НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 15.09.2020 № 2-1868/20

Судья Федькаева М.А.

Дело № 2-1868/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-9266/2020

г. Челябинск 15 сентября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Сакуна Д.Н.

судей Шушкевич О.В., Плотниковой Л.В.

при секретаре Татаринцевой А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска на решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 28 мая 2020 года по иску Цыбаковой Ирины Юрьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска Сениной Т.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца Цыбаковой И.Ю. против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Цыбакова И.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска (далее УПФР в Ленинском районе г. Челябинска) об отмене решения от 18 сентября 2019 года № 714088/2019, возложении обязанности назначить и выплачивать страховую пенсию по старости с 20 сентября 2019 года, взыскании государственной пошлины в размере 300 руб.

В обоснование заявленных требований указала на то, что 28 августа 2019 года обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как мать ребенка - инвалида с детства. В назначении пенсии ей было отказано по причине не достижения возраста, с которого у нее наступает право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку она не утратила статуса государственного служащего. Согласно решению об отказе в назначении пенсии право на пенсию она будет иметь по достижении возраста 51 года 06 месяцев. С вынесенным решением не согласна, т.к. приобрела право на досрочную пенсию, как мать ребенка-инвалида, а не как государственный служащий. Кроме того, п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» не содержит каких-либо ограничений для родителей, находящихся на государственной службе.

Истец Цыбакова И.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика УПФР в Ленинском районе г. Челябинска Зоркина О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что истцу обоснованно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине не достижения требуемого возраста.

Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил. Признал незаконным решение УПФР в Ленинском районе г. Челябинска от 18 сентября 2019 года № 714088/2019 об отказе в назначении Цыбаковой И.Ю. досрочной страховой пенсии по старости, обязав назначить указанную пенсию с 20 сентября 2019 года. Взыскал с УПФР в Ленинском районе г. Челябинска в пользу Цыбаковой И.Ю. сумму в размере 300 рублей в качестве возмещения расходов по оплате государственной пошлине.

В апелляционной жалобе УПФР в Ленинском районе г. Челябинска просит решение суда отменить. Указывает на то, с 01 июля 2017 года ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» дополнена частью 1.1, в соответствии с которой пенсионный возраст государственных служащих подлежит постепенному увеличению. На момент обращения с заявлением о назначении пенсии в возрасте 50 лет Цыбакова И.Ю. занимает государственную гражданскую должность Челябинской области - <данные изъяты><данные изъяты> Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области (ныне Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области), следовательно, она может реализовать свое право на страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» по достижении возраста 51 года 6 месяцев.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Из материалов дела следует, что Цыбакова И.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является матерью инвалида с детства, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении, справкой серии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74 оборот, 75).

28 августа 2019 года Цыбакова И.Ю. обратилась в УПФР в Ленинском районе г. Челябинска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», как матери <данные изъяты> (л.д. 67 оборот - 69).

Согласно трудовой книжке на момент обращения за назначение пенсии Цыбакова И.Ю. работала в должности <данные изъяты><данные изъяты> Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области (Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области) (л.д. 76-83).

Решением УПФР в Ленинском районе г. Челябинска от 18 сентября 2019 года № 714088/2019 Цыбаковой И.Ю. в назначении пенсии отказано по причине не достижения возраста, с которого у нее наступает право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку она не утратила статуса государственного служащего (л.д. 7, 64-65).

Согласно указанному решению продолжительность страхового страха Цыбаковой И.Ю. оставляет 26 лет 02 месяца 08 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента – 92,403, право на страховую пенсию у истца наступит по достижении возраста 51 год 06 месяцев.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Федеральный закон «О страховых пенсиях» предусматривает для родителей детей-инвалидов право на досрочное назначение страховой пенсии, условия для досрочного назначения пенсии у истца соблюдены, при этом право родителя ребенка-инвалида на досрочное назначение страховой пенсии не поставлено в зависимость от того, к какой категории граждан относится родитель ребенка-инвалида.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

Как предусмотрено ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», действующего с 01 января 2015 года (в редакции Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ, действующей с 01 января 2019 года), одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение гражданином определенного возраста: 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин, с учетом положений, предусмотренных Приложением 6 к данному закону, предусматривающему поэтапное увеличение ранее установленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин).

В соответствии со ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» сохранено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости отдельным категориям граждан, в том числе п. 1 ч. 1 ст. 32 закона установлено, что указанная пенсия ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного закона, назначается одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам – по достижении возраста 55 лет, женщинам – по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет и величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено законом.

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 216-ФЗ) федеральные государственные гражданские служащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной данным законом, и доли страховой пенсии по старости (по инвалидности), устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим назначается при наличии не менее 15 лет федеральной государственной гражданской службы, размер пенсии зависит от общей продолжительности указанного стажа и устанавливается за вычетом страховой пенсии по старости (по инвалидности), включая фиксированную выплату, при этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего (ст. 14 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Назначение пенсии за выслугу лет осуществляется при наличии права на страховую пенсию по старости (по инвалидности), выплата пенсии осуществляется при условии увольнения с государственной гражданской службы (ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

С 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 23 мая 2016 года № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», которым внесены изменения в ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в части условий назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим.

В частности, начиная с 2017 года, предусмотрено поэтапное увеличение продолжительности стажа государственной гражданской службы для назначения указанной пенсии согласно Приложению 5 к названному закону.

Кроме того, указанным законом внесены изменения в Федеральный закон «О страховых пенсиях», ст. 8 которого дополнена ч. 1.1, согласно которой лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в Приложении 5 к данному закону.

Согласно Приложению 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, определяется в соответствии с ч. 1 ст. 8 и ст.ст. 30 - 33 данного закона; увеличение пенсионного возраста на соответствующее количество месяцев зависит от года, в котором гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости как на общих основаниях в соответствии с ч. 1 ст. 8, так и при наличии права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 - 33 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В частности для лиц, у которых право на назначение страховой пенсии по старости (в том числе досрочной) возникает в 2017 году, такая пенсия назначается не ранее чем через 6 месяцев, в 2018 году – не ранее чем через 12 месяцев, в 2019 году – не ранее чем через 18 месяцев (1 год и 6 месяцев).

Таким образом, ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривает увеличение пенсионного возраста для всех лиц без исключения, замещающих на постоянной основе государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, на 6 месяцев ежегодно, начиная с 01 июля 2017 года до 2032 года, независимо от того, на каком основании назначается страховая пенсия по старости.

При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19 декабря 2019 года № 3370-О, установление определенного возрастного ценза для приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в период замещения гражданином соответствующей должности государственной (муниципальной) службы, не может расцениваться как нарушение конституционных прав.

Так, при рассмотрении вопроса о возможности принятия жалобы гр. Т. об оспаривании п.п. 1 и 5 ст. 5 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что, реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель принял Федеральный закон от 23 мая 2016 года № 143-ФЗ, которым внес в отдельные законодательные акты изменения, касающиеся условий пенсионного обеспечения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы. Оспариваемые положения ст. 5 названного закона предусматривают для перечисленных категорий лиц повышенную по сравнению с общеустановленной величину возраста, достижение которого дает право на назначение страховой пенсии по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской или муниципальной службы.

Такая дифференциация направлена на обеспечение в пенсионной системе баланса частных и публичных интересов, основана на специфике осуществляемой данными категориями граждан профессиональной деятельности, в силу чего не может рассматриваться как нарушающая их права, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера.

Кроме того, устанавливая такое регулирование, законодатель предусмотрел поэтапное введение его в действие посредством повышения возраста назначения страховой пенсии по старости (по сравнению с возрастом, по достижении которого гражданин приобрел право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 и ст.ст. 30 - 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2016 года) в период с 2017 по 2020 годы на 6 месяцев, а начиная с 2021 года - на 12 месяцев ежегодно, с достижением величины такого повышения 60 месяцев для мужчин к 2023 году и 96 месяцев для женщин к 2026 году.

Тем самым соответствующим категориям граждан была гарантирована возможность адаптироваться к вносимым изменениям и осуществить выбор приемлемого для них варианта реализации пенсионных прав - на общеустановленных условиях, что предполагало бы прекращение соответствующих видов деятельности, либо на условиях, предусмотренных оспариваемыми законоположениями.

Поскольку истец на день обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости замещала должность государственного гражданского служащего, условие о возрастном цензе, установленное Приложением 5 Федерального закона «О страховых пенсиях» в действующей на момент обращения за назначением пенсии редакции, не соблюдено, ответчик обоснованно отказал истцу в назначении досрочной страховой пенсии, указав на то, что такая пенсия может быть назначена не ранее исполнения возраста 51 год 06 месяцев.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем данное решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе Цыбаковой И.Ю. в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 28 мая 2020 года отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Цыбаковой Ирины Юрьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска отказать.

Председательствующий

Судьи