НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 08.06.2020 № 11А-176/20

Дело № 11a-6073/2020 Судья: Латыпова Т.А.

Дело № 11а-176/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 июня 2020 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Аганиной Т.А.,

судей Магденко А.В., Знамеровского Р.В.,

при секретаре Ахмировой А.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционной жалобе Видяева Юрия Ивановича на решение Агаповского районного суда Челябинской области от 13 марта 2020 года по иску Межрайонной ИФНС России №16 по Челябинской области к Видяеву Юрию Ивановичу о взыскании задолженности по обязательным платежам и пени.

Заслушав доклад судьи Аганиной Т.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав мнение административного ответчика Видяева Ю.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России №16 по Челябинской области (далее - МИФНС России №16 по Челябинской области) обратилась в суд с административным иском к Видяеву Ю.И. о взыскании:

- налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 10 036 рублей за 2017 год, пени за период с 04 декабря 2018 года по 06 февраля 2019 года в размере 167,44 рублей;

- транспортного налога с физических лиц в размере 3113 рублей за 2017 год, пени за период с 04 декабря 2018 года по 06 февраля 2019 года в размере 51,94 рублей;

- земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 10474 рублей за 2017 год, пени за период с 04 декабря 2018 года по 06 февраля 2019 года в размере 174,74 рублей;

- задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 5840 рублей за период 2018 года;

- задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии в размере 23812,14 рублей за 2018 год.

В обоснование заявленных требований указано на то, что Видяев Ю.И. не исполнил обязанность по уплате за 2017 год имущественных налогов, в связи с чем, ему были начислены пени, выставлено требование № , которое им не исполнено. Кроме того, в 2018 году Видяев Ю.И. являлся индивидуальным предпринимателем и не оплатил в полном объеме страховые взносы на обязательное медицинское страхование, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии. Видяеву Ю.И. было выставлено требование № об уплате страховых взносов за 2018 год, которое оставлено без исполнения. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения МИФНС России № 16 по Челябинской области к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены - в суд с административным иском.

Представитель административного истца МИФНС России №16 по Челябинской области в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Ответчик Видяев Ю.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на иск.

Решением Агаповского районного суда Челябинской области от 13 марта 2020 года требования МИФНС России №16 по Челябинской области удовлетворены полностью. Кроме того, с Видяева Ю.И. взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 1810 рублей.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Видяев Ю.И. обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить, принять новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывает на то, что при вынесении решения судом неполно исследованы доказательства по делу, не дана оценка представленному ходатайству по делу от 11 февраля 2020 года, документам, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указал, что поскольку с его расчетного счета были взысканы денежные суммы в размере 18675 рублей - 28 апреля 2017 года; 437,35 рублей – 12 мая 2017 года; 1755 рублей – 23 мая 2017 года; 380 рублей – 09 июня 2017 года; 18675 рублей – 09 июня 2017 года; 433 рублей - 31 августа 2017 года; 17123 рублей – 31 августа 2017 года; 302 рублей - 22 марта 2018 года, на общую сумму 39105,35 рублей, то указанную сумму необходимо вычесть из заявленной административным истцом суммы иска.

От МИФНС России №16 по Челябинской области поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых налоговый орган просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы считает необоснованными.

Ответчик Видяев Ю.И. настаивал на доводах апелляционной жалобы. Пояснил, что суммы, указанные в апелляционной жалобе, просит зачесть в счет требований по настоящему административному иску. Налоговый орган должен был учесть переплату по налогам в счет будущих платежей, в том числе и по настоящему иску, но не сделал этого.

Представитель административного истца МИФНС России №16 по Челябинской области в суд апелляционной инстанции не явился, был извещен.

В соответствии с частью 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Выслушав мнение административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, доводы возражений на апелляционную жалобу, проверив материалы дела в полном объеме, представленные новые доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Пунктом 2 статьи 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1998 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Разрешая требования истца о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени, суд исходил из следующего.

В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с пунктом 4 статьи 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (пункт 4 статьи 397 НК РФ).

В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункты 2, 4 статьи 52 НК РФ).

Налог, подлежащий уплате, рассчитывается налоговым органом не более чем за три календарных года, предшествующих году направления налогового уведомления (пункт 2 статьи 52 НК РФ).

Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

Как видно из материалов дела, Видяев Ю.И. в 2017 году являлся собственником недвижимого имущества:

- иное строение, помещение и сооружение, по адресу: <адрес>, кадастровый номер: ;

- квартира по адресу: <адрес>, кадастровый номер: .

Видяеву Ю.И. за указанное выше недвижимое имущество налоговым органом начислен налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2017 год в размере 10036 рублей:

- на иное строение, помещение и сооружение по адресу: <адрес> (4794306 рублей х ставку 0,50% х на 12 мес. х коэффициент 0,4 = 9589 рублей),

- на квартиру по адресу: <адрес> (458216 рублей х ставку 0,15% х на 12 мес. х коэффициент 0,4 = 447 рублей),

и направлено налоговое уведомление № от 14 июля 2018 года со сроком уплаты не позднее 03 декабря 2018 года, которое было направлено через личный кабинет налогоплательщика (л.д. 15,16).

В установленный в налоговом уведомлении срок, Видяев Ю.И. не исполнил обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2017 год.

В силу пункта 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4).

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней, с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени (статья 72 НК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ пени исчисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В силу пункта 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

На основании пункта 2 статьи 69, пункта 1 статьи 70 НК РФ налоговым органом в адрес административного ответчика, согласно списку заказных писем № 422 (л.д.13), было направлено требование:

- № по состоянию на 07 февраля 2019 года об оплате в срок до 19 марта 2019 года недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2017 год в размере 10036 рублей, пени по данному виду налога за период с 04 декабря 2018 года по 06 февраля 2019 года в размере 167,44 рублей (л.д. 12).

В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налога на имущество за 2017 год в размере 10036 рублей, пени в размере 167,44 рублей.

Расчет задолженности по налогу и пени районным судом проверен и является правильным, сумма задолженности и произведенный налоговым органом расчет недоимки по налогам и пени административным ответчиком не опровергнут.

Разрешая требования истца о взыскании задолженности по земельному налогу и пени, суд исходил из следующего.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации земельный налог является местным налогом (статья 15 НК РФ), устанавливается данным Кодексом (глава 31 НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 1 статьи 387 НК РФ); устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных данным Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387 НК РФ).

НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; в свою очередь, кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 НК РФ); налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункты 1 и 4 статьи 391 НК РФ), налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ); сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет, исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 396 НК РФ).

Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 391 НК РФ, который не изменялся с момента принятия данного Кодекса до настоящего времени, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Судом установлено, что Видяев Ю.И. в 2017 году на праве собственности принадлежали земельные участки (л.д. 10):

- кадастровый номер (ОКТМО 75603407), кадастровой стоимостью 686339 рублей;

- кадастровый номер (ОКТМО 75603407), кадастровой стоимостью 27777 рублей;

- кадастровый номер (ОКТМО 75603436), кадастровой стоимостью 31920 рублей.

На основании сведений о зарегистрированных правах на земельные участки и их кадастровой стоимости, полученных в порядке межведомственного взаимодействия, налоговым органом в адрес Видяева Ю.И., через личный кабинет налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № от 14 июля 2018 года о подлежащей уплате в срок до 03 декабря 2018 года сумме земельного налога за 2017 год в размере 10378 рублей (ОКТМО 75603407) и в размере 96 рублей по (ОКТМО 75603436) (л.д.15, 16).

В связи с неуплатой земельного налога за 2017 год в установленный срок, Видяеву Ю.И., согласно списку заказных писем № л.д.13), направлено требование № об уплате земельного налога и пени по состоянию на 07 февраля 2019 года, согласно которому налогоплательщику необходимо уплатить земельный налог, взимаемый с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в сумме 10378 рублей, пени за период с 04 декабря 2018 года по 06 февраля 2019 года в размере 173,14 рублей (ОКТМО 75603407), земельный налог, взимаемый с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 96 рублей, пени за период с 04 декабря 2018 года по 06 февраля 2019 года в размере 1,60 рублей (ОКТМО 75603436) (л.д. 12,13).

В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате земельного налога за 2017 год взимаемого с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенном в границах сельских поселений в суммах 10378 рублей и 96 рублей, пени на указанную недоимку в размере 173,14 рублей и 1,60 рублей соответственно.

Расчет задолженности по земельному налогу и пени районным судом проверен и является правильным, сумма задолженности и произведенный налоговым органом расчет недоимки по налогам и пени административным ответчиком не опровергнут.

Разрешая требования истца о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, суд исходил из следующего.

В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.

Порядок уплаты транспортного налога установлен Законом Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-ЗО «О транспортном налоге», действующим на момент возникновения спорных правоотношений.

Согласно пункту 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Достоверно установлено и подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, что Видяев Ю.И. в 2017 году являлся собственником транспортных средств:

- «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак ;

- «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак (л.д.10, 14).

Видяеву Ю.И. за указанное выше имущество налоговым органом начислен транспортный налог за 2017 год в размере 3113 рублей:

- за автомобиль «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак , в размере 2500 рублей (налоговая база 100 х налоговая ставка 25);

- за автомобиль «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак , в размере 613 рублей (налоговая база 79,6 х налоговая ставка 7,7),

направлено налоговое уведомление № от 14 июля 2018 года со сроком уплаты не позднее 03 декабря 2018 года, что подтверждает скриншот личного кабинета налогоплательщика (л.д. 15, 16).

Уведомление налогового органа в установленный срок Видяевым Ю.И. исполнено не было, были начислены пени, согласно списку № направлено требование № от 07 февраля 2019 года об уплате в срок до 19 марта 2019 года:

- транспортного налога за 2017 год в размере 3113 рублей,

- пени с 04 декабря 2018 года по 06 февраля 2019 года в сумме 51,94 рублей (л.д. 12, 13).

В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате транспортного налога за 2017 год в размере 3113 рублей, пени в размере 51,94 рублей.

Представленный налоговым органом расчет пени за период с 04 декабря 2018 года по 06 февраля 2019 года в размере 51,94 рублей проверен судом и обоснованно признан верным, соответствует положениям налогового законодательства, и оснований для его изменения не имеется.

Принимая во внимание приведенные нормы действующего законодательства, а также установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости взыскания с Видяева Ю.И. за 2017 год налога на имущество физических лиц в размере 10 036 рублей, пени в размере 167,44 рублей; транспортного налога в размере 3113 рублей, пени в размере 51,94 рублей; земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 10474 рублей, пени 174,74 рублей. Судебная коллегия соглашается с указанными выводами.

Разрешая требования истца о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 5840 рублей за период 2018 года; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии в размере 23812,14 рублей за 2018 год, суд исходил из следующего.

Согласно подп. 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, которые в силу пункта 2 статьи 14 этого же Федерального закона обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.

С 01 января 2017 вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

На основании пункта 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (пункт 5 статьи 432 НК РФ).

Как следует из материалов дела, согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Видяев Ю.И. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 14 ноября 2004 года по 18 января 2019 года.

Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что доходы Видяева Ю.И. в 2018 году превышали 300 000 рублей, страховые взносы за указанный период подлежали оплате не позднее 31 декабря 2018 года, однако в установленный срок страховые взносы Видяевым Ю.И. уплачены не были.

05 февраля 2019 года МИФНС России № 16 по Челябинской области в адрес Видяева Ю.И. по почте было направлено требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 24 января 2019 года, в котором Видяеву Ю.И. указывалось на необходимость в срок 13 февраля 2019 года произвести оплату недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год в сумме 26311,26 рублей (26545 рублей за 2018 год – переплата 233,74 рублей), пени в размере 95,16 рублей, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за 2018 год в размере 5840 рублей, пени в размере 21,12 рублей (л.д. 17,27).

В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате указанных обязательных платежей в полном объеме.

Согласно статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ).

Поскольку сумма налогов, страховых взносов, пеней, подлежащих взысканию с Видяева Ю.И. превысила 3000 рублей в требовании № , согласно которому предлагалось погасить задолженность в срок до 13 февраля 2019 года, налоговый орган имел право обратиться в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей, а именно налогов за 2017 год, пеней, страховых взносов за 2018 год в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей, то есть до 13 августа 2019 года (13 февраля 2019 года + 6 месяцев = 13 августа 2019 года).

Из материалов дела усматривается, что в установленный законом срок, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Судебный приказ № был вынесен 12 июля 2019 года.

Определением мирового судьи от 22 июля 2019 года судебный приказ № по заявлению должника был отменен (л.д. 7). 22 января 2020 года налоговый орган обратился в суд с административным иском о взыскании с Видяева Ю.И. обязательных платежей в установленный законом срок (л.д. 3).

Срок принудительного взыскания обязательных платежей налоговым органом не пропущен.

29 апреля 2019 года от Видяева Ю.И. поступил платеж по страховым взносам в размере 2499,12 рублей, в связи с чем, остаток задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год составил 23812,14 рублей (26311,26 рублей – 2499,12 рублей).

Разрешая спор, суд первой инстанции, исходя из того, что административным ответчиком не произведена уплата имущественных налогов за 2017 год, не произведена оплата страховых взносов за 2018 год в полном размере, на основании выставленных ему требований, пришел к выводу о необходимости взыскания с Видяева Ю.И. заявленных сумм обязательных платежей и пени.

Судебная коллегия считает, что суд верно удовлетворил административные исковые требования; решение суда об этом является законным и обоснованным; оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.

Доводы жалобы о том, что, по мнению заявителя, при вынесении решения судом неполно исследованы доказательства по делу, а именно не учтены списанные налоговым органом со счета Видяева Ю.И. денежные суммы в размере 18675 рублей - 28 апреля 2017 года; 437,35 рублей – 12 мая 2017 года; 1755 рублей – 23 мая 2017 года; 380 рублей – 09 июня 2017 года; 18675 рублей – 09 июня 2017 года; 433 рублей - 31 августа 2017 года; 17123 рублей – 31 августа 2017 года; 302 рублей - 22 марта 2018 года, на общую сумму 39105,35 рублей, судебной коллегией не принимаются, ввиду следующего.

Из материалов дела следует, что Видяев Ю.И. осуществлял предпринимательскую деятельность, с применением системы налогообложения – упрощенная система налогообложения (далее - УСН). Сумма 18675 рублей была оплачена Видяевым Ю.И. за 2016 год по УСН.

Вместе с тем Инспекция обратилась в суд с требованием о взыскании транспортного налога, налога на имущество, земельного налога физических лиц.

Согласно пункта 3 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности).

В соответствии с НК РФ использование налоговых льгот является правом, а не обязанностью налогоплательщика и носит заявительный характер. То есть плательщик сам решает, использовать налоговую льготу, отказаться от нее либо приостановить ее использование.

Видяев Ю.И. заявление об использовании налоговых льгот по налогу на имущество в Инспекцию не подавал, доказательств использования имущества в предпринимательской деятельности не представлял.

Так согласно карточки расчета с бюджетом (л.д.83 оборот), копии налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО (л.д.73-76), сумма в размере 18 675 рублей, списанная 09 июня 2017 года, является налогом за 2017 год, самостоятельно исчисленным налогоплательщиком;

сумма в размере 17123 рубля, списанная 31 августа 2017 года, также согласно карточки расчета с бюджетом (л.д.82), является налогом, самостоятельно исчисленным налогоплательщиком;

суммы в размере 380,29 рублей и 433,08 рублей, списанные 09 июня 2017 года и 31 августа 2017 года, соответственно, являются пенями, начисленными за несвоевременную уплату УСНО (декларация за 2016, 2017 г.г.) (л.д.82, 83 оборот);

сумма в размере 302 рублей, списанная 22 марта 2018 года, является штрафом по решению налогового органа № от 01 декабря 2017 года;

суммы в размере 1755 руб. списанная 23 мая 2017 года и 437,35 руб. списанная 12 мая 2017 года, перечислены в счет уплаты пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.

Довод жалобы о том, что вышеуказанные суммы необходимо вычесть из заявленной административным истцом суммы иска, является необоснованным и основан на неверном толковании норм права, поскольку эти суммы были оплачены налогоплательщиком самостоятельно по налоговым декларациям по УСН и не относятся к суммам, предъявленным в административном исковом заявлении.

Кроме того, зачет и возврат излишне уплаченных сумм налога, пени, штрафов, в силу статьи 78 НК РФ, к предмету рассмотрения по данному делу не относится.

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Выводы суда основаны на законе и не противоречат собранным по делу доказательствам.

Иных правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит, аргументы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со статьей 310 КАС РФ.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно примененным судом законом и с учетом представленных сторонами доказательств. В апелляционной жалобе обоснованность выводов суда первой инстанции не опровергнута.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.

Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Агаповского районного суда Челябинской области от 13 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Видяева Юрия Ивановича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи