Судья Захаров А.В.
Дело № 2-677/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11-12706/2020
10 декабря 2020 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Загвоздиной Л.Ю.,
судей Плотниковой Л.В., Жуковой Н.А.,
при секретаре Татаринцевой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Миасского городского суда Челябинской области от 02 июля 2020 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Миассе Челябинской области (межрайонное) о возложении обязанности начислить и оплатить страховую пенсию с начислением неустойки, возмещении морального вреда и судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Плотниковой Л.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Миассе Челябинской области (межрайонное) ФИО2, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Миассе Челябинской области (межрайонное) (далее – УПФР, пенсионный орган), с учётом уточнения, о возложении обязанности считать датой подачи заявления о назначении пенсии 01.03.2019 года, произвести перерасчёт страховой пенсии с учётом изменения даты подачи заявления о назначении пенсии, начислить и оплатить пенсионные начисления с 11.03.2019 года по 05.06.2019 года с учётом неустойки за период с 11.03.2019 г. по 12.03.2020 года и до момента выплаты, взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 29 920 руб., по оплате государственной пошлины в размере 600 руб., взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб.
В обоснование заявленных требований указала, что является получателем страховой пенсии по старости, размер которой не соответствует имеющемуся у нее страховому стажу. В сентябре 2018 года она обратилась в УПФР с целью подачи заявления о назначении пенсии по достижении 50-летнего возраста, где ей выдали список необходимых документов и назначили дату – 03.12.2018 года, когда у нее приняли все документы, выдали в подтверждение этого справку, в которой изложена информация о дате назначения ей пенсии - 11.09.2019 года в связи с пенсионной реформой. 06.06.2019 года ее срочно вызвали в УПФР для подачи заявления о назначении пенсии, пояснив, что в связи с наличием у нее двоих детей, рождённых в районах Крайнего Севера, у нее имеется право на получение пенсии по достижении 50-летнего возраста. В связи с ошибкой специалиста пенсионного органа назначение ей пенсии осуществлено с 06.06.2019 года, вместо ДД.ММ.ГГГГ года, являющегося днём достижения ею 50-летнего возраста (л.д. 7 – 12, 91).
Истец ФИО3 в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика УПФР ФИО2, действующая на основании доверенности возражала против иска, ссылаясь на представление истцом ненадлежащего свидетельства о рождении одного из детей (вырвана и утеряна часть документа), в связи с чем ей было разъяснено право на предоставление подтверждающей справки. Пенсионным органом также была запрошена в районном ЗАГСе справка о рождении. После получения указанной справки истцу было предложено подать заявление о назначении пенсии, которая была назначена с даты обращения за ней.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО3 об обязании произвести перерасчёт страховой пенсии отказано.
Дополнительным решением от 23.09.2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО3 о возложении на УПФР обязанности считать датой подачи заявления о назначении пенсии 01.03.2019 года, произвести перерасчёт страховой пенсии с учётом изменения даты подачи заявления о назначении пенсии, начислить и оплатить пенсионные начисления с 11.03.2019 года по 12.03.2020 года с учётом неустойки за период с 11.03.2019 г. по 12.03.2020 года и до момента выплаты, взыскании компенсации морального вреда 100 000 руб. отказано (л.д145-147).
В апелляционной жалобе истец ФИО3 просила решение суда первой инстанции отменить в связи с неверной правовой оценкой обстоятельств дела и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы указала на обязанность УПФР обеспечивать разъяснительную работу среди населения по вопросам назначения пенсии. При получении документов специалист УПФР указала в расписке неверную информацию о возникновении у нее права на пенсию с 11.09.2019 года, тогда как она имела право на получение пенсии с 11.03.2019 года - по достижении 50-летнего возраста.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель УПФР указал на заявительный характер назначения пенсии и на добросовестность действий пенсионного органа, которые заключались в понуждении истца к предоставлению документов, подтверждающих рождение ею ребенка - <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, разъяснение необходимости подачи заявления о назначении пенсии. Сослался на судебную практику, изложенную в определениях Верховного Суда Республики Крым от 27.02.2020 года №33-2141/2020, Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 03.06.2020 года №88-4970/2020, Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 27.02.2020 года №88-3026/2020.
Согласно частям 1 и 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
По общему правилу, установленному ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в редакции, действовавшей на момент обращения за пенсией, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 и женщины, достигшие возраста 60 лет, с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
В силу пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере, не менее 30, женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Приложением 6 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" установлено, что в случае возникновения в 2019 году права на досрочную страховую пенсию по старости лицам, указанным в пункте 6 части 1 статьи 32 указанного закона, срок назначения такой страховой пенсии составляет не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При этом положением части 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" установлено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" и которые в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 06.06.2019 года ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии (л.д. 61-65).
Решением УПФР от 06.09.2019 года № 190000118417/472705/19 с 06.06.2019 года ей назначена страховая пенсия по старости по п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в размере 14 531,55 руб. в месяц (л.д. 40).
Ранее, 03.12.2018 года, ФИО3 обращалась в УПФР для проведения заблаговременной работы по назначению пенсии, предоставив документы, удостоверяющие ее личность, подтверждающие страховой и специальный стаж работы, наличие двоих детей, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов рождения, о чем ей выдана соответствующая расписка (л.д. 84).
В данной расписке в качестве документов, запрашиваемых специалистами УПФР, указана справка о рождении ребенка, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Кроме того, в указанной расписке отражено, что у ФИО3 право на досрочную пенсию возникает (предполагаемая дата) 11.09.2019 года.
Руководствуясь сведениями в указанной расписке о дате возникновения права на досрочное назначение пенсии, истец, несмотря на достижение 50 – летнего возраста 11.03.2019 года, с заявлением о назначении указанной пенсии по старости в УПФР не обратилась.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований в части возложения на УПФР обязанностей начислить и оплатить пенсионные начисления с 11.03.2019 года по 05.06.2019 года, суд первой инстанции исходил из того, что пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением, перерасчетом пенсии, предоставляющего необходимые документы, при этом ФИО3 ранее 06.06.2019 года с указанным заявлением не обращалась.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда первой инстанции сделаны без учета фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения данного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, в силу ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Пунктом 3 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 года №884н (далее – Правила), предусмотрено, что граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени.
Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста (п. 19 Правил).
Пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", в статье 10 Федерального закона "О накопительной пенсии" и статье 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", но не ранее, чем со дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, указанных в пунктах 26 - 28 настоящих Правил (п. 24, 25 Правил).
В соответствии с пунктом 31 главы IV Правил в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 25 - 28 настоящих Правил.
Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за пенсией с предоставлением необходимых документов, но не ранее чем со дня приобретения права на пенсию. Пенсия по старости не может быть назначена автоматически по наступлению необходимого возраста или возникновения права, действующий Закон и Порядок предусматривают только заявительный характер, то есть со дня обращения гражданина за назначением пенсии, при этом отсутствие какого – либо необходимого для назначения пенсии документа не является препятствием для обращения с таким заявлением, поскольку он может быть представлен в течение трех месяцев со дня разъяснения пенсионным органом о том, какой документ является недостающим.
Нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок проведения заблаговременной работы по назначению пенсии не регламентирован, однако порядок (сроки, последовательность административных процедур) работы с документами, полученными от граждан для проведения такой работы определен в письме Пенсионного Фонда Российской Федерации от 08.09.2008 года №АД-25-25/8416 "Об организации заблаговременной работы в отношении застрахованных лиц, выходящих на пенсию".
Заблаговременная работа в отношении конкретного застрахованного лица - это комплекс мер по обеспечению полноты и достоверности сведений о пенсионных правах застрахованных лиц, учетных в территориальных органах ПФР и необходимых для правильного назначения пенсий (п. 4) и должна быть завершена не менее чем за месяц до наступления права на установление трудовой пенсии (п. 5). При проведении заблаговременной работы территориальный орган ПФР взаимодействует с застрахованным лицом (п. 9). С целью сбора сведений, необходимых для своевременного и правильного назначения пенсий, территориальный орган ПФ запрашивает от страхователей, застрахованных лиц, и других учреждений и организаций необходимые документы (п. 10.1). В целях повышения мотивации застрахованных лиц и страхователей для своевременного и полного представления сведений о пенсионных правах застрахованных лиц, необходимых для своевременного и правильного назначения, территориальный орган ПФР проводит информирование застрахованных лиц и страхователей (п. 14).
В соответствии с рекомендациями, изложенными в указанном письме Пенсионного Фонда Российской Федерации, 29.12.2016 года утверждена Технология проведения в УПФР в городах и районах Челябинской области заблаговременной работы по подготовке документов лиц, уходящих на пенсию (далее – Технология заблаговременной работы), которой для специалистов отдела оценки пенсионных прав застрахованного лица (далее – ОППЗЛ) установлен срок по уведомлению застрахованного лица (далее – ЗЛ) о необходимости обращения для заблаговременной работы – до 15 рабочих дней со дня включения ЗЛ в Список лиц, уходящих на пенсию, с последующим ежеквартальным уведомлением в случае его неявки (п.2.2 Технологии заблаговременной работы).
В ходе приема специалист ОППЗЛ оформляет расписку о приеме документов, при необходимости истребует от ЗЛ дополнительную информацию в виде анкеты о наличии периодов иной деятельности или иных периодов, включаемых и (или) засчитываемых в страховой стаж, уведомляет ЗЛ о необходимости предоставления дополнительных документов, разъясняет сроки и способы подачи заявления о назначении пенсии (через ЛК и ЕПГУ, МФЦ, работодателя, посредством личного обращения в УПФР (п.4.2.2 Технологии заблаговременной работы).
Согласно разделу XIV Технологии заблаговременной работы хранение комплектов документов осуществляют специалисты (отдела, группы) ОППЗЛ. За 30 дней до возникновения у ЗЛ права на пенсию, специалист ОППЗЛ передает в Клиентскую службу комплект документов с признаком «Готов»…
С заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" ранее 06.06.2019 года ФИО3 не обращалась, руководствуясь сведениями, внесенными ответчиком в расписку, о возникновении у нее права на пенсию (предполагаемая дата) 11.09.2019 года.
Как следует из объяснений представителя ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции, предполагаемая дата возникновения у истца права на пенсию была определена в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (по достижении возраста 50 лет 6 месяцев), поскольку для определения даты возникновения права на досрочную пению по пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (по достижении возраста 50 лет) требовалось подтверждение факта рождения истцом двух детей, тогда как она представила ненадлежащее свидетельство о рождении одного из двух детей (часть документа уничтожена).
Между тем, в расписке о приеме документов для проведения заблаговременной работы по назначению пенсии в перечне предоставленных застрахованным лицом документов указаны копии свидетельств о рождении двух детей (л.д.84), представлена копия поврежденного свидетельства о рождении ребенка истца <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая содержит все необходимые реквизиты – ФИО ребенка, дату его рождения, ФИО и национальность родителей, номер и дату актовой записи, место регистрации рождения, дату выдачи свидетельства о рождении, подпись ответственного лица, печать регистрирующего органа, в связи с чем отсутствие части документа не опровергает факта рождения данного ребенка истцом (л.д.166).
Кроме того, из показаний свидетеля <данные изъяты> – главного специалиста – эксперта отдела назначения пенсий УПФР следует, что на момент приема у ФИО3 документов для заблаговременной работы требовалось подтверждение рождения двух детей, затем уточнялись требования по назначению пенсий северянам, поэтому требовалось подтверждение рождения одного ребенка; она выдала расписку о приеме документов, в которой было указано право на назначение пенсии по Северу при рождении одного ребенка; 06.06.2019 года она позвонила истцу и пригласила ее для подачи заявления о назначении пенсии, хотя не должна была это делать.
Данные показания свидетеля согласуются с объяснениями истца о том, что она знала о своем праве на досрочную страховую пенсию по достижении возраста 50 лет, но при выдаче расписки с предполагаемой датой возникновения права на данную пенсию 11.09.2019 года ей разъяснили, что в связи с пенсионной реформой добавляется полгода, но потом позвонили и сообщили о возникновении права на пенсию.
Между тем, изменения, внесенные Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в часть 1 статьи 8 Федеральный закон "О страховых пенсиях", в соответствии с которыми увеличен пенсионный возраст, не затрагивали условия возникновения права на досрочную страховую пенсию в соответствии с п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона "О страховых пенсиях", которая была назначена истцу с 06.06.2019 года.
Поскольку совокупностью вышеуказанных доказательств неопровержимо подтверждено, что обращение истца 06.06.2019 года в УПФР с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" последовало после приглашения ее по телефону сотрудником УПФР, не было обусловлено представлением истцом или получением ответчиком справки о рождении <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; что в расписке от 03.12.2018 года отсутствует указание о возложении на истца обязанности предоставить справку о рождении ребенка, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также отсутствует разъяснение о возникновении у нее права на досрочную пенсию по старости с 11.03.2019 года при предоставлении справки о рождении ребенка, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, либо с 11.09.2019 года – при отсутствии такой справки; что указание в расписке единственной даты возникновения права на досрочную пенсию не позволило истцу своевременно – за месяц до достижения возраста 50 лет – обратиться в УПФР с заявлением о назначении указанной пенсии; что при условии своевременного обращения истца с таким заявлением у ответчика отсутствовали основания для отказа ей в назначении указанной пенсии; что истец не обладает специальными познаниями в области пенсионного законодательства и полагался на сведения о дате возникновения у нее права на пенсию, указанные в расписке сотрудником уполномоченного органа – УПФР, на который Федеральным законом "О страховых пенсиях" возложена обязанность по оказанию государственной услуги по установлению страховых пенсий, судебная коллегия находит обоснованными доводы жалобы ФИО3 о введении ее в заблуждение сотрудником пенсионного органа при определении даты возникновения права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, соответственно, несвоевременное обращение истца с заявлением о назначении такой пенсии произошло по вине пенсионного органа.
Ссылка ответчика в возражениях на апелляционную жалобу на определения Верховного Суда Республики Крым от 27.02.2020 года №33-2141/2020, Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 03.06.2020 года №88-4970/2020, Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 27.02.2020 года №88-3026/2020 по иным гражданским делам, не опровергает выводов судебной коллегии, поскольку в силу ч.1 ст.11 ГПК РФ судебные акты не отнесены к источникам права, в Российской Федерации отсутствует институт прецедентного права, каждое решение выносится судом с учетом конкретных обстоятельств каждого спора и в пределах заявленных требований.
Как следует из уточнения иска от 12.03.2020 года, заявленные требования о возложении на УПФР обязанности считать датой подачи заявления о назначении пенсии 01.03.2019 года, произвести перерасчёт страховой пенсии с учётом изменения даты подачи заявления о назначении пенсии были уточнены истцом и заявлены требования об обязании ответчика начислить и оплатить пенсионные начисления с 11.03.2019 года по 05.06.2019 года (л.д.91), при этом под пенсионными начислениями истец подразумевает досрочную страховую пенсию по старости.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия считает решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на УПФР обязанностей начислить и оплатить пенсионные начисления с 11.03.2019 года по 05.06.2019 года подлежащим отмене с принятием в этой части нового решения об удовлетворении данных исковых требований с уточнением вида начислений - досрочной страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований ФИО3 о взыскании неустойки за задержку выплаты пенсии с 11.03.2019 года по 12.03.2020 года и компенсации морального вреда, поскольку спорные отношения являются по своему содержанию пенсионными, они регулируются специальными нормативными правовыми актами в сфере пенсионного обеспечения, право на пенсионное обеспечение является имущественным правом гражданина, следовательно, к правоотношениям сторон не могут быть применены положения Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом нормы пенсионного законодательства не предусматривают возможность взыскания компенсации морального вреда, неустойки за задержку назначения и выплаты пенсии.
В связи с изложенным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в этой части.
Разрешая требования и отказывая в части взыскания судебных расходов по оплате юридических услуг, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Учитывая, что частично исковые требования ФИО3 удовлетворены частично, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., предусмотренном п.3 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера.
Исходя из того, что при подаче иска ФИО3 оплачена государственная пошлина в размере 600 руб., в подтверждение чего представлен чек – ордер от 23.01.2020 года, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 300 руб. подлежит возврату в порядке ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Расходы истца ФИО3 по оплате услуг представителя в сумме 29 920 руб. подтверждены копиями договора об оказании юридических услуг №14296 от 28.10.2019 года, заключенного с ООО «Партнер», акта об оказанных юридических услуг, расписки об оказанных услугах от 28.10.2019 года, подтверждением платежа ПАО «Сбербанк» о включении в платежное поручение №6635550 от 30.10.2019 года на сумму 22 420 руб., кассовым чеком банка «Открытие» №0252 от 28.10.2019 года (л.д.23-25, 31, 32).
С учетом категории дела небольшой сложности, составление представителем истца искового заявления, судебная коллегия считает подлежащими удовлетворению требования ФИО3 о взыскании с ответчика в ее пользу расходов на представителя в размере 3 000 руб., как соответствующем требованиям разумности.
В остальной части жалоба ФИО3 удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Миасского городского суда Челябинской области от 02 июля 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении требования ФИО3 о возложении на Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Миассе Челябинской области (межрайонное) обязанности начислить и оплатить ФИО3 досрочную страховую пенсию по старости с 11 марта 2019 года по 05 июня 2019 года, отказа в возмещении судебных расходов.
Принять в этой части новое решение.
Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Миассе Челябинской области (межрайонное) обязанность начислить и оплатить ФИО3 досрочную страховую пенсию по старости с 11 марта 2019 года по 05 июня 2019 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Миассе Челябинской области (межрайонное) в пользу ФИО3 судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 3 000 рублей и на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи