НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 16.07.2018 № 11-9105/18

Дело № 11- 9105/2018 Судья Черепанова С.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 июля 2018 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Андрусенко И.Д.,

судей Давыдовой Т.И., Жуковой Н.А.,

при секретаре Уржумцевой СЮ.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Еткульского районного суда Челябинской области от 12 апреля 2018 года по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Администрации Еткульского муниципального района Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области об оспаривании отказа в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Заслушав доклад судьи Андрусенко И.Д. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, объяснения истца ФИО1, представителя истца ФИО2., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Еткульского муниципального района (далее - УСЗН Администрации Еткульского муниципального района), Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным решения № 3 от 01 марта 2018 года УСЗН Администрации Еткульского муниципального района об отказе в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, возложении на УСЗН Администрации Еткульского муниципального района обязанности по назначению компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности.

В обоснование заявленных требований указала, что с 2009 года является пенсионером, с февраля 2015 года проживает в сельской местности. Ранее работала **** в сельской местности. Ее трудовой стаж сельского **** составляет 11 лет. На момент выхода на пенсию работала


2

**** в ****. 01 марта 2018 года обратилась в органы социальной защиты населения с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Челябинской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области», предоставив все необходимые для этого документы, за исключением справки образовательного учреждения с последнего места работы о получении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения на момент перехода на пенсию, поскольку на момент выхода на досрочную пенсию как **** работала в **** и мерами социальной поддержки не пользовалась. 01 марта 2018 года ответчиком принято решение об отказе в назначении данной компенсации по причине предоставления неполного пакета документов, предусмотренных Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области № 736-П от 24 декабря 2014 года. Данный отказ считает незаконным, поскольку, являясь **** сельской местности, имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Полагает, что указанная льгота сохраняется для вышедших на пенсию педагогов и проживающих в сельской местности, имеющих стаж работы в соответствующих организациях, расположенных в сельской местности, не менее 10-ти лет. На момент ее выхода на пенсию в 2009 году законодательство не предусматривало обязательного предоставления справки о получении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения.

В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 на удовлетворении заявленных требований настаивали.

Представитель ответчика УСЗН Администрации Еткульского муниципального района по доверенности ФИО3 исковые требования не признала.

Представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, направил в суд отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Решением суда в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.


В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что нормами действующего законодательства, устанавливающего условия и порядок предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам, осуществлявшим свою трудовую деятельность в образовательных учреждениях в сельской местности, не предусмотрено, что обязательным условием для предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сельским педагогам является выход на пенсию непосредственно с должности образовательного учреждения, расположенного в сельской местности. Истец имеет педагогический стаж работы в сельской местности более 10 лет, в настоящее время проживает в сельской местности, в связи с чем имеет право на получение мер социальной поддержки.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика УСЗН Администрации Еткульского муниципального района просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что истцу было отказано в выплате компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в связи с предоставлением неполного пакета документов, предусмотренных Порядком предоставления компенсации расходов, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области № 736-П от 24 декабря 2014 года, а именно непредоставлением справки образовательной организации по последнему месту работы о наличии стажа работы в областных государственных и муниципальных образовательных организациях не менее 10 лет и получении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения на момент перехода на пенсию. Указывает, что право на меры социальной поддержки имеют педагогические работники, работающие в образовательных учреждениях в сельской местности, пользующиеся указанными мерами социальной поддержки и вышедшие на пенсию непосредственно с должности, занимаемой в таком учреждении, если такое право у них возникло с момента выхода на пенсию. Истица вышла на пенсию по педагогическому стажу 09 октября 2009 года, на момент выхода на пенсию работала в ****, с 2000 года проживала в г. Коркино, мерами социальной поддержки не пользовалась.

В суд апелляционной инстанции не явились представители ответчиков Министерства социальных отношений Челябинской области, УСЗН Администрации Еткульского муниципального района, о месте и времени извещены. Представитель УСЗН Администрации Еткульского муниципального района в заявлении просил о рассмотрении дела без участия представителя. В связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.


Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, заслушав истца ФИО1, представителя истца ФИО2, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон об образовании от 29 декабря 2012 г.), который, как и ранее действовавший Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", закрепил право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также предусмотрел, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций -законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 47 и абзац третий пункта 5 статьи 55 в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ, вступившего в законную силу с 11 января 2011 года, соответственно).

В Челябинской области размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее -компенсация расходов) отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области регулируется положениями Закона Челябинской области "О компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области" от 18 декабря 2014 г. N 89-30 (далее - Закона Челябинской области от 18 декабря 2014 г. N 89-30).

Согласно части 1 ст. 1 Закона Челябинской области от 18 декабря 2014 г. N 89-30 данный Закон устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)


5

Челябинской области (далее - педагогические работники), в том числе вышедшим на пенсию и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, имеющим стаж работы в соответствующих организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, не менее 10 лет (далее - педагогические работники, перешедшие на пенсию).

Порядок финансирования компенсации расходов за счет средств областного бюджета согласно ст. 4 Закона Челябинской области от 18 декабря 2014 г. N 89-30 определяется Правительством Челябинской области.

Постановлением Правительства Челябинской области от 24 декабря 2014 года N 736-П утвержден Порядок финансирования расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, в том числе вышедшим на пенсию и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, имеющим стаж работы в соответствующих организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, не менее 10 лет (далее - Порядок).

Указанный Порядок определяет порядок компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее именуется -компенсация расходов) педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, имеющим стаж работы в областных государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, не менее 10 лет (далее именуются -педагогические работники, перешедшие на пенсию) (пункт 1).

Согласно пункту 2 назначение и выплата компенсации расходов осуществляется педагогическим работникам, перешедшим на пенсию, органами социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов Челябинской области (далее именуются - органы социальной защиты населения) по месту жительства либо по месту пребывания.

В случае изменения гражданином места жительства (пребывания) компенсация расходов назначается органом социальной защиты населения по новому месту жительства (пребывания) при наличии справки о неполучении им указанной компенсации по прежнему месту жительства (пребывания).


6

Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что педагогические работники, перешедшие на пенсию, которые приобрели право на компенсацию расходов впервые либо изменили место жительства (пребывания), в целях получения компенсации расходов представляют в органы социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания следующие документы:

1) заявление о предоставлении компенсации расходов с указанием способа получения сумм возмещения (через кредитную организацию путем зачисления компенсации на счет педагогического работника, перешедшего на пенсию, открытый им в кредитном учреждении, или через отделение федеральной почтовой связи);

2) копию документа, удостоверяющего личность;

3) копию пенсионного удостоверения либо справку о назначении (установлении) пенсии, выданную территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (если педагогический работник, перешедший на пенсию, не представил указанный документ самостоятельно по собственной инициативе, орган социальной защиты населения запрашивает его самостоятельно с использованием межведомственного информационного взаимодействия);

4) документ о регистрации в жилом помещении, за которое начисляются платежи за жилое помещение, отопление и освещение (если педагогический работник, перешедший на пенсию, не представил указанный документ, то орган социальной защиты населения запрашивает его самостоятельно с использованием межведомственного информационного взаимодействия);

5) справку образовательной организации по последнему месту работы о наличии стажа работы в областных государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах и рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, не менее 10 лет и о получении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения на момент перехода на пенсию (для педагогических работников, перешедших на пенсию, которые приобрели право на компенсацию расходов впервые).

Основанием для отказа в предоставлении компенсации расходов согласно пункту 13 Порядка является, в числе прочего, представление педагогическим работником, перешедшим на пенсию, или его законным представителем неполного пакета документов, предусмотренных настоящим Порядком, обязанность по представлению которых возложена на гражданина.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 в период с 16 августа 1980 года по 01 июня 1983 года и с 15 июня 1987 года по 30 августа 1995 года работала **** в сельской местности, в **** (л.д. 10).


7

С 01 сентября 2002 года по 27 августа 2010 года работала в **** в должности ****(л.д. 43).

С 09 октября 2009 года истец является получателем страховой пенсии по старости (л.д. 23).

Педагогический стаж ФИО1 в сельской местности составил 11 лет. С 07 февраля 2015 года истец проживает в сельской местности (л.д. 22).

01 марта 2018 года ФИО1 обратилась в УСЗН Администрации Еткульского муниципального района Челябинской области с заявлением о предоставлении ей как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, мер социальной поддержки на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Решение ответчика от 01 марта 2018 года № 3 в предоставлении мер социальной поддержки ей было отказано по причине отсутствия справки из образовательного учреждения с последнего места работы о получении мер социальной поддержки на момент перехода на пенсию (л.д. 12-13).

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ФИО1 права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Челябинской области от 18 декабря 2014 г. N 89-30, в связи с отсутствием условий для их назначения.

Судебная коллегия полагает указанные выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, совокупности исследованных судом доказательств и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы жалобы ФИО1 о том, что ни одним из приведенных ею в апелляционной жалобе нормативных актов, устанавливающих условия и порядок предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам, осуществлявшим свою трудовую деятельность в образовательных учреждениях в сельской местности, не предусмотрено, что право на меры социальной поддержки имеют только педагогические работники, вышедшие на пенсию непосредственно с должности, занимаемой в образовательном учреждении в сельской местности, и проживающие в сельской местности, основан на неправильном толковании норм материального права.

Из системного анализа действующего федерального и регионального законодательства следует, что право на меры социальной поддержки имеют педагогические работники областных государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)


8

Челябинской области, а также педагогические работники, вышедшие на пенсию непосредственно с должности, занимаемой в образовательных учреждениях в сельской местности, и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области, имеющих стаж работы в соответствующих организациях, расположенных в сельской местности, не менее 10 лет, и получающие на момент выхода на пенсию указанные меры социальной поддержки либо такое право у них возникло в момент выхода на пенсию.

Поскольку на дату выхода на пенсию по старости в октябре 2009 года ФИО1 работала в **** и проживала в г. Коркино, то соответствующими льготами, установленными для педагогов сельских школ, не пользовалась.

Законных оснований для предоставления мер социальной поддержки ФИО1 как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности (с 07 февраля 2015 года), в настоящее время также не имеется, поскольку на пенсию истец вышла с -должности, занимаемой в образовательном учреждении, расположенном в городе, и на момент выхода на пенсию в сельской местности не проживала, меры социальной поддержки на момент выхода на пенсию не получала и такое право в момент выхода на пенсию у нее не возникло.

В **** истец работала в периоды с 16 августа 1980 года по 01 июня 1983 года, с 15 июня 1987 года по 30 августа 1995 года, то есть данное образовательное учреждение, расположенное в сельской местности, не являлось последним местом работы ФИО1 на момент выхода ее на пенсию.

Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:


Решение Еткульского районного суда Челябинской области от 12 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: