Судья Хабарова Л.В.,
Дело № 2-512/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 11-7050/2022
14 июня 2022 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной С.В.,
судей Елгиной Е.Г., Подрябинкиной Ю.В.,
при секретаре Гузеевой Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению по труду и занятости населения Челябинской области о выплате компенсации,
по апелляционной жалобе Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области на решение Советского районного суда города Челябинска от 28 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Елгиной Е.Г. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, возражений, пояснения представителя ответчика Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения истца ФИО1, третьих лиц – ФИО3, ФИО4 о законности решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 с учетом уточнений обратилась в суд к Главному управлению по труду и занятости населения Челябинской области, просила возложить на ответчика обязанность выплатить ей компенсацию за первоначальный съем жилья, как участнику государственной программы Челябинской области «Оказание содействия добровольному переселению в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом», за период декабрь 2020 года - январь 2021 года. В обоснование заявленных исковых требований указала, что с 05 марта 2018 года по 05 марта 2021 года являлась участницей государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, что подтверждается свидетельством от 05 марта 2018 года СС - №. Постановлением Правительства Челябинской области от 29 января 2016 года № 9-П утвержден порядок предоставления в 2016-2020 годах компенсации затрат участникам вышеуказанной программы за первоначальный съем жилья. Она получала компенсацию за аренду жилья за период с августа 2020 года по ноябрь 2020 года. За период с декабря 2020 года по январь 2021 года компенсация выплачена не была. Письмом Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области от 04 марта 2021 года № ей отказано в выплате компенсации, поскольку на дату обращения государственная программа Челябинской области «Оказание содействия добровольному переселению в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом на 2016-2020 годы» закончила свое действие. Письмом Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области от 21 июня 2021 года № ей отказано в выплате компенсации, поскольку она не является участником государственной программы Челябинской области «Оказание содействия добровольному переселению в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом на 2021-2025 годы», которая реализуется с апреля 2021 года (л.д.3-5, 34).
Протокольным определением от 08 ноября 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ФИО3, ФИО4 (л.д.20). Протокольным определением от 02 февраля 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Правительство Челябинской области (л.д.82).
В судебном заседании в суде первой инстанции истец ФИО1 поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить.
В судебном заседании в суде первой инстанции представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности № от 14 февраля 2022 года (л.д.95), возражала относительно заявленных исковых требований по основаниям и доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление (л.д.22-24).
В судебном заседании в суде первой инстанции третье лицо ФИО3 поддержал заявленные исковые требования.
В судебном заседании в суде первой инстанции третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО4, Правительство Челябинской области участие не принимали, надлежаще извещены. Дело рассмотрено при данной явке.
Решением суда заявленные исковые требования удовлетворены. На Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области возложена обязанность выплатить ФИО1 компенсацию за съем жилья за декабрь 2020 года, за январь 2021 года (л.д.115-120).
На указанное решение суда Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом неправильно применены нормы материального права.
23 сентября 2020 года истец подала заявление на компенсацию затрат за первоначальный съем жилья, на основании которого заключен договор о предоставлении компенсации затрат за первоначальный съем жилья участникам государственной программы Челябинской области «Оказание содействия добровольному переселению в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2016-2020 годы». Между сторонами 30 сентября 2020 года заключен договор №, со сроком действия до 20 декабря 2020 года. Истцом представлены подтверждающие документы на компенсацию за период с 01 августа 2020 года по 30 ноября 2020 года (4 месяца) на сумму 36 000 рублей. Больше никаких подтверждающих документов на компенсацию за 5 и 6 месяцев ФИО1 в Главное управление до конца 2020 года не представлено. Следовательно, в рамках действия Договора от 30 сентября 2020 года Главным управлением произведен расчет компенсации ФИО1 по представленным документам в полном объеме. 27 января 2021 года истец подала обращение, просила принять документы на компенсацию по истечению срока действия вышеуказанной программы и договора, приложив к нему копию квитанции от 24 декабря 2020 года на сумму 9 000 рублей (оплата по квитанции произведена за пределами срока договора). 29 января 2021 года на данное обращение ими дан ответ о том, что Программа действовала до 2020 года, новая Программа не действует и находится на стадии согласования. Государственная программа Челябинской области «Оказание содействия добровольному переселению в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом», утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 23 апреля 2021 года №146-П на 2021- 2025 годы, вступила в силу 28 апреля 2021 года. Основания для заключения договора о предоставлении компенсации у них отсутствуют. В соответствии с Порядком 2021-2023 года одним из условий предоставления компенсации затрат за первоначальный съем жилья является подача заявления о предоставлении компенсации в течение 12 месяцев со дня прибытия на территорию Челябинской области. Истец прибыла на территорию Челябинской области 18 ноября 2019 года, что свидетельствует о том, что у нее была возможность воспользоваться данной компенсацией до окончания программы, которая действовала до 2020 года. Срок действия свидетельства участника программы установлен с 05 марта 2018 года по 05 марта 2021 года. Программа 2021-2025 вступила в действие с 28 апреля 2021 года. Правовые основания для продления срока действия свидетельства у ФИО1 отсутствуют. Следовательно, она не может претендовать на компенсацию оставшихся месяцев, так как не является участником программы. Кроме того, отсутствуют правовые основания для принятия недействующих документов у ФИО1 для заключения договора и выплаты ей компенсации, так как компенсация предоставляется только при заключении указанного договора (л.д.123-125).
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения указывает, что выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подробно мотивированы. Материальный закон судом истолкован и применен правильно (л.д.137-138).
О времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Правительство Челябинской области извещено надлежаще, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах неявки не уведомило, с ходатайством об отложении дела не обратилось. С учетом положений ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие представителя третьего лица.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, с 05 марта 2018 года по 05 марта 2021 года ФИО1 являлась участником государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, что подтверждается свидетельством от 05 марта 2018 года № (л.д. 6-7).
30 сентября 2020 года между ФИО1 и Главным управлением по труду и занятости населения Челябинской области заключен договор о предоставлении компенсации затрат за первоначальный съем жилья участникам государственной программы Челябинской области «Оказание содействия добровольному переселению в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2016 -2020 годы» сроком действия до 20 декабря 2020 года.
В соответствии с п. 3.1 указанного Договора выплата компенсации осуществляется Главным управлением по труду и занятости населения Челябинской области по мере предоставления гражданином документов, подтверждающих наем жилого помещения (договора, кассовые чеки и (или) приходные кассовые ордера, квитанции, товарные чеки, акты оказанных услуг), но не более 300 рублей в сутки и на срок проживания не более 6 месяцев.
Выплата компенсации осуществляется гражданину Главным управлением в срок до 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором предоставлены документы, подтверждающие расходы по оплате найма жилого помещения (п. 3.2).
Выплата компенсации осуществляется в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете на текущий финансовый год, в пределах доведенных Главному управлению лимитов бюджетных обязательств (п. 3.3) (л.д. 69-70).
На основании заявлений истца от 23 сентября 2020 года, 19 октября 2020 года, 02 декабря 2020 года ФИО1 Главным управлением по труду и занятости населения Челябинской области произведена выплата указанной компенсации за периоды август –ноябрь 2020 года включительно в размере по 9 000 рублей в месяц (л.д. 167-184).
27 января 2021 года ФИО1 обратилась с заявлением в Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области о выплате указанной компенсации за периоды декабрь 2020 года – январь 2021 года, предоставив соответствующие платежные документы (л.д. 162-166).
Письмом Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области от 29 января 2021 года № ФИО1 отказано в выплате компенсации, поскольку на дату обращения государственная программа Челябинской области «Оказание содействия добровольному переселению в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом на 2016-2020 годы» закончила свое действие (л.д. 11).
Письмом Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области от 21 июня 2021 года № истцу отказано в выплате компенсации, поскольку она не является участником государственной программы Челябинской области «Оказание содействия добровольному переселению в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом на 2021-2025 годы», которая реализуется с апреля 2021 года. Причиной ее не включения в указанную программу послужил факт окончания действия свидетельства участника государственной программы 05 марта 2021 года (л.д. 12).
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу, что ФИО1 в спорный период времени являлась участником государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, представила все необходимые документы для получения компенсации, следовательно, Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области обязано выплатить истцу компенсацию за первоначальный съем жилья за период декабрь 2020 года, январь 2021 года.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, верной оценке представленных в материалы дела доказательств.
В соответствии с п.1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
В силу п.3 ст. 5 названного Федерального закона цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию.
В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Согласно разделу 5 указанной Государственной программы участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной территории вселения (п. 20).
При этом указано, что участнику Государственной программы и членам его семьи, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. На территорию приоритетного заселения, государственные гарантии и социальная поддержка, указанная в настоящем разделе, предоставляются в полном объеме (п. 21).
Постановлением Правительства Челябинской области от 29 января 2016 года № 9-П утвержден порядок предоставления в 2016-2020 годах компенсации затрат участникам государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2016-2020 годы» за первоначальный съем жилья (далее Порядок 2016-2020 года).
Указанное постановление издано в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года №1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», постановления Правительства Челябинской области от 16 декабря 2015 года №624-П «О государственной программе Челябинской области "Оказание содействия добровольному переселению в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2016 - 2020 годы»
Постановлением Правительства Челябинской области от 23 апреля 2021 года № 146-П утвержден порядок предоставления в 2021-2025 годах компенсации затрат участникам государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом» за первоначальный съем жилья (далее Порядок 2021-2025 года).
Указанное постановление издано в целях реализации указов Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года №637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» и от 14 сентября 2012 года №1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
Органом государственной власти Челябинской области, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление компенсаций является Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области.
П. 2 Порядка 2016 -2020 года установлено, что компенсация затрат участникам программы за первоначальный съем жилья производится в размере фактических расходов, подтвержденных документами, указанными в пункте 5 настоящего порядка, но не более 300 рублей в сутки и на срок проживания не более 6 месяцев.
Согласно п. 3 указанного Порядка, компенсация предоставляется в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете на текущий финансовый срок, в пределах доверенных лимитов бюджетных обязательств.
Условиями предоставления гражданам компенсации являются: участие в программе; подача заявления о предоставлении компенсации в течение 12 месяцев со дня прибытия на территорию Челябинской области; заключение договора между Главным управлением по руду и занятости населения Челябинской области и участником программы (п. 4).
Участником программы, претендующим на получение компенсации, представляются следующие документы: свидетельство участника программы; документы удостоверяющие личность; документы, подтверждающие факт прибытия на территорию Челябинской области; документы, подтверждающие наем жилого помещения и оплату найма жилого помещения (п. 5).
Согласно п. 6 Порядка 2016 -2020 года, Главное правление по труду и занятости населения Челябинской области рассматривает документы, представленные участником программы, и в течение 5 рабочих дней принимает решение о предоставлении компенсации или об отказе в предоставлении компенсации.
При этом как следует из Порядка предоставления в 2021-2025 годах компенсации затрат участникам государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом» этапы и сроки реализации данной программы указаны с 2021 года.
Постановлением Правительства Челябинской области от 28 мая 2021 года №199-П О предоставлении в 2021 - 2023 годах компенсации затрат участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом утвержден Порядок предоставления в 2021 - 2023 годах компенсации затрат за первоначальный съем жилья участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Указанный порядок также регламентирует механизм компенсации затрат за первоначальный съем жилья участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом с 2021 года.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы, что истец, являясь участником программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, не имеет право на получение соответствующей компенсации за оставшиеся два месяца за первоначальный съем жилья по истечении соответствующего календарного года, поскольку истек срок договора, а на момент утверждения новой программы у нее истек срок действия соответствующего свидетельства.
Как пояснил представитель ответчика в суде апелляционной инстанции, по истечению срока договора от 30 сентября 2020 года Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области не имело возможности заключить новый договор с истцом, поскольку до апреля 2021 года соответствующая Программа не была утверждена.
Установлено, что оплата за первоначальный съем жилья за декабрь 2020 года истцом произведена 24 декабря 2020 года, то есть по истечению срока договора, следовательно, предъявить указанную квитанцию до 20 декабря 2020 года ФИО1 не имела возможности в силу объективных причин.
С учетом произведенных выплат ФИО1, она имела право на выплату компенсации за первоначальный съем жилья еще за два месяца.
До марта 2021 года истец являлась участником государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и вправе была рассчитывать на соответствующие компенсации.
Ответчик не ссылался на недостаточность денежных средств, выделенных из бюджета, на производство указанной компенсации.
Поскольку в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года №637 участнику Государственной программы и членам его семьи, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, на территорию приоритетного заселения, государственные гарантии и социальная поддержка предоставляются в полном объеме, ФИО1 не может быть лишена права на получение компенсация затрат за первоначальный съем жилья по формальным основаниям.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения. При таких обстоятельствах оснований для отказа ФИО1 в выплате компенсация затрат за первоначальный съем жилья равно как и оснований для отказа в удовлетворении поданного ею в суд заявления, не имелось. Изложенное свидетельствует о правильном применении судом норм материального права. Все приведенные в апелляционной жалобы доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую судебную оценку в судебном решении. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не находит. Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Челябинска от 28 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 17 июня 2022 года.