Судья Кутырев П.Е.
Дело № 2-432/2023
74RS0029-01-2023-000061-36
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 11-8823/2023
13 июля 2023 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Доевой И.Б.,
судей Елгиной Е.Г., Челюк Д.Ю.,
при секретаре судебного заседания Алёшиной К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Маркова Николая Васильевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о признании права на получение досрочной трудовой пенсии, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, перерасчете установленного размера пенсии,
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на решение Ленинского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 07 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Елгиной Е.Г. о доводах апелляционной жалобы, возражений, пояснения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области Кривенко Ю.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Маркова Н.В. поддержавшего доводы возражений и полагавшего, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Марков Н.В. обратился с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОСФР по Челябинской области), в котором с учетом уточнения иска просил возложить обязанность включить в стаж периоды работы с 06 апреля 1990 по 15 февраля 1991 года, с 1991 по 1992 год и с 10 июня 1992 по 01 ноября 1996 года, произвести перерасчет пенсии с 15 июля 2022 года.
В обоснование иска указал, что 15 июля 2022 года обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии, однако вышеназванные периоды работы безосновательно не были включены ответчиком в его общий стаж, что привело к уменьшению размера его пенсии (л.д. 4-6, 87-89).
В судебном заседании суда первой инстанции истец Марков Н.В. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ОСФР по Челябинской области - Бикбаува У.К., действующая на основании доверенности от 09 января 2023 года (л.д. 100), в судебном заседании против удовлетворения иска возражала по доводам письменного отзыва (л.д.т 69-70).
Суд постановил решение, которым возложил на ответчика - обязанность включить в подсчет страхового стажа истца периоды его работы с 06 апреля 1990 года по 15 февраля 1991 года, с 12 апреля 1991 года по 26 июня 1992 года, с 10 июня 1992 года по 01 ноября 1996 года и произвести перерасчет размера его страховой пенсии по старости с 15 июля 2022 года с учетом названных периодов работы (л.д. 105-109).
Определением от 10 апреля 2023 года в решении исправлена описка в части верного указания наименования ответчика Государственного учреждения - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области вместо ошибочно указанного Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (л.д. 110).
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, принять новое. Считает, оно подлежит отмене в связи с неверно примененными нормами материального права.
Ссылается, что истец с 15 июля 2022 года является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Считает, что в расчет продолжительности общего трудового стажа истца не могут быть включены периоды работы:
- с 06 апреля 1990 года по 15 февраля 1991 года в <данные изъяты>, поскольку записи в трудовой книжке за указанный период отсутствуют.
Справка от 22 декабря 1998 года, выданная ОАО «Костанайгидрогеология», представленная истцом, не может быть принята во внимание, поскольку отсутствует основание выдачи справки, сведения о переименованиях организации, нет исторической справки; других идентификаторов кроме фамилии, имени и отчества данная справка не содержит. Достоверность указанных сведений не подтверждена Формуляром компетентного органа Республики Казахстан в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года
- с 12 апреля 1991 года по 26 июня 1992 года (период отсутствует в трудовой книжке) в <данные изъяты> (со слов истца). Период документально не подтвержден.
- с 10 июня 1992 года по 01 ноября 1996 года в <данные изъяты>, поскольку справка от 27 августа 2022 года не может быть принята во внимание, так как нормами соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан предусмотрены правила оформления документов в определенной форме, в виде формуляра. Достоверность указанных сведений не подтверждена Формуляром компетентного органа Республики Казахстан в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года.
Кроме того, согласно предоставленным сведениям, истец с 10 июня 1992 года осуществлял трудовую деятельность в Республике Казахстан и не мог в этот же период работать в <данные изъяты> (л.д. 113-114).
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, нормы материального права применены верно (л.д. 126-127).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется, исходя из следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 20 ноября 2022 года Марков Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ОСФР по Челябинской области с заявлением о перерасчете ему пенсии, назначенной с15 июля 2022 года по п. 1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Просил включить в страховой стаж периоды работы с 06 апреля 1990 года по 15 февраля 1991 года, с 1991 по 1992 год и с 10 июня 1992 года по 01 ноября 1996 года, произвести перерасчет пенсии с 15 июля 2022 года.
Ответом ОСФР по Челябинской области истцу было отказано во включении перечисленных периодов в страховой стаж, поскольку по периоду работы с 06 апреля 1990 года по 15 февраля 1991 года записи в трудовой книжке истца отсутствуют; по периоду с 12 апреля 1991 года по 26 июня 1992 года также отсутствуют записи в трудовой книжке истца, период документально не подтвержден; по периоду с 10 июня 1992 года по 01 ноября 1996 года отказано, так как в соответствии нормами соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан не поступил ответ –формуляр из Республикой Казахстан (л.д. 9-10).
Приходя к выводу об удовлетворении заявленных требований Маркова Н.В. суд первой инстанции указал, что представленные истцом документы (трудовая книжка, справки работодателей) соответствуют требованиям, предъявляемым к документам, подтверждающим специальный страховой стаж до регистрации в системе пенсионного страхования (ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской от 02 октября 2014 года №1015). Само по себе отсутствие ответа компетентного органа Республики Казахстан на запрос ОСФР по Челябинской области о проверке стажа работы истца правового значения не имеет, так как пенсионное законодательство не содержит нормы об обязательности подтверждения компетентным органом периода работы на территории другого государства. В этом случае к документам приведенными выше нормами пенсионного права предъявляются такие же требования, как и к документам, подтверждающим работу на территории Российской Федерации (исключая периоды работы в странах - членах СНГ после 01 января 2002 года, когда необходимо подтверждать факт уплаты страховых взносов на пенсионное страхование ответом компетентного органа).
Судебная коллегия оснований не согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами апелляционной жалобы не опровергаются.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации до 01 января 2015 года осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ). С 01 января 2015 года пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется по нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
В силу положений п. 3 ст. 36 Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №67-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 указанного Федерального закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Из ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «следует, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», поскольку Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в статье 6 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» путем подписания договора.
В силу ст. 1 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Из приведенных положений международного соглашения, а также из положений ч.3 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ следует, что пенсионное обеспечение нетрудоспособных лиц, переселившихся из одного государства - участника Соглашения в другое, осуществляется в порядке, установленном законодательством государства, в которое прибыло лицо, претендующее на назначение пенсии.
В силу п. 2 ст. 6 Соглашения 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу действующего Закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с п.п. 10,11,12 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года №1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а при их отсутствии - документами, в пунктах 11-17 названных Правил. В частности документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Согласно п. 11 указанных Правил документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка установленного образца. Записи в трудовых книжках работников должны быть оформлены в строгом соответствии с требованиями инструкции о порядке ведения трудовых книжек. Пенсионный фонд вправе и обязан провести проверку представленных документов и оценить наличие у гражданина права на назначение страховой пенсии, определить ее размер.
Аналогичные положения содержались в п.6 ранее действовавших Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года №555.
Согласно п. 5 рекомендаций по проверки правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года №99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года №203-16). При этом периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Учитывая вышеприведенные нормы закона, судебная коллегия полагает правильным применять в настоящем споре положения Соглашения 1992 года относительно оценки периодов, имевших место на территории Республики Казахстан.
Более того, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П, которая касалась лиц, для которых действовало пенсионное законодательство Российской Федерации до 01 января 2002 года (принятие Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с чем Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» утратил силу), если гражданин не попадал под действие российского правового регулирования в области обязательного пенсионного страхования (пенсионного обеспечения), то он, соответственно, не мог рассчитывать на применение к себе условий о норм пенсионного обеспечения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
С учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П, лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации на 1 января 2002 года, право на пенсию может быть определено по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего до 01 января 2002 года).
Действительно, с 01 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (ратифицировано Российской Федерацией 09 ноября 2020 года Федеральным законом №354-ФЗ) (далее также Соглашение ЕАЭС).
В соответствии с п. 2 ст. 6 названного Соглашения ЕАЭС назначение пенсии с учетом положений данного Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося (члена семьи) права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося (члена семьи) права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.
Ст. 7 Соглашения ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений данного Соглашения (пункт 1).
В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (п. 2 ст. 7).
В Российской Федерации при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 1 данной статьи величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа работы, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик. В случае если величины индивидуального пенсионного коэффициента, определенной в соответствии с абзацем 1 данного пункта, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается величина индивидуального пенсионного коэффициента, равная 1 за 1 год стажа работы, приобретенного на территориях государств-членов. При этом 1 месяц стажа работы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а 1 день - 1/360 часть коэффициента за полный календарный год (п. 3 ст. 7).
При определении права на пенсию в связи с работой по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях в соответствии с законодательством одного государства-члена аналогичный стаж работы, приобретенный на территории другого государства-члена, со стажем работы, приобретенным на территории первого государства-члена, не суммируется, но учитывается как стаж работы на общих основаниях (п. 4 ст. 7).
Право на пенсию, за исключением накопительной пенсии, а также трудовых (страховых) пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, в соответствии с данным Соглашением возникает при наличии не менее 12 полных месяцев стажа работы, приобретенного на территории государства-члена, согласно законодательству которого трудящийся (член семьи) претендует на назначение пенсии. Право на накопительную пенсию, а также на трудовую (страховую) пенсию по инвалидности, по случаю потери кормильца устанавливается в соответствии с законодательством государства-члена (п. 5 ст. 7).
Ст. 8 Соглашения ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство-член исчисляет размер пенсии исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии со своим законодательством, и в порядке, установленном законодательством этого государства-члена, с учетом положений данного Соглашения.
В силу ст. 10 Соглашения ЕАЭС уполномоченные органы и компетентные органы взаимодействуют друг с другом (в том числе с использованием интегрированной информационной системы ЕАЭС) по вопросам, связанным с реализацией данного Соглашения, на безвозмездной основе. Компетентные органы представляют друг другу по запросу или по собственной инициативе необходимые сведения об обстоятельствах, имеющих значение для применения данного Соглашения, а также принимают меры по установлению этих обстоятельств. Компетентные органы информируют друг друга об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты. Документы, необходимые для установления инвалидности, определения права на пенсию, назначения и выплаты пенсии, выданные в соответствии с законодательством одного государства-члена, признаются другим государством-членом без проведения установленных законодательством этого другого государства-члена процедур признания таких документов. Компетентные органы вправе запросить у трудящегося (члена семьи) нотариально заверенный перевод документов на государственный язык государства-члена, назначающего (выплачивающего) пенсию, а также в случае необходимости в целях верификации документов направлять соответствующие запросы либо использовать сведения, полученные путем обращения к информационным базам данных. Реализация данного Соглашения осуществляется в соответствии с порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами и Евразийской экономической комиссией по применению норм
Ст. 12 Соглашения ЕАЭС содержит переходные положения, в соответствии с данной статьей назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
В целях реализации ст. 10 Соглашения ЕАЭС решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 года №122 утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (далее Порядок взаимодействия).
Названный Порядок взаимодействия определяет правила взаимодействия уполномоченных и компетентных органов государств - членов Евразийского экономического союза между собой, а также с Евразийской экономической комиссией в целях реализации норм Соглашения. Взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения. До перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными пунктом 3 данного Порядка взаимодействия, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.
Таким образом, в соответствии с переходными положениями, закрепленными в ст. 12 Соглашения ЕАЭС, за стаж работы, приобретенный до вступления в действие данного Соглашения, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением от 13 марта 1992 года. Соответственно, при назначении пенсии, в том числе, досрочной страховой пенсии по старости, право на указанный вид пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В данном случае истец, обратившись в суд с иском, просил обязать пенсионный орган включить в его страховой стаж период работы с 06 апреля 1990 по 15 февраля 1991 года, с 1991 по 1992 год и с 10 июня 1992 по 01 ноября 1996 год, т.е. до вступления в силу Соглашения ЕАЭС, предусматривающего особый порядок подтверждения стажа и определения права на пенсию.
В связи с чем, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что к спорным правоотношениям необходимо применять положения Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, а также Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, утвержденный решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 года №122, поскольку он основан на неправильном примении норм материального права.
Анализ имеющихся в деле доказательств свидетельствует о том, что выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения соответствуют фактическим обстоятельствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств. Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции сделаны в строгом соответствии с правилами ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном решении. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа определены ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ).
Согласно ч.3 ст. 14 указанного закона при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно п. 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 11).
Из приведенных норм права следует, что страховой стаж подтверждается трудовой книжкой, а также на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке, трудовым договором, показаниями свидетелей.
Из выписки ИЛС следует, что истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 31 июля 1998 года (л.д. 47).
Как следует из трудовой книжки Маркова Н.В., заполненной 30 декабря 1999 года, в период с 01 сентября 1984 года по 01 марта 1992 года он обучался в <данные изъяты> (период с 25 октября 1988 года по 14 августа 1988 года указан как академический отпуск); в период с 31 октября 1985 года по 25 сентября 1987 года - проходил службу в Армии; с 10 июня 1992 года по 01 11 1996 года работал в <данные изъяты>, отражено, в указанный период он был принят в <данные изъяты>
Как следует из выписки из трудовой книжки истца, заполненной 16 января 1992 года, 12 апреля 1991 года истец был принят помощником машиниста буровой установки 3-го разряда в <данные изъяты>л.д. 12-19).
Указанные записи ответчиком не оспаривались. Истец пояснил, что первую трудовую книжку он потерял, представленная выписка из трудовой книжки у него сохранилась, так как ее делал с целью предоставления при сдаче экзамена.
Кроме того, в силу действовавшего в период спорных трудовых отношений постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 года №656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» и Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года №162, внесенные в трудовую книжку работника записи удостоверялись подписью и печатью работодателя лишь при увольнении.
С учетом изложенного, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что спорные периоды не отражены в трудовой книжке Маркова Н.В..
Более того, период работы истца в <данные изъяты> с 10 июня 1992 года по 01 ноября 1996 года подтверждается справкой, выданной коммунальным государственным учреждением «Государственный архив Буландыкского района» по запросу ОПФР по Челябинской области (л.д. 7), что согласуется с записями в трудовой книжке истца.
Период работы Маркова Н.В. с 12 апреля 1991 года по 26 июня 1992 года в <данные изъяты> также подтверждается справками АО «Росгеология» от 28 февраля 2023 года, сведения отраженные в данных справках совпадают с данными, отраженными в трудовой книжке истца, в справке за №01-52 содержатся сведения о переименовании организации (л.д. 90,91).
Указанные справки предоставлены за запросу суда.
Также по запросу суда из КГУ «Государственный архив Костанайской области» была предоставлена архивная справка, подтверждающая период работы Маркова Н.В. с 06 апреля 1990 года по 15 февраля 1991 года, к указаний справке приложена справка о переименовании, личная карточка работника, приказы о приеме и увольнении (л.д. 94-99).
С учетом изложенного, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что заявленные периоды работы Маркова Н.В. не подтверждены документально, как основанный на неправильном толковании норм права.
Довод апелляционной жалобы о том, что Марков Н.В. не мог работать в <данные изъяты> поскольку согласно предоставленным сведениям, истец с 10 июня 1992 года осуществлял трудовую деятельность в Республике Казахстан ничем не подтвержден, наложения периодов, включенных в страховой стаж истца, не имеется.
Иных доводов, способных повлиять на содержание постановленного судом решения апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 07 апреля 2023 года, с учетом определения об исправлении описки от 10 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 июля 2023 года.