Судья Ботова М.В.
Дело № 2-3293/2023
74RS0028-01-2023-003737-22
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 11-15996/2023
14 декабря 2023 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Доевой И.Б.,
судей Федосеевой Л.В., Елгиной Е.Г.
при ведении протокола помощником судьи Бурлаковой Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области о признании права на назначение страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области на решение Копейского городского суда Челябинской области от 13 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Федосеевой Л.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области ФИО7, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца ФИО12, действующей на основании доверенности, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к ОСФР по Челябинской области о признании права на назначение страховой пенсии по старости, где в обоснование иска указано, что 23.01.2023 года она обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако решением № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии было отказано по причине отсутствия требуемого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента. Согласно решению об отказе в установлении пенсии, продолжительность страхового стажа составляет 07 лет 08 месяцев 14 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 15,225. В страховой стаж не были учтены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ухода за ребенком до 1,5 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в Коммунальном предприятии «Белгород-Днестровское бюро технической инвентаризации» Республики Украины, с 04.04.2013 по 31.10.2015 в должности <данные изъяты> в ФЛП ФИО2 республики Украина, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера по инвентаризации объектов недвижимого имущества в Районном специализированном коммунальном предприятии «Белгород-Днестровский райстройхоз» <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве индивидуального предпринимателя в республике Украина, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период обучения в Белгород- Днестровском сельскохозяйственном техникуме. Отказ мотивирован тем, что в настоящее время международный договор в области пенсионного обеспечения между РФ и Украиной отсутствует. Полагает, что ее права нарушены, ссылается на ранее действующее Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного Российской Федерацией и Украиной, положения Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственных пенсиях в РФ» и просит признать незаконным решение ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, обязать ОСФР по <адрес> включить в ее страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности техника-инвентаризатора в коммунальном предприятии «Белгород-Днестровское бюро технической инвентаризации» республики Украина, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера по инвентаризации объектов недвижимого имущества в ФЛП ФИО2 республики Украина, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера по инвентаризации объектов недвижимого имущества в районном специализированном коммунальном предприятии «Белгород-Днестровский райстройхоз» <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве индивидуального предпринимателя в <адрес>, и обязать ответчика назначить ей пенсию по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ с учетом справки о заработной плате от 01.07.2021 № 364 с 23.01.2023 года.
Истец ФИО1 в суд первой инстанции не явилась, ее представитель ФИО12, действующая на основании доверенности, на требованиях с учетом уточненного иска настаивала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области - ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда первой инстанции с требованиями не согласилась, ссылаясь на доводы решения об отказе в установлении пенсии, письменные возражения, просила в иске отказать.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом нарушены нормы материального права, поскольку, в настоящее время международный договор в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Украиной отсутствует, пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации и работавших на территории Украины, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 11.06.2022 г. № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерации Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Стран в области пенсионного обеспечения» учет страхового стажа, приобретенного на территории государств – участников соглашений, осуществляется по законодательству Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Представителем истца направлены возражения на апелляционную жалобу, в которых она просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает решение суда законным, поскольку оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Полагает, что имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом о месте и времени слушания дела, об уважительных причинах неявки не сообщила, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 обратилась ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости (л.д. 68-72).
Решением ОСФР по Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа в размере 11 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 18,6 (л.д. 66-67).
Как следует из решения, страховой стаж заявителя составил 7 лет 8 месяцев 14 дней (где в приобщенных в судебном заседании данных о расчетах стажа для права периоды с 01.04.1983 по 31.12.1985, с 01.01.1986 по 11.02.1986, с 26.02.1986 по 04.05.1990, с 05.05.1990 по 31.12.1990 отражены как работа), величина ИПК 15,225. Периоды работы после 1991 года в страховой стаж не включены, так как за эти периоды не уплачивались страховые взносы.
Из трудовой книжки колхозника от 06.05.1983 года ФИО1 (ранее ФИО3) в оспариваемые периоды работала:
- с 26.02.1986 по 03.04.2013 в должности техника-инвентаризатора в Коммунальном предприятии «Белгород-Днестровское бюро технической инвентаризации» Республики Украины;
- с 04.04.2013 по 31.10.2015 в должности инженера по инвентаризации объектов недвижимого имущества в ФЛП ФИО4 республики Украина;
- с 22.12.2015 по 23.08.2017 в должности инженера по инвентаризации объектов недвижимого имущества в районном специализированном коммунальном предприятии «Белгород-Днестровский райстройхоз» республики Украина (л.д. 20-30).
Истец ФИО1 имеет дочь ФИО9ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отцом указан ФИО10 ( л.д.35).
Согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ архивного отдела Белгород-Днестровский городской совет Исполнительный комитет ФИО13 (ФИО3) И.В. числится техником-инвентаризатором с 26.02.1986 по 03.04.2013. Основание выдачи сведений: книги приказов по личному составу за 1986-2013 годы, личные карточки формы Т-ДД.ММ.ГГГГ год (л.д. 40).
Согласно архивным справкам №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ архивного отдела Белгород-Днестровский городской совет Исполнительный комитет ФИО13 (ФИО3) И.В. числилась техником-инвентаризатором Коммунального предприятия Белгород-Днестровское бюро технической инвентаризации города Белгорода с указанием заработной платы за периоды с 1986 по 1996, с 1997 по 2007, с 2008 по 2013. В примечании указано, что со всех сумм осуществлялись отчисления в Пенсионные фонды и во все страховые фонды (л.д. 41-43).
В материалы дела истцом представлены индивидуальные сведения о застрахованном лице Пенсионного фонда Украины за периоды с 1999 по 2021 год, с отметкой об уплате страховых взносов, с предоставлением сведений о работодателях Коммунальное предприятие «Белгород - Днестровское бюро технической инвентаризации», частное предприятие «Форестер групп», районное специализированное коммунальное предприятие Белгород-Днестровского районного совета «Белгород-Днестровский райстройхоз», ФИО1, ФИО2, при этом, в отчетном 2020 году за март апрель, май уплата взносов не произведена (л.д. 45-56).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее ФЗ «О страховых пенсиях»).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 ФЗ «О страховых пенсиях»).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Закона о страховых пенсиях.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно статьи 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу части 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Украиной.
Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В силу пункта 4 указанных Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о страховых пенсиях правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Как установлено материалами дела, все спорные периоды отражены в трудовой книжке истца, подтверждены архивными справками, а также сведениями пенсионного органа об отчислении страховых взносов в Пенсионный фонд Украины.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1 суд первой инстанции, исходил из того, что представленными в материалы дела доказательствами, а именно трудовой книжкой, подтверждается факт осуществление истцом трудовой деятельности в вышеуказанные спорные периоды на территории Украины.
Установив, что совокупность представленных доказательств позволяет суду сделать вывод о неправомерном исключении из страхового стажа истца периодов работы, а именно с 01.01.1991 по 03.04.2013 года в должности техника-инвентаризатора в Коммунальном предприятии « Белгород-Днестровское бюро технической инвентаризации» <адрес>, с 04.04.2013 по 31.10.2015 в должности инженера по инвентаризации объектов недвижимого имущества в ФЛП ФИО2<адрес>, с 22.12.2015 по 23.08.2017 в должности инженера по инвентаризации объектов недвижимого имущества в Районном специализированном коммунальном предприятии «Белгород-Днестровский райстройхоз» <адрес>, с 24.08.2017 по 29.02.2020, с 01.06.2020 по 31.12.2020 в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку периоды работы, а также уплата страховых взносов подтверждены надлежащими доказательствами в порядке ст.56,67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования иска с учетом последнего уточнения подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм права, регулирующим спорные правоотношения и установленных обстоятельств дела.
Учитывая, что факт осуществления истцом трудовой деятельности в спорные периоды, подтвержден надлежащим образом, а именно записями в трудовой книжке, которая является основным документом о трудовой деятельности работника, выводы суда являются правильными, следует обязать ответчика включить оспариваемые истцом периоды работы в страховой стаж ФИО1 для назначения ей страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные периоды приходятся на период после распада СССР и должны быть подтверждены документами, содержащими сведения о трудовом (страховом) стаже и заработке, документом об уплате страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), выданными компетентными органами иностранного государства, отклоняются, поскольку периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылки на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, иному толкованию норм материального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Разрешая требования истца об отмене решения пенсионного органа, обязании назначить страховую пенсию по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ с учетом справки о заработной плате от 01.07.2021 года № с даты обращения с заявлением 23.01.2023 года, суд первой инстанции указал следующее.
Соглашением "О гарантиях прав граждан-государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" гарантируется, что пенсионное обеспечение указанных граждан осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1 Соглашения); для установления пенсии учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого государства - участника Соглашения (п. 2 ст. 6 Соглашения).
Пунктом 3 ст. 6 Соглашения предусмотрено, что исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
Наименование и сроки введения национальной валюты в государствах, ранее входивших в состав СССР, подтверждено Указанием от 18 января 1996 года N 1-1 -У Министерства социальной защиты населения Российской Федерации "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших Республик Союза ССР".
Указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20.08.1992 N 1-68-У "О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии", которым, в том числе, руководствуется Управление, установлена форма справки о заработной плате, для рекомендации ее всем предприятиям, учреждениям, организациям. В форме справки предусматривается, что сведения о суммах заработной платы (денежного довольствия) и, соответственно, сведения о среднемесячном заработке (денежном довольствии) и среднемесячном скорректированном заработке (денежном довольствии) отражаются с обязательным указанием денежных единиц.
Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При этом, варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установленный положениями пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой (страховой) пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости, закрепленный статьей 102 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (определения от 4 апреля 2017 г. N 696-О, от 28 ноября 2019 г. N 3181-О).
До вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть до 1 января 2002 г., правовое регулирование исчисления размера трудовой пенсии по старости осуществлялось по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Федеральным законом от 17 марта 1997 г. N 52-ФЗ часть первая статьи 100 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" была изложена в новой редакции, согласно которой в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части первой статьи 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.
Среднемесячный заработок, определенный частями первой и второй статьи 102, за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями (часть 3 статьи 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
Среднемесячный заработок за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
Из приведенного правового регулирования порядка подтверждения среднемесячного заработка для исчисления размера трудовых пенсий по старости, действовавшего в период работы истца до регистрации его в системе государственного пенсионного страхования, следует, что среднемесячный заработок подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Так, согласно архивной справке № от 01.07.2021 года, выданной архивным отделом Белгород-Днестровским городским советом Исполнительным комитетом, в ведомостях начисления заработной платы рабочих и служащих «Коммунального предприятия Белгород-Днестровское бюро технической инвентаризации» за период с января 1997 по декабрь 2007 года существуют ведомости о заработной плате ФИО13 (ФИО3) ФИО1, которая числится техником-инвентаризатором.
С учетом имеющегося в деле контррасчета, пояснений к нему, с учетом п.3 статьи 30 Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ с учетом периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001 и отношения заработка 1,2 за период работы с 01.01.1997 по 31.12.2001 годы, стаж составит 18 лет 8 месяцев 14 дней, ИПК 62,578 (л.д. 109).
Принимая во внимание, что размер пенсии исходя из заработка за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы, будет значительно выше, страховой стаж и ИПК достигнут необходимого по закону показателя, то есть условия для назначения истцу пенсии будут соблюдены, суд первой инстанции принял решение об удовлетворении исковых требований. ФИО1, указав, что решение ОСФР по Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в установлении пенсии, следует признать незаконным и отменить, обязать ОСФР по Челябинской области включить в страховой стаж ФИО1 для назначения страховой пенсии по старости периоды работы с 01.01.1991 по 03.04.2013 года в должности техника-инвентаризатора в Коммунальном предприятии « Белгород-Днестровское бюро технической инвентаризации» республики Украина, с 04.04.2013 по 31.10.2015 в должности инженера по инвентаризации объектов недвижимого имущества в ФЛП ФИО4 республики Украина, с 22.12.2015 по 23.08.2017 в должности инженера по инвентаризации объектов недвижимого имущества в Районном специализированном коммунальном предприятии «Белгород-Днестровский райстройхоз» республики Украина, с 24.08.2017 по 29.02.2020, с 01.06.2020 по 31.12.2020 в качестве индивидуального предпринимателя, и назначить ей пенсию по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом справки о заработной плате от 01.07.2021 № 364 с 23.01.2023 года.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, поскольку, в настоящее время международный договор в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Украиной отсутствует, пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации и работавших на территории Украины, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и к спорным правоотношениям положения Соглашения «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, не применяется, не принимаются судебной коллегией как состоятельные, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, поскольку вышеуказанное Соглашение денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 75-ФЗ и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками только с 01 января 2023 года и таким образом, оно подлежит применению к спорным правоотношениям, имевшим место в период его действия.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Копейского городского суда Челябинской области от 13 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 декабря 2023 года.