НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 15.06.2020 № 2-43/20

Судья Чистякова Л.А.

Дело № 2-43/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-5720/2020

15 июня 2020 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Сакуна Д.Н.,

судей Плотниковой Л.В., Терюшовой О.Н.,

при секретаре судебного заседания Татаринцевой А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шохова О. В. на решение Ашинского городского суда Челябинской области от 13 января 2020 года по иску Шохова О. В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ашинском районе Челябинской области о взыскании неполученной пенсии, судебных расходов.

Заслушав доклад судьи Плотниковой Л.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Шохов О.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ашинском районе Челябинской области (далее – УПФР, пенсионный орган) о взыскании неполученной за период с 29.05.2019 г. по 11.08.2019 г. пенсии в сумме 65 053,07 руб., судебных расходов по оплате госпошлины в сумме 300 руб., расходов по оплате услуг представителя в сумме 12 000 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что его трудовой стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (далее – МКС), составляет 21 год 5 месяцев 17 дней, в районах Крайнего Севера (далее – РКС) - 07 лет 06 месяцев 21 день, общий стаж в РКС и МКС составляет 29 лет 08 дней. Полагая, что имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по достижении возраста 50 лет, он обратился 24.01.2019 года в УПФР, где ему определили предполагаемую дату назначения пенсии 29.11.2019 года, на 6 месяцев позже достижения им <данные изъяты> лет. Однако в ходе разговора со знакомым в июле 2019 г. узнал, что тому пенсия назначена по достижении 50 лет. После обращения к ответчику за разъяснениями ему, начиная с 12.08.2019 года была назначена страховая пенсия по старости по нормам ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», размер пенсии составил 26 372,90 руб. Полагает, что ответчиком были неправильно применены нормы Федерального закона № 350 от 03.10.2018 года, которым не предусматривается увеличение пенсионного возраста для граждан, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда.

Истец Шохов О.В. в судебное заседание суда первой инстанции не явился, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца Соболева Н.И., действующая на основании ордера, в судебном заседании суда первой инстанции поддержала исковые требования.

Представители УПФР Кудрявцева М.С. – начальник УПФР, Мухачева Н.Н., действующая на основании доверенности, возражали против иска, ссылаясь на то, что заявление, поданное в январе 2019 года в рамках заблаговременной работы с документами по назначению пенсии, не является заявлением о назначении пенсии.

Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований Шохова О.В. отказал.

В апелляционной жалобе истец Шохов О.В. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым удовлетворить его исковые требования. Указал, что при наличии необходимого стажа в РКС, стажа работы, включенного в перечень тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, общего страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, право на пенсию у него возникло 29.05.2019 г. В расписке в приеме документов для проведения заблаговременной работы по назначению пенсии ответчиком было установлено, что право на пенсию возникает (предполагаемая дата) 29.11.2019г. Он доверился решению ответчика. Однако в результате ошибочных действий ответчика пенсия ему назначена с 12.08.2019г., в результате чего он не дополучил пенсию за период с 29.05.2019г. по 11.08.2019г. Указывает, что задачами Пенсионного Фонда России является, в том числе, разъяснительная работы среди населения, по вопросам, относящимся к его компетенции.

В возражениях на апелляционную жалобу УПФР указал, что Шохов О.В. обратился в январе 2019 года для проведения заблаговременной работы по подготовке документов для назначения пенсии. Получил расписку, в которой была указана предполагаемая дата возникновения права на пенсию, а также информация о том, что страховая пенсия назначается со дня обращения, но не ранее чем со дня возникновения права на нее, а также о том, что заблаговременная подготовка документов не является обращением за установлением пенсии. Отмечает, что недополученная сумма пенсии не может быть взыскана, расчет сделан неверно. До 12.08.2019 г. истец не обращался в УПФР с заявлением о назначении пенсии и не являлся пенсионером.

В суд апелляционной инстанции истец и представитель ответчика при надлежащем извещении не явились, представитель ответчика просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением №6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 12 августа 2019 года Шохов О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии (л.д. 42-46).

С 12 августа 2019 года ему назначена страховая пенсия по старости по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в размере 26 372,09 руб. в месяц (л.д. 16,36).

Ранее, 24 января 2019 года, Шохов О.В. обращался в УПФР для проведения заблаговременной работы по назначению пенсии, предоставив документы, удостоверяющие личность, подтверждающие страховой и специальный стаж работы, службы, наличие иждивенца (л.д. 17).

В расписке о приеме документов для проведения заблаговременной работы по назначению пенсии (далее – расписка) указано, что у Шохова О.В. право на пенсию возникает (предполагаемая дата) 29 ноября 2019 г.

Руководствуясь сведениями в указанной расписке о дате возникновения права на досрочное назначение пенсии, истец, несмотря на достижение <данные изъяты> – летнего возраста 29 мая 2019 г., с заявлением о назначении указанной пенсии по старости в УПФР не обратился.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности истцом факта обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии ранее 12 августа 2019 года и, соответственно, отсутствия оснований для ее назначения и расчета с 29 мая 2019 года, а также для взыскания судебных расходов.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции сделаны без учета фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения данного дела.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, в силу ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Пунктом 3 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н (далее – Правила), предусмотрено, что граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени.

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста (п. 19 Правил).

Пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", в статье 10 Федерального закона "О накопительной пенсии" и статье 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", но не ранее чем со дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, указанных в пунктах 26 - 28 настоящих Правил (п. 24, 25 Правил).

Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным Приказом Минтруда России от 19.01.2016 г. N14н, действовавшим на день обращения в УПФР истца с целью заблаговременной работы по назначению пенсии (далее – Административный регламент), предусмотрено, что государственная услуга по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению предоставляется ПФР через свои территориальные органы (п.п.9,10).

Основания для отказа в приеме заявления со всеми документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, отсутствуют (п.56).

Прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, поданных гражданином непосредственно в территориальный орган ПФР, в том числе через работодателя, осуществляется территориальным органом ПФР в день подачи указанных заявления и документов в территориальный орган ПФР (п.62).

Факт и дата приема территориальным органом ПФР от гражданина заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подтверждаются уведомлением, выдаваемым территориальным органом ПФР, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных гражданином, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом ПФР и которые гражданин вправе представить по собственной инициативе (п.63).

В силу п. 70 Административного регламента оценка доступности и качества предоставления государственной услуги должна осуществляться по следующим показателям: степень информированности граждан о порядке предоставления государственной услуги (доступность информации о государственной услуге, возможность выбора способа получения информации).

Прием территориальным органом ПФР документов, необходимых для предоставления государственной услуги, проверка правильности их оформления, их регистрация, рассмотрение и принятие решения осуществляются в порядке, предусмотренном пунктами 80-98 Административного регламента (п.76).

Основанием для начала административной процедуры является личное обращение гражданина в территориальный орган ПФР с заявлением и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, в том числе через работодателя, либо поступление заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в территориальный орган ПФР по почте, через многофункциональный центр или в форме электронного документа.

Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком путем подачи заявления в территориальный орган ПФР непосредственно, через представителя, работодателя, многофункциональный центр, путем направления заявления по почте или в форме электронного документа.

Заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) граждан, обращающихся за назначением пенсии по старости, может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

Днем обращения за предоставлением государственной услуги считается день приема территориальным органом ПФР заявления со всеми документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, за исключением случаев, предусмотренных абзацами пятым - седьмым настоящего пункта (п.80).

Результатом административной процедуры является прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги (п.87).

Основанием для начала административной процедуры является поступление в территориальный орган ПФР заявления и документов, предусмотренных пунктами 17, 20-36, 38-40, 42, 44-54 Административного регламента (п. 93).

Результатом административной процедуры является определение должностным лицом наличия либо отсутствия у гражданина права на установление пенсии (п.95).

Результатом административной процедуры является принятие территориальным органом ПФР решения об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении поданного заявления (п. 98).

Должностное лицо несет персональную ответственность за соблюдение сроков и порядка предоставления государственной услуги (п. 104), которая определяется в его должностной инструкции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п.105).

Из системного анализа указанных норм следует, что назначение пенсии осуществляется после получения пенсионным органом заявления гражданина о назначении пенсии, поданного в УПФР не ранее, чем за месяц до возникновения права на эту пенсию, с приложением соответствующих документов; оценки пенсионным органом достаточности и правильности оформления представленных документов, запроса недостающих документов и при их поступлении определения права на установление пенсии.

С указанным заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" ранее 12 августа 2019 г. истец не обращался, руководствуясь сведениями, внесенными ответчиком в расписке, о возникновении у истца права на пенсию (предполагаемая дата) 29 ноября 2019 г.

Как следует из ответа Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области от 09.06.2020 г. на судебный запрос, в связи с тем, что в большинстве случаев для назначения пенсии требуется предоставление документов о стаже и заработной плате (по ликвидированным предприятиям, а также предприятиям, находящимся за пределами региона и (или) Российской Федерации и др.), для оказания помощи гражданам на территории Челябинской области организовано проведение заблаговременной работы.

Нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок проведения такой работы не регламентирован, однако для территориальных органов ПФР области даны рекомендации по порядку проведения заблаговременной работы.

В соответствии с выпиской из Технологии проведения заблаговременной работы по подготовке документов лиц, уходящих на пенсию (далее – Технология заблаговременной работы), для специалистов отдела оценки пенсионных прав застрахованного лица (далее – ОППЗЛ) установлен срок по уведомлению застрахованного лица (далее – ЗЛ) о необходимости обращения для заблаговременной работы – до 15 рабочих дней со дня включения ЗЛ в Список лиц, уходящих на пенсию, с последующим ежеквартальным уведомлением в случае его неявки (п.2.2 Технологии заблаговременной работы).

В ходе приема специалист ОППЗЛ оформляет расписку о приеме документов, при необходимости истребует от ЗЛ дополнительную информацию в виде анкеты о наличии периодов иной деятельности или иных периодов, включаемых и (или) засчитываемых в страховой стаж, уведомляет ЗЛ о необходимости предоставления дополнительных документов, разъясняет сроки и способы подачи заявления о назначении пенсии (через ЛК и ЕПГУ, МФЦ, работодателя, посредством личного обращения в УПФР (п.4.2.2 Технологии заблаговременной работы).

Согласно разделу XIV Технологии заблаговременной работы хранение комплектов документов осуществляют специалисты (отдела, группы) ОППЗЛ. За 30 дней до возникновения у ЗЛ права на пенсию, специалист ОППЗЛ передает в Клиентскую службу комплект документов с признаком «Готов»…

Как следует из объяснений представителей ответчика в суде первой инстанции, право на назначение досрочной страховой пенсии по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" у истца возникло в мае 2019 г. – по достижении <данные изъяты> - летнего возраста, при этом доказательств передачи комплекта документов Шохова О.В. в Клиентскую службу ответчика с признаком «Готов» суду не представлено.

При этом в расписке от 24.01.2019 г. датой возникновения у истца такого права (предполагаемая дата) указано 29 ноября 2019 г., то есть спустя 6 месяцев после достижения им <данные изъяты> - летнего возраста, что объяснялось представителями ответчика в судебном заседании суда первой инстанции ошибкой <данные изъяты> пенсионного органа, отсутствием разъяснений по назначению пенсий (л.д.63).

Поскольку изменения, внесенные Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в часть 1 статьи 8 Федеральный закон "О страховых пенсиях", в соответствии с которыми увеличен пенсионный возраст, не затрагивали условия возникновения права на досрочную страховую пенсию в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях", которая была назначена истцу, судебная коллегия находит несостоятельными доводы представителей ответчика в суде первой инстанции об отсутствии разъяснений по назначению пенсий.

Таким образом, единственной причиной неправильного указания предполагаемой даты возникновения у истца права на назначение досрочной страховой пенсии по старости является ошибка <данные изъяты> пенсионного органа, следовательно, несвоевременное обращение истца с заявлением о назначении такой пенсии произошло по вине пенсионного органа.

Оценивая изложенное в совокупности, судебная коллегия находит обоснованными доводы жалобы о допущенной сотрудником пенсионного органа ошибке при определении даты возникновения у истца права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку увеличение пенсионного возраста не распространяется на лиц, имеющих право на досрочную страховую пенсию в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 данного Закона.

Согласно ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Из расчета, представленного ответчиком, следует, что за период с 29 мая 2019 г. по 11 августа 2019 г. общая сумма досрочной страховой пенсии по старости, исчисленная с учетом имеющегося у истца стажа работы и заработной платы, составляет 64 654,16 руб. ((26 372,09 руб. : 31 дн. х 3 дн.) + (26 372,09 руб. х 2 мес.)).

Поскольку совокупностью вышеуказанных доказательств неопровержимо подтверждено неверное определение ответчиком предполагаемой даты возникновения у Шохова О.В. права на страховую пенсию по старости в расписке; что данные сведения не позволили истцу своевременно – за месяц до достижения возраста <данные изъяты> лет – обратиться в УПФР с заявлением о назначении указанной пенсии; что при условии своевременного обращения истца с таким заявлением у ответчика отсутствовали основания для отказа ему в назначении указанной пенсии; что истец не обладает специальными познаниями в области пенсионного законодательства и полагался на сведения о дате возникновения у него права на пенсию, указанные в расписке сотрудником уполномоченного органа – УПФР, на который Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Административным регламентом возложена обязанность по оказанию государственной услуги по установлению страховых пенсий, судебная коллегия полагает доказанным факт возникновения по вине ответчика у истца убытков в виде недополученной пенсии за указанный период, в связи с чем считает правильным отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Шохова О.В. о взыскании с УПФР неполученной за период с 29.05.2019 г. по 11.08.2019 г. пенсии в сумме 64 654,16 руб. и принять в данной части новое решение об удовлетворении его требований.

С учетом того, что истцом произведен расчет убытков в виде недополученной пенсии в сумме 65 053,07 руб. из расчета 30 дней в мае 2019 г., что является ошибочным, требования истца в части, превышающей 64 654,16 руб., не подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Поскольку истцом при подаче иска оплачена государственная пошлина в размере 300 руб., в силу ст. 98 ГПК РФ данные расходы подлежат взысканию с ответчика в его пользу.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Расходы истца Шохова О.В. по оплате услуг представителя в сумме 12 000 руб. подтверждены квитанцией к приходному кассовому ордеру от 04.10.2019 г. (л.д.20).

С учетом категории дела небольшой сложности, объема выполненных представителем истца услуг – составление искового заявления, участие в подготовке дела к судебному разбирательству, одном судебном заседании – судебная коллегия считает подлежащими удовлетворению требования Шохова О.В. о взыскании с ответчика в его пользу расходов на представителя в размере 4 500 руб., как соответствующем требованиям разумности.

В остальной части жалоба Шохова ОВ. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ашинского городского суда Челябинской области от 13 января 2020 года отменить.

Принять новое решение, которым взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ашинском районе Челябинской области в пользу Шохова О. В. неполученную пенсию по старости за период с 29.05.2019 г. по 11.08.2019 г. в размере 64 654 рубля 16 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 4 500 рублей.

В остальной части апелляционная жалоба Шохова О. В. удовлетворению не подлежит.

Председательствующий

Судьи