НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 09.11.2023 № 2-2460/2023

Судья Кумина Ю.С.

дело № 2-2460/2023

74RS0017-01-2023-002107-63

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-14045/2023

09 ноября 2023 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Доевой И.Б.,

судей Стяжкиной О.В., Елгиной Е.Г.,

при помощнике судьи Машковцевой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о признании решения незаконным, возложении обязанности, взыскании денежных средств, взыскании процентов,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 15 августа 2023 года.

Заслушав доклад судьи Стяжкиной О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее – ОСФР по Челябинской области), в котором просила: признать незаконным решение УПФР в г. Златоусте по Челябинской области (межрайонное) от 08.11.2022 года о назначении пенсии в размере 17270,80 руб. по ее заявлению от 01.11.2022 года; признать незаконным решение ОСФР по Челябинской области от 16.02.2023 года № 74-09/4593л по ее жалобе от 24.01.2023 года; обязать ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу установить размер пенсии по старости, начиная с 01.11.2022 года, в сумме 23 379,77 руб. с учетом размера фиксированной выплаты 7 220,74 руб., размера страховой пенсии 16 159,03 руб.; обязать ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет выплаченных и недополученных денежных средств в виде пенсии с 01.12.2022 года, выплатить недополученную сумму за период с декабря 2022 года до вступления в законную силу решения; взыскать с ответчика проценты, начисленные на сумму долга, в размере 263,61 руб.; взыскать с ответчика расходы, понесенные на оплату госпошлины, в размере 400,00 руб., а также расходы, понесенные на отправку почтовой корреспонденции, в размере 907,04 руб. (л.д.6-13,19-22).

В обоснование иска указала, что согласно сведениям индивидуального лицевого счета (далее по тексту – ИЛС) по состоянию на 21.10.2022 года ей назначена страховая пенсия по старости, размер которой составляет 23 372,33 руб., в том числе фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты) – 7 220,74 руб. Однако размер ее страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты), выплачиваемый в период осуществления трудовой и (или) иной деятельности составляет 17 265,31 руб. 24.10.2022 года истец обратилась с заявлением к ответчику о прекращении выплаты пенсии по старости. По решению пенсионного органа выплата была прекращена с 01.11.2022г. По заявлению о назначении пенсии 08.11.2022 года принято положительное решение, с 01.11.2022 года пенсия установлена в размере 17 270,80 руб. С вынесенным решением не согласна. Полагает, что в связи с внесенными изменениями в действующее законодательство, регулирующее пенсионные правоотношения, ей должна была быть назначена пенсия по старости в размере 23 379,77 руб. с учетом размера фиксированной выплаты 7 220,74 руб. С декабря 2022 года истцом недополучена сумма в размере 6 108,97 руб. ежемесячно, всего за указанный период недополучена пенсия в размере 42 762,79 руб. Полагает, что нарушение ее пенсионных прав произошло в результате неправомерных действий ответчика, в связи с чем, с ответчика подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами на основании ч.1 ст.395 ГК РФ, в размере 263,61 руб. В рамках досудебного урегулирования ей понесены расходы в сумме 907,04 руб., в которые входят почтовые расходы по отправке жалоб, а также понесены расходы по оплате госпошлины при обращении с иском в суд.

Протокольным определением от 19.06.2023 года, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Публичное акционерное общество «<данные изъяты>» (л.д.146, оборот).

Истец ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ОСФР по Челябинской области ФИО6, действующая на основании доверенности от 09.01.2023 года № 25/58 (л.д.85), в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д.138-139).

Представитель третьего лица ПАО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (л.д.154).

Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований отказал в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение по делу, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме, либо направить дело на новое рассмотрение в Златоустовский городской суд. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что суд неправильно применил нормы права, в связи с чем пришел к выводу, что индексация пенсии не положена. С данным выводом не согласна. В силу Федерального закона «О страховых пенсиях» каждый пенсионер имеет право отказаться от пенсии, подав соответствующее заявление. После этого восстановление страховой пенсии происходит в соответствии со ст. 25 указанного закона, а не происходит индексация пенсии, что подпадает под действие ст.26.1 указанного закона. Согласно ч.6 ст.25 Федерального закона «О страховых пенсиях» при восстановлении выплаты страховой пенсии по старости после ее прекращения в связи с отказом пенсионера от ее получения учитывается сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов и коэффициентов за иные засчитываемые в страховой стаж периоды, имевшие место до назначения страховой пенсии впервые, за периоды после назначения страховой пенсии впервые, за которые выплата указанной пенсии или иной пенсии либо ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством РФ, не осуществлялась, но не ранее чем с 01 января 2015 года. Ответчик и суд подменяет понятие восстановление выплаты страховой пенсии понятием индексация пенсии работающему пенсионеру. В связи с тем, что нарушен порядок принятия решения по заявлению об отказе от пенсии, нарушен порядок назначения пенсии по новым условиям, так как перерасчет пенсии возможен после отказа от пенсии, а не выплата пенсии в прежнем размере, так как право на пенсию не оспаривается и выплата ее не подлежит сомнению, истцу не доначислена и не выплачена разница между назначенной пенсией и выплачиваемой в настоящее время.

От ответчика поступили письменные возражения на апелляционную жалобу.

Истец ФИО1, представитель ответчика ОСФР по Челябинской области, представитель третьего лица ПАО «Банк Уралсиб» о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Как установлено абз. 1 ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного решения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осуществляет трудовую деятельность с 18.09.1982 года, с 11.11.2016 года по настоящее время работает в должности старшего кассира операционного офиса «Златоустовский» ПАО «Банк Уралсиб» (л.д.102-109).

С 07.08.2019 года ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости на основании ст.8 Закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых взносах» (л.д.87, 98-100). Размер пенсии составляет 16 610,13 руб., из которых: размер страховой пенсии – 11 275,94 руб., фиксированная выплата к страховой пенсии – 5 334,19 руб.

24.10.2022 года ФИО1 обратилась в ОСФР по Челябинской области с заявлением об отказе от получения назначенной ранее пенсии (л.д.115-116).

С 01.11.2022 года выплата пенсии прекращена (л.д.114).

01.11.2022 года ФИО1 в ОСФР по Челябинской области подано заявление о назначении пенсии (л.д.131-133).

Решением ОСФР по Челябинской области № 220000243903/746691/22 ФИО1 назначена страховая пенсия по старости в размере 16 159 руб. 03 коп. Кроме того установлена фиксированная выплата к страховой пенсии в размере 7 220 руб. 74 коп. Суммарный размер страховой пенсии составляет 23 379 руб. 79 коп. (л.д.117).

Решением ОПФР по Челябинской области от 08.11.2022 года № 220000243914/746691/22/В в соответствии с ч.4 ст.26.1 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по результатам уточнения факта осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности ФИО1 с 01.11.2022 года назначена страховая пенсия по старости в размере 16 159,03 руб., а также фиксированная выплата к страховой пенсии – 7 220,74 руб. Общий размер страховой пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии – 17 270,80 руб. (л.д.118-119).

Расчет произведен по состоянию на 01.11.2022 года на основании представленных страхователем за август 2022 года сведений в соответствии с ч.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». При этом установлен факт работы ФИО1 по состоянию на отчетную дату – 01.11.2022 года (л.д.118 - оборот).

Распоряжением ОПФР по Челябинской области от 25.11.2022 года произведен перерасчет размера страховой пенсии ФИО1 по старости (л.д.135). Страховая пенсия по старости составляет ежемесячно 23 379,77 руб., в том числе, страховая пенсия – 16 159,03 руб., фиксированная выплата (с учетом повышения) – 7 220,74 руб., перерасчет произведен с 01.12.2022 года бессрочно.

Решением ОПФР по Челябинской области от 25.11.2022 года № 220000249373/В по результатам уточнения факта осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.20201 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», установлено, что ФИО1 по состоянию на сентябрь 2022 года работает, в связи с чем, в соответствии с ч.1 ст.26.1 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» принято решение осуществлять выплату страховой пенсии по старости с 01.12.2022 года в размере 11 936,61 руб., фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 5 334,19 руб. Общий размер страховой пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии – 17 270,80 руб. (л.д.136-137).

Не согласившись с данным решением ФИО1 подана жалоба.

16.02.2023 года ОСФР по Челябинской области по результатам рассмотрения обращения ФИО1 подготовлен ответ (л.д.47-49), из которого следует, что по заявлению от 01.11.2022 года было вынесено решение о назначении пенсии в соответствии со ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.12.2022 года. Размер пенсии составил 23 379,77 руб. (размер фиксированной выплаты – 7 220,74 руб., размер страховой пенсии – 16 159,03 руб.). При восстановлении выплаты страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, или при назначении указанной пенсии вновь, учитывается сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов и коэффициентов за иные засчитываемые в страховой стаж периоды, имевшие место до назначения страховой пенсии впервые, за периоды после назначения страховой пенсии впервые, за которые выплата указанной пенсии или иной пенсии либо ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации (за исключением граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации), не осуществлялась, но не ранее чем с 01.01.2015. Таким образом, при назначении пенсии вновь правовых оснований для учета индивидуальных пенсионных коэффициентов за периоды, имевшие место после назначения страховой пенсии впервые до даты ее восстановления (назначения вновь), в течение которых застрахованному лицу выплачивалась какая-либо пенсия (но не ранее чем с 01.01.2015), не имеется. Согласно ст.26.1 Закона № 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплачиваются без учета индексации. При этом в случае отказа от получения страховой пенсии по старости, при назначении вновь ее размер исчисляется из актуальной стоимости одного пенсионного коэффициента. Вид страховой пенсии по старости остался прежним, а ст.26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусматривает выплату того же вида страховой пенсии исходя из актуальной стоимости одного пенсионного коэффициента только в случае прекращения работы. С учетом изложенного, при продолжении трудовой деятельности выплата указанной пенсии осуществляется исходя из применявшейся до отказа от пенсии стоимости одного пенсионного коэффициент, т.е. 87,24 руб. Таким образом, размер пенсии к выплате составляет 17 270,80 руб. Основания для выплаты пенсии в сумме 23 379,77 руб. и осуществления доплаты отсутствуют.

Обращаясь в суд с иском, истец указывает, что при назначении пенсии вновь ответчик должен был произвести индексацию страховой пенсии и определить размер к пенсии в сумме 23 279 руб. 77 коп.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исследовав материалы дела и все представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что истец работала как на момент подачи заявления об отказе от получения назначенной пенсии (24.10.2022 года), так и не прекратила работать на момент повторного обращения за пенсией (01.11.2022 года), поэтому ответчиком обоснованно при выплате пенсии с 01.12.2022 года применены положения статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 год № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и коэффициенты, установленные на 2019 год в размере 87,24 руб., в связи с чем решение ответчика от 08.11.2022 года о выплате ФИО1 пенсии по старости в размере 17 270,80 руб. является законным и отмене не подлежит.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, характер спорного правоотношения, к которому применил нормы материального права, его регулирующие.

Согласно части 6 статьи 75 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.

Особенности выплаты страховой пенсии в период осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности установлены ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 год № 400-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 год № 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу или иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющим место в период осуществления работы и иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3).

Как следует из приведенных положений, право на получение пенсии в увеличенном размере исходя из актуальной стоимости пенсионного коэффициента и с учетом актуального размера фиксированной выплаты, у работающего пенсионера возникнет только в случае увольнения.

Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как следует из трудовой книжки, Выписки из индивидуального лицевого счета в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета имеются данные о факте работы ФИО1 с ноября 2016 года по настоящее время, сведения поступают от ПАО «<данные изъяты>», на основании этого выплата страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии осуществляется без учета индексации (корректировки).

Поскольку ФИО1 не прекратила работать на момент повторного обращения, то суд обоснованно пришел к выводу о том, что у истца не возникло право на получение пенсии в увеличенном размере, несмотря на отказ от ее получения.

В ходе судебного разбирательства истец не оспаривала, что является работающим пенсионером, трудовую деятельность не прекращала. Оснований для выплаты ей пенсии с учетом индексации не имеется. Статья 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 год № 400-ФЗ предусматривает выплату того же вида страховой пенсии исходя из актуальной стоимости одного пенсионного коэффициента только в случае прекращения работы и (или) иной деятельности. Право на выплату пенсии, исходя из актуальной стоимости пенсионного коэффициента и с учетом актуального размера фиксированной выплаты, у истца возникнет только в случае увольнения. Согласно ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 год № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и иной деятельности производится территориальным органом Пенсионного фонда РФ ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Частью 4 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ установлено, что обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документам (части 1 и 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).

В соответствии п. 5 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера.

При этом положения данной статьи не связывают такой отказ пенсионера от получения пенсии с какими-либо причинами. Такой отказ является его личным волеизъявлением и не влияет на его правовое положение как пенсионера, поскольку у него есть право на возобновление выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 3 той же статьи. Повторное обращение за назначением пенсии с предоставлением всего пакета необходимых документов, подтверждающих право на ее получение, при этом не требуется. Статус пенсионера ввиду отказа от получения пенсии не утрачивается.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ восстановление выплаты страховой пенсии производится при подаче пенсионером заявления о восстановлении выплаты страховой пенсии после отказа от ее получения на основании пункта 5 части 1 настоящей статьи - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера.

В соответствии с ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ при восстановлении выплаты страховой пенсии право на страховую пенсию не пересматривается. При этом размер указанной пенсии определяется заново в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. В случае, если при восстановлении выплаты страховой пенсии ее размер не достигает размера страховой пенсии, установленного на день прекращения выплаты указанной страховой пенсии, пенсионеру восстанавливается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере.

По желанию пенсионера страховая пенсия может быть назначена вновь (ч. 5 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).

Частью 6 статьи 25 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ установлено, что при восстановлении выплаты страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, или при назначении указанной пенсии вновь учитывается сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов и коэффициентов за иные засчитываемые в страховой стаж периоды, имевшие место до назначения страховой пенсии впервые, за периоды после назначения страховой пенсии впервые, за которые выплата указанной пенсии или иной пенсии либо ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации (за исключением граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации), не осуществлялась, но не ранее чем с 1 января 2015 года.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что восстановление права на получение пенсии определяется заново, в порядке, который предусмотрен для назначения данного вида пенсии (в данном случае по старости), то есть, начиная с первого обращения за ее получением, с учетом новых периодов, прошедших с момента прекращения ранее назначенной пенсии.

При этом, сумма ИПК за периоды, имевшие место после назначения страховой пенсии впервые, учитывается только в том случае, если в это время пенсионер не получал выплату пенсии по старости.

Поскольку вид страховой пенсии остается прежним (независимо от изменения ее основания), то в соответствии с положениями ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 год № 400-ФЗ выплата страховой пенсии для граждан, продолжающих трудовую деятельность, осуществляется исходя из применявшихся до отказа от пенсии стоимости одного пенсионного коэффициента (без учета индексации).

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает нарушений требований действующего законодательства в действиях ответчика, ввиду чего, оснований для признания решения ОСФР по Челябинской области от 08.11.2022 года, решения от 16.02.2023 года по жалобе ФИО1 от 24.01.2023 года незаконными и обязании назначить пенсию с 01.11.2022 года в размере 23 379,77 руб., произвести перерасчет в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу выплаченных и недополученных сумм с декабря 2022 года до вступления в законную силу решения суда, у суда не имелось.

Доводы апелляционной жалобы о том, что после подачи заявления о прекращении выплаты пенсии и подачи нового заявления о назначении пенсии, размер пенсии должен составлять 23 372,33 руб. по сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица, ответчик и суд необоснованно при принятии решения применили положения ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 год № 400-ФЗ, основаны на неверном толковании норм права

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2021 г. № 1139-О, в действующей правовой системе Российской Федерации граждане, продолжающие после назначения страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к ней осуществлять трудовую деятельность и, следовательно, не утрачивающие заработок, сохраняют статус застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования и продолжают формировать свои пенсионные права. Сохранение за ними права на получение пенсии в период дальнейшего осуществления трудовой деятельности представляет собой средство реализации социальной политики, определяемой с учетом задач государства и социально-экономических условий на конкретном историческом этапе. Использование такого средства направлено на поддержание социально приемлемого уровня жизни лиц пожилого возраста, удовлетворение жизненных потребностей пенсионеров с учетом реального уровня зарплат и пенсий и стандарта потребления, гарантирование максимально безболезненного перехода к обеспечению необходимого объема потребления пенсионера на основе исключительно социальных выплат, в том числе пенсии как основного финансового источника (средства) их существования.

Прекращение или продолжение лицом после достижения пенсионного возраста и приобретения права на страховую пенсию по старости и фиксированную выплату к ней работы и (или) иной деятельности, в период которой такое лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию, может выступать в качестве критерия дифференциации при определении порядка предоставления данных видов обязательного страхового обеспечения.

Для пенсионеров по старости, продолжающих после назначения пенсии осуществлять трудовую деятельность, в соответствии с ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона 28.12.2013 год № 400-ФЗ еще до внесения в ст. 75 Конституции Российской Федерации части 6 был предусмотрен такой порядок выплаты сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней (в том числе полученных в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 данного Федерального закона), при котором указанные суммы выплачивались без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Однако после прекращения пенсионером трудовой деятельности пенсия выплачивается с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ, ч. 3 ст. 26.1 Федерального закона 28.12.2013 год № 400-ФЗ).

Вводя такое правовое регулирование, законодатель, очевидно, принимал во внимание, что такая категория граждан, как работающие пенсионеры, - в отличие от получателей пенсий, прекративших работу, - продолжая осуществлять работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, после достижения пенсионного возраста, продолжают формировать свои пенсионные права. В частности, для них предусмотрен ежегодный перерасчет размера страховой пенсии в связи с увеличением по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости при ее назначении (п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона 28.12.2013 год № 400-ФЗ).

Кроме того, следует учитывать, что уровень жизни работающих пенсионеров в основном определяется их заработной платой, которая в соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации подлежит индексации. Суммы же страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к ней, как правило, ниже оплаты труда. Соответственно, выплата названных сумм в период осуществления трудовой деятельности без учета проводимой индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии не может оказать существенного влияния на удовлетворение основных жизненных потребностей пенсионеров и повлечь снижение уровня их жизни. К тому же само предоставление работающим пенсионерам права одновременно с заработной платой получать назначенное пенсионное обеспечение в рамках реализации социальной политики государства направлено на повышение их материального обеспечения и увеличение денежных доходов. При этом согласно действующему правовому регулированию у каждого пенсионера есть право выбора - прекратить трудовую деятельность и получать страховую пенсию по старости и фиксированную выплату к ней с учетом соответствующих корректировки и увеличения либо продолжать ее, получая одновременно заработную плату и пенсию с фиксированной выплатой к ней, но с применением особых правил, касающихся выплаты той части пенсии, на которую увеличен размер фиксированной выплаты к страховой пенсии и скорректирован размер страховой пенсии.

Таким образом, приведенное правовое регулирование, предполагающее основанную на объективных критериях дифференциацию порядка выплаты обязательного страхового обеспечения, было осуществлено в пределах имевшейся у законодателя на соответствующий период дискреции с учетом, в частности, динамики развития пенсионного законодательства. Нет оснований считать, что такое регулирование само по себе нарушает право на социальное обеспечение по возрасту, а также затрагивает конституционно обусловленные основы механизма его реализации, по крайней мере в том виде, как они были установлены до вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (п. 3.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2021 г. № 1139-О).

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что ФИО1 после достижения пенсионного возраста и приобретения права на страховую пенсию по старости и фиксированную выплату к ней не прекратила работу, как на момент прекращения выплаты пенсии, так и на момент возобновления ее выплаты являлась лицом, подлежащим обязательному пенсионному страхованию, суд первой инстанций пришел к правомерному выводу об обоснованности применения пенсионным органом положений ст. 26.1 Федерального закона 28.12.2013 год № 400-ФЗ.

Изложенные ФИО1 доводы, являются процессуальной позицией истца, основаны на ее субъективной оценке фактических обстоятельств дела и ошибочном толковании норм материального права, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в судебном постановлении, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергали выводы суда, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых им доказательств.

Несогласие истца с решением суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 15 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.11.2023 г.