НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 16.06.2020 № 2-57/20

Судья Хлёскина Ю.Р.

дело № 2-57/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-6264/2020

16 июня 2020 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Скрябиной С.В.,

судей Андрусенко И.Д., Мокроусовой Л.Н.,

при секретаре Татаринцевой А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Катаве Челябинской области (межрайонное) на решение Усть-Катавского городского суда Челябинской области от 02 марта 2020 года по иску Прокопьевой Нины Николаевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Катаве Челябинской области (межрайонное) о возложении обязанности назначить компенсационную выплату с учётом районного коэффициента, произвести перерасчёт и доплату компенсационной выплаты, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Андрусенко И.Д. об обстоятельствах дела, доводах, изложенных в апелляционной жалобе, объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Катаве Челябинской области (межрайонное) по доверенности Федосовой С.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца по доверенности Ермаковой А.Л., возражавшей относительно жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокопьева Нина Николаевна обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Катаве Челябинской области (межрайонное) (далее – УПФР в г. Усть-Катаве, пенсионный орган), в котором после уточнения исковых требований просила возложить на ответчика обязанность назначить ежемесячную компенсационную выплату, предусмотренную для неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за престарелыми лицами, достигшими возраста 80 лет, с увеличением на районный коэффициент 1,15, произвести перерасчет размера компенсационной выплаты с учетом районного коэффициента 1,15, начиная с ДД.ММ.ГГГГ; произвести доплату компенсационной выплаты с учетом районного коэффициента 1,15, начиная с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать в счет компенсации морального вреда 50000 рублей.

В обоснование иска указала, что является получателем государственной услуги по осуществлению ежемесячной компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, достигшими 80-летнего возраста, в размере 1200 рублей. Решение об установлении компенсационной выплаты принято ДД.ММ.ГГГГ. Уход за ней осуществляет внук Прокопьев Г.Е. На неоднократные обращения к ответчику с заявлением о перерасчете размера выплачиваемой компенсационной выплаты с учетом районного коэффициента сообщалось, что оснований для такого перерасчета не имеется, поскольку нетрудоспособное лицо проживает в г. Усть-Катаве, а трудоспособное лицо, занятое уходом, в г. Трехгорный. Считает действия ответчика неправомерными, поскольку Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат не содержат прямого указания на обязательное проживание лица, осуществляющего уход, как совместно, так и в одном районе субъекта Российской Федерации с нетрудоспособным гражданином, достигшим 80-летнего возраста. Неправомерными действиями ответчика ей причинен моральный вред, который она оценивает в 50000 рублей.

Определением суда от 27 января 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Прокопьев Глеб Евгеньевич (л.д. 36).

Истец Прокопьева Н.Н. при надлежащем извещении о времени и месте в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимала.

Представитель истца по доверенности Ермакова А.Л. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика УПФР в г. Усть-Катаве по доверенности Федосова С.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Суд вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований, возложил на УПФР в г. Усть-Катаве Челябинской области (межрайонное) обязанность назначить Прокопьевой Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячную компенсационную выплату, предусмотренную для неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за престарелыми лицами, достигшими возраста 80 лет, с увеличением на районный коэффициент 1,15, произвести перерасчет размера компенсационной выплаты с учетом районного коэффициента 1,15, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, произвести Прокопьевой Н.Н. доплату компенсационной выплаты с учетом районного коэффициента 1,15, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении иска Прокопьевой Н.Н. о компенсации морального вреда отказал.

В апелляционной жалобе представитель ответчика УПФР в г. Усть-Катаве Челябинской области (межрайонное) просит отменить решение суда. В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, компенсационная выплата осуществляется без районного коэффициента в случае, если ухаживающее лицо не подтверждает проживание на территории, на которой выплачивается соответствующая пенсия; судом не принято во внимание, что нетрудоспособное лицо Прокопьева Н.Н. проживает на территории г<адрес>, а трудоспособное лицо, занятое уходом, Прокопьев Г.Е. проживает в <адрес>.

Истец Прокопьева Н.Н., третье лицо Прокопьев Г.Е. в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в УПФР в <адрес> обратился Прокопьев Г.Е. с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему с 01 ноября 2017 года уход за нетрудоспособной Прокопьевой Н.Н., достигшей возраста 80 лет (л.д. 19-20).

ДД.ММ.ГГГГ УПФР в г. Усть-Катаве приняло решение о назначении Прокопьеву Г.Е. ежемесячной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты> рублей с 01 ноября 2017 года на период осуществления ухода за Прокопьевой Н.Н. (л.д. 18).

ДД.ММ.ГГГГ территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на обращение Прокопьевой Н.Н. даны разъяснения о том, что установление компенсационной выплаты с районным коэффициентом Прокопьеву Г.Е. невозможно по причине того, что они проживают в разных городских округах (л.д. 17).

Разрешая спор и удовлетворяя требования истца о назначении и перерасчете компенсационной выплаты с учетом районного коэффициента, суд первой инстанции, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июня 2007 года № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», проанализировав конкретные обстоятельства дела, отклонил доводы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о том, что размер компенсационной выплаты следует устанавливать с районным коэффициентом только в случае проживания неработающего трудоспособного лица, осуществляющего уход за нетрудоспособным гражданином, и нетрудоспособного лица, достигшего возраста 80 лет, за которым осуществляется уход, на территории, на которой выплачивается соответствующая пенсия.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку он основан на законе, соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» в целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан с 1 июля 2008 года установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним (пункт 1 Указа).

В силу пункта 2 Указа размер компенсационных выплат, предусмотренных пунктом 1 данного Указа, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, применяемый в указанных районах (местностях) при определении размеров пенсий в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июня 2007 года № 343 утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.

Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином.

Таким образом, Правилами установлен такой порядок, при котором выплаты назначаются лицу, осуществляющему уход (в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним), но выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии (к пенсии лица, за которым осуществляется уход).

С одной стороны, установление таких выплат направлено на усиление социальной защищенности нетрудоспособных граждан, а с другой стороны, эти выплаты носят компенсационный характер и призваны частично восполнить потери для граждан, способных к труду, но не работающих ввиду осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющих вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка, пенсии, пособия по безработице и т.п.

В соответствии с действующим пенсионным законодательством период ухода, осуществляемого неработающим трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет, включается в страховой стаж (пункт 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 февраля 1974 года № 46/7 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций промышленности, строительства, транспорта и связи, расположенных в районах Урала, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения» для работников Челябинской области утвержден районный коэффициент 1,15.

С учетом приведенных выше нормативных положений, принимая во внимание, что нетрудоспособное лицо Прокопьева Н.Н., за которой осуществляется уход, проживает на территории Челябинской области (в г.Усть-Катаве), где установлен районный коэффициент 1,15, применяемый при определении размеров пенсий в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и неработающее трудоспособное лицо, осуществляющее уход, Прокопьев Г.Е. также проживает на территории Челябинской области, хотя и не в одном городском округе с Прокопьевой Н.Н. (в <адрес>), то оснований для отказа в увеличении размера компенсационной выплаты на районный коэффициент 1,15 у ответчика УПФР в г. Усть-Катаве Челябинской области (межрайонное) не имелось.

По мнению судебной коллегии, отказ в повышении размера компенсационной выплаты на соответствующий районный коэффициент за осуществление ухода за нетрудоспособным лицом, достигшим возраста 80 лет, проживающим на территории с особыми климатическими условиями, требующими дополнительных материальных и физиологических затрат, в данном случае противоречило бы цели введения этих коэффициентов и не соответствовало положениям пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455.

Ссылка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации на Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 года № 249, необоснованна, поскольку истец, а также третье лицо к категории граждан, указанных в Правилах, не относятся.

Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Усть-Катавского городского суда Челябинской области от 02 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Катаве Челябинской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: