Дело № 11-1901/2019 Судья Рохмистров А.Е. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||
18 февраля 2019 года г. Челябинск Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Скрябиной С.В., судей Галимовой P.M., Швайдак Н.А. при секретаре Уржумцевой С.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Долгулёва Валерия Анатольевича на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 12 ноября 2018 года по иску Долгулёва Валерия Анатольевича к Государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе города Челябинска о перерасчёте размера страховой пенсии по старости. Заслушав доклад судьи Галимовой P.M. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Долгулёва В. А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе города Челябинска-Морозовой Д.А., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Долгулёв В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе города Челябинска о возложении обязанности предоставить сведения, в связи с чем сумма страховых взносов в размере 433 600 рублей 13 копеек, использованная при расчёте размера пенсии, меньше суммы страховых взносов в размере 615 626 рублей 75 копеек, перечисленных за него работодателями; предоставить документы, подтверждающие законность уменьшения страховых взносов; устранить нарушение действующего законодательства, допущенное при исчислении его пенсии по старости, путём использования при исчислении пенсии всей суммы страховых взносов за период с 2004 по 2014 годы в размере 615 626 рублей 75 копеек, перечисленных за него работодателями (л.д. 7-10). В обоснование иска истец указал, что ответчик при расчёте размера пенсии истца уменьшил перечисленные работодателями страховые взносы за | ||
период с 2004 по 2014 годы с 615 626 рублей 75 копеек до 433 600 рублей 13 копеек, на направленный 12 апреля 2018 года запрос о разъяснении причин уменьшения страховых взносов, ответчиком ответ не дан. Уменьшение ответчиком страховых взносов, учтенных при расчете размера пенсии, привело к существенному уменьшению размера пенсии истца, чем нарушены его права и законные интересы. Истец Долгулёв В. А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска. Представитель ответчика Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе города Челябинска - Морозова Д.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Решением суда в удовлетворении исковых требований Долгулёва В.А. отказано. В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить. Указывает на необоснованность вывода суда о даче ответчиком истцу письменных разъяснений от 03 мая 2018 г., так как в ответе ответчика отсутствуют запрошенные истцом разъяснения, разъяснения даны только в суде; суд сослался на отзыв ответчика, но не принял во внимание мнение истца на отзыв; суд необоснованно возложил на истца обязанность указать наименование документов, которые использовал ответчик при уменьшении размера пенсии; не соответствует обстоятельствам дела вывод суда о том, что истец признал правильность расчёта пенсионным органом размера учтённых страховых взносов в размере 433 600 рублей 16 копеек; суд признал правильным расчет размера пенсии со ссылкой на ранее действовавшее законодательство, тем самым применил недействующие нормы права, не учел пункт 3 статьи 3 и пункт 4 статьи 36 Закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», по которому истцу была назначена пенсия. В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Долгулёва В.А.-без удовлетворения (л.д. 133-136). Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» | ||
2 | ||
с указанного дня не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 6 лет страхового стажа (в 2015 году, начиная с 01 января 2016 г. продолжительность страхового стажа ежегодно увеличивается на 01 год, необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 Закона), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с 01 января 2015г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30, необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст.8 Закона). Согласно части первой статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. В силу п. 2 части 1 статьи 30.3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер трудовой пенсии подлежит перерасчету при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии. Статьей 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» введены понятия «солидарная часть тарифа страховых взносов» и «индивидуальная часть тарифа страховых взносов», согласно которым индивидуальная часть | ||
3 | ||
тарифа страховых взносов - часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, включая специальную часть индивидуального лицевого счета, в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации. Правила распределения страховых взносов и отражения их на индивидуальном лицевом счете определены Федеральными законами «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Согласно п. 13 ч. 2 ст. 6 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции, действовавшей до 01 января 2015 года) сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии для лиц 1966 года рождения и старше учитывается в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо. Как следует из материалов дела, 10 сентября 2015 года Долгулёву Валерию Анатольевичу, ***, назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» в размере 6 828 рублей с установлением к ней фиксированной доплаты в размере 4 383 рублей 59 копеек, всего 11 212 рублей 46 копеек (л.д. 11,37-94). 12 апреля 2018 года Долгулёв В.А. обратился к ответчику с заявлением, в котором просил пояснить, почему сумма страховых взносов на страховую часть пенсии, учтённых пенсионным органом, меньше сумм страховых взносов обязательного пенсионного страхования, перечисленных в пенсионный орган работодателями Долгулёва В.А. (л.д. 28). 03 мая 2018 года Государственным учреждением-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе города Челябинска дан ответ о правильности начисления размера пенсии за №05/8555 (л.д. 29). Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Долгулёва В.А., суд первой инстанции исходил из того, что ответ на | ||
4 | ||
письменное обращение истца дан ответчиком в письменном виде в течение установленного Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 30-тидневного срока, также изложен в отзыве на иск; требование истца о возложении на пенсионный орган обязанности предоставить документы, подтверждающие законность уменьшения страховых взносов не конкретизировано, не содержит указания на конкретные документы, которые просит предоставить истец, доказательств того, что Долгулёв В.А. просил представить конкретные документы, ознакомить с материалами пенсионного (выплатного) дела, а ответчик ему в этом отказал, материалы дела не содержат, напротив, пенсионный орган представил в дело копии материалов пенсионного (выплатного) дела, с которыми ознакомился истец; размер пенсии истца исчислен верно, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ, на момент введения нового правового регулирования в 2015 году поступившие за истца страховые взносы за период с 2004 по 2014 годы уже были распределены пенсионным органом в соответствии с ранее действующим законодательством, в том числе часть поступивших взносов направлена на солидарную часть тарифа страховых взносов, поэтому, вопреки мнению истца, данные суммы не могут быть учтены при определении страховой пенсии по старости, в том числе и при исчислении индивидуального пенсионного коэффициента. Указанные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на законе, поэтому являются правильными. Доводы апелляционной жалобы о необоснованности вывода суда о даче ответчиком истцу письменных разъяснений от 03 мая 2018 г., так как в ответе ответчика отсутствуют запрошенные истцом разъяснения, разъяснения даны только в суде; суд сослался на отзыв ответчика, но не принял во внимание мнение истца на отзыв; суд необоснованно возложил на истца обязанность указать наименование документов, которые использовал ответчик при уменьшении размера пенсии; не соответствует обстоятельствам дела вывод суда о том, что истец признал правильность расчёта пенсионным органом размера учтённых страховых взносов в размере 433 600 рублей 16 копеек; не состоятельны, так как письменный ответ на обращение истца от 12 апреля 2018г. ответчиком был дан в мае 2018 года, копия ответа представлена в материалы дела (л.д. 29-30), несогласие истца с содержанием данного ответа не означает неправильность вывода суда в решении о даче разъяснений истцу ответчиком; отсутствие ссылки в решении на мнение истца на отзыв ответчика не влечет незаконность решения в силу ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ; на истца судом не возлагались обязанности при разрешении исковых требований обязать ответчика представить истцу | ||
5 | ||
документы, а сделан вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения данного искового требования; согласно протоколу судебного заседания от 12 ноября 2018 г. (л.д. 112) истец признавал правильность расчета суммы учтенных УПФР страховых взносов по действовавшему до 2015 года законодательству, однако он ссылался на неправильный расчет размера пенсии с учетом действующего законодательства, как правильно указал суд в решении. Доводы апелляционной жалобы о том, что суд признал правильным расчет размера пенсии со ссылкой на ранее действовавшее законодательство, тем самым применил недействующие нормы права, не учел пункт 3 статьи 3 и пункт 4 статьи 36 Закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»,по которому истцу была назначена пенсия, не состоятельны ввиду следующего. В силу пункта 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии. Согласно пункту 4 статьи 36 указанного Закона Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Указанные нормы права не устанавливают иной расчет размера пенсии, чем применен ответчиком. Распределение страховых взносов, начисленных работодателем истца, в период с 2004 по 2014 года, то есть до 2015 года, происходило в соответствии с п. 13 ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», согласно которому сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии для лиц 1966 года рождения и старше учитывается в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов по тарифу 16% процентов части суммы, перечисленной работодателем (в 2010 году-от 20%, в 2011г. - от 26%, затем от 22%). Перераспределение уже распределенных до 2015 года сумм страховых взносов действующим законодательством РФ не предусмотрено. | ||
6 | ||
Кроме того, порядок учета страховых взносов при исчислении страховой части пенсии в ныне действующей редакции п. 13 ч.2 ст.6 указанного Федерального Закона № 27-ФЗ для лиц 1966 года рождения и старше, к которым относится истец, не изменился. Таким образом, доводы апелляционной жалобы в указанной части основаны на ошибочном толковании норм материального права. В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы. Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, поскольку представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона при разрешении спора не допущено. Руководствуясь ст.ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия | ||
ОПРЕДЕЛИЛА: | ||
Решение Калининского районного суда г. Челябинска от 12 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Долгулёва Валерия Анатольевича-без удовлетворения. | ||
Председательствующий: Судьи: | ||
7 | ||