НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 16.09.2019 № 11-10523/19

Дело № 11-10523/2019 Судья Филимонова А.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Загвоздиной Л.Ю.,

судей Жуковой Н.А., Швайдак Н.А.,

при секретаре Уржумцевой С.Ю.

16 сентября 2019 г. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Магнитогорска Челябинской области от 11 июня 2019 г. по иску ФИО1 к Министерству культуры Челябинской области о взыскании заработной платы.

Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истца ФИО1 и её представителя ФИО2, поддержавших доводы жалобы, возражения представителя ответчика Министерства культуры Челябинской области ФИО3, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству культуры Челябинской области о восстановлении на работе; признании срочного трудового договора от 1 сентября 1997 г., заключенным на неопределенный срок; взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 1 марта 2019 г. по день восстановления на работе; компенсации морального вреда в размере 70 000 руб.; компенсации в размере 3-х кратного среднего месячного заработка в размере 384 709,61 руб.; взыскании доплаты за звание «академическая» в размере 10% от основного оклада в сумме 30420,20 руб. за период с марта 2018 г. по февраль 2019 г.; компенсации за не предоставленные отгулы (11 дней) за работу в выходные и праздничные дни (3 марта 2018 г., с 8 по 11 марта 2018 г., 31 марта 2018 г., 21 апреля 2018 г., 4 ноября 2018 г., 24 ноября 2018 г., 27 января 2019 г., 28 января 2019 г.) в сумме 52 675,35 руб.

Определением суда от 23 апреля 2019 г. выделены в отдельное производство материальные требования ФИО1 о взыскании доплаты за звание «академическая» в размере 10% от основного оклада в сумме 30420,20 руб. за период с марта 2018 г. по февраль 2019 г. и компенсации за не предоставленные отгулы (11 дней) за работу в выходные и праздничные дни (3 марта 2018 г., с 8 по 11 марта 2018 г., 31 марта 2018 г., 21 апреля 2018 г., 4 ноября 2018 г., 24 ноября 2018 г., 27 января 2019 г., 28 января 2019 г.) в сумме 52 675,35 руб.

В обоснование иска ФИО1 указала, что с 1 сентября 1997 г. работала в государственном бюджетном учреждении культуры «Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла имени С.Г. Эйдинова» (далее - ГБУК Магнитогорская хоровая капелла) в должности <данные изъяты><данные изъяты>, по совместительству в должности <данные изъяты><данные изъяты>. 3 марта 2014 г. уволена в связи с истечением срока действия срочного трудового договора. Новый трудовой договор заключен 4 марта 2014 г., сроком на 3 года. По истечении срока трудового договора контракт не расторгнут, дополнительными соглашениями срок действия трудового договора продлевался сначала до 2 марта 2018 г., а затем до 1 марта 2019 г. Приказом приказ № от 1 марта 2019 г. она уволена с должности <данные изъяты><данные изъяты> в связи с истечением срока трудового договора – по пункту 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. В период работы ей не выплачена доплата за звание «академическая» в размере 10% от основного оклада в соответствии с условиями трудового договора от 1 марта 2001 г. за период с марта 2018 г. по март 2019 г.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Министерства культуры Челябинской области ФИО3 возражал против удовлетворения требований, представил письменный отзыв на исковое заявление.

Представитель третьего лица ГБУК Магнитогорская хоровая капелла ФИО4 полагал, что спор следует разрешить на основании закона.

Суд принял решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении требований. Указывает, что суд установил, что стимулирующая выплата за звание «академическая» в размере 10% от оклада предусмотрена пунктом 27 Положения об оплате труда работников областных государственных учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2010 г. № 100-П, однако в трудовом договоре № 4/1, указанная стимулирующая выплата не конкретизирована, на этом основании отказано в её выплате. Однако указанная выплата не просто не конкретизирована в трудовом договоре, а вообще отсутствует, чем нарушено ее трудовое право на ее получение. Другие руководители данную доплату получали, а она нет, следовательно, речь идет о дискриминации. Также не согласна с отказом суда во взыскании компенсации за её работу в выходные и праздничные дни со ссылкой на отсутствие письменного распоряжения работодателя. Данные выводы не основаны на материалах дела и не соответствуют действительности. Суд не дал оценку государственному заданию на 2018 год и предыдущие годы, не исследовал его. Также суд не дал оценку специфике творческой деятельности концертной организации, установленной законодательством (статья 351 Трудового кодекса Российской Федерации).

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Министерства культуры Челябинской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Представитель третьего лица ГБУК Магнитогорская хоровая капелла о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен, в суд не явился, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (части 1, 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Как следует из материалов дела, согласно Уставу ГБУК Магнитогорская хоровая капелла (в редакции изменений № 3 от 9 декабря 2011 г.) учредителем учреждения является Челябинская область в лице Министерства культуры Челябинской области. Учредитель является главным распорядителем средств бюджета Челябинской области, выделяемых учреждению. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, вправе приобретать имущественные и неимущественные права. Возглавляет учреждение художественный руководитель, который назначается и освобождается от должности учредителем, художественный руководитель действует на основании срочного трудового договора, заключенного с ним учредителем, трудовой договор заключается на срок не более 5 лет (т.2 л.д.77-93).

4 марта 2014 г. между Министерством культуры Челябинской области и ФИО1 заключен срочный трудовой договор с <данные изъяты> государственного учреждения приказ №, по условиям которого истец выполняет обязанности по должности <данные изъяты><данные изъяты> ГБУК Магнитогорская хоровая капелла, приступает к исполнению обязанностей 4 марта 2014 г., трудовой договор заключен сроком на 3 года, как с <данные изъяты> учреждения. Дополнительными соглашениями сроки действия трудового договора продлялись дважды, дополнительным соглашением от 3 марта 2017 г. действие трудового договора продлено до 2 марта 2018 г., дополнительным соглашением от 2 марта 2018 г. трудовой договор продлен по 1 марта 2019 г. (т. 1 л.д.16-36).

На основании личного заявления истца о разрешении совмещения работы по должности <данные изъяты><данные изъяты> между сторонами заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 1 октября 2014 г. № 67 об установлении с 1 октября 2014 г. выплаты за совмещение должности <данные изъяты><данные изъяты> в размере 18698 руб. (т.1 л.д.26).

Согласно пункту 19 трудового договора в качестве поощрения <данные изъяты> устанавливались следующие выплаты стимулирующего характера: выплата за выслугу лет, выплата за наличие почетного звания («народный», «заслуженный»), ежемесячная надбавка за интенсивность в работе (134,10 %).

Дополнительным соглашением к трудовому договору, заключенным между сторонами 1 сентября 2016 г., пункт 19 трудового договора изложен в иной редакции: вместо ежемесячной надбавки за интенсивность в работе предусмотрена выплата, характеризующая условия труда, - выплаты стимулирующего характера, характеризующие результаты труда, <данные изъяты> учреждения осуществляются на основании приказа Министерства культуры Челябинской области. Размер указанных выплат осуществляется ежеквартально в зависимости от количества полученных баллов по итогам оценки эффективности и результативности деятельности учреждения и его <данные изъяты> в части выполнения учреждением целевых показателей эффективности, установленных приказом Министерства культуры Челябинской области от 25 ноября 2013 г. № 478 «Об утверждении целевых показателей эффективности деятельности и критериев оценки эффективности и результативности деятельности областных бюджетных и казенных учреждений культуры Челябинской области, и их руководителей, условиях премирования руководителей» и результатам деятельности учреждения. Выплаты стимулирующего характера, характеризующие результаты труда, <данные изъяты> учреждения производятся в рамках утвержденного премиального уровня соотношения средней заработной платы <данные изъяты> учреждения к средней заработной плате работников учреждения – 5. Размер этой выплаты при достижении условий её осуществления - ежеквартально в размере до 25% от утвержденного премиального фонда (т.1 л.д.23-24).

Дополнительным соглашением к трудовому договору, заключенным между сторонами 14 августа 2017 г., внесены изменения в пункт 19 трудового договора в части размера выплаты за почетное звание – 60 % от должностного оклада (т. 1 л.д.32).

Согласно пунктам 4, 5 дополнительного соглашения от 1 марта 2018 г. № 7 к трудовому договору с ФИО1 строку «Выплата, характеризующая результаты труда» таблицы пункта 19 предложение третье «Выплаты стимулирующего характера, характеризующие результаты труда, руководителю учреждения производятся в рамках утвержденного премиального фонда, определенного с учетом предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителя учреждения к средней заработной плате работников учреждения – 5» исключено. Добавлен пункт 20.1 в следующей редакции: «20.1. Выплаты стимулирующего характера, характеризующие результаты труда, руководителю учреждения рассчитываются учреждением на основании приказа Министерства культуры. В случае, когда начисленная заработная плата руководителя учреждения с учетом причитающейся премии превышает установленный предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя учреждения, к средней заработной плате работников учреждения (далее - кратность), учреждением самостоятельно осуществляется корректировка размера заработной платы руководителя путем уменьшения установленного размера премии на размер превышения. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения, формируемый за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников этого учреждения устанавливается в кратности – 5» (т. 1 л.д.34-35).

Приказами Министерства культуры Челябинской области от 19 января 2018 г. приказ №, от 20 апреля 2018 г. приказ №, 20 июля 2018 г. приказ №, от 19 октября 2018 г. приказ №, от 18 января 2019 г. приказ № утверждены размеры премиального фонда на 2,3,4 квартал 2018 г., 1 квартал 2019 г. (в процентах от годового премиального фонда) руководителям областных, государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Челябинской области, в том числе <данные изъяты> ГБУК Магнитогорская хоровая капелла в размере 25 % от годового премиального фонда. Приказом от 18 января 2019 г. приказ № также учтены выявленные факты нарушений при установлении выплат стимулирующего характера с их уменьшением на 2 процента <данные изъяты> ГБУК Магнитогорская хоровая капелла (т.1 л.д.58-61,155-163).

Приказом Министерства культуры Челябинской области от 1 марта 2019 г. приказ № прекращено действие трудового договора от 4 марта 2014 г. приказ №, ФИО1 уволена 1 марта 2019 г., в связи с истечением срока действия трудового договора по пункту 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о взыскании доплаты за звание «академическая», суд первой инстанции исходил из того, что в трудовом договоре с ФИО1 с учетом дополнительных соглашений и локальных актов Министерства культуры Челябинской области не конкретизирована стимулирующая выплата за звание «академическая», а предельный уровень среднемесячной заработной платы (с учетом, в том числе стимулирующих выплат) <данные изъяты> учреждения определяется с учетом кратности к среднемесячной заработной плате работников этого учреждения.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца доплаты за звание «академическая» за период с марта 2018 г. по февраль 2019 г. в сумме 30420,20 руб., поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям правовых и локальных нормативных актов.

Заработная плата работников и руководителей государственных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству культуры Челябинской области, регламентируется постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2010 г. № 100-П «Об оплате труда работников областных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Челябинской области» (далее – Положение № 100-П).

В силу 27 пункта Положения № 100-П выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя учреждения с учетом мнения представительного органа работников в пределах утвержденного фонда оплаты труда. Выплаты стимулирующего характера конкретизируются в трудовом договоре с работником (в дополнительном соглашении к трудовому договору с работником) в соответствии с положением об оплате труда и стимулировании работников соответствующего учреждения.

Согласно пункту 33 Положения № 100-П к стимулирующим выплатам отнесены выплаты, учитывающие особенности деятельности учреждения и отдельных категорий работников, в том числе выплаты работникам, отнесенным к руководящему, художественному и артистическому персоналу учреждений, имеющих звание «академический», размер выплаты составляет до 10 процентов от оклада (подпункт 6).

В соответствии с пунктами 38, 39, 41, 42 Положения №100-П заработная плата руководителей учреждений состоит из должностного оклад, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждения. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей учреждений, их заместителей, главных бухгалтеров, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется Министерством культуры Челябинской области в кратности от 1 до 7. Выплаты стимулирующего характера, учитывающие индивидуальные характеристики, руководителям учреждений осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда работников учреждений, и устанавливаются приказом Министерства культуры Челябинской области в соответствии с разделом IV настоящего Положения. Выплаты стимулирующего характера, характеризующие результаты труда, руководителю учреждения осуществляются на основании приказа Министерства культуры Челябинской области. Размер указанных выплат определяется с учетом выполнения учреждением за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) показателей оценки эффективности работы, установленных Министерством культуры Челябинской области.

Согласно приказу Министерства культуры Челябинской области от 21 июля 2017 г. № 390/1 «О внесении изменений в приказ Министра культуры Челябинской области от 26 февраля 2014 г. № 46 «Об установлении выплат стимулирующего характера руководителям областных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Челябинской области, характеризующих результаты труда руководителя учреждения» учреждение обязано предоставлять ежеквартально расчетный годовой фонд оплаты труда руководителя.

Годовой фонд оплаты труда руководителя состоят из суммы всех выплат, предусмотренных трудовым договором и выплат стимулирующего характера по результатам работы.

Выплата стимулирующего характера руководителя областных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Челябинской области, характеризующая результаты труда руководителя учреждения устанавливается ежеквартально по итогам оценки эффективности и результативности деятельности учреждений на основании отчета о выполнении учреждением целевых показателей и производится в пределах утвержденного премиального фонда на соответствующий финансовый год с учетом предельного соотношения среднемесячной заработной платы руководителей учреждений, их заместителей, главных бухгалтеров, формируемой за счет всех источников финансирования и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников учреждения.

Как следует из расчетных фондов оплаты труда <данные изъяты> Магнитогорской хоровой капеллы на 2018 и 2019 годы, подписанных <данные изъяты> ГБУК Магнитогорская хоровая капелла ФИО1 и главным бухгалтером, общий стимулирующий фонд <данные изъяты> за год, включает в себя премиальный годовой фонд за интенсивность, выплаты за выслугу лет и почетное звание, доплату за совмещение, при этом премиальный годовой фонд <данные изъяты> на 2018 год составляет 600198,78 руб., на 2019 год – 685847,48 руб. (за 1 квартал – 171461,90 руб.) (т.2 л.д.72,73).

Согласно сведениям лицевых счетов истца ей выплачены стимулирующие выплаты (премии, за концерты, стимулирующие выплаты за результативность) в 2018 году в размере 541702,25 руб. (т.2 л.д.70), что соответствует величине, предусмотренной в фонде оплаты труда, с учетом фактически отработанного времени по табелям учета рабочего времени (600198,78 руб. / 1970 часов х 1778 часов = 541702,25 руб.). За период с 1 января 2019 г. по 1 марта 2019 г. истцу выплачены стимулирующие выплаты в сумме 107808,92 руб. (52581,65 + 52581,65 + 2645,62), что соответствует величине, предусмотренной в фонде оплаты труда, с учетом фактически отработанного времени и снижения по приказу Министерства культуры Челябинской области от 18 января 2019 г. № 8 стимулирующих выплат с 25 до 23 процентов (157744,95 руб. / 3 месяца = 52581,65 руб.; 52581,65 руб. / 159 часов х 8 часов = 2645,62 руб.).

Таким образом, истцом в 2018-2019 году за время работы в ГБУК Магнитогорская хоровая капелла получены все суммы, предусмотренные в стимулирующем фонде оплаты труда <данные изъяты>, поэтому судом обоснованно отказано во взыскании дополнительной стимулирующей выплаты, не предусмотренной трудовым договором истца, действующим в спорный период.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что доплата за звание «академическая» предусмотрена Положением № 100-П и Положением об оплате труда работников ГБУК Магнитогорская хоровая капелла не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку в случае включения такой доплаты в трудовой договор истца иные стимулирующие выплаты (за результативность), предусмотренные трудовым договором и фондом оплаты труда, производились бы ей в меньшем размере, поэтому оснований для дополнительного взыскания с ответчика доплаты за звание «академическая» в размере 10% от оклада не усматривается.

Ссылки в жалобе истца на дискриминацию со стороны ответчика судебная коллегия считает необоснованными, поскольку фонд оплаты труда <данные изъяты> ГБУК Магнитогорская хоровая капелла, включая общий фонд стимулирующих выплат, утверждала сама истец, в период действия трудового договора вопрос о включении доплаты за звание «академическая», влекущий снижение размера стимулирующей выплаты за результативность, перед работодателем не ставила.

Указание истцом в суде апелляционной инстанции на то, что она узнала о невыплате доплаты за звание «академическая» после увольнения, судебная коллегия считает необоснованным, поскольку ФИО1, как <данные изъяты> ГБУК Магнитогорская хоровая капелла, подписывала кадровые и бухгалтерские документы, в том числе расчетный фонд оплаты труда <данные изъяты>, следовательно, знала о составляющих своей заработной платы в период работы в ГБУК Магнитогорская хоровая капелла.

Отказывая во взыскании оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 самовольно привлекала себя к работе в выходные дни, за часть дней работы в выходные дни повышенную оплату не требовала, о предоставлении дополнительных дней отдыха до состоявшегося увольнения не просила, при этом работодатель не издавал каких-либо приказов и распоряжений о привлечении истца к работе в указанные дни.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для взыскания оплаты за работу выходные и праздничные дни, заявленные в иске.

В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 113 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя. Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, допускается в порядке, устанавливаемом коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

Согласно частям 1, 2, 4, 5 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит. Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора.

В силу статьи 351 Трудового кодекса Российской Федерации особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в частности особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, в соответствии со статьей 252 настоящего Кодекса устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в случаях, предусмотренных статьями 94, 96, 113, 153, 157 и 268 настоящего Кодекса, также трудовыми договорами.

Должность художественного руководителя включена в Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 252.

В соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка ГБУК Магнитогорская хоровая капелла, утвержденными <данные изъяты><данные изъяты> ФИО1 в 2016 году, при направлении на гастроли работнику гарантируется сохранение места работы и среднего заработка (пункт 10.2); работникам, участвующим в гастрольной поездке, должны предоставляться выходные дни в период гастролей, либо по возвращении из поездки в суммированном виде в течение месяца со дня возвращения с гастролей. По желанию работника выходные дни присоединяться к очередному отпуску (пункт 10.3); деятельность капеллы непосредственно связана с обслуживанием населения, работодатель имеет право привлекать работников к выполнению таких работ в нерабочие праздничные и выходные дни без проведения консультаций с представительным органом работников. Допускается привлекать к работе в нерабочие праздничные и выходные дни творческий и артистический персонал без письменного согласия работников. Работа в нерабочий праздничный день подлежит дополнительной оплате. По желанию работника ему может быть предоставлен другой день отдыха, в этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере (пункт 14.2).

Для истца работодателем являлось Министерство культуры Челябинской области, к его полномочиям относилось заключение трудового договора, привлечение к работе в нерабочие праздничные и выходные дни, предоставление отпуска. Однако, как следует из материалов дела, ответчик истца к работе в нерабочие праздничные и выходные дни, указанные в иске, не привлекал.

Ссылки в апелляционной жалобе истца на то, что она не самостоятельно привлекала себя к работе в нерабочие праздничные и выходные дни, привлечение её работодателем подтверждается государственным заданием и утвержденным планом концертной деятельности, не исследованными судом, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку при исследовании указанных документов в суде апелляционной инстанции не установлено обстоятельств привлечения работодателем истца в работе в заявленные дни.

В государственном задании ГБУК Магнитогорская хоровая капелла на 2018 год, утвержденном министром культуры Челябинской области, и отчете о его выполнении, подписанном истцом, не указаны конкретные концерты и даты их проведения (т.2 л.д.35-39). Планы концертной деятельности и планы концертов ГБУК Магнитогорская хоровая капелла с датой и местом их проведения утверждались <данные изъяты><данные изъяты> ГБУК Магнитогорская хоровая капелла, то есть самой ФИО1 (т.2 л.д.57-59).

Истцом не представлено в суд достоверных доказательств того, что она обращалась к работодателю с заявлением о привлечении к работе в нерабочие праздничные и выходные дни – 3 и 11 марта 2018 г., 4 и 24 ноября 2018 г., 27 и 28 января 2019 г., оплате за работу в эти дни, либо предоставлении за них дней отдыха. В заявлении истца от 11 июля 2018 г. содержится просьба о привлечении к работе в нерабочие праздничные и выходные дни из спорных – с 7 по 10 марта 2018 г., 30-31 марта 2018 г., 21 апреля 2018 г. (т.1 л.д.49), то есть за прошлое время.

Вместе с тем, для привлечения к работе в нерабочие праздничные и выходные дни <данные изъяты> учреждений, подведомственных Министерству культуры Челябинской области, установлен порядок, по которому такой <данные изъяты> должен заблаговременно в разумный срок написать заявление на имя министра о необходимости выхода на работу в выходной или нерабочий праздничный день, после чего министр рассматривает заявление и принимает решение, а отдел кадров готовит приказ о привлечении к работе в выходные дни (т.1 л.д.132). Таких приказов Министерством культуры Челябинской области по спорным дням не издавалось.

Кроме того, согласно табелям учета рабочего времени, представленным в суд апелляционной инстанции, 3, 8-11, 31 марта 2018 г. у истца были выходные дни (т. 2 л.д. 62-63), 21 апреля 2018 г. – выходной день (т. 2 л.д. 60-61), 4 и 24 ноября 2018 г. – выходные дни (т. 2 л.д. 64-65), 27 января 2019 г. – выходной день, 28 января 2019 г. (понедельник) – рабочий день (т.2 л.д. 66-67). Табели учета рабочего времени являются первичными документами по учету фактически отработанного и (или) не отработанного каждым работником времени. Они оформлены надлежащим образом, подписаны уполномоченными лицами (т.2 л.д.98), поэтому не доверять сведениям, указанным в табелях, оснований не имеется. На основании данных табелей учета рабочего времени истцу не производилась оплата за работу в указанные дни ни в одинарном, но в двойном размере, при этом истец, как <данные изъяты> учреждения, не могла не знать об этом в период работы в ГБУК Магнитогорская хоровая капелла.

Пояснения истца в суде апелляционной инстанции о том, что в табелях учета рабочего времени при фактической работе проставлялись выходные дни, затем при издании приказа о предоставлении дней отдыха за работу в нерабочие праздничные и выходные дни такие дни отдыха предоставлялись, но в табеле проставлялись рабочие дни, не могут при приняты во внимание, поскольку при таком учете рабочих дней и дней отдыха невозможно установить дни, когда истец фактически работала в нерабочие праздничные и выходные дни, а также то, что она не использовала дни отдыха в другие рабочие дни в период работы в ГБУК Магнитогорская хоровая капелла.

Учитывая изложенное, оснований для взыскания в пользу истца оплаты за работу в выходные и праздничные дни (3, с 8 по 11, 31 марта 2018 г., 21 апреля 2018 г., 4, 24 ноября 2018 г., 27, 28 января 2019 г.) не усматривается.

Таким образом, нарушений норм материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, не усматривается. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г.Магнитогорска Челябинской области от 11 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: