НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 16.06.2021 № 2-4550/20

Судья Резниченко Ю.Н.

дело № 2-4550/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-6159/2021

16 июня 2021 г. г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Загвоздиной Л.Ю.,

судей Жуковой Н.А., Челюк Д.Ю.,

при секретаре судебного заседания Разорёновой Е.В.,

ведении протокола помощником судьи Таракановой О.С.

с участием прокурора Гурской О.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Моисеева Александра Владимировича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на службе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Моисеева Александра Владимировича на решение Центрального районного суда г.Челябинска от 30 июля 2020 г.

Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения истца Моисеева А.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Филипповой М.В., заключение прокурора о необходимости отмены решения суда и удовлетворении иска, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Моисеев А.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (далее - УФССП) о признании незаконным приказа от 30 апреля 2020 г. о расторжении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы, восстановлении в должности федеральной государственной гражданской службы <данные изъяты> с 1 мая 2020 г., взыскании заработной платы за время вынужденного прогула с 1 мая 2020 г. по день постановления решения судом, компенсации морального вреда в размере 15000 руб.

В обоснование иска указал, что в период с 2004 года по 30 апреля 2020г. замещал <данные изъяты>. 20 марта 2020 г. подал заявление о желании поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, получил уведомление о несоответствии требованиям для замещения должности в органах принудительного исполнения Российской Федерации по уровню физической подготовки. 17 апреля 2020 г. ознакомлен с предложением о замещении вакантных должностей гражданской службы в УФССП, 20 апреля 2020 г. от предложенных вакансий отказался. Уволен приказом от 30 апреля 2020 г. Полагал, что при проведении сокращения были нарушены нормы статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации, не учтено преимущественное право на замещение должности государственной гражданской службы, а также не в полном объеме были предложены имеющиеся вакансии и вновь созданные должности, не предлагалась должность судебного пристава-исполнителя.

Истец Моисеев А.В. и его представитель Шестакова Ю.В. в судебном заседании суда первой инстанции настаивали на удовлетворении иска.

Представитель ответчика УФССП Филиппова М.В. в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения исковых требований, указав о законности увольнения.

Прокурор дал заключение, что иск не подлежит удовлетворению, при увольнении нормы закона ответчиком не были нарушены.

Суд принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований Моисеева А.В. в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец Моисеев А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что согласно штатному расписанию УФССП в период с 20 января по 30 апреля 2020 г. имелись вакантные должности: начальник отдела – 4, заместитель начальника отдела – 2, судебные приставы-исполнители – 40, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов – 36, главный специалист-эксперт (дознаватель) – 1, ведущий специалист эксперт (дознаватель) – 2, заместитель начальника отдела организации исполнительного производства, заместитель начальника отдела информатизации, заместитель начальника отдела ОУПДС, главный специалист эксперт отдела по работе с обращениями граждан. Эти должности и должность судебного пристава-исполнителя ему не предлагалась. Ссылается на неверный вывод суда о том, что им выражено желание перейти в органы принудительного исполнения только на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, иных заявлений о желании перехода на должность <данные изъяты> им не подавалось. Считает, что поданное им заявление не препятствовало ответчику предложить ему переход на должность <данные изъяты> даже при отсутствии такого заявления.

В письменных пояснениях представитель ответчика УФССП просит решение суда оставить без изменения, отказать в удовлетворении апелляционной жалобы истца.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 3 декабря 2020 г. решение Центрального районного суда г. Челябинска от 30 июля 2020 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22 апреля 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 3 декабря 2020 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда, в связи недоказанностью установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильным применением норм материального права.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Моисеев А.В. с 8 января 2004 г. принят на государственную гражданскую службу в Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (в настоящее время – УФССП) и назначен на государственную должность <данные изъяты> временно, с 9 апреля 2004 г. переведен - постоянно (л.д.16-23,39-40 том 1).

2 октября 2006 г. с Моисеевым А.В. заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы , по условиям которого он назначен на государственную гражданскую службу на старшую должность - <данные изъяты> (л.д. 45-54 том 1).

22 января 2020 г. Моисееву А.В. вручено уведомление о сокращении занимаемой им должности федеральной государственной гражданской службы в связи со вступлением в силу 1 января 2020 г. Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ) и переходом Федеральной службы судебных приставов (далее – ФССП России) на иной вид государственной службы, а также о праве изъявить желание поступить на службу в органы принудительного исполнения, о чем в срок не позднее 29 февраля 2020 г. проинформировать руководителя структурного подразделения в письменном виде. В случае несоответствия требованиям, предъявляемым к должности сотрудника органов принудительного исполнения, при наличии возможности будут предложены вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой должности гражданской службы, уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности. При отсутствии таких должностей, либо в случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, он будет освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не позднее 30 июня 2020 г. (л.д. 66-67 том 1).

В тот же день Моисеевым А.В. подано заявление о желании поступить на службу в органы принудительного исполнения на должность <данные изъяты> (л.д.68 том 1).

7 февраля 2020 г. Моисееву А.В. выдано направление на проверку уровня физической подготовки в связи с изъявлением желания поступить на службу в органы принудительного исполнения на 11 февраля 2020 г. и повторно на 16 марта 2020 г. (л.д. 69 том 1).

Согласно выписке из ведомости результатов проверки уровня физической подготовки УФССП Моисеев А.В. 11 февраля 2020 г. произвел сгибание рук в упоре лежа – 10 раз, 16 марта 2020 г. не выполнил подтягивание на перекладине ни разу, требования к уровню физической подготовки не выполнил (л.д. 70 том 1).

По пункту 4 Порядка проверки уровня физической подготовки гражданина, поступающего на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, и сотрудника органа принудительного исполнения Российской Федерации, и квалификационных требований к уровню физической подготовки, необходимому для замещения отдельных должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденного приказом ФССП России от 17 марта 2020 г. № 194, в проверку уровня физической подготовки претендентов и сотрудников включаются по одному физическому упражнению на каждое физическое качество - на силу и быстроту. Претенденты и сотрудники вправе самостоятельно выбрать по одному физическому упражнению на каждое физическое качество - на быстроту и силу, приведенному в приложении № 2 к приказу.

Приложением № 2 «Квалификационные требования к уровню физической подготовки, необходимому для замещения отдельных должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации» для возрастной группы «Мужчины от 50 до 55 лет» в пункте 2 «Должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава в территориальных органах принудительного исполнения (за исключением должностей, исполнение обязанностей по которым связано с организацией обеспечения установленного порядка деятельности судов и непосредственным обеспечением установленного порядка деятельности судов)» предусмотрен норматив упражнений на силу – сгибание рук в упоре лежа – 7 раз или подтягивание на перекладине – 1 раз, в пункте 3 «Должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава в территориальных органах принудительного исполнения, исполнение обязанностей по которым связано с организацией обеспечения установленного порядка деятельности судов» сгибание рук в упоре лежа – 10 раз или подтягивание на перекладине – 2 раза, в пункте 4 «Должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава в территориальных органах принудительного исполнения, исполнение обязанностей по которым связано с организацией обеспечения установленного порядка деятельности судов и непосредственным обеспечением установленного порядка деятельности судов (за исключением отделений специального назначения)» сгибание рук в упоре лежа – 15 раз или подтягивание на перекладине – 4 раза.

Из протокола заседания оперативного штаба УФССП от 17 марта 2020г. №15 следует, что по результатам рассмотрения документов кандидатов установлено, что Моисеев А.В. не соответствует уровню физической подготовки требованиям для замещения должности в органах принудительного исполнения и отказано в принятии на службу в указанные органы в силу части 3 статьи 92 Федерального закона № 328-ФЗ (л.д.71-76 том 1).

20 марта 2020 г. истцу вручено уведомление о несоответствии уровня физической подготовки требованиям для замещения должности в органах принудительного исполнения и отказано в принятии на службу в указанные органы в силу части 3 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. от 1 октября 2019 г. №328-ФЗ, в связи с чем по его заявлению об изъявлении желания поступить на службу в органы принудительного исполнения не может быть принято положительное решение (л.д.14 том 1).

17 апреля 2020 г. Моисееву А.В. предложены на выбор вакантные должности гражданской службы в УФССП: главного специалиста - эксперта по взаимодействию со средствами массовой информации; ведущего специалиста - эксперта отдела по работе с обращениями граждан; ведущего специалиста - эксперта отдела материально-технического обеспечения; старшего специалиста 2 разряда Калининского районного отдела судебных приставов города Челябинска; старшего специалиста 2 разряда Правобережного районного отдела судебных приставов города Магнитогорска; старшего специалиста 2 разряда Саткинского городского отдела судебных приставов; старшего специалиста 2 разряда Копейского городского отдела судебных приставов; старшего специалиста 3 разряда Октябрьского районного отдела судебных приставов; старшего специалиста 3 разряда Увельского районного отдела судебных приставов. От предложенных должностей Моисеев А.В. отказался 20 апреля 2020 г. (л.д. 15 том 1).

Приказом УФССП от 28 апреля 2020 г. в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с Моисеевым А.В. расторгнут служебный контракт от 2 октября 2006 г. , он освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по ОУПДС Челябинского городского отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Челябинского областного суда и уволен с федеральной государственной гражданской службы 30 апреля 2020 г., в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. С указанным приказом истец ознакомлен под роспись в тот же день (л.д.79 том 1).

При увольнении Моисееву А.В. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 157531 руб. 32 коп. (л.д.205 том 1).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 31, 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ, исходил из того, что факт сокращения должности, замещаемой истцом, подтвержден, порядок увольнения работодателем не нарушен, уведомление о предстоящем сокращении вручено истцу своевременно, все вакантные должности, имеющиеся в УФССП, которые мог занять истец, исходя из его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы и работы (службы) по специальности были предложены, от предложенных вакантных должностей истец отказался, с заявлением о желании занять какую-то конкретную должность не обращался, поэтому увольнение истца законно.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они не соответствует обстоятельствам дела, нормам материального права.

Условия прохождения государственной гражданской службы, в том числе судебных приставов по ОУПДС, ранее регулировались положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

В силу части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1)уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ).

В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Частью 6 статьи 31 этого же Федерального закона предусмотрено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же закона.

Согласно пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

Частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ предусмотрено, что в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

По смыслу изложенных нормативных положений, в случае сокращения должности гражданской службы, представитель нанимателя государственного органа обязан предложить гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы, все имеющиеся у него вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. При этом обязанность предложить вакантные должности гражданской службы гражданскому служащему должна быть исполнена представителем нанимателя в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении до дня предстоящего увольнения.

Вместе с тем, правоотношения сторон по настоящему делу регламентируются не только законодательством о гражданской службе, поскольку увольнение истца было связано с изменением нормативного регулирования прохождения государственной службы в Федеральной службе судебных приставов.

1 января 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с пунктами 2, 7 статьи 1 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ служба в органах принудительного исполнения - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Сотрудник - гражданин, проходящий в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.

Согласно частям 2, 3 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019г. №328-ФЗ гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения. Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки. Гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи (предельный возраст – 60 лет), а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.

В силу части 13 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. №328-ФЗ гражданские служащие, исполнявшие обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», до 1 января 2020 г., продолжают исполнять обязанности в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов до назначения на должность в органах принудительного исполнения либо до увольнения в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В целях реализации Федерального закона от 1 октября 2019 г. №328-ФЗ приказом ФССП России от 1 января 2020 г. утверждены и введены в действие с 1 мая 2020 г. структура УФССП согласно приложению и штатное расписание - согласно приложению (л.д. 129-181 том 1).

Из приложений к указанному приказу усматривается, что с 1 мая 2020г. в структуре УФССП отсутствуют Челябинский городской отдел судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Челябинского областного суда, все должности государственных гражданских служащих - судебных приставов по ОУПДС, образовано Челябинское городское отделение судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Челябинского областного суда (27 штатных единиц), в составе которого предусмотрено 22 должности младших судебных приставов по ОУПДС со специальным званием. Также в составе городских (районных) отделений судебных приставов г.Челябинска предусмотрены должности судебных приставов-исполнителей и младших судебных приставов по ОУПДС со специальными званиями (л.д.131-181 том 1).

Моисеев А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 8 января 2004 г. проходил службу в должности <данные изъяты> (более 16 лет), имеет высшее профессиональное образование по специальности «<данные изъяты>», квалификации «<данные изъяты>», положительно характеризовался по службе, неоднократно награжден ведомственными знаками отличия (л.д.114 том 1).

После вручения уведомления о сокращении занимаемой им должности федеральной государственной гражданской службы он изъявил желание поступить на службу в органы принудительного исполнения, однако не прошел проверку уровня физической подготовки для должности в территориальных органах принудительного исполнения, исполнение обязанностей по которым связано с организацией обеспечения установленного порядка деятельности судов и непосредственным обеспечением установленного порядка деятельности судов.

Судебная коллегия считает необоснованными выводы суда о правомерности не предложения истцу вакантных должностей гражданских служащих - <данные изъяты>, поскольку они подлежали сокращению, и должностей <данные изъяты> в органах принудительного исполнения, так как они вводились с 1 мая 2020 г. и Моисеевым А.В. выражено желание перейти в органы принудительного исполнения только на должность <данные изъяты>, иных заявлений о желании перехода на должность судебного пристава-исполнителя истцом не подавалось.

На основании положений статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ УФССП обязано было предложить истцу все имеющиеся вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.

Согласно сведениям УФССП о некомплекте структурных подразделений на 30 апреля 2020 г. имелись вакантные должности, в том числе судебных приставов-исполнителей – 40 единиц (л.д.125 том 1).

Моисеев А.В. по уровню образования, стажу государственной службы, уровню физической подготовки соответствовал должности судебного пристава-исполнителя, однако эти вакансии ему не были предложены. Доказательств несоответствия истца требованиям, предъявляемым к должности судебного пристава-исполнителя, ответчиком в суд не представлено.

В соответствии с пунктом 14 Квалификационных требований к стажу службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации или стажу (опыту) работы по специальности, образованию, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника, необходимым для замещения должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденных Приказом ФССП России от 17 января 2020 г. № 102, по уровню образования сотрудника, необходимого для замещения должностей судебного пристава-исполнителя в территориальном органе принудительного исполнения, требуется наличие высшего образования по специальностям и (или) направлениям подготовки, входящим в укрупненные группы специальностей и (или) направлений подготовки высшего образования, в том числе «Психологические науки», «Образование и педагогические науки».

Тот факт, что в заявлении от 22 января 2020 г. Моисеев А.В. указал о желании поступить на службу в органы принудительного исполнения на должность <данные изъяты>, не освобождало ответчика от обязанности предложить ему все имеющиеся вакансии, в том числе судебного пристава-исполнителя. Осведомленность работника о наличии вакансий сама по себе не возлагает на него какие-либо обязанности и не изменяет бремя доказывания исполнения нанимателем обязанностей по предложению вакантных должностей и соблюдению процедуры сокращения штата служащих.

Кроме того, сокращение должностей гражданской службы в УФССП с 1 мая 2020 г. не подтверждается материалами дела, поскольку из приказа ФССП России от 20 мая 2020 г. -лс усматривается, что все гражданские служащие УФССП, включая судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по ОУПДС, назначены на должности в службу принудительного исполнения с 1 июня 2020 г. (л.д.1-176 том 3), значит до этого должности гражданской службы фактически не были сокращены, гражданские служащие на основании части 13 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. №328-ФЗ продолжали исполнять свои обязанности.

Следовательно, организационно-штатные мероприятия фактически были реализованы только 1 июня 2020 г. и, если бы Моисеев А.В. не был уволен 30 апреля 2020 г., то ему могли быть предложены иные вакансии, в том числе вакансии гражданской службы, освобожденные после перевода работников на должности сотрудников органов принудительного исполнения.

Также судом не приняты во внимание положения Отраслевого соглашения по центральному аппарату и территориальным органам Федеральной службы судебных приставов на 2018 - 2020 годы (далее - Соглашение), заключенного в целях создания необходимых трудовых и социально-экономических условий для федеральных государственных гражданских служащих и работников и обеспечения стабильной и эффективной деятельности Федеральной службы судебных приставов и учреждений, находящихся в ее ведении на федеральном уровне в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Соглашение вступило в силу с 1 января 2018 г. и в связи с продлением Сторонами срока его действия на три года действует по 31 декабря 2023 г. (пункт 1.3 Соглашения).

В соответствии с пунктом 3.1 Соглашения ФССП России информирует Профсоюз и органы государственной службы занятости населения в письменной форме, не позднее чем за два месяца, о намерениях сокращения должностей гражданской службы, численности или штата работников организаций системы ФССП России по собственной инициативе с обоснованием необходимости проведения этих мер и изменения в связи с этим численности работающих.

Из пункта 3.2.3 Соглашения следует, что при принятии решения об упразднении государственного органа (ликвидации организации системы ФССП России), сокращении должностей гражданских служащих, численности или штата работников организаций системы ФССП России и возможном расторжении служебных контрактов (трудовых договоров) с гражданскими служащими и работниками в письменной форме предупреждают их персонально под роспись, а также письменно информируют об этом в выборный профсоюзный орган данной организации системы ФССП России и органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий с указанием должности, профессии, специальности и квалификационных требований к ним, условий оплаты труда каждого конкретного гражданского служащего и работника, а в случае, если решение о сокращении должностей гражданских служащих, численности или штата работников может привести к массовому увольнению гражданских служащих и работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Согласно пункту 3.2.4 Соглашения в целях смягчения негативных последствий, возникающих в связи с сокращением должностей гражданской службы, численности или штата работников, численность работающих регулируется, в первую очередь, за счет мероприятий внутреннего характера, в том числе естественного оттока кадров, упреждающего профессионального обучения (дополнительное профессиональное образование) высвобождаемых гражданских служащих и работников до наступления срока расторжения служебного контракта, трудового договора и перемещения их на вакантные должности. Увольнение гражданских служащих в связи с сокращением должностей гражданской службы и работников в связи с сокращением численности или штата производится представителями нанимателя, работодателями как вынужденная мера, когда исчерпаны все возможности трудоустройства этих гражданских служащих и работников.

В соответствии с пунктом 3.2.5 Соглашения при сокращении должностей гражданской службы, численности или штата работников организаций системы ФССП России учитывают нормы статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ и статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации преимущественного права оставления на замещение должности гражданской службы или на работе. Помимо указанных в них категорий гражданских служащих и работников преимущественное право на оставление на службе (работе) при равной производительности труда и квалификации, предусматривается для: лиц предпенсионного возраста (за 2 года до пенсии); прошедших службу (проработавших) в организации системы ФССП России свыше 10 лет.

28 января 2020 г. УФССП направило в адрес Комитета Челябинской областной территориальной организации общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации уведомление о сокращении должностей, из которого следует, что в случае соответствия требованиям, установленным Федеральным законом от 1 октября 2019 г. №328-ФЗ, а также успешного прохождения необходимых мероприятий, федеральные государственные гражданские служащие будут назначены на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения в течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона от 1 октября 2019 г. №328-ФЗ. В противном случае при наличии возможности указанным федеральным государственным гражданским служащим будут предложены иные вакантные должности с учетом категории и группы замещаемой ими должности гражданской службы, уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. При отсутствии таких возможностей в ФССП либо отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, указанные федеральные государственные гражданские служащие будут освобождены от замещаемой должности гражданской службы и уволены с гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не позднее 30 июня 2020 г. К уведомлению приложены сведения на 1636 служащих, включая истца (л.д.201-213 том 2).

Доказательств направления в органы службы занятости сведений о сокращении должностей гражданских служащих, численности или штата работников в суд не представлено.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что УФССП не предприняло исчерпывающих мер к трудоустройству истца, проработавшего более 10 лет, не предложило ему все имеющиеся вакансии гражданской службы и должности в органе принудительного исполнения, которые он мог занимать с учетом уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, стажа службы, в связи с чем его увольнение не может быть признано законным.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что ответчиком не доказано соблюдение установленной законом процедуры увольнения истца в связи с сокращением должности государственной гражданской службы, а потому решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований об отмене приказа об увольнении, восстановлении в должности и производных требований не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с вынесением нового решения.

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не регламентирован порядок восстановления на службе и взыскания заработка за время вынужденного прогула, поэтому подлежат применению нормы Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 2 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

Поскольку увольнение истца признано судом незаконным, подлежат удовлетворению исковые требования о признании незаконным приказа УФССП от 28 апреля 2020 г. «Об увольнении А.В. Моисеева» и восстановлении истца в должности <данные изъяты> с 1 мая 2020 г.

В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее – Положение) определение среднего заработка, подлежащего выплате истцу за период вынужденного прогула, производится исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих вынужденному прогулу, а также фактического времени вынужденного прогула. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

В силу пункта 2 Положения для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся: денежное вознаграждение (денежное содержание), начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, членам избирательных комиссий, действующих на постоянной основе; надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие; выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.

По пункту 9 Положения средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате. Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (пункт 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Таким образом, указанные дополнительные выплаты учитываются в составе денежного содержания государственного гражданского служащего с учетом установленного порядка исчисления.

Согласно Указам Президента Российской Федерации от 19 сентября 2019 г. № 463 и от 13 июля 2020г. N455 в соответствии с частью 11 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» повышены с 1 октября 2019 г. в 1,043 раза и с 1 октября 2020 г. в 1,03 раза размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы Российской Федерации, установленные Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».

В соответствии с пунктом 16 Порядка при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников повышается в следующем порядке: если повышение произошло в расчетный период, - выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце последнего повышения тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода; если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, - часть среднего заработка повышается с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения до окончания указанного периода.

Представленные ответчиком расчеты средней заработной платы за время вынужденного прогула (л.д.37,38 том 1, л.д.181,182 том4) не могут быть приняты во внимание, поскольку проведены с нарушением вышеуказанного нормативного регулирования, также не может быть взят за основу расчет компенсационных выплат, поскольку они произведены на основании Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, которыми регламентируются порядок исчисления только определенных в них выплат.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым самостоятельно произвести расчет денежного содержания истца за время вынужденного прогула, который за период с 1 мая 2020 г. по 30 сентября 2020 г. составляет 104 дня, с 1 октября 2020 г. по 16 июня 2021 г. – 173 рабочих дня.

Согласно табелям учета использования рабочего времени и расчетным листам Моисеева А.В. за период с мая 2019 г. по апрель 2020 г. им отработано 199 дней, ему начислено следующее денежное содержание, подлежащее учету на основании пункта 2 Положения для расчета среднего заработка, и с учетом включения одной в год единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска: за май 2019 г. в размере 32100 руб. 35 коп. (с индексацией с 1 октября 2019 г. - 32953 руб. 65 коп.), за июнь 2019 г. - 37531 руб. 80 коп. (с индексацией с 1 октября 2019 г. - 38385 руб. 10 коп.), за июль 2019 г. - 9494 руб. 43 коп. (с индексацией с 1 октября 2019 г. - 9636 руб. 08 коп.), за август 2019 г. - 37531 руб. 80 коп. (с индексацией с 1 октября 2019 г. - 38385 руб. 10 коп.), за сентябрь 2019 г. - 37531 руб. 80 коп. (с индексацией с 1 октября 2019 г. - 38385 руб. 10 коп.), за октябрь 2019 г. - 44608 руб. 90 коп., за ноябрь 2019 г. - 39088 руб. 90 коп., за декабрь 2019 г. - 31043 руб. 36 коп., за январь 2020 г. - 54202 руб. 20 коп., за февраль 2020 г. - 4114 руб. 37 коп., за март 2020 г. - 39088 руб. 90 коп., за апрель 2020 г. - 41618 руб. 90 коп., всего 409410 руб. 56 коп.

Таким образом, среднедневной заработок истца составляет 2057 руб. 34 коп. (409410 руб. 56 коп. / 199 рабочих дней).

Денежное содержание за время вынужденного прогула за период с 1 мая 2020 г. по 30 сентября 2020 г. составило 213 963 руб. 36 коп. (2057 руб. 34 коп. х 104 дня), за период с 1 октября 2020 г. по 16 июня 2021 г. составила 366 597 руб. 41 коп. (2057 руб. 34 коп. х 173 дня = 355919 руб. 82 коп. х 1,03 коэффициент индексации с 1 октября 2020 г.).

Таким образом, денежное содержание за время вынужденного прогула (за минусом компенсации четырехмесячного денежного содержания) Моисеева А.В. составило 423029 руб. 45 коп. (366597 руб. 41 коп. + 213 963 руб. 36 коп. = 580560 руб. 77 коп. - 157531 руб. 32 коп.).

В соответствии с частью 9 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Согласно части 1 статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

При определении размера компенсации морального вреда судебная коллегия учитывает обстоятельства дела, объем нарушенных ответчиком трудовых прав истца, характер причиненных ему нравственных страданий, связанных с лишением возможности трудиться, получать оплату труда, индивидуальные особенности истца (возраст, длительный стаж работы), степень вины нанимателя, а также требования разумности и справедливости, приходит к выводу о том, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда в сумме 15 000 руб. является обоснованным и подлежащим взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Челябинска от 30 июля 2020 г. отменить и принять по делу новое решение.

Признать незаконным приказ Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области от 28 апреля 2020 г. «Об увольнении А.В. Моисеева».

Восстановить Моисеева Александра Владимировича в должности <данные изъяты> с 1 мая 2020 г.

Взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области в пользу Моисеева Александра Владимировича денежное содержание за время вынужденного прогула в размере 423029 руб. 45 коп., компенсацию морального вреда в размере 15000 руб.

Председательствующий

Судьи: