НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 09.11.2021 № 2А-2900/2021

Дело № 11a-12709/2021 Судья: Максимова Н.А.

Дело № 2а-2900/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 ноября 2021 года г. Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего: Смолина А.А.,

судей: Жукова А.А., Абдрахмановой Э.Г.,

при секретаре Ахмировой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 29 июля 2021 года по административному исковому заявлению Инспекции федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Челябинска к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,

заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, судебная коллегия

Установила:

ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска обратилась в суд с административным иском к ФИО1, с учетом уточнений, о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 201 рубль, пени по налогу за период со 02 декабря 2017 года по 18 февраля 2018 года в размере 04,14 рубля; по транспортному налогу за 2016 год в размере 747 рублей, пени по налогу за период со 02 декабря 2017 года по 18 февраля 2018 года в размере 15,41 рублей; пени по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года за период с 10 августа 2017 года по 20 декабря 2018 года в размере 364,81 рубля; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженности по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) за 2017 год в размере 23 274,19 рубля, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 16 января 2018 года по 20 декабря 2018 года в размере 1 944,55 рубля; страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года за 2017 год в размере 4 565,32 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 16 января 2018 года по 20 декабря 2018 года в размере 381,43 рубль; пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за период с 13 февраля 2018 года по 20 декабря 2018 года в размере 1 746,44 рублей, всего в размере 33 244,29 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 с 06 октября 2015 года по 29 декабря 2017 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, следовательно, являлась плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование, единого налога на вмененный доход, кроме того административный ответчик являлась собственником транспортного средства и недвижимого имущества, в связи с чем должна была уплачивать налог на транспортное средство и налог на имущество физических лиц. В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов, налогов в установленные сроки, ответчику начислены пени. Требования об уплате страховых взносов, налогов и пени, налогоплательщиком в установленные сроки добровольно не исполнены.

Представитель административного истца ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска, административный ответчик ФИО1, представитель заинтересованного лица УПФР в Калининском районе г. Челябинска в судебное заседание не явились, при надлежащем извещении о дате и времени рассмотрения дела.

Судом постановлено решение о частичном удовлетворении заявленных требований. С ФИО1 в пользу ИФНС России по Калининскому району г.Челябинска взыскана недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 201 рубль, пени по налогу за период со 02 декабря 2017 года по 18 февраля 2018 года в размере 04,14 рубля; недоимку по транспортному налогу за 2016 год в размере 747 рублей, пени по налогу за период со 02 декабря 2017 года по 18 февраля 2018 года в размере 15,41 рублей; пени по ЕНВД за период с 13 февраля 2018 года по 20 декабря 2018 года в размере 1 746,44 рублей. Также с ФИО1 в местный бюджет взыскана госпошлина в размере 400 рубле. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с постановленным по делу решением, ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска обратилась в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит постановленное по делу решение отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы ссылается на требование № 23685 по состоянию на 29.10.2018 года, которым налогоплательщику предоставлялся добровольный срок уплаты страховых взносов по ОПС и ОМС за 2017 года до 19.11.2018 года, тем самым, полагает, что налоговым органом соблюден шестимесячный срок обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, которое было представлено мировому судье 18.03.2019 года.

Представитель административного истца ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска ФИО2 в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы жалобы полностью поддержала.

Административный ответчик ФИО1, представитель заинтересованного лица УПФР в Калининском районе г. Челябинска в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, при надлежащем извещении о дате, месте и времени рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 статьи 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации. Указанная обязанность также предусмотрена статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Как установлено судом, подтверждается материалами административного дела, ФИО1 (ФИО9) Н.Я. с 24.03.2010 года является собственником жилого помещения – квартиры, КН , расположенной по адресу: <адрес>, доля в праве 1/3 (л.д. 169-172).

Кроме того, в период с 29.09.2010 года по 21.07.2017 года ФИО1 (ФИО9) Н.Я. на праве собственности принадлежал автомобиль: Форд Фиеста, г/н .

В период с 06.10.2015 года по 29.12.2017 года ФИО1 являлась индивидуальным предпринимателем (л.д. 6-8), соответственно, являлась налогоплательщиком страховых взносом на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за период 2015,2016 и 2017 годы и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за период 2016-2017 годы.

Налоговое уведомление № 21287562 от 16.07.2017 года об уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2016 год (л.д. 22), было направлено налогоплательщику ФИО1 по месту ее жительства 05.08.2017 года, что подтверждается списком заказных почтовых регистрируемых отправлений Филиала ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Республике Башкортостан с оттиском штемпеля почтового отделения «Уфа 450000» (л.д. 23).

Как следует из представленных доказательств, 03.10.2016 года, 14.01.2017 года, 03.04.2017 года, 11.07.2017 года, 10.10.2017 года, 10.01.2018 года ФИО1 в налоговый орган были представлены налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2016, 2017 годы (л.д. 115-140), на основании которых ФИО1 за указанные периоды, то есть за 2016-2017 годы был начислен ЕНВД в общем размере 22 937 рублей (л.д. 16-21). 25.09.2017 года, 04.12.2017 года, 20.01.2017 года, 22.05.2017 года, 24.01.2018 года, 25.09.2017 года, 22.09.2016 года налоговым органом вынесены решения о взыскании с ФИО1 задолженности по ЕНДВ за 2016, 2017 годы и пени, начисленные по данному налогу (л.д. 9-15).

В связи с неисполнением налогового уведомления № 21304517 от 23.08.2017 года и неоплатой налоговых обязательств за 2014, 2016 годы, налоговым органом 22 февраля 2018 в адрес ФИО7 направлено требование № 6984 по состоянию на 19 февраля 2018 года об уплате недоимок: по транспортному налогу (по сроку уплаты 01.12.2017 года) в размере 1000 рублей и пени по налогу в размере 20,62 рублей; по налогу на имущество физических лиц (по сроку уплаты 01.12.2017 года) в размере 1067 рубль и пени по налогу в размере 22 рубля, со сроком исполнения до 30.03.2018 года.

05 ноября 2017 года в адрес ФИО1 направлено требование № 20086 по состоянию на 30.10.2017 года об уплате пени по ЕНВД за 2016, 2017 годы в размере 121,93 рубль, со сроком уплаты до 28.11.2017 года (л.д. 24-25). Направление требования подтверждается списком внутренних почтовых отправлений ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска с оттиском штемпеля почтового отделения «Челябинск 454000» (л.д. 26-27).

26 февраля 2018 года, в связи с неисполнением налогового уведомления № 21304517 от 23.08.2017 года и неоплатой транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2016 года, в адрес ФИО1 направлено требование № 13231 по состоянию на 19 февраля 2018 года об уплате недоимок: по транспортному налогу (по сроку уплаты 01.12.2017 года) в размере 747 рублей и пени по налогу в размере 15,41 рублей; по налогу на имущество физических лиц (по сроку уплаты 01.12.2017 года) в размере 201 рубль и пени по налогу в размере 4,14 рублей, со сроком исполнения до 30 марта 2018 года (л.д. 29-30). Направление требования подтверждается списком заказных почтовых регистрируемых отправлений Филиала ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Республике Башкортостан с оттиском штемпеля почтового отделения «Уфа 450000» (л.д. 31).

В связи с неисполнением обязательства по уплате страховых взносов на ОМС и ОПС за 2017 год, 19 июля 2018 года ФИО1 направлено требование № 15803 по состоянию на 16 июля 2018 года об уплате страховых взносов на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года): страхового взноса по сроку уплаты 09.01.2018 года в размере 23274,19 рублей, пени в размере 89,99 рублей; страховых взносов на ОМС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года: страхового взноса по сроку уплаты 09.01.2018 года в размере 4565,32 рублей, пени в размере 17,65 рублей (л.д. 34-35). Срок исполнения требования установлен до 03 августа 2018 года. Направление требования подтверждается списком внутренних почтовых заказных отправлений ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска с оттиском штемпеля почтового отделения «Челябинск 454000» (л.д. 36-38).

27 августа 2018 года в адрес ФИО1 направлено требование № 29497 по состоянию на 24 августа 2018 года об уплате пени по ЕНВД за 2016, 2017 годы в размере 951,49 рубль, пени по страховым взносам: на ОПС за 2017 год в размере 1207,73 рублей, на ОМС за 2017 год в размере 236,91 рублей, на ОМС за 4 квартал 2016 года в размере 281,26 рублей, со сроком уплаты до 13.09.2018 года (л.д. 40-41). Направление требования подтверждается списком внутренних почтовых отправлений ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска с оттиском штемпеля почтового отделения «Челябинск 454000» (л.д. 42-44).

24 октября 2018 года в адрес ФИО1 направлено требование № 39109 по состоянию на 11 октября 2018 года об уплате пени по ЕНВД за 2016, 2017 годы в размере 270,86 рубль, пени по страховым взносам: на ОПС за 4 квартал 2016 года в размере 1605,36 рублей, на ОПС за 2017 год в размере 274,82 рублей, на ОМС за 4 квартал 2016 года в размере 33,62 рублей, на ОМС за 2017 год в размере 53,90 рублей, со сроком уплаты до 31 октября 2018 года (л.д. 46-47). Направление требования подтверждается списком внутренних почтовых отправлений ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска с оттиском штемпеля почтового отделения «Челябинск 454000» (л.д. 48-50).

01 ноября 2018 года ФИО1 вновь направлено требование № 23685 по состоянию на 29 октября 2018 года об уплате страховых взносов на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года): страхового взноса по сроку уплаты 15.01.2018 года в размере 23274,19 рублей, пени в размере 68,67 рублей; страховых взносов на ОМС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года: страхового взноса по сроку уплаты 15.01.2018 года в размере 4565,32 рублей, пени в размере 13,47 рублей (л.д. 52-53). Срок исполнения требования установлен до 19.11.2018 года. Направление требования подтверждается списком внутренних почтовых отправлений ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска с оттиском штемпеля почтового отделения «Челябинск 454000» (л.д. 54).

30 ноября 2018 года в адрес ФИО1 направлено требование № 49910 по состоянию на 23 ноября 2018 года об уплате пени по страховым взносам: на ОПС за 4 квартал 2016 года в размере 156,06 рублей, на ОПС за 2017 год в размере 145,46 рублей, на ОМС за 4 квартал 2016 года в размере 30,61 рублей, на ОМС за 2017 год в размере 28,53 рублей, со сроком уплаты до 13.12.2018 года (л.д. 56-57). Направление требования подтверждается списком внутренних почтовых отправлений ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска с оттиском штемпеля почтового отделения «Челябинск 454000» (л.д. 58-60).

27 декабря 2018 года в адрес ФИО1 направлено требование № 55460 по состоянию на 20.12.2018 года об уплате пени по ЕНВД за 2016, 2017 годы в размере 402,16 рублей, пени по страховым взносам: на ОПС за 4 квартал 2016 года в размере 98,48 рублей, на ОПС за 2017 год в размере 157,88 рублей, на ОМС за 4 квартал 2016 года в размере 19,32 рублей, на ОМС за 2017 год в размере 30,97 рублей, со сроком уплаты до 17 января 2019 года (л.д. 62-63). Направление требования подтверждается списком внутренних почтовых отправлений ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска с оттиском штемпеля почтового отделения «Челябинск 454000» (л.д. 64).

Согласно выписке из карточки расчета с бюджетом налогоплательщика ФИО1 по ЕНВД (л.д. 146-148), задолженность ФИО1 по ЕНДВ за 2016 и 2017 год налогоплательщиком оплачивалась несвоевременно, задолженность по ЕНВД за 2017 год взыскана судебным приказом от 16 ноября 2018 года в размере 9830 рублей и пени в размере 652,01 рубль (л.д. 159).

В добровольном порядке административный ответчик не исполнила обязанность по уплате страховых взносов, налогов и пени в полном размере, в связи с чем, 13 марта 2019 года ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска обратилась к мировому судье судебного участка № 1 Калининского района г. Челябинска о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, налогам и пени в общей сумме 35 104,19 рублей (л.д. 83-86).

Судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2016 год и пени по налогам, страховых взносов на ОМС, ОПС и пени по страховым взносам, пени по ЕНВД, в общей сумме 35 104,19 рублей, а также госпошлины в доход государства в размере 626,56 рублей, вынесен 18 марта 2019 года (л.д. 87), и отменен определением того же мирового судьи 26 октября 2020 (л.д. 67), в связи с поступившими возражениями ответчика.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, проверив расчеты задолженности по налогам, страховым взносам и пени, признав их верными, установил, что обязанность ФИО1 по уплате задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2016 год, пени по данным налогам, а также страховые взносы за 2017 год и пени по ЕНВД за 2016, 2017 годы надлежащим образом не исполнена, и обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований в части взыскания с ответчика только задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2016 год, пени по данным налогам и пени по ЕНВД за 2016, 2017 годы. При этом, судом первой инстанции обоснованно указано об истечении срока обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по страховым взносам за 2017 и пени, а также о признании безнадежной к взысканию задолженности по пени по страховым взносам до 01.01.2017 года. Также с ФИО1 обосновано взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 КАС РФ.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

Материалы дела не содержат сведений об уплате административным ответчиком взыскиваемой с него задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2016 год и начисленным по данным налогам пени, а также начисленных пени по ЕНВД за 2016, 2017 годы, а представленные налоговым органом расчет задолженности по налогам, отраженный в налоговом уведомлении (л.д. 22) и уточненном иске (л.д. 162-165), и расчет взыскиваемых пени (л.д. 28, 32, 45, 51, 65, 166), исчисления по которым произведены арифметически верно, судом первой инстанции приняты обоснованно, и судебной коллегией под сомнение не ставятся.

Судебная коллегия приходит к выводу о правильности выводов суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных налоговым органом требований в части взыскания с ответчика задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2016 год и начисленным по данным налогам пени, а также начисленных пени по ЕНВД за 2016, 2017 годы в заявленных размерах.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что налоговым органом пропущен срок обращения в суд с требованиями о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год и пени по этим страховым взносам, а также о невозможности взыскания с ответчика пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 года ввиду безнадежности к взысканию.

На основании пункта 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ; объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 НК РФ.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Учитывая, что ФИО1 утратила статус индивидуального предпринимателя 29 декабря 2017 года, то она обязана была оплатить страховые взносы в срок до 13 января 2021 года.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о пропуске административным истцом срока обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2017 год и пени по этим страховым взносам. Более того судебная коллегия приходит к выводу о нарушении налоговым органом срока выставления ФИО1 требования о взыскании вышеназванных страховых взносов.

Соблюдение установленных пунктом 2 статьи 48 НК РФ сроков для обращения налоговых органов в суд с исками о взыскании налога (сбора, пени) подлежит обязательной проверке судом.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в постановлениях от 27 апреля 2001 года № 7-П, от 10 апреля 2003 года № 5-П, от 14 июля 2005 года № 9-П, определениях от 21 апреля 2005 года № 191-О, от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, в НК РФ установлены временные пределы осуществления мер государственного принуждения, связанные с взысканием налога и направленные на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования.

В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Из правовой позиции, высказанной в Определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П Конституционным Судом Российской Федерации следует, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Согласно части 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 года № 243-ФЗ, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений).

Согласно части 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 года № 243-ФЗ, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений).

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ).

Исходя из общих положений налогового законодательства шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, является пресекательным, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, либо с момента вынесения определения об отмене судебного приказа.

Обращаясь в суд с заявленными требованиями о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и страховым взносам, в том числе с заявлением о вынесении судебного приказа, налоговый орган исходил из того, что общая сумма налогов и пени, заявленных к взысканию с ФИО1 превысила 3 000 рублей после выставления в ее адрес требования № 39109 по состоянию на 11.10.2018 года, следовательно, налоговый орган исходил из того, что заявление о взыскании с ФИО1 задолженности по заявленным налогам и страховым взносам, может быть подано в течение шести месяцев со дня истечения исполнения этого требования (срок исполнения до 31.10.2018 года), то есть до 31.04.2019 года.

Срок исполнения требования № 39109 по состоянию на 11 октября 2018 года был установлен до 31.10.2018 года, тем самым налоговый орган посчитал, что срок обращения в суд с требованиями о взыскании с ФИО1 налоговой задолженности установлен до 31.04.2019 года (31.10.2018 года + 6 мес.), в связи с чем, обратился к мировому судье с заявлением о вынесении в отношении ФИО1 судебного приказа в пределах указанного срока, а именно 13 марта 2019 года.

Однако, как следует из представленных материалов дела, общая сумма налогов и пени, заявленных к взысканию с ФИО1 превысила 3 000 рублей после выставления в ее адрес требования № 15803 по состоянию на 16.07.2018 год об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год, срок исполнения которого был установлен до 03.08.2018 года (л.д. 34-35), следовательно, срок обращения в суд с требованиями о взыскании с ФИО1 налоговой задолженности должен был быть установлен до 03 февраля 2019 года (03.08.2018 года + 6 мес.).

Вместе с тем, проверяя обоснованность выставления налоговым органом в адрес ФИО1 требований об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год № 15803 по состоянию на 16.07.2018 год и № 23685 по состоянию на 29.10.2018 год, судебная коллегия исходит из следующего.

Как указывалось ранее, ФИО1 утратила статус индивидуального предпринимателя 29.12.2017 года и обязана была оплатить страховые взносы в срок до 13.01.2018 года.

Согласно ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога.

В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В пункте 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового Кодекса РФ» разъяснено, что под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога.

В случае пропуска налоговым органом срока направления налогового уведомления и требования об уплате налога, исчисление установленного Налоговым кодексом РФ срока принудительного взыскания налога с физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, следует производить исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 52, 70 и 48 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, приведенными выше положениями возможность обращения налогового органа за взысканием налога и пеней ограничена конкретными императивными сроками, не соблюдение которых не должно негативно сказываться на правах налогоплательщика, поскольку он не может быть поставлен в ситуацию недопустимой неопределенности, возможностью предъявления в любой момент требования о взыскании с него налога и пени.

По настоящему делу установлено, что налоговым органом установлен срок уплаты ответчиком начисленных за 2017 год страховых взносов – первоначально не позднее 09 января 2018 года, а затем – не позднее 15 января 2018 года. Вместе с тем, указанная недоимка ответчиком по наступлении указанных дат не уплачена.

Следовательно, требование об уплате задолженности по страховым взносам за 2017 год и пени, начисленных на указанную недоимку, должно было быть выставлено и направлено ФИО1. не позднее чем через 3 месяца со дня выявления недоимки по данному налогу, то есть в период с 16 января 2018 года по 16 апреля 2018 года.

Между тем в нарушение предписаний закона требование № 15803 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год и начисленных пеней, было сформировано налоговым органом только 16 июля 2018 года и направлено административному ответчику 19 июля 2018 года, то есть по истечении 6 месяцев с момента образования у ответчика задолженности по указанным страховым взносам, что свидетельствует о существенном пропуске срока и нарушении процедуры предъявления требования. Более того, по истечении более трех месяцев после выставления первоначального требования № 15803, а именно, 29 октября 2018 года налоговым органом было повторно сформировано требование № 23685 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год и начисленных пеней.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 22 апреля 2014 года № 822-О, в п. 1 ст. 70 НК РФ федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, установил сроки направления требования налогоплательщику. Иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует. При этом нарушение сроков, установленных ст. 70 НК РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями данного Кодекса.

Также в определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О Конституционный Суд РФ указал, что законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.

Из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ следует, что в любом случае пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налоговых платежей (п. 6 Информационного письма от 17 марта 2003 года № 71). Таким образом, не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ.

В пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года, внимание судов обращено на то, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно – в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 47 НК РФ) с учетом разъяснений, данных в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

По смыслу приведенных выше положений установленный п. 1 ст. 70 НК РФ срок не является пресекательным, но его нарушение не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога в принудительном порядке.

Таким образом, при исчислении срока направления требования № 15803 об уплате страховых взносов за 2017 год и пени по данному налогу следует исходить из даты – 16 апреля 2018 года – крайняя дата, когда указанное требование подлежало направлению в соответствии с установленным законом порядком.

В силу абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

ФНС России в письме от 21 октября 2015 года № ГД-4-8/18401@) рекомендовала нижестоящим налоговым органам предоставлять налогоплательщикам от 30 до 45 календарных дней для добровольной уплаты задолженности.

В связи с этим, учитывая предоставление максимально возможного срока для добровольной уплаты задолженности – 45 дней, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании страховых взносов за 2017 год и пени, должен исчисляться с даты – 31 мая 2018 года, то есть по истечении 45 дней со дня окончания установленного п. 1 ст. 70 НК РФ срока для направления требования.

С учетом изложенного, установленный абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение в суд за принудительным взысканием с ФИО1 задолженности по страховым взносам за 2017 год и пени истек 01 декабря 2018 года (31.05.2018 года+6 мес.).

Из представленных материалов административного дела следует, что с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1, в том числе, о взыскании задолженности по страховым взносам за 2017 год и пени, начисленным по этим стразовым взносам, налоговый орган обратился к мировому судье 13 марта 2019 года.

Таким образом, в отношении страховых взносов за 2017 год и всем начисленным на данные стразовые взносы пени, в том числе в последующем (после 01.12.2018 года), шестимесячный срок обращения в суд с заявлением об их взыскании, предусмотренный абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, налоговым органом пропущен.

Поскольку принудительное взыскание задолженности по налогам и пени за пределами срока, установленного НК РФ, осуществляться не может, о восстановлении данного срока налоговый орган не просил, уважительных причин пропуска срока не представил, оснований для удовлетворения требований налогового органа о взыскании страховых взносов за 2017 год и пени, начисленным на указанную недоимку, по всем выставленным ответчику требованиям, у суда первой инстанции не имелось.

Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что задолженность ответчика по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период до 01.01.2017 года в размере 364,81, подлежат признанию налоговым органом безденежными к взысканию и подлежат списанию, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Более того, в нарушение статьи 75 НК РФ, налоговым органом в обоснование взыскания указанной задолженности по пени, не представлено доказательств уплаты пениобразующей недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период до 01.01.2017 года, на которому начислены взыскиваемые пени, либо ее принудительное взыскание в судебном порядке.

Таким образом, выводы суда о частичном удовлетворении заявленных требований в части взыскания в ФИО1 в пользу ИФНС России по Калининскому району г.Челябинска недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 201 рубль, пени по налогу за период со 02 декабря 2017 года по 18 февраля 2018 года в размере 04,14 рубля, недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере 747 рублей, пени по налогу за период со 02 декабря 2017 года по 18 февраля 2018 года в размере 15,41 рублей, пени по ЕНВД для отдельных видов деятельности за период с 13 февраля 2018 года по 20 декабря 2018 года в размере 1 746,44 рублей, и об отказе в удовлетворении заявленных требований в остальной части, является обоснованным, соответствующим имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права.

Доводы апелляционной жалобы о пропуске истцом срока для обращения в суд с требованиями о взыскании недоимки и пени сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства.

Аргументы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со статьей 310 КАС РФ.

При изложенных обстоятельствах суд находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно примененным судом законом и с учетом представленных сторонами доказательств. В апелляционной жалобе обоснованность выводов суда первой инстанции не опровергнута.

Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.

Иных правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.

Руководствуясь статьями 306-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:

Решение Калининского районного суда г. Челябинска от 29 июля 2021 года да оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Челябинска – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи