в Перечне легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, утв. Минпромторгом России 28 июля 2017 года (применяется для налогового периода 2017 года).
Кроме того, как указано в письменных пояснениях МИФНС № 16 по Челябинской области, направленных судебной коллегии, налоговым органом при составлении административного иска ошибочно была списана сумма транспортного налога за 2017 год в размере 114000 рублей. Из них сумма транспортного налога в размере 57000 рублей восстановлена в КРСБ, а сумма 57000 рублей списана, в связи с необоснованным применением повышающего коэффициента.
Вместе с тем, данные обстоятельства не имеют правового значения для рассмотрения требований, заявленных по настоящему иску.
Также, МИФНС № 16 по Челябинской области произведен перерасчет транспортного налога за 2018 год в отношении автомобиля , г/н №, в связи со снятием с учета 01 июня 2016 года. Данное обстоятельство послужило основанием для уменьшения сумм взыскиваемых налогов за 2018,2017 год на сумму 1440 рублей.
С учетом изложенного, налоговым органом предъявлены требования о взыскании с Прокопенко В.М. недоимки по транспортному налогу за 2018 и 2017 год в размере 124535 рублей (162733 рублей за 2018 год + 78250 рублей за 2017 год = 240983 рублей – списание налогов 114000 рублей – 2448 рублей списание налогов = 124535 рублей).
Суд первой инстанции исходил именно из заявленных требований налогового органа.
Судебная коллегия также не может выйти за пределы заявленных административным истцом требований на сумму 124535 рублей, однако исходит из того, что данная сумма подлежит взысканию как недоимка по транспортному налогу только за 2018 год, поскольку недоимка за 2017 год по транспортному налогу в размере 194646 рублей была оплачена Прокопенко В.М., во взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год в отношении двух транспортных средств с учетом повышающего коэффициента в общей сумме 78500 рублей отказано.
Учитывая изложенное, с Прокопенко В.М. подлежат взысканию пени на недоимку по транспортному налогу за 2018 год за период с 03 декабря 2019 года по 22 декабря 2019 года в размере 532,38 рублей, из расчета:
(124535 рублей х 6,50 ставка ЦБ РФ х 1/300 х 13 дней =350,77 рублей) + (124535 рублей х 6,25 ставка ЦБ РФ х 1/300 х 7 дней = 181,61 рублей) = 532,38 рублей.
Надлежащих доказательств, свидетельствующих об уплате задолженности по транспортному налогу за 2018 год в сумме 124535 рублей, пени в размере 532,38 рублей ответчик, в ходе судебного разбирательства по делу, суду первой и апелляционной инстанции не представил.
Доводы апелляционной жалобы о повторном взыскании недоимки опровергнуты материалами дела, а также исследованным административным делом №
Довод административного ответчика о том, что он не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, опровергается согласием на СМС извещение (л.д. 55), отчетом об СМС извещении ответчика на 25 марта 2021 года (л.д. 71).
Таким образом, решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 25 марта 2021 года подлежит отмене, с принятием нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований: о взыскании с Прокопенко В.М. недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 124535 рублей, пени по нему за период с 03 декабря 2019 года по 22 декабря 2019 года в размере 532,38 рублей. В удовлетворении остальной части требований следует отказать.
На основании ч. 3 статьи 111 КАС РФ изменению подлежит размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика с 3711,30 рублей до 3701 рублей.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 25 марта 2021 года отменить, принять новое решение о частичном удовлетворении требований:
«Взыскать с Прокопенко В.М., в пользу МИФНС № 16 по Челябинской области задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 124 535 рублей, пени по транспортному налогу за 2018 год за период с 03 декабря 2019 года по 22 декабря 2019 года в размере 532,38 рублей, а всего взыскать 125067,38 рублей.
Взыскать с Прокопенко В.М. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 3701 рублей.
В удовлетворении остальной части требований МИФНС № 16 по Челябинской области отказать».
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи