НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 08.08.2022 № 2-47/2022

Судья Федькаева М.А.

Дело № 2-47/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-8602/2022

08 августа 2022 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Скрябиной С.В.,

судей Манкевич Н.И., Мокроусовой Л.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощниками судьи Созыкиной С.А., Бурлаковой Ю.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Штакина С. Г., Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области на решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 22 марта 2022 года по иску Штакина С. Г. к Государственному Учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,

Заслушав доклад судьи Манкевич Н.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционных жалоб, объяснения истца Штакина С.Г., представителя истца (по устному ходатайству) Юриной Е.В., представителя ответчика, действующей на основании доверенности Кривенко Ю.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Штакин С.Г. обратился в суд с иском (с учетом уточненного искового заявления) к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее – ОПФР) о признании незаконным решения ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части не включения периодов работы, возложении обязанности включить в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Латвийском Морском Пароходстве и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием специального стажа.

Истец Штакин С.Г. в судебном заседании в суде первой инстанции поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области Сенина Т.В., действующая на основании доверенности, в суде первой инстанции возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (т. 1 л.д. 67-68).

Суд постановил решение, которым исковые требования Штакина С.Г. удовлетворил в части, решение ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Штакину С.Г. досрочной страховой пенсии по старости в части не включения периодов работы признал незаконным. На ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области возложил обязанность включить в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Латвийском Морском Пароходстве. В остальной части исковые требования Штакина С.Г. оставлены без удовлетворения (т. 1 л.д. 237-245).

В апелляционной жалобе истец Штакин С.Г. просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. Судом первой инстанции в специальный стаж не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в плавсоставе на территории Латвии, поскольку в указанные периоды не уплачены страховые взносы в Российскую Федерацию, однако в Договоре между Российской Федерацией и Латвийской Республикой в области социального обеспечения отсутствуют положения о необходимости уплаты страховых взносов в РФ. Истец не имел возможности реализовать право добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию, предусмотренному ст. 29 Федерального закона № 167-ФЗ, не действующей в спорный период (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Пенсионный фонд должен был истребовать сведения о подтверждении периодов трудового (страхового) стажа в Агентстве Государственного Социального страхования Латвийской Республики (т. 2 л.д. 5-6).

Из апелляционной жалобы ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области следует, что ответчик просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование жалобы ссылаются на положения п. 9 ч. 1 ст. Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». Суд, обязывая ответчика включить в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Латвийском морском пароходстве, не учел, что основными условиями для предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение является: работа в плавсоставе судна (плавсостав тех судов, которые выполняют работы согласно их предназначению, за пределами акватории порта); отнесение судна к соответствующему флоту (морскому, речному, флоту рыбной промышленности) (определяются по документам, содержащим сведения о подчиненности); назначение судна. Между тем, подтверждения, что суда, на которых работал заявитель, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения не имеется. Ссылка суда на Уставы Латвийского морского пароходства компании «Лапа ЛТД» несостоятельна, так как данные Уставы действовали не в спорный период работы истца (т. 2 л.д. 11-12).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим частичной отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П, а также в ряде его определений, ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).

В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665).

Согласно подп. «ж» п. 1 названного Постановления, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, - Список работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1992 года № 467 «Об утверждении Списка работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности»; Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Из Приказа Министерства Морского Флота СССР 09.01.1976 № 6 «Об утверждении Устава службы на судах Министерства Морского Флота Союза ССР» усматривается, что должности капитана, помощника капитана, матроса относятся к плавсоставу судна.

Основными условиями предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» являются: работа в плавсоставе (независимо от наименования должности); отнесение судна к соответствующему флоту; предназначение судна.

Исходя из буквального толкования указанной нормы Закона плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

В данном случае для установления права на досрочное назначение пенсии истцу, необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 2 1991 года);

Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», (далее - Список № 2 1956 года) - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 г.

В п. 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516), предусмотрено, что при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются, в числе прочих, периоды следующих работ: работы с тяжелыми условиями труда (подп. 2) и работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) – подп. 9.

Порядок суммирования установлен в п. 3 Правил, в соответствии с которым суммирование периодов работ, указанных в п. 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления: к периодам работ, указанных в подп. 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подп. 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абз. 1 подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», действовавшего на тот период времени.

Таким образом, возможность суммирования периодов работы, учтенных в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с периодами работы, учтенными по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в целях определения права на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» возможно только при выработке полного стажа, предусмотренного первым предложением п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (ранее действовавшим абз. 1 пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»), то есть 12 лет и 06 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда для мужчин.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Штакин С.Г. через своего представителя, действующую на основании доверенности Штакину И.В., обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ (т. 1 л.д. 115-118).

Решением ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием специального стажа (т. 1 л.д. 18-22, 98-102).

В протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ указано, что стаж истца на соответствующих видах работ в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ с учетом суммирования со стажем на работах с тяжелыми условиями труда составляет 05 лет 02 месяца 14 дней (т. 1 л.д. 18-22, 98-102). В стаж на соответствующих видах работ не включены следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве матроса в ММФ «Латвийское морское пароходство» (Республика Латвия); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве матроса в ОАО «Лапа ЛТД» (Республика Латвия) (поскольку не представлен документ, подтверждающий факт уплаты страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ на территории РФ, а также документально не подтверждено, что суда, на которых работал истец, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения).

ДД.ММ.ГГГГ Штакин С.Г. обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ (т. 1 л.д. 73-75).

Решением ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ Штакину С.Г. назначена досрочная страховая пенсия по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 69). Продолжительность стажа с тяжелыми условиями труда составила 07 лет 05 месяцев 29 дней (т. 2 л.д. 70-71, 72).

Согласно трудовой книжке истца, Штакин С.Г. ДД.ММ.ГГГГ принят в резерв плавсостава в ММФ «Латвийское морское пароходство» (Республика Латвия); с ДД.ММ.ГГГГ работал на т/к «Л.Кузнецкий» ; с ДД.ММ.ГГГГ – ; с ДД.ММ.ГГГГ - на т/к «Булдури» ; с ДД.ММ.ГГГГ работал на т/к «Хавлис» ; ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с переводом на работу в фирму «Лапа ЛТД»; с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в «Лапа ЛТД»; с ДД.ММ.ГГГГ работал на т/к «Хавлис» ; с ДД.ММ.ГГГГ работал на корабле «ААВЛУР»; ДД.ММ.ГГГГ уволен (т. 1 л.д. 76-84).

В архивной справке Национального архива Латвии от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что Штакин С.Г. зачислен курсантом в Рижскую мореходную школу по специальности и с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), по окончании по специальности направлен на 8 месяцев в Вентспилский морской торговый порт для окончания обучения по специальности (приказ от ДД.ММ.ГГГГ). В списках по личному составу и в личных карточках работников Вентспилского морского торгового порта имеются сведения о том, что выпускник Рижской мореходной школы Штакин С.Г. принят на работу докером в учебную бригаду при УКК (так в документе) Импортного района с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) и уволен с работы в порядке перевода в Латвийское морское пароходство с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ). В лицевых счетах Штакина С.Г. указана специальность - , и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему начислялась заработная плата в советских рублях. В коллективном договоре Вентспиллского Морского торгового порта имеется список должностей и профессий, которым установлен дополнительный отпуск за вредные условия труда. В этом списке работникам по профессии докер-механизатор полагается 6 дней отпуска за вредные условия труда.

Также из указанной архивной справки видно, что Штакин С.Г. принят на работу в порядке перевода из Вентспилского морского торгового порта в резерв плавсостава с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) и уволен в порядке перевода в фирму «Лапа ЛТД» с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), где работал по ДД.ММ.ГГГГ. За указанный период времени ему начислялась заработная плата за полный рабочий день с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в советских рублях, нет сведений о заработной плате за февраль, июль, декабрь ДД.ММ.ГГГГ, май, июнь, июль ДД.ММ.ГГГГ, март, апрель ДД.ММ.ГГГГ, далее сведения о начислении заработной платы отсутствуют. Заработная плата за указанный период составила: январь ДД.ММ.ГГГГ – 58,04 руб., март ДД.ММ.ГГГГ – 490,51 руб., апрель ДД.ММ.ГГГГ – 271,36 руб., май ДД.ММ.ГГГГ – 748,45 руб., июнь ДД.ММ.ГГГГ – 62,25 руб., август ДД.ММ.ГГГГ – 170,42 руб., сентябрь ДД.ММ.ГГГГ – 145,42 руб., октябрь ДД.ММ.ГГГГ – 337,86 руб., ноябрь ДД.ММ.ГГГГ – 60,00 руб., январь ДД.ММ.ГГГГ – 145,42 руб., февраль ДД.ММ.ГГГГ – 145,42 руб., март ДД.ММ.ГГГГ – 342,42 руб., апрель ДД.ММ.ГГГГ – 772,92 руб., август ДД.ММ.ГГГГ – 102,33 руб., сентябрь ДД.ММ.ГГГГ – 145,42 руб., октябрь ДД.ММ.ГГГГ – 145,00 руб., ноябрь ДД.ММ.ГГГГ – 145,00 руб., декабрь ДД.ММ.ГГГГ – 145,00 руб., январь ДД.ММ.ГГГГ – 1216,82 руб., февраль ДД.ММ.ГГГГ – 2,07 руб., май ДД.ММ.ГГГГ – 0,84 руб. (т. 1 л.д. 152 оборот-153, 156, т. 2 л.д. 46-47).

В архивной справке АО «Латвияс кугьниециба» от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Штакин С.Г. работал в качестве матроса, матроса-моториста в плавсоставе Латвийского морского пароходства полный рабочий день, в режиме полной рабочей недели с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Стаж работы в латвийском морском пароходстве составляет 07 лет 03 месяца 16 дней. Со всех доходов произведены социальные платежи. Суда латвийского пароходства являются судами морского флота, доставляющими грузы в разные страны, имеют неограниченный район плавания и не являются портовыми, постоянно работающими в акватории порта, служебно-вспомогательными, служебно-разъездными, каботажными, внутригородского и пригородного сообщения. Навигационный период судов латвийского пароходства весь год (т. 1 л.д. 228-231).

Также представлены копия личной карточки на имя Штакина С.Г. и дополнения к личному листку по учету кадров загранплавания за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 153 оборот-154, т. 2 л.д. 48-49).

Из справки «Лапа ЛТД» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Штакин С.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения принят на работу в порядке перевода из Латвийского пароходства и командирован на работу на суда иностранной компании «Нavtor Management A/S» в должности матроса с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ). За указанный период времени ему начислялась заработная плата за полный рабочий день с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а именно, май ДД.ММ.ГГГГ – 1635,00 латв. руб., июнь ДД.ММ.ГГГГ года – 2000,00 латв. руб., июль ДД.ММ.ГГГГ – 2000,00 латв. руб., август ДД.ММ.ГГГГ – 2000,00 латв. руб., сентябрь ДД.ММ.ГГГГ – 2000,00 латв. руб., октябрь ДД.ММ.ГГГГ – 2000,00 латв. руб., ноябрь ДД.ММ.ГГГГ – 2000,00 латв. руб., декабрь ДД.ММ.ГГГГ – 2000,00 латв. руб., январь ДД.ММ.ГГГГ – 2000,00 латв. руб., февраль ДД.ММ.ГГГГ – 187,00 латв. руб., март ДД.ММ.ГГГГ – 187,00 латв. руб., апрель ДД.ММ.ГГГГ – 187,00 латв. руб., май ДД.ММ.ГГГГ – 14,70 (в латах). Далее сведения о начислении заработной платы отсутствуют. Согласно Уставу Латвийского Пароходства, а также Уставу компании «Лапа ЛТД» все суда, на которых работал Штакин С.Г., не являются портовыми, постоянно работающими в акватории порта, служебно-вспомогательными, служебно-разъездными, каботажными, внутригородского и пригородного сообщения. За период работы все социальные выплаты были произведены в соответствии с правилами Совета Министров Республики Латвия (т. 1 л.д. 156, т. 2 л.д. 41).

Из ответов руководителя Пенсионного отдела Отдела международных услуг Государственного агентства социального страхования Латвийской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ следует, что архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ на имя Штакина С.Г. согласно латвийского законодательства имеет юридическую силу при наличии реквизитов – наименование автора, дата, подпись, название места издания, оттиск печати, регистрационный номер. Справка работодателем после ДД.ММ.ГГГГ принимается для подтверждения страховых периодов при наличии ссылок на документы (т. 2 л.д. 40, 42).

Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что истец Штакин С.Г. работал в должности матроса, которая относится к плавсоставу судна, работал на судах, которые не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. Также материалами дела подтверждается факт получения им заработной платы за полный рабочий день с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, доводы апелляционной жалобы ответчика об обратном являются необоснованными, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

Между тем, судом первой инстанции включен период работы Штакина С.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Латвийском Морском Пароходстве, продолжительность которого составляет 05 лет 11 месяцев, при этом во включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Штакину С.Г. отказано, поскольку материалами дела не подтверждается факт уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом исходя из следующего.

В связи с заключением Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированного Постановлением Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, СССР как геополитическое образование прекратил свое существование ДД.ММ.ГГГГ.

19.01.2011 вступил в силу Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения, подписанный в г. Риге 18.12.2007, распространяющийся на отношения, регулируемые законодательством Договаривающихся Сторон о социальном обеспечении и обязательном (государственном) социальном страховании, в том, что относится к трудовым пенсиям по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

В приведенном международном Договоре отсутствуют положения об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, как обязательном условии включения в страховой стаж периодов работы на территории Латвийской Республики для назначения и выплаты пенсии на территории России.

В то же время, действующим пенсионным законодательством в целях реализации гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на социальное обеспечение по возрасту (ч. 1 ст. 39) предусмотрена возможность зачета в страховой стаж периодов работы и (или) иной трудовой деятельности, выполняемой за пределами территории Российской Федерации, независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Вопросы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, чья трудовая деятельность после ДД.ММ.ГГГГ протекала на территории Латвийской Республики, и переселившихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, регулируются Договором между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ. Порядок и условия применения данного Договора установлены Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством благосостояния Латвийской Республики, подписанным ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из ст. 10 Договора от ДД.ММ.ГГГГ, при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (п. 1).

Согласно п. 4 ст. 10 Договора, при определении права на пенсию на льготных условиях и за выслугу лет работавшим в определенных профессиях (в Российской Федерации - досрочную трудовую пенсию по старости) учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях и в соответствии с законодательством обеих Договаривающихся Сторон на аналогичных работах, в профессиях, должностях, специальностях, учреждениях (организациях), кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

При установленных обстоятельствах, препятствий к включению в специальный трудовой стаж спорных периодов работы не имеется.

Согласно ст. 25 Договора, в случае если право на пенсию по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет работавшим в определенных профессиях возникло после вступления в силу настоящего Договора, то пенсия назначается и выплачивается в следующем порядке: 1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные до ДД.ММ.ГГГГ на территории одной из Договаривающихся Сторон, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся сторона, на территории которой лицо проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором; 2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон после ДД.ММ.ГГГГ, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором. По желанию и на основании заявления граждан Договаривающихся Сторон им может устанавливаться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

В соответствии со ст. 6 Договора, застрахованные, на которых распространяется действие настоящего Договора, подпадают исключительно под действие законодательства той Договаривающейся Стороны, на территории которой они осуществляют трудовую деятельность.

Принимая во внимание, что международным Договором предусмотрен учет одной из Договаривающихся Сторон страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, то периоды работы истца в Латвийском морском пароходстве после ДД.ММ.ГГГГ также подлежат включению в специальный стаж истца.

Таким образом, анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец осуществлял работу по профессии матроса, которая относится к плавсоставу судна, работал на судах, которые не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения, работал в течение полного рабочего дня, то есть в должности, предусмотренной п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Указанные периоды работы подтверждены архивной справкой Национального архива Латвии от ДД.ММ.ГГГГ, архивной справкой АО «Латвияс кугьниециба» от ДД.ММ.ГГГГ, копией личной карточки на имя Штакина С.Г. и дополнением к личному листку по учету кадров загранплавания за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; справкой компании «Лапа ЛТД» от ДД.ММ.ГГГГ. В указанные периоды работы истец получал заработную плату за полный рабочий день.

При этом архивные справки и справка работодателя, содержат ссылку на подтверждающие документы, что соответствует требованиям п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 г. №958н, которым установлено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30-32 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Оснований не доверять изложенным в указанных справках сведениям не имеется, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Между тем, согласно справкам о заработной плате, выданным Национальным архивом Латвии и компанией «Лапа ЛТД», за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислений не имеется либо имеются начисления не в полном объеме.

В связи с чем из специального стажа истца подлежат исключению периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции полагает возможным включить в специальный стаж истца следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве матроса в Латвийском морском пароходстве; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве матроса в компании «Лапа ЛТД».

С учетом включения вышеуказанных периодов работы, специальный трудовой стаж истца на момент возникновения права – ДД.ММ.ГГГГ составляет 12 лет 08 месяцев 14 дней (05 лет 02 месяцев 14 дней (зачтено ответчиком) + 05 лет 11 месяцев 00 дней (зачтено судом первой инстанции) + 01 год 07 месяцев 00 дней (зачтено судом апелляционной инстанции), страховой стаж превышает 25 лет, размер ИПК составляет 59,863, также учтивая, что Штакин С.Г. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ достиг возраста 55 лет, право на досрочную трудовую пенсию у него возникло, и он имеет право на досрочную страховую пенсию с даты возникновения права на указанную пенсию.

Ссылки ответчика на то обстоятельство, что истцом самостоятельно выбран вариант установления пенсии по законодательству Российской Федерации без применения положений Договора, заключенного между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.

Допрошенная в судебном заседании в суде апелляционной инстанции в качестве свидетеля Штакина И.В. показала, что действительно она, действуя на основании доверенности от имени Штакина С.Г., ДД.ММ.ГГГГ обращалась в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска с заявлением о назначении Штакину С.Г. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ. При заполнении данного заявления работниками пенсионного фонда был задан вопрос о том, где Штакин С.Г. желает получать пенсию, на территории России или на территории Латвии. Штакина И.В. сообщила о желании получать пенсию в Российской Федерации, после чего под диктовку сотрудников пенсионного органа ей было заполнено заявление о назначении пенсии с отметкой об установлении пенсии по законодательству Российской Федерации без применения положений Договора, заключенного между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18.12.2007. При этом каких-либо разъяснений о наиболее выгодном варианте назначения Штакину С.Г. пенсии кто-либо из работников ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Челябинска свидетелю не разъяснял. Сама Штакина И.В. не знала о положениях данного Договора и о том, какой вариант установления пенсии наиболее выгоден для Штакина С.Г.

Данные обстоятельства не оспаривались стороной ответчика при рассмотрении настоящего гражданского дела.

Исходя из изложенного, пенсионный орган не исполнил свою обязанность по разъяснению представителю Штакина С.Г. – Штакиной И.В. при первичном обращении с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости вопроса о наиболее выгодном варианте назначения пенсии и о том, какие недостающие документы необходимо представить дополнительно для назначения такой пенсии, равно как и не предпринял действий по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых находятся такие документы.

Так, порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями ст.ст. 21, 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч. 7 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона №400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ).

Исходя из положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона №400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила обращения за страховой пенсией).

В п. 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности, проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подп. "а"); регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подп."г").

В п. 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе: дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подп. "а"); запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подп. "в").

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 23 Правил обращения за страховой пенсией).

В п. 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.

Кроме того, в силу ч. 2 ст. 25 Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18.12.2007 гражданам Российской Федерации по их желанию может устанавливаться пенсия согласно российскому пенсионному законодательству без применения положений договора. Такой выбор гражданина является окончательным и пересмотру не подлежит. Исходя из норм Договора при определении права застрахованных лиц на пенсию и при оценке (конвертации) их пенсионных прав учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях Российской Федерации и Латвийской Республики кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

Согласно ст. 18 Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18.12.2007 в целях реализации настоящего Договора уполномоченные организации заключают соглашение по его применению.

В подп. "а", "б", "в" п. 1.1 и подп. "а" п. 1.2 ч. 1 ст. 2 Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством благосостояния Латвийской Республики о применении Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18.12.2007 (совершенным в г. Москве 20.12.2010) установлено, что компетентными организациями Договаривающихся Сторон в соответствии с п. 1 ст. 19 Договора применительно к положениям ст. 2 Договора в Российской Федерации являются Пенсионный фонд Российской Федерации - по вопросам уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установления, выплаты пенсий, выплаты пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, и их финансового обеспечения; Фонд социального страхования Российской Федерации - в части обеспечения пособиями в случае трудового увечья или профессионального заболевания, пособий по временной нетрудоспособности и материнству, пособий на погребение умерших работавших лиц и умерших несовершеннолетних членов семей работающих лиц; государственные учреждения службы занятости населения субъекта Российской Федерации - по вопросам назначения и выплаты пособия по безработице, а также подтверждения страхового (трудового) стажа.

В Латвийской Республике - Агентство государственного социального страхования - по вопросам социального обеспечения и обязательного (государственного) социального страхования.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Соглашения, при необходимости суммирования периодов страхового (трудового) стажа в целях определения права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации компетентная организация одной Договаривающейся Стороны запрашивает у компетентной организации другой Договаривающейся Стороны подтверждение периодов страхового (трудового) стажа, приобретенных в соответствии с ее законодательством. При этом к запросу прилагаются копии документов о трудовой и иной деятельности, заверенные компетентной организацией.

Ответ на запрос оформляется в виде справки о страховом (трудовом) стаже согласно приложению № 2.

Следовательно, обязанность предоставления сведений подтверждающих периоды специального страхового стажа и соответственно о произведенных социальных выплатах в Латвийской Республике лежит на пенсионном органе, а не на истце, что соответствует вышеуказанным положениям международного законодательства. Тогда как такую обязанность пенсионный фонд не исполнил, надлежащим образом оформленный запрос в Агентство государственного социального страхования Латвийской Республики не направил, разъяснения о наиболее выгодном варианте назначения пенсии истцу не представил.

Более того, гражданин не может реализовать свое субъективное право на пенсионное обеспечение без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему пенсии определенного вида и размера, и в силу такого решения у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, непосредственно перед этим гражданином, как участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему пенсии; получение пенсионером причитающихся ему сумм пенсии является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением его права на получение пенсии конкретного вида и в определенном размере, что и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение; выплате денежных средств, предоставляемых гражданину в рамках правоотношений по пенсионному обеспечению, предшествует принятие органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующих решений (актов) о назначении и выплате ему пенсии конкретного вида, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-О-О).

При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный трудовой стаж Штакина С.Г. периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве матроса в Латвийском морском пароходстве; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве матроса в компании «Лапа ЛТД» и возложении обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ следует отменить и вынести в этой части новое решение о возложении на ответчика обязанности включить указанные периоды в специальный трудовой стаж и назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости.

Иных оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционных жалоб истца и ответчика судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 22 марта 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный трудовой стаж Штакина С. Г. периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве матроса в Латвийском морском пароходстве; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве матроса в компании «Лапа ЛТД» и возложении обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ и вынести в этой части новое решение.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области включить в специальный трудовой стаж Штакина С. Г. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве матроса в Латвийском морском пароходстве; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве матроса в компании «Лапа ЛТД» и назначить Штакину С. Г. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.

Это же решение суда в остальной части оставить без изменения, апелляционные жалобы Штакина С. Г., Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 12 августа 2022 года.