НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 17.05.2021 № 2А-380/2021

Дело № 11а-5741/2021 Судья: Глухова М.Е.

Дело № 2а-380/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 мая 2021 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Смолина А.А.,

судей Аганиной Т.А., Ишимова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудряшовым А.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Жилищник» на решение Миасского городского суда Челябинской области от 15 февраля 2021 года по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилищник» к Государственной инспекции труда в Челябинской области, Главному государственному инспектору труда в Челябинской области Сурначевой Екатерине Александровне о признании незаконным и отмене предписания, акта проверки.

Заслушав доклад судьи Аганиной Т.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя ООО «Жилищник» Елизарьевой И.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение Главного государственного инспектора труда в Челябинской области Сурначевой Е.А., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Общество с ограниченной ответственностью «Жилищник» (далее - ООО «Жилищник») обратилось в суд с административным иском к Главному государственному инспектору труда в Челябинской области Сурначевой Е.А. о признании незаконным и отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ, акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, просили признать недействительными протоколы об административных правонарушениях Государственной инспекции труда по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и постановления Государственной инспекции труда по <адрес>, , от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Миасского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ в принятии требований о признании недействительными протоколов об административных правонарушениях Государственной инспекции труда по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и постановлений Государственной инспекции труда по Челябинской области , , - от ДД.ММ.ГГГГ отказано (т. 1 л.д. 1-3).

В обоснование принятых к производству требований Общество указало, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Жилищник» Главным Государственным инспектором труда по Челябинской области Сурначевой Е.А. были вынесены постановления , , о назначении административных наказаний на основании протоколов об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ по части 1 статьи 5.27.1., части 3 статьи 5.27.2, части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Основанием для составления протоколов об административных правонарушениях был акт проверки -ИЗ/12-10466-И/59-143 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов). На основании данного акта проверки в отношении ООО «Жилищник» вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ. Общество, выражая несогласие с актом проверки, а также с остальными документами, вынесенными Главным Государственным инспектором труда на основании данного акта, указало, что отсутствие определенных положений в СУОТ Общества не может являться нарушением статьи 212 ТК РФ, поскольку положение о системе управления охраной труда является типовым, разработано с учетом специфики деятельности и не должно в точном соответствии копировать Типовое Положение, утвержденное приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГн. Кроме того, в материалы проверки представлены документы об осмотре работников ФИО7, ФИО8ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 психиатром, наркологом медицинской организации ООО «Медсправка Плюс» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, соответственно. Данные сотрудники не работают на работах, связанных с повышенной опасностью, с вредными веществами, с источниками повышенной опасности, на работах с неблагоприятными производственными факторами. Медицинский осмотр врача – психиатра проводится с целью выявления психиатрических противопоказаний у работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. ООО «Медсправка Плюс» имеет право на осуществление медицинской деятельности в области психиатрии, психиатрии - наркологии, управлению сестринской деятельностью, хирургии. В законодательстве нет норм, запрещающих частным организациям проведение психиатрического освидетельствования на допуск граждан для выполнения тех или иных работ. Не согласны с отсутствием документов, подтверждающих проведение обучения членов комиссий по проверке знаний требований охраны труда, поскольку все члены комиссии по проверке знаний требований охраны труда прошли обучение в специальном образовательном учреждении, имеющем лицензию, что подтверждают Протокол заседания комиссии ООО «ЦПО» от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверения об обучении и проверке знаний требований охраны труда в ООО «ЦПО», датированные тем же числом. Обучение по охране труда все руководители и специалисты проходят в организации квартально и ежегодно. Все сотрудники ООО «Жилищник» прошли проверку знаний по курсу «Инструктивно - методические занятия по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве» в ООО «Центр профессионального Образования», имеющее лицензию от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление образовательной деятельности. Относительно средств индивидуальной защиты ООО «Жилищник» указывает, что плащ непромокаемый с капюшоном сигнальный 3-го класса зашиты, каска защитная, подшлемник под каску, пояс предохранительный со страховочной веревкой, противогаз в Обществе имеется. Данные средства используются работниками крайне редко в силу отсутствия в должностных обязанностях сотрудников функций, предусматривающих применение данной спецодежды, потому соответствующим приказом Общества отнесены к дежурным средствам. К таковым относятся сапоги резиновые, очки защитные, не выданные ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 В обязанностях данных сотрудников, отсутствуют функции, при выполнении которых необходима указанная спецодежда. Относительно непредставления Обществом документов, подтверждающих выдачу электромонтерам по ремонту оборудования средств индивидуальной защиты в полном объеме в иске указано, что в ООО «Жилищник» работа не связана с вредными и опасными условиями труда, а также в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, обязательная выдача таких средств индивидуальной защиты в Обществе не предусмотрена, как и выдача жилетов сигнальных. Как следует из Приложения к Техническому регламенту жилеты сигнальные принадлежат ко второму классу, находятся в транспортных средствах, специально не выдаются. В ООО «Жилищник» в качестве дежурного (запасного) имеется еще один сигнальный жилет. В связи с тем, что акт проверки Государственной инспекции труда в Челябинской области -ИЗ/12-10466-И/59-143 от ДД.ММ.ГГГГ немотивированный и не соответствует нормам действующего законодательства, предписание об устранении выявленных нарушений -ИЗ/12-10468-И/59-143 от ДД.ММ.ГГГГ Общество считает необоснованным и подлежащим отмене.

Определением Миасского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ в качестве административного ответчика к участию в деле привлечена Государственная Инспекция труда в Челябинской области (т. 2 л.д. 21-22).

В судебном заседании представители административного истца ООО «Жилищник» Елизарьева И.А., Понкратова И.В. административные исковые требования поддержали.

Административный ответчик Главный государственный инспектор труда в Челябинской области Сурначева Е.А. в судебном заседании первой инстанции административные исковые требования не признала.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Челябинской области в судебное заседание первой инстанции не явился, был извещен о месте и времени слушания дела надлежащим образом.

В удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «Жилищник» к Государственной инспекции труда в Челябинской области, Главному государственному инспектору труда в Челябинской области Сурначевой Е.А. о признании незаконным и отмене предписания, акта проверки отказано.

Не согласившись с постановленным решением, ООО «Жилищник» обратились с апелляционной жалобой, в которой просило об отмене решения Миасского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что при рассмотрении дела судом не были учтены доводы административного истца, не указаны мотивы, по которым не приняты доводы истца, дело рассмотрено поверхностно. Так, судом не мотивированы основания для проведения внеплановой выездной проверки. Вместе с тем, перед такой проверкой не была организована предварительная документарная проверка согласно пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», отсутствовали основания, предусмотренные пунктами 2,3 статьи 20 указанного закона, тогда результаты такой выездной проверки должны быть признаны недействительными, на что указано в иске. Несчастный случай с работниками другого предприятия не может являться основанием для выездной проверки. При расследовании несчастного случая никаких нарушений на территории ООО «Жилищник», повлекших несчастный случай, не выявлено. Распоряжение главного государственного инспектора Челябинской области издано с нарушением пункта 3 части 2 статьи 10 указанного Закона. Кроме того, выявленные при проведении проверки нарушения не относит к таковым. Общество указывает, что в материалы дела представлены приказы об утверждении состава комиссии по проверке знаний требований охраны труда, документы по прохождению обучения членов комиссии как слушателей Программы обучения «Охрана труда», однако суд не дал оценку данным документам, указав, что таковые не представлены. По второму пункту предписания указано, что некоторые положения СУОТ в ООО «Жилищник» отражены в дополнительных соглашениях, применяемых на предприятии, что не является нарушением, не влияет на процесс организации охраны труда, на права и обязанности работников предприятия. В материалы дела представлены доказательства о признании условий труда на предприятии на всех рабочих местах оптимальными, об отсутствии рекомендаций для специальных мероприятий по улучшению условий труда. Обязанность работодателя по проведению оценки профессиональных рисков ТК РФ не установлена. СУОТ осуществляется с учетом специфики деятельности работодателя, исходя из характера и содержания выполняемых работ, квалификации и компетенции работников. Выдача работникам средств индивидуальной защиты осуществляется в зависимости от результатов проведения процедур оценки условий труда и уровней профессиональных рисков. Таким образом, Типовое положение о системе управления охраной труда содержит в себе диспозитивные положения, позволяющие организациям строить свою систему управления оранной труда по собственному усмотрению с учетом специфики деятельности. По третьему пункту предписания указано, что в материалы дела представлены протоколы заседаний комиссии по проверке знаний по охране труда работников, руководителей и специалистов ООО «Жилищник», программы по их обучению. Проверку знаний требований охраны труда проводит специально созданная комиссия, состоящая из членов, прошедших обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность при наличии соответствующей лицензии. По пунктам предписания относительно средств индивидуальной защиты указано, что работодатель обязан обеспечить выдачу таких средств работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, или связанных с загрязнением, при этом главным инспектором были проверены только карточки выдачи СИЗ, не исследованы должностные инструкции, фактически выполняемая работа. В тех случаях, когда при выполнении должностных обязанностей работник не должен использовать определенные виды СИЗ, то невыдача таких СИЗ не будет нарушением. По пунктам 5, 10 предписания об отсутствии на предприятии внеплановых инструктажей указано, что в Обществе имеется положение о проведении внеплановых инструктажей работников, журналы проведения инструктажей. Практически все работники ООО «Жилищник» могут не подвергаться первичному инструктажу в силу осуществляемой деятельности. Кроме того, разработано положение о порядке проведения стажировок вновь принятых работников, программы стажировок на рабочих местах работников в соответствии с занимаемой должностью. Стажировка необходима только на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, которых в Обществе не имеется. По пункту 8 предписания указано, что ООО «Медсправка ПЛЮС» не является государственной организацией, поэтому обоснованно не включено в перечень медицинских организаций, утвержденным Министерством здравоохранения Челябинской области, поскольку выступает учредителем государственных медицинских учреждений. Запретов для прохождения медицинских освидетельствований работников коммерческих организаций в коммерческих медицинских учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, не имеется. При проведении проверки не запрашивались и не изучались документы, подтверждающие медицинские психиатрические освидетельствования работников, работа которых связана с работой на источниках повышенной опасности. Лицензия ООО «Медсправка ПЛЮС» представлена в материалы дела, в соответствии с которой данное медицинское учреждение правомочно проводить профессиональные осмотры психиатром и психиатром – наркологом. Кроме того, частнопрактикующие врачи – психиатры имеют право проводить психиатрические обследования для выявления противопоказаний при выполнении лицами профессиональной деятельности. Работники ООО «Жилищник» не имели психиатрических противопоказаний, в связи с темнее имелось оснований для комиссионного психиатрического освидетельствования. По пункту 11 предписания указано, что руководители и специалисты могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда. Есть два способа прохождения обучения правилам по охране труда специалистам и руководителям организаций: в указанной комиссии или в специализированной организации. Последняя, не имеет отношения к ООО «Жилищник», поскольку руководители структурных подразделений не осуществляют обучение правил охраны труда своих подчиненных. По пункту 13 предписания: все работники прошли обучение по программе оказания первой медицинской помощи, о чем в материалы дела представлены соответствующие документы. Программа обучения состояла из теоретической и практической частей, занятия зафиксированы на видеозаписи. Кроме того, в жалобе указано на нарушение прав административного истца, заключающееся в незаконном отказе в удовлетворении ходатайств об ознакомлении с материалами дела и истребовании документов.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца ООО «Жилищник» Елизарьева И.А. поддержала доводы апелляционной жалобы.

Административный ответчик Главный государственный инспектор труда в Челябинской области Сурначева Е.А. в судебном заседании апелляционной инстанции не согласилась с доводами апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Челябинской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явился при надлежащем извещении о месте и времени слушания дела.

В соответствии с частью 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Судебная коллегия, выслушав участников процесса, проверив материалы дела, приобщенные новые доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, доводы возражений на апелляционную жалобу, не находит оснований для отмены решения суда.

В силу положений части 1 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предоставляют организации право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если она полагает, что нарушены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с требованиями статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со статьей 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Как следует из материалов дела, ООО «Жилищник» является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном порядке (т. 1 л.д. 36-38, 59-70), является работодателем, в силу чего деятельность общества подлежит проверке должностными лицами Государственной инспекции труда на предмет исполнения требований трудового законодательства.

Так, ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Сурначевой Е.А. в отношении ООО «Жилищник» на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от ДД.ММ.ГГГГ т. 1 л.д. 162-163) была проведена внеплановая выездная проверка, согласованная с прокурором (решение прокурора от ДД.ММ.ГГГГ). По результатам проверки общества были выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами с указанием положений (нормативных) правовых актов, которые отражены в акте проверки (т. 1 л.д. 39-48, 165-169).

Акт проверки, соответственно, стал основанием для вынесения предписания от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, было предписано: 1. произвести мониторинг приказов о создании комитетов (комиссий) по проведению работникам рабочих профессий обучения и проверки знаний по охране труда. Провести обучение и проверку знаний членам комиссии. Определить состав комитетов (комиссий) исходя из лиц уполномоченных (обученных) надлежащим образом. Предоставить в ГИТ документ подтверждающий проведение указанного мероприятия. Основание: статья 212 ТК РФ, Порядок утвержденный Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ;

2. обеспечить надлежащую разработку систему управления охраны труда и нормальное ее функционирование, основания требования статей 209,212 Трудового Кодекса РФ, приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 года № 438н;

3. организовать обучение и проверку знаний требований охраны труда работников рабочих профессий лицами уполномоченными (обученными) надлежащим образом. Предоставить в ГИТ: документы) подтверждающий проведение указанного мероприятия. Основание: ст. 212 ТК РФ, Порядок утвержденный Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года № 1/29;

4. представить документы, подтверждающие выдачу электромонтерам по ремонту оборудования средств индивидуальной защиты в полном объеме, в том числе, комплекты для защиты от термических рисков электрической дуги либо костюмы из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами, щитки защитные термостойкие в нарушение п. 189 Приложения к Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2014 года № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»;

5. в связи с вводом новых правил, действующие инструкции по охране труда пересмотреть, провести внеплановые инструктажи, Представить в ГИТ документы подтверждающие проведение указанного мероприятия. Основание статья 212 ТК РФ, пункт 2.1.6. Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ №1/29. Внеплановый инструктаж проводится при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;

6. нормами выдачи СИЗ ООО «Жилищник» предусмотреть выдачу водителям жилетов сигнальных, выдать их. Представить в ГИТ подтверждение выдачи водителям жилетов сигнальных. Основание - статьи 212,221 ТК РФ, приказ Минздравсоцразвития России от 20 апреля 2006 года № 297 «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики»;

7. согласно пункта 13 выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам. Представленные карточки выдачи СИЗ не соответствуют утвержденной форме. Завести личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты в соответствии с утвержденной формой статья 221 ТК РФ, и пункт 13 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»;

8. обеспечить проведение обязательных предварительных и периодических психиатрических освидетельствований работников в соответствии с требованиями действующего законодательства, (пункт 17 Акта) Предоставить в ГИТ документ(ы), подтверждающий проведение указанного мероприятия. Основание: статьи 212, 213, ТК РФ. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 года № 377, Приказ Министерства здравоохранения Челябинской области от 02 сентября 2016 года № 1482;

9. провести мониторинг перечня профессий и должностей, которым выдается бесплатная специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты общества, личных карточек работников на соответствие Типовым нормам., исключая замену касок защитных на каскетки Предоставить в ГИТ документ(ы), подтверждающий проведение указанного мероприятия. Основание: статья 212 ТК РФ, пункт 19. Приказа Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 года № 290н (ред. от 12 января 2015 года);

10. необходимо представить документы, подтверждающие проведение стажировок на рабочих местах после проведения первичного инструктажа в течение 2-14 смен, (основ. П.7.2.4. ГОСТ 12.0.004-90);

11. обеспечить проведение обучения и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов, членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и т.д. по соответствующим программам. Предоставить в ГИТ документ, подтверждающий проведение указанного мероприятия. Основание: статья 212 ТК РФ, Порядок утвержденный Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года № 1/29;

12. обеспечить приобретение и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ при допуске к трудовым обязанностям, в процессе их исполнения. Предоставить в ГИТ документы, подтверждающие надлежащее обеспечение работников СИЗ. Основание: статьи 212, 219 ТК РФ;

13. работникам организации не провели обучение по оказанию первой помощи пострадавшим статья 225 ТК РФ, пункт 2.2.4 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утверждённого постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года № 1/29 (т. 1 л.д. 49-54, 170-171).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего:

В силу части 2 статьи 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В соответствии со статьей 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

В силу пункта 2.2.1 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденного Постановлением Минтруда Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29 (далее - Порядка), работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.

В соответствии с пунктом 2.2.2. Порядка, работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.

Согласно пункта 2.2.4. Порядка, работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу.

В силу пункта 2.3.1 Порядка, руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Согласно пункта 2.3.2 Положения, обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Обучение по охране труда проходят, в том числе, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

Таким образом, указанной нормой для разных категорий руководителей и специалистов, и членов комиссий исполняющих различные обязанности, предусмотрены определенные требования по прохождению обучения по охране труда.

Согласно статьи 76 ТК РФ, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника: не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

В Предписании главным государственным инспектором труда указано на необходимость устранить нарушение - Произвести мониторинг приказов о создании комитетов (комиссий) по проведению работникам рабочих профессий обучения и проверки знаний по охране труда. Провести обучение и проверку знаний членам комиссии. Определить состав комитетов (комиссий) исходя из лиц уполномоченных (обученных) надлежащим образом. Обеспечить надлежащую разработку систему управления охраны труда и нормальное ее функционирование, организовать обучение и проверку знаний требований охраны труда работников рабочих профессий лицами уполномоченными (обученными) надлежащим образом, провести внеплановые инструктажи. Обеспечить проведение обучения и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов, членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и т.д. по соответствующим программам. Необходимо устранить нарушение Работникам организации не провели обучение по оказанию первой помощи пострадавшим.

При этом, как следует из Акта проверки, приказами ООО «Жилищник» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ утвержден состав комиссии по проверке знаний требований охраны труда Председатель комиссии - ФИО19, члены комиссии - ФИО20, ФИО21 Согласно пункту 1.1. данного Порядка, порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны груда всех работников, в том числе руководителей, а пунктом 1.2. установлено, что его требования обязательны для исполнения всеми работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Документы, подтверждающие проведение обучения членов комиссий по проверке знаний требований охраны труда отсутствуют.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 года № 205н утвержден перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация. Согласно данного перечня одним из видов услуг в области охраны труда, для оказаний которых необходима аккредитация, является «обучение работодателей и работников вопросам охраны труда».

В силу пункта 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 г. № 205н с 1 декабря 2010 года оказание услуг включённых в перечень услуг в области охраны груда, для оказания которых необходима аккредитация, утверждённый данным Приказом организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается.

Правилами аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 г. № 205н) установлено, что Минтруд России осуществляет аккредитацию путем внесения сведений об организациях в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны груда (далее - реестр). На момент проверки ООО «Жилищник» в данном реестре отсутствует.

Обучение должностных лиц указанных в абзаце втором пункта 2.3.2. «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», самой организацией не предусмотрено.

Работники: Главный бухгалтер - ФИО22, начальник отдела - ФИО23, заместитель директора - ФИО24, начальник отдела - ФИО25, начальник отдела - ФИО18, мастер участка - ФИО26, мастер участка ФИО27 мастер участка - ФИО28, мастер участка - ФИО29, начальник ФИО30 относятся к числу лиц, указанных в абзаце 3 пункта 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, обучение в организации, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 года № 205н имеющей аккредитацию на оказание услуги «обучение работодателей и работников вопросам охраны груда», не прошли.

При указанных обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу, что предписание в части п. 1-3, 5, 10, 11, 13 является законным и не подлежит отмене.

По пунктам 4, 6, 7, 9, 12 Предписания главным государственным инспектором труда указано на обязанность ООО «Жилищник» привести в соответствие нормы по выдаче СИЗ работникам; обеспечить работников ООО «Жилищник» специальной одеждой и обувью в полном объеме согласно нормам выдачи СИЗ на основании статей 212,221 ТК РФ, приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01 июня 2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствам индивидуальной защиты».

В силу статьи 212 ТК РФ, предусмотрена обязанность работодателя по обеспечения безопасных условий и охраны труда.

Работодатель обязан обеспечить, в том числе приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

В силу статьи 221 ТК РФ, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Согласно пункту 5 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01 июня 2009 года №290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствам индивидуальной защиты», предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - Типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

В качестве основания по обеспечению СИЗ работников ООО «Жилищник» в действующих нормах бесплатной выдачи спецодежды (утверждены руководителем 23 июня 2017 года) указан Приказ Минздравсоцразвития России от 03 октября 2008 года № 543н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым па работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» (Зарегистрировано в Минюсте России 20 октября 2008 года № 12511).

Указанными типовыми нормами предусмотрены должности электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарь аварийно-восстановительных работ, слесарь-сантехник.

Электромонтерам по ремонту и обслуживанию электрооборудования выдаются СИЗ: полукомбинезон хлопчатобумажный защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, или костюм хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, или костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, ботинки кожаные или сапоги кирзовые, рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием, перчатки диэлектрические, галоши диэлектрические, каска защитная, очки защитные, наушники противошумные.

ООО «Жилищник» не предусмотрено, и, следовательно, не выдаются следующие СИЗ: Перчатки диэлектрические дежурные, Галоши диэлектрические дежурные, Наушники противошумные (что подтверждается карточками выдачи СИЗ). Кроме того, согласно карточке выдачи СИЗ электромонтера ФИО31 не выдаются каска защитная, очки защитные. Согласно карточке выдачи СИЗ электромонтера ФИО32 не выдаются каска защитная, очки защитные. Согласно карточке выдачи СИЗ электромонтера ФИО33 не выдаются каска защитная, очки защитные. Согласно карточке выдачи СИЗ электромонтера ФИО34 не выдаются каска защитная, очки защитные.

Слесарю аварийно-восстановительных работ выдаются СИЗ: комбинезон сигнальный с водоотталкивающей пропиткой 3-го класса защиты или костюм сигнальный с водоотталкивающей пропиткой 3-го класса защиты, плащ непромокаемый с капюшоном сигнальный 3-го класса защиты, ботинки кожаные или сапоги кирзовые, сапоги резиновые, рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием, каска защитная, подшлемник под каску, пояс предохранительный со страховочной веревкой, очки защитные, противогаз.

ООО «Жилищник» не предусмотрено, и, следовательно, не выдаются следующие СИЗ: плащ непромокаемый с капюшоном сигнальный 3-го класса защиты, каска защитная. подшлемник под каску, пояс предохранительный со страховочной веревкой, противогаз. Кроме того не выдаются согласно карточке выдачи СИЗ и предусмотренные нормами выдачи Слесарю АВР ФИО13 не выданы сапоги резиновые, очки защитные, так же ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17

Слесарю-сантехнику выдаются СИЗ: костюм хлопчатобумажный с водоотталкивающей пропиткой или костюм для защиты от воды из синтетической ткани с пленочным покрытием, жилет сигнальный 2-го класса защиты, головной убор, куртка на утепляющей прокладке по поясам.

ООО «Жилищник» не предусмотрено, и, следовательно, не выдаются следующие СИЗ: жилет сигнальный 2-го класса защиты, головной убор Кроме того гак же не выдается следующие СИЗ слесарь сантехнику ФИО35, Молотову М.Ю., сапоги резиновые, теплые брюки.

Как верно указал главный государственный инспектор труда, ООО «Жилищник» необходимо пользоваться нормами, указанными в Приказе Министерства здравоохранения и специального развития РФ от 01 июня 2009 года №290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствам индивидуальной защиты», и, следовательно, выдавать работникам СИЗ как то предусмотрено в указанном Приказе.

Согласно Типовым нормам бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 20 апреля 2006 года № 297 «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики» водитель автомобиля должен быть обеспечен жилетом сигнальным 2 класса защиты.

Однако в нарушение указанных норм водителям согласно норм ООО «Жилищник» жилеты сигнальные не предусмотрены, и не выдаются.

Довод административного истца о том, что жилеты находятся непосредственно в транспортных средствах и специально не выдаются, основанием для удовлетворения заявленных требований не является, поскольку противоречит приказу Минздравсоцразвития России от 20 апреля 2006 года № 297.

В соответствии с требованиями статьи 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу положений статьи 212 ТК РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также не осуществлять допуск к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

В соответствии с положениями статьи 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.

Пунктом 1 указанных Правил установлено, что они определяют порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

В силу пунктов 4, 5, 9 указанных Правил, освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением (далее именуется - комиссия). Освидетельствование работника проводится не реже одного раза в 5 лет. Комиссия принимает решение простым большинством голосов о пригодности (непригодности) работника к выполнению вида деятельности (работы в условиях повышенной опасности), указанного в направлении на освидетельствование. Решение комиссии (в письменной форме) выдается работнику под роспись в течение 3 дней после его принятия. В этот же срок работодателю направляется сообщение о дате принятия решения комиссией и дате выдачи его работнику.

Доводы административного истца о том, что работники проходят психиатрические осмотры в ООО «Медсправка Плюс», которое имеет право на осуществление медицинской деятельности в области психиатрии, психиатрии-наркологии, управлению сестринской деятельностью, хирургии, обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку работники в установленном порядке, предусмотренном Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденными постановлением Правительства - Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, медицинское освидетельствование не прошли.

Соответствующее заключение врачебной комиссии врачей суду не представлено.

Не является заключением врачебной комиссии по психиатрическому освидетельствованию прохождение медицинских осмотров, поскольку указанные виды обследований психического состояния работников, имеют разный характер и направленность своих методов исследования, в том числе при психиатрическом освидетельствовании происходит более глубокое обследование психологического состояния лица, для проведения необходимых исследований используются специальные медицинские приборы, выводы о психическом состоянии лица даются комиссией врачей психиатров.

Таким образом, требования пункта 8 предписания данным положениям не противоречат.

Принимая решение, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований административного истца об отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ, акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

С указанными выводами соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства.

Согласно части 1 статьи 1 Закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей.

В соответствии с частью 1 статьи 356 ТК РФ, федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно абзаца 2 статьи 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 6 части 1 статьи 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В силу статьи 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории РФ любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда: обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников; обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав; и т.д.

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 69 Административного регламента исполнения федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 октября 2012 года № 354н).

Исходя из содержания приведенных норм ТК РФ, государственный инспектор труда имеет право выдать предписание только для устранения очевидных нарушений трудового законодательства, которые выражены объективно и являются бесспорными (например, нарушение установленного законом срока применения дисциплинарного взыскания; нарушение срока выплаты заработной платы, и т.п.).

Таким образом, при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.

Соответственно, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, выявляет правонарушения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что, не были учтены доводы административного истца, не указаны мотивы, по которым не приняты доводы истца, дело рассмотрено поверхностно, судом не мотивированы основания для проведения внеплановой выездной проверки не основаны на нормах материального закона, противоречат имеющимся в деле доказательствам, из которых следует, что имели место установленные главным государственным инспектором нарушения, отраженные в акте внеплановой выездной проверки, и, как следствие, в предписании, оспариваемых административным истцом.

Напротив, суд при принятии решения всесторонне изучил представленные сторонами доказательства в их совокупности, и пришел к обоснованным выводам, которые не опровергнуты доводами апелляционной жалобы.

Как было сказано выше, предписание, выдаваемое по результатам проверки, представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего проверку, содержащий властное волеизъявление, подтверждающее правовые последствия для конкретного юридического лица. Таким образом, предписание, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Соглашаясь с выводами суда о признании законным предписания, судебная коллегия исходит из того, что предписание об устранении нарушений трудового законодательства, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо, содержать конкретные выявленные нарушения с указанием сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей.

Доводы апелляционной жалобы по существу основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, направлены на переоценку указанных доказательств и не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, принял правильное решение, оснований для его отмены не имеется. Нормы трудового законодательства, подлежащие применению, подробно изложены в решении суда.

Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Миасского городского суда Челябинской области от 15 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилищник» - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи