Судья Вардугина М.Е.
Дело №2-81/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 11- 6530/2022
г. Челябинск 11 июля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной С.В.,
судей Мокроусовой Л.Н., Доевой И.Б.,
при ведении протокола судебного
заседания помощником судьи ФИО9
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева Андрея Борисовича к Государственному учреждению –Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о возложении обязанности внести в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведения о продолжительности и периодах работы,
по апелляционной жалобе Алексеева Андрея Борисовича на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 18 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Мокроусовой Л.Н. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика – ФИО12 возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алексеев А.Б. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Челябинска (далее – УПФР в Калининском районе г. Челябинска) о возложении обязанности внести в индивидуальный лицевой счет сведения о продолжительности работы, периодах работы, учитываемых для досрочного назначения страховой пенсии по старости с 01 января 2019 года по 13 июня 2019 года в ЗАО «Юнион-строй».
В обоснование заявленных исковых требований указал, что 04 мая 2021 года и 17 июня 2021 года он обращался в пенсионный орган через личный кабинет с заявлением о восстановлении пропущенного страхового стажа в индивидуальном лицевом счете за период работы с 01 января 2019 года по 13 июня 2019 года в ЗАО «Юнион-строй», на что им были получены ответы об отказе в виду того, что ЗАО «Юнион-строй» не ведет хозяйственную деятельность, но при этом юридическое лицо не ликвидирована в установленном законом порядке. В связи с чем, ему было рекомендовано обратиться в ЗАО «Юнион-строй». Данные отказы он считает незаконными и нарушающими его права, поскольку считает, что неверное внесение сведений трудовом стаже в индивидуальном лицевом счете является ошибкой пенсионного органа.
В ходе рассмотрения дела определением суда первой инстанции от 12 октября 2021 года произведена замена ненадлежащего ответчика УПФР в Калининском районе г. Челябинска на надлежащего - Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее – ОПФР по Челябинской области). Кроме того, протокольными определениями от 01 сентября 2021 года и от 23 ноября 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ЗАО «Юнион-строй» и Государственной учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – ОПФР по ЯНАО).
Истец Алексеев А.Б. в судебное заседание суда первой инстанции не явился при надлежащем извещении, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика ОПФР по Челябинской области - ФИО10 действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Представители третьих лиц - ЗАО «Юнион-строй», ОПФР по ЯНАО в судебное заседание не явились при надлежащем извещении.
Решением Калининского районного суда г. Челябинска от 18 февраля 2022 года в удовлетворении исковых требований Алексееву А.Б. отказано.
Не согласившись с решением суда, истец Алексеев А.Б. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что обратился в пенсионный орган, поскольку не смог самостоятельно связаться с собственниками и дирекцией ЗАО «Юнион-строй». Данная организации по юридическому адресу не находится, телефоны не работают, свою деятельность предприятие не ведет, корреспонденцию не получает. Полагает, что достаточным для подтверждения стажа работы в должности ЗАО «Юнион-строй» в период с 01 января 2019 года по 13 июня 2019 года является его трудовая книжка и иные документы, приобщенные им к апелляционной жалобе. Считает, что в связи с грубым нарушением пенсионного законодательства со стороны ЗАО «Юнион-строй» он лишился «северного» стажа продолжительностью 5,5 месяцев, что существенно влияет на сроки назначения и размер пенсии.
Возражений на апелляционную жалобу не представлено.
Истец Алексеев А.Б. и представители третьих лиц не приняли участия в суде апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании части 2.1 статьи 113, статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Выслушав представителя ответчика, свидетеля, проверив законность и обоснованность решения суда относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года №258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Алексеев А.Б. 04 мая 2021 года обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа (межрайонное) с заявлением о корректировке данных, учтенных на его индивидуальном лицевом счете, внесении на счет сведений о периоде работы с 01 января 2019 года по 13 июня 2019 года в ЗАО «Юнион-строй».
15 июня 2021 года пенсионным органом дан ответ о том, что дополнить лицевой счет сведениями индивидуального (персонифицированного) учета за период работы с 01 января 2019 года по 13 июня 2019 года в ЗАО «Юнион-строй» не представляется возможным в связи с тем, что данная организация не ведет финансово-хозяйственную деятельность, не ликвидирована в установленном порядке, последняя отчетность о трудовой деятельности (форма СЗВ-ТД) сдана в УПФР в г. Тарко-Сале и Тазовском районе ЯНАО (межрайонное) за октябрь 2020 года. Рекомендовано обратиться в ЗАО «Юнион-строй» по месту нахождения организации (л.д.7 том 1).
29 июня 2021 года Государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа (межрайонное) дан аналогичный ответ на обращение истца от 17 июня 2021 года, где указано, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе откорректировать сведения на индивидуальном лицевом счете при предоставлении соответствующих документов, в случае если страхователь ликвидирован на дату обращения. Так как ЗАО «Юнион-строй» является действующей организацией, следовательно, обязанность по предоставлению сведений необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета возложена на страхователя (работодателя), в связи с чем рекомендовано обратиться к работодателю ЗАО «Юнион-строй» для корректировки сведений на индивидуальном лицевом счете (-12 том 1).
Из трудовой книжки истца следует, что он в период с 23 октября 2014 года по 13 июня 2019 года работал на должности в ЗАО «Юнион-строй» (л.д. 38-49 том 1).
В выписке из индивидуального лицевого счета (ИЛС) Алексеева А.Б. за первый квартал 2019 года имеются данные о страховых взносах ЗАО «Юнион-строй», однако отсутствуют данные о стаже работы за указанный период, а за период с 01 апреля 2019 года по 13 июня 2019 года также отсутствуют данные о страховых взносах в указанной организации. При этом, сама выписка не раскрывает данные о том, за что именно произведены выплаты страховых взносов по заработной плате за первый квартал 2019 года (заработная плата, оплата задолженности за предыдущие периоды работы, отпускные либо оплата больничных листов) (л.д. 14-21 том 1).
Из ответа УПФР в г. Тарко-Сале и Тазовском районе ЯНАО (межрайонное) на запрос суда следует, что 28 июля 2020 года пенсионным органом были выявлены ошибки и (или) несоответствия между представленными страхователем ЗАО «Юнион-строй» сведениями о страховых взносах, стаже истца и сведениями о стаже истца, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, в связи с чем было направленно уведомление за №8438-09 от 28 июля 2020 года в адрес юридического лица о приведении указанных данных в соответствие. 04 декабря 2020 года страхователю ЗАО "Юнион-строй" был направлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №030S18200007371. Рассмотрение акта от 04 декабря 2020 года №030S18200007371 состоялось при отсутствии лица, в отношении которого проводилась проверка. УПФР 19 января 2021 года вынесло решение №030S19210000282 в отношении ЗАО "Юнион-строй" о привлечении его к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ. В связи с тем, что страхователь не оплатил финансовые санкции, 17 февраля 2021 года выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 030S01210000925. В последующем, 28 сентября 2021 года пенсионный орган направил в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа заявление о взыскании финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета (по формам СЗВ-стаж и СЗВ-М). 18 ноября 2021 года Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение по делу №А81-8975/2021 о взыскании с ЗАО "Юнион-строй" в пользу ОПФР по ЯНАО штрафа в размере 2000 рублей (л.д. 170-171 том 1).
Из материалов дела также следует, что до настоящего времени пояснения либо устранение несоответствий по уведомлению ЗАО "Юнион-строй" не произведены, выявленные расхождения не устранены (л.д.151-155 том 1).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не были представлены достоверные доказательства, однозначно свидетельствующие о том, что перечисление страховых взносов ЗАО «Юнион-строй» в отношении него за первый квартал 2019 года, было произведено ему за фактически отработанное им время в указанной организации, а не по иным основаниям, таким, как: простой, оплата задолженности за предыдущие периоды и т.п., включение пенсионным органом самостоятельно данных о стаже истца при наличии данных о действующем страхователе (работодателе) не представляется возможным.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права. Доводы жалобы истца об обратном не состоятельны в силу следующего.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, Порядок такой корректировки утвержден Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 15 октября 2019 года №519п (далее - Порядок).
Согласно п. 2 Порядка настоящие правила определяют механизм корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет в части: сведений о страховом стаже застрахованного лица (далее - сведения); сведений о заработке за периоды до 1 января 2002 года.
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 04 августа 2020 года №540п в пункт 2 внесены поправки, согласно которым Порядок в настоящие время определяет правила корректировки сведений не только о стаже, но и о трудовой деятельности.
В соответствии с п. 3 Порядка территориальные органы ПФР осуществляют корректировку сведений персонифицированного учета и вносят уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет: по заявлению застрахованного лица о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (далее - заявление); при выявлении территориальным органом Пенсионного Фонда Российской по результатам проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, неполных (недостоверных) сведений.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что заявление и документы могут быть поданы застрахованным лицом лично либо через своего представителя путем подачи непосредственно в территориальный орган ПФР, а также путем направления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг", "Личный кабинет застрахованного лица" на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации.
По результатам рассмотрения заявления и документов, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" уполномоченный территориальный орган ПФР: принимает решение о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (далее - решение о корректировке); принимает решение об отказе в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (далее - решение об отказе в корректировке); направляет страхователю уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений в представленных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 12 Порядка).
Согласно пункту 15 Порядка корректировка сведений персонифицированного учета по вопросу уточнения сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, в отношении сведений за периоды работы у страхователя, осуществляющего деятельность, производиться путем выполнения территориальным органом ПФР по месту регистрации страхователя процедуры по приему и включению в индивидуальный лицевой счет зарегистрированного лица сведений персонифицированного учета, представленных страхователем в соответствии с уведомлением, в целях устранения имеющихся расхождений.
При выявлении неполноты (недостоверности) сведений, представленных страхователем, который на момент проведения проверки ликвидирован или его деятельность прекращена по причинам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, внесение уточнений (дополнений в индивидуальный лицевой счет осуществляется территориальным органом ПФР по месту регистрации страхователя (п. 17 Порядка).
Согласно пункту 18 Порядка при выявлении неполноты (недостоверности) сведений по результатам проведенной территориальным органом ПФР проверки в отношении сведений, представленных страхователем, осуществляющим деятельность, территориальный орган ПФР по месту регистрации страхователя: направляет уведомление страхователю; производит внесение уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (на основании сведений, представленных страхователем в целях устранения имеющихся расхождений) в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
В силу пункта 19 Порядка при выявлении неполноты (недостоверности) сведений по результатам проверки территориальным органом ПФР сведений индивидуального лицевого счета, принимает решение о корректировке; в соответствии с решением о корректировке осуществляет оформление документов персонифицированного учета; выполняет процедуры по включению сведений персонифицированного учета в данные индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Из дословного содержания вышеуказанных Правил следует, что они ставят право пенсионного органа самостоятельно произвести корректировку сведений персонифицированного учета застрахованного лица в зависимость от ликвидации предприятия.
Между тем, как усматривается из Выписки из ЕГРЮЛ на ЗАО «Юнион-строй» (л.д. 50-60 том 1) страхователь (работодатель) истца в настоящее время не ликвидирован, осуществляет свою деятельность, в том числе, 28 октября 2019 года проведено общее собрание участников юридического лица, 01 января 2022 года и 18 марта 2022 года предоставлены сведения о выдаче или замене документов, удостоверяющих личность, 17 января 2022 года внесены изменения в сведения в связи с переименованием (переподчинением) адресных объектов.
Как следует из ответов ОПФР по ЯНАО территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принял надлежащие меры по направлению соответствующих уведомлений в порядке п. 18 Порядка страхователю (л.д.110, 170-171).
Из пояснений ОПФР по Челябинской области ФИО11 допрошенной в суде апелляционной инстанции в качестве свидетеля, следует, что предоставлять сведения о стаже застрахованного лица – это обязанность работодателя, отчеты формы СЗВ-стаж передаются страхователями в территориальные органы ПФР как на бумажных носителях, так и в электронном виде, данные из которых загружаются автоматически по номеру лицевого счета, что исключает ошибку при вводе данных со стороны сотрудников пенсионного органа. В случае ликвидации организации истец не лишен права обратиться с заявлением о корректировке данных, учтенных на его индивидуальном лицевом счете за период с 01 января 2019 года по 31 марта 2019 года, за который уплачены страховые взносы, на основании трудовой книжки.
Поскольку судом установлено, что спорные периоды трудовой деятельности истца имели место после регистрации его в системе государственного пенсионного страхования, страховой стаж может быть подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Алексеева А.Б. Сведения, содержащиеся в трудовой книжке о том, что трудовая деятельность истцом осуществлялась в спорный период, не является безусловным основанием для включения такого периода работы в страховой стаж. Противоположное мнение заявителя свидетельствует о неверном понимании им норм пенсионного законодательства Российской Федерации.
Правовых оснований к отмене оспариваемого судебного акта апелляционная жалоба не содержит, доводы, изложенные в жалобе, по существу сводятся к субъективному толкованию норм материального права, которое не может являться основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора, могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда г. Челябинска от 18 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алексеева Андрея Борисовича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 июля 2022 года.