НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 18.06.2020 № 2-418/20

Судья: Куценко Т.Н.

дело № 2-418/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11-6532/2020

18 июня 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Белых А.А., судей Волошина А.Д., Бромберг Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Морозовым В.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Павлова Сергея Борисовича на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 13 марта 2020 года по иску Павлова Сергея Борисовича к Смышляеву Сергею Владимировичу, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Челябинской области о признании договора заключенным, возложении обязанности произвести перерасчет налога.

Заслушав доклад судьи Белых А.А. об обстоятельствах дела, объяснения представителя истца Павлова С.Б. - Холод М.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Павлов С.Б. обратился в суд с иском к Смышляеву С.В., Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе России № 19 (далее Межрайонная ИФНС России № 19 по Челябинской области) о признании заключенным договора купли-продажи от 01.07.2015 г. гидроцикла <данные изъяты>, возложении обязанности произвести перерасчет налога на имущество в виде гидроцикла <данные изъяты>.

В обоснование иска указал, что 01.07.2015 г. между ним и Смышляевым С.В. был заключен договор купли-продажи гидроцикла <данные изъяты>, который был передан Смышляеву С.В. после подписания договора, а Смышляев С.В. передал истцу денежные средства в размере 530000 рублей. Согласно устной договоренности, после передачи договора и гидроцикла, Смышляев С.В. должен самостоятельно внести изменения в реестр маломерных судов. В октябре 2019 года МИФНС России № 19 по Челябинской области истцу был выставлен налог на имущество в виде гидроцикла, данный налог ранее ему не выставлялся. При обращении в ИФНС было разъяснено, что данное имущество числится у него в собственности, о чем ИФНС стало известно после обновления сведений из реестра в 2019 году. При обращении в ГИМС МЧС России стало известно, что в реестре имеются сведения о том, что истец является собственником гидроцикла, а о заключении договора купли-продажи и о переходе права собственности на данный годроцикл сведений нет. Поскольку истец не владеет гидроциклом с 2015 года, было принято решение исключить сведения из реестра о собственнике данного имущества. Факт передачи гидроцикла Смышляеву С.В. в 2015 году подтверждается договором купли-продажи и показаниями свидетелей.

Суд постановил решение, которым в удовлетворении заявленного иска отказал.

В апелляционной жалобе Павлов С.Б. просит отменить решение суда первой инстанции, указывая, что в силу ст.ст. 16, 18 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, п. 22 Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государтсвенной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, регистрирующий орган мог внести сведения в реестр о прекращении права собственности истца на гидроцикл <данные изъяты> с 01.07.2015 г., то есть с момента заключения и исполнения договора купли-продажи. Установив, что ответчик Смышляев С.В. не отрицает факт заключения договора купли-продажи гидроцикла и уклоняется от регистрации перехода права собственности, суд первой инстанции не разъяснил право истца и не предоставил ему время на уточнение исковых требований об осуществлении государственной регистрации прекращения права собственности на имущество с 01.07.2015 г. Кроме того, суд в мотивированной части решения не указал, в какой момент времени прекращено право собственности истца на гидроцикл <данные изъяты> на основании заключенного и не оспоренного ответчиком договора купли-продажи.

Ответчик Смышляев С.В., представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 19 по Челябинской области, представитель третьего лица ФКУ «Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Челябинской области» о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены, суд не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, представитель третьего лица Магнитогорского инспекторского отделения ФКУ «Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Челябинской области» о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещен, в суд не явился и о причинах своей неявки не сообщил, поэтому судебная коллегия в соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, и проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) к недвижимым вещам относятся, в том числе подлежащие государственной регистрации суда внутреннего плавания, в том числе маломерные.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (ст. 131 ГК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 18.09.2013 г. № 820 «О государственном надзоре за спортивными парусными судами, прогулочными судами и маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, об их классификации и освидетельствовании, о государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» установлена обязательная государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в реестре маломерных судов, которая осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно п. 1 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ маломерное судно подлежит государственной регистрации в реестре маломерных судов. Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (п. 5 ст. 16 указанного Кодекса).

Пунктом 2 ст. 15 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ предусмотрено, что право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.

В соответствии с п.п. 1, 2, 7 ст. 19 указанного Кодекса государственная регистрация судна в Государственном судовом реестре РФ осуществляется на основании заявления правообладателя и приложенных к нему документов, предусмотренных Правилами государственной регистрации судов.

В соответствии с п. 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС РФ от 24.06.2016 г. № 340, государственной регистрации подлежат суда, право собственности и иные вещные права на суда, а также ограничения (обременения) этих прав. (Ранее пунктом 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 г. № 500, также было предусмотрено, что государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат, в том числе, принадлежащие юридическим и физическим лицам водные мотоциклы (гидроциклы), эксплуатируемые во внутренних водах).

Согласно п. 3 ранее действовавших Правил государственной регистрации маломерных судов судно, право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление) подлежали государственной регистрации в судовой книге.

В силу п. 18 вышеназванных Правил, в случаях, предусмотренных Административным регламентом, собственнику судна выдается судовой билет.

Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

Государственная регистрация судна, прав собственности и иных вещных прав на него, а также ограничений (обременении) прав на судно является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно п. 13 Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Приказом МЧС России от 24.06.2016 г. № 339 (далее Административный регламент), результатом предоставления государственной услуги является: государственная регистрация маломерного судна, используемого в некоммерческих целях (далее - судно), в реестре маломерных судов или отказ в государственной регистрации судна в реестре маломерных судов; государственная регистрация изменений, вносимых в реестр маломерных судов, или отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в реестр маломерных судов; государственная регистрация ограничений (обременений) прав на судно или отказ в государственной регистрации ограничений (обременений) прав на судно; исключение судна из реестра маломерных судов или отказ в исключении судна из реестра маломерных судов; выдача дубликата судового билета или отказ в выдаче дубликата судового билета; выдача выписки из реестра маломерных судов или отказ в выдаче выписки из реестра маломерных судов.

Согласно п/п «г» п. 19 Административного регламента в дополнение к документам, указанным в п. 18 настоящего Административного регламента, в зависимости от требуемого результата предоставления государственной услуги заявитель представляет, для исключения судна из реестра маломерных судов: судовой билет, документ, подтверждающий основания для исключения судна из реестра маломерных судов.

Согласно п. 22 Административного регламента в качестве документа, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждает наличие, возникновение, прекращение, переход прав на судно, представляется один из нижеперечисленных документов: акт, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в рамках его компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта и на момент его издания; договор в отношении судна, совершенный в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения судна на момент совершения сделки; свидетельство о праве на наследство; судебный акт, вступивший в законную силу; судовой билет; иной акт передачи прав на судно в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иной документ, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждает наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Согласно п. 17 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС России от 24.06.2016 г. № 340, исключение судна из реестра осуществляется органом регистрации, осуществившим государственную регистрацию судна, по заявлению собственника либо уполномоченного им на то лица при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из вышеприведенных положений, исключение маломерного судна из реестра маломерных судов является прекращением права собственности на такое судно.

Из материалов дела следует, что истец Павлов С.Б. являлся собственником гидроцикла <данные изъяты> сведения об истце как о собственнике маломерного судна были внесены в реестр маломерных судов по его заявлению 21.05.2012 г. (л.д.. 35).

Также установлено, что 08.07.2015 г. по договору купли-продажи транспортного средства Павлов С.Б. продал Смышляеву С.В. гидроцикл «<данные изъяты>, стоимостью 530000 рублей, что не оспаривается сторонами (л.д. 10).

Поскольку Павлову С.Б. исчислен транспортный налог за гидроцикл <данные изъяты>» за 2016-2018 годы, истец с целью исключения указанного гидроцикла из реестра маломерных судов обратился в Магнитогорское инспекторское отделение ФКУ «Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Челябинской области».

По сведениям магнитогорского отделения после представления необходимых документов (дубликат судового билета) по заявлению Павлова С.Б. 30.09.2019 г. гидроцикл был исключен из реестра маломерных судов.

Полагая, что ответчиком Смышляевым С.В. после покупки гидроцикла <данные изъяты>» не исполнена обязанность по регистрации перешедшего от истца права собственности, Павлов С.Б. обратился с настоящим иском в суд.

Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно указал, что прекращение права собственности истца на гидроцикл 30.09.2019 г. не влияет на требования налогового органа об уплате налога, а исковые требования о признании договора заключенным не подлежат удовлетворению ввиду неправильного выбора истцом способа защиты нарушенного права.

Судебная коллегия полностью соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, основанными на правильном определении имеющих значение для дела обстоятельств и правильном применении норм материального права, при этом доводы апелляционной жалобы Павлова С.Б. о том, что суд также не предоставил время истцу для уточнения исковых требований, не принимаются во внимание как не соответствующие действительности. Как следует из протокола судебного заседания от 05.03.2020 г., стороне истца было предоставлено право заявить ходатайства в ходе судебного разбирательства, в том числе были разъяснены права, предусмотренные ст.ст. 35, 39 ГПК РФ. Намерений воспользоваться существующим правом об отложении судебного заседания для уточнения исковых требований, истец и его представитель не выразили.

Доводы апелляционной жалобы Павлова С.Б. о прекращении обязательства по уплате транспортного налога с момента заключения им договора купли-продажи гидроцикла независимо от государственной регистрации изменения либо прекращения права собственности на него подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм материального права.

Из разъяснений о применении Правил государственной регистрации маломерных судов № 340, приведенных в письме МЧС России от 27.03.2017 г. № 43-1762-29, усматривается, что государственная регистрация маломерных судов в реестре маломерных судов и все действия в отношении маломерного судна, зарегистрированного в реестре маломерных судов, осуществляется ГИМС МЧС России по заявлению собственника или уполномоченного им на то лица. В соответствии с положениями ГК РФ, Кодексом торгового мореплавания РФ и Кодексом внутреннего водного транспорта РФ право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента его государственной регистрации и, соответственно, так как государственная регистрация маломерных судов осуществляется в реестре маломерных судов, исключение маломерного судна из реестра маломерных судов является прекращением права собственности на такое судно.

В отношении собственников маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, Кодексом торгового мореплавания РФ (ст. 41) и Кодексом внутреннего водного транспорта РФ (п. 7 ст. 19) установлена обязанность в течение двух недель информировать орган ГИМС МЧС России об изменении сведений, вносимых в реестр маломерных судов.

Согласно ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу положений ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования транспортного средства, и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (ст. 44 НК РФ), в том числе в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.

Таким образом, истец не был лишен права своевременно снять гидроцикл с государственного регистрационного учета сразу после заключения договора купли-продажи гидроцикла в предусмотренный действующим законодательством двухнедельный срок, после чего он перестал бы быть объектом налогообложения в отношении имущества, принадлежащего истцу. Доказательств нарушения какими-либо незаконными действиями Межрайонной ИФНС России № 19 по Челябинской области прав и законных интересов Павловым С.Б. не представлено.

Ссылка в апелляционной жалобе Павлова С.Б. на отсутствие указания конкретного момента прекращения права собственности истца на спорный гидроцикл не может быть принята во внимание судебной коллегией как не соответствующая действительности. Суд в оспариваемом решении указал, что право собственности истца на гидроцикл <данные изъяты> было прекращено с 30.09.2019 г., то есть с момента подачи истцом заявления об исключении данного гидроцикла из реестра маломерных судов.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Процессуальных нарушений, установленных ст. 330 ГПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено, поэтому апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сосновского районного суда Челябинской области от 13 марта 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Павлова Сергея Борисовича - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: