НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 10.06.2021 № 2-162/2021

Судья Сойко Ю.Н.

дело № 2-162/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-5700/2021

10 июня 2021 г. г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Загвоздиной Л.Ю.,

судей Жуковой Н.А., Челюк Д.Ю.,

при секретаре судебного заседания Разорёновой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Черновой Елены Владимировны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Троицк и Троицком районе Челябинской области (межрайонное) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости,

по апелляционной жалобе Черновой Елены Владимировны на решение Троицкого городского суда Челябинской области от 16 февраля 2021 г.

Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истца Черновой Е.В., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя ответчика Марясова И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чернова Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Троицк и Троицком районе Челябинской области (межрайонное) (далее – УПФР) о признании незаконным бездействия в перерасчете страховой пенсии по старости с учетом сведений о периоде работы и заработной плате за 2000-2001 годы, возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с учетом сведений о периоде работы и заработной платы за 2000-2001 годы с момента подачи заявления.

В обоснование иска указала, что обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости, установленной с 11 февраля 2019 г. решением Троицкого городского суда Челябинской области от 5 сентября 2019 г. В качестве основания для перерасчета пенсии предоставлена справка от 12 марта 2020 г. о суммах дохода в ГКП «Аркалыкская теплоэнергетичекая компания» за период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. Сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2001 год в справке отражены. Считала, что по факту ее обращения никаких действий по перерасчету размера пенсии ответчик не произвел. Бездействие мотивировано тем, что ею не представлена справка о заработной плате за 60 месяцев до 2002 года и принятие к расчету представленной справки не повлечет увеличение размера пенсии. Полагала данное бездействие незаконным. Указала на то, что среднемесячный заработок застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии, определяется за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Полагала, что право выбора периода учитываемого при назначении пенсии принадлежит лицу, которому предназначается пения. Ею выбран период 2000-2001 годов – 24 месяца. Сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2000-2001 годы отражаются в предоставленной справке и предоставление каких-либо иных справок не обязательно.

Истец Чернова Е.В. в судебном заседании суда первой инстанции поддержала исковые требования.

Представитель ответчика УПФР Марясов И.В. в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что расчет пенсии истцу произведен верно.

Суд принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований Черновой Е.В. в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец Чернова Е.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что право выбора периода, учитываемого при назначении пенсии, принадлежит лицу, которому пенсия назначается. Ею выбран период 2000-2001 годов – 24 месяца, а не любые 60 месяцев из периода до 2002 года. Отсутствие справки о периоде работы и заработной плате за иной указанный в статье 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» период не может являться основанием для отказа в перерасчете пенсии. Сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2000-2001 годы отражаются в ПФР и предоставление каких-либо иных справок не обязательно. Указывает, что в подтверждение размера заработной платы в 2000-2001 годах ею представлены необходимые документы, кроме того, в силу прямого указания пунктов 7, 8 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и представляются такими органами и организациями. Считает, что при подаче заявления о перерасчете пенсии и при рассмотрении дела она разумно полагала, что сведения из ЕНПФ Республики Казахстан о состоянии ИПС запрошены ответчиком и имеются в материалах гражданского дела.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, Чернова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 10 января 2019 г. обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

18 января 2019 г. УПФР принято решение, согласно которому Черновой Е.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

В стаж на соответствующих видах работ не засчитаны периоды: с 14 октября 1999 г. по 31 июля 2002 г. в качестве <данные изъяты><данные изъяты> коммунального государственного предприятия Аркалыкской теплоэлектроцентрали, с 1 августа 2002 г. по 30 апреля 2003 г. в качестве <данные изъяты><данные изъяты> Государственного коммунального предприятия «Аркалыкская теплоэнергетическая компания», с 1 мая 2003 г. по 20 октября 2005 г. в качестве <данные изъяты> Государственного коммунального предприятия «Аркалыкская теплоэнергетическая компания» Республики Казахстан (далее – ГКП «Аркалыкская теплоэнергетическая компания»).

Решением Троицкого городского суда Челябинской области от 29 мая 2019 г., с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 5 сентября 2019 г., признано незаконным решение УПФР от 18 января 2019 г. в части отказа в зачете в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периодов работы Черновой Е.В. в ГКП «Аркалыкская теплоэнергетическая компания» Республики Казахстан с 1 августа 2002 г. по 30 апреля 2003 г. и с 1 мая 2003 г. по 20 октября 2005 г., на УПФР возложена обязанность включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости указанные периоды и признании за Черновой Е.В. права на досрочную страховую пенсию по старости с 11 февраля 2019 г. (л.д. 46-50).

Решением УПФР от 7 октября 2019 г. Черновой Е.В. назначена страховая пенсия по старости с 11 февраля 2019 г. в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Суммарный размер пенсии составил 10151 руб. 50 коп., из них: страховая пенсия в размере 4817 руб. 31 коп., фиксированная выплата к страховой пенсии в размере 5334 руб. 19 коп. (л.д. 26).

На запрос УПФР из ГПК «Аркалыкская теплоэнергетическая компания» поступила 23 июня 2020 г. справка о суммах дохода, выплаченного физическому лицу, и осуществленных с дохода обязательных пенсионных взносов с января 2001 г. по декабрь 2001 г. от 27 мая 2020 г., согласно которой общая сумма заработка (дохода) Черновой Е.В. за 2001 год составила 146 311 руб. 44 коп., начислено и перечислено обязательных пенсионных взносов – 14 631 руб. 14 коп. В примечании указано, что в справку о доходах за период с 1 января 1998 г. включаются все виды доходов, с которых осуществлялись начисление, удержание и перечисление обязательных пенсионных взносов в единый накопительный Пенсионный фонд в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 октября 2013 г. № 1116 «Об утверждении Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов». В качестве основания выдачи справки указаны лицевые счета с января 2001 г. по декабрь 2001 г. (л.д.17,18).

Письмом УПФР от 24 августа 2020 г. Черновой Е.В. сообщено о том, что с 11 февраля 2019 г. ей установлена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» по решению суда от 29 мая 2019 г. Расчет пенсии приведен в ответе на ее обращение от 13 ноября 2019 г. Расчет пенсии с 1 июля 2020 г. произведен в соответствии со статьями 14. 29.1, 30 пункт 4, 30.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом: общего трудового стажа по состоянию на 1 января 2002 г. - 16 лет 1 месяц 17 дней. В стаж засчитаны все периоды трудовой деятельности по представленным документам, а также период учебы; стажевого коэффициента - 0,55; отношения неполного стажа к требуемому - 0,8065277; общего трудового стажа по состоянию на 1 января 1991 г. (для валоризации) - 4 года 4 месяца 1 день (процент валоризации 14%); сведения о заработной плате за 60 месяцев подряд до 2002 года отсутствуют. Справка о заработной плате от 27 мая 2020 г. за период работы в ГПК «Аркалыкская теплоэнергетическая компания» Республики Казахстан продолжительностью 12 месяцев с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. (а не за 60 месяцев подряд), поступившая на запрос Управления не может быть учтена, так как не влечет увеличения размера страховой пенсии по старости (л.д. 6-9).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что расчет пенсии истца УПФР произведен верно, соответствует нормам пенсионного законодательства, оснований для перерасчета размера пенсии не имеется. Также суд указал, что в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (истца) сведений об отчисленных взносах за 2000-2001 год не содержится, а представленная истцом справка допустимым доказательством об уплаченных обязательных пенсионных взносов не является, поскольку не содержит сведения, подтверждающие перечисление взносов (даты, номер платежного поручения).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для перерасчета пенсии, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и нормам пенсионного законодательства.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

На основании части 1 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г. (пункт 1 части 2 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона «О страховых пенсиях», перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

В силу части 3 статьи 36 Федерального закона «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.

В статье 1 указанного Федерального закона дано понятие индивидуального (персонифицированного) учета, как организации и ведения учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.

В силу статьи 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер. Индивидуальный лицевой счет открывается на основании: 1) заявления лица, поданного им лично, через работодателя или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; 2) сведений, поступающих в орган Пенсионного фонда Российской Федерации от органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в отношении лица, обратившегося за предоставлением государственной или муниципальной услуги, на которое не был открыт индивидуальный лицевой счет (часть 1). Индивидуальный лицевой счет состоит из общей, специальной и профессиональной частей, а также раздела «Сведения о трудовой деятельности» (часть 1.2). В общей части индивидуального лицевого счета указываются, в том числе заработная плата или доход, на которые начислены страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 2).

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств, включая Российскую Федерацию и Республику Казахстан, урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно пункту 3 статьи 6 Соглашения исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Согласно пункту 10 указанных Рекомендаций исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР и осуществлявшим до 1 января 2002 г. на территории Российской Федерации трудовую деятельность, производится из заработка за любые 60 месяцев подряд либо из заработка за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (пункт 11 Рекомендаций).

Как следует из разъяснений, изложенных в подпункте 8 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статье 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом того, что при исчислении расчетного размера трудовой пенсии по приведенным вариантам следует учитывать, что среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пункте 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Из приведенного законодательства Российской Федерации, международных норм и разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, следует, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, осуществляемой Пенсионным фондом Российской Федерации. В остальных случаях размер среднемесячного заработка исчисляется на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами за любые 60 месяцев работы подряд. Для граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, может исчисляться пенсия из заработка за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, лишь в случае, если они осуществляли трудовую деятельность на территории Российской Федерации до 1 января 2002 г.

Согласно исковым требованиям Черновой Е.В. ею оспаривается отказ УПФР в перерасчете пенсии на основании справки ГКП «Аркалыкская теплоэнергетичекая компания» от 12 марта 2020 г., как по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2000-2001 годы.

В соответствии с трудовой книжкой Чернова Е.В. с 1 июля 2000 г. по 20 октября 2005г. работала на ГКП «Аркалыкская теплоэнергетичекая компания» в Республике Казахстан <данные изъяты>. С 14 августа 2006 г. она работала в ОАО «Троицкая ГРЭС» на территории Российской Федерации (л.д.122-130).

В справке, выданной ГКП «Аркалыкская теплоэнергетичекая компания» 12 марта 2020 г., указаны сведения о суммах заработка и начисленных/перечисленных обязательных пенсионных взносах только за 2001 год (л.д.10/).

Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 14 января 2019 г. следует, что Чернова Е.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 5 мая 2006 г., сведений о размере заработка за 2000-2001 годы на лицевом счете не содержится (л.д.117-121).

Учитывая изложенное, оснований для исчисления среднего заработка за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования у УПФР не имелось. Действующим пенсионным законодательством не предусмотрено исчисление среднемесячного заработка для определения расчетного размера пенсии на основании справки работодателя за 24 месяца работы.

Положения ранее действовавшего законодательства, в частности статьи 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», также не подлежали применению, поскольку период с 2000 года по 2001 год не являлся последними 24 месяцами работы истца перед обращением за пенсией.

Представленные истцом в суд апелляционной инстанции информация о закрытых ИПС в накопительных пенсионных фондах Республики Казахстан и письмо АО «Единый накопительный пенсионный фонд» от 11 декабря 2019г. о предоставлении выписки с индивидуального пенсионного счета не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку данные сведения не имеют юридического значения для рассмотрения дела, так как не относятся к предусмотренным статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации. Кроме того, в представленной информации из пенсионного органа Республики Казахстан отсутствуют сведения о размере заработной платы истца, а размер уплаченных страховых взносов расходится с информацией, содержащейся в справке ГКП «Аркалыкская теплоэнергетичекая компания».

Также судебная коллегия считает не подтвержденным материалами дела вывод суда об обращении истца 3 апреля 2020 г. в адрес ответчика с заявлением о перерасчете размера пенсии с предоставлением справки от 12 марта 2020 г.

Согласно представленной распечатке 3 апреля 2020 г. Чернова Е.В. направила электронное письмо в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (электронный адрес не указан), в котором в связи с открывшимися новыми обстоятельствами просила сделать перерасчет размера пенсии, с приложением файла «spravka_gob.jpg» (л.д. 51). Каких-либо отметок о направлении заявления с портала электронных сервисов Пенсионного фонда России, как в иных обращениях Черновой Е.В., наличия электронной подписи, а также подтверждения получения данного письма, представленная в суд распечатка не содержит (л.д.51). Также отсутствует подтверждение, что к данному письму прилагалась именно справка ГКП «Аркалыкская теплоэнергетичекая компания» от 12 марта 2020 г.

Так, истец обращалась в УПФР с заявлениями с портала ПФР электронные сервисы 25 июня 2020 г. (номер обращения:) о перерасчете пенсии на основании решения Троицкого городского суда Челябинской области от 19 мая 2020 г.; 24 июля 2020 г. (номер обращения: ) о письменном объяснении в связи с отказом использования справки о заработной плате за 2001 год при перерасчете размера пенсии (л.д.151,152), на которое дан мотивированный ответ УПФР от 24 августа 2020 г.

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» понятие установление страховой пенсии включает назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой.

Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.

Обращение за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (часть 4 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 553 «О порядке оформления и предоставления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» установлено, что заявления и иные документы, необходимые для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, представляемые в форме электронных документов: а) оформляются в соответствии с требованиями к форматам заявлений и иных документов, установленными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; б) подписываются в соответствии с требованиями Федерального закона «Об электронной подписи» и статей 21.1 и 21.2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; в)представляются в органы и организации, предоставляющие государственные и (или) муниципальные услуги, с использованием электронных носителей и (или) информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет: лично или через законного представителя при посещении органа или организации; посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (без использования электронных носителей); иным способом, позволяющим передать в электронном виде заявления и иные документы.

Вместе с тем, материалами дела не подтверждается обращение истца в УПФР 3 апреля 2020 г. в установленном законом порядке с заявлением о перерасчете пенсии с приложением справки ГКП «Аркалыкская теплоэнергетичекая компания» от 12 марта 2020 г.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что на основании пунктов 7, 8 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам местного самоуправления организаций, необходимые документы должны запрашиваться органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» заявление о перерасчете размера страховой пенсии, поданное в установленном порядке, принимается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в случае представления заявителем необходимых документов, подлежащих представлению с учетом положений части 7 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.

В силу части 7 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя: представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

В силу пункта 8 части 6 статьи 7 этого же Федерального закона в редакции, действовавшей до 1 января 2021 г., если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, в том числе документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина.

Таким образом, сведения о заработке должны были представлены гражданином, обращающимся с заявлением о перерасчете размера пенсии. УПФР вместе с тем направляло 28 сентября 2018 г. и 24 апреля 2020 г. запросы в ГКП «Аркалыкская теплоэнергетическая компания» о заработной плате истца в период с 14 октября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. (л.д.153,154), получило в ответ 23 июня 2020 г. справку о заработной плате истца только за 2001 год.

Из представленных УПФР вариантов расчета пенсии по состоянию на 1 апреля 2020 г. и на 1 июля 2020 г. (после включения решением Троицкого городского суда Челябинской области от 12 мая 2020 г. в страховой стаж дополнительных периодов работы и обращения истца 25 июня 2020 г. с заявлением о перерасчете пенсии) усматривается, что с учетом справки ГКП «Аркалыкская теплоэнергетичекая компания» о размере заработка за 2001 год размер пенсии истца не увеличится (л.д.102-103,145-150,157-161). Возражения и контррасчеты размера пенсии, представленные истцом, не могут быть приняты во внимание, поскольку они основаны на неправильном толковании вышеуказанных норм пенсионного права, не предусматривающих возможность исчисления среднего заработка за 24 месяца на основании справки работодателя.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что нарушений материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, не усматривается. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Троицкого городского суда Челябинской области от 16 февраля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Черновой Елены Владимировны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: